Советская военная помощь Афганистану 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советская военная помощь Афганистану



 

Как уже отмечалось, после Апрельской революции 1978 г. существовавшие до этого вооруженные силы практически распались, расслоились. И для Демократической Республики Афганистан предстояло заново создавать свои вооруженные силы, что было возможно только с помощью Советского Союза. В первую очередь требовались помощь в подготовке военных кадров и обеспечении военной техникой. И поставки оружия и военного имущества шли непрерывным потоком. Часто это делалось за счет ущемления нужд Советской Армии.

В связи с тем, что после подписания Женевских соглашений США, Пакистан и другие страны не прекратили поставки оружия моджахедам, особенно остро встал вопрос об увеличении военной помощи Республике Афганистан, чтобы как-то компенсировать отсутствие советских войск.

Вообще запросы и просьбы афганского руководства о военных поставках всегда были значительно большими, чем это мог сделать и практически делал Советскими Союз. Но в целом советская военная помощь была значительной. В денежном выражении объемы поставок по годам выглядят следующим образом (млн. рублей).

 

1980 г. — 267,6;

1981 г. — 231,5;

1982 г. — 277,9;

1983 г. — 221,4;

1984 г. — 366,3;

1985 г. — 516,3;

1986 г. — 579,1;

1987 г. — 1063,4;

1988 г. — 1629,0;

1989 г. — 3972,0.

 

Таким образом за 1980–1989 гг. Афганистану поставлено специмущества на сумму около 9,1 млрд. рублей, при этом в 1989 году — почти на 4 млрд. рублей (ежедневно на 10,9 млн. руб. с учетом вооружения, военной техники и боеприпасов, переданных из 40-й армии), в том числе: ракетных комплексов Р-300 (СКАД) — 14, «Луна-М» — 10, танков — 767, боевых машин — 491, бронетранспортеров — 1338, реактивных систем — 116, орудий и минометов — 1212, гранатометов — 3804, огнеметов — 5680, зенитных комплексов «Стрела-10» — 16, стрелкового оружия — 119 тыс., зенитных пушек и установок — 700, самолетов — 76, вертолетов — 36, артиллерийских боеприпасов и мин — 4897 тыс., авиабомб — 112 тыс.

На 1990 г. афганская сторона запросила поставок военного имущества на сумму 6,4 млрд. рублей. Было выделено 1,8 млрд. рублей (в том числе на 500 млн. военного имущества, подлежащего уничтожению и списанию — танки, орудия, самолеты и др.).

Содержание 40-й армии ежегодно обходилось около 7,5 млрд. рублей (ежедневно 20,5 млн. рублей), что в два раза больше, чем оказана помощь Афганистану в 1989 г. при сохранении наших позиций в этой стране.

В 1990 году предусматривалось поставить: военного имущества на сумму 2,2 млрд. рублей (6 млн. ежедневно), в том числе: ракетных комплексов «Луна-М» — 2, танков — 380, боевых машин пехоты — 211, бронетранспортеров — 651, реактивных систем — 50, орудий и минометов — 114, гранатометов — 820, огнеметов — 1000, стрелкового оружия — 95,4 тыс., зенитных пушек и установок — 680, самолетов — 66, вертолетов — 37, артиллерийских боеприпасов и мин — 1938 тыс., авиабомб — 82,3 тыс. Фактически было поставлено на сумму около 1 млрд. рублей. Затраты советской стороны составили 1,75 млрд. рублей (2,3–0,55), что во внутренних ценах составило — 583 млн. рублей. Подлежащее списанию специмущество по отношению к выделенному составило примерно 25 %.

Эти поставки были рассчитаны главным образом на то, чтобы восполнить боевые и технические (износ) потери военной техники, а также расход боеприпасов. При посещении Кабула в июне 1990 г. заместителем председателя Совета Министров СССР И. С. Белоусовым президент Наджибулда еще раз обратился к нему со следующими просьбами.

Самый главный и острый вопрос, — говорил он, — это принятие решений и утверждение плана поставок в Республику Афганистан на 1990 г. (такого пока решения нет). При этом, учитывая, что решающие события, наиболее активные боевые действия ожидаются весной и в начале лета этого года, целесообразно не менее 70 % всех запланированных поставок выполнить в 3-м квартале 1990 г.

Дополнительная поставка ракет Р-300 (СКАД) с компонентами (желательно миниум 200–300 ракет с боеголовками и другими компонентами).

Ускорение передачи 30–40 боевых самолетов. Ускорение запланированных поставок бронетанковой, артиллерийской техники и боеприпасов. Поставка более совершенных средств воздушной и наземной разведки, особенно для засечки реактивных снарядов. Продолжить функционирование воздушного моста с интенсивностью 25–30 самолетов в сутки (на основании письма М. С. Горбачева). Поставка запасных частей и оказание помощи в ремонте (до 40 % техники неисправно), бронетанковой, автомобильной, артиллерийской, инженерной техники и средств связи. Эти просьбы не были в полной мере удовлетворены.

По вопросам военных поставок Афганистану шла постоянная борьба, как и в Афганистане, так и в Москве. Афганские министры военных ведомств, начальники родов войск нажимали во всю на президента, требуя добиваться увеличения поставок из СССР. Последний со своими министрами оказывал постоянное давление на советников и других советских представителей и посольских работников. В ряде случаев президент прямо выходил на высших советских руководителей.

Наша оперативная группа, как могла, стремилась сдерживать аппетиты афганской стороны, делая главный упор на то, что надо более рационально использовать имеющиеся средства. И немало помогали в этом отношении практически. Несмотря на это, мы постоянно получали упреки от Министерства обороны и Генерального штаба по поводу того, что мы якобы идем на поводу у «афганских товарищей». Некоторые руководители советского Генштаба без конца твердили нам, что надо соизмерять просьбы о поставках в Афганистан с экономическими возможностями нашей страны.

Формально все это было правильно. Но о политических и экономических возможностях надо думать прежде чем что-либо серьезное предпринимать. Но в обстановке, которая сложилась к 1989 г. верно было и то, что Республика Афганистан могла держаться лишь при определенном уровне военной помощи. В сложившейся обстановке политическое руководство должно было все взвесить и решить: нужно ли и дальше держаться за Афганистан или нет. Если да, то каким путем: политическим, дипломатическим или военным (в т. ч. и при сочетании этих средств). Действенных политических шагов с нашей стороны не просматривалось. Тогда оставался военный путь с оказанием минимально необходимой помощи правительству Наджибуллы. Если этот путь полически и экономически неприемлим, тогда ничего другого не оставалось, как отвернуться от режима и людей, которых мы сами поставили и вынудили их капитулировать перед вооруженной оппозицией, как потом и было сделано. А установка на то, чтобы и держаться за Афганистан и вместе с тем довольствоваться только тем, что могут дать чиновники, была еще более худшим вариантом, ибо в этом случае и средства расходовались и цель в конечном счете не достигалась. Для решения военных задач существуют определенные потребности и без их удовлетворения бессмысленно браться их решать. Надо понять и наше положение в Кабуле. Меня с оперативной группой направили для того, чтобы отстоять Республику Афганистан и мы были обязаны думать прежде всего об этом. И мы стремились отстаивать только те афганские просьбы, которые по нашим расчетам действительно были нужны для надежного противостояния вооруженной оппозиции.

В частности, от нас справедливо требовали добиться надежного подавления огневых средств противника вокруг Кабула и не допускать его обстрелов. И нам не очень хотелось, чтобы нас непрырывно обстреливали. Причем прекращение обстрелов было непростым делом. На всем Среднем и Ближнем Востоке шел набор наемников для обстрела Кабула. За доставку каждой ракеты в окрестности Кабула исполнителям выплачивались от 1000 до 2000 долларов. Ракеты оснащались автоматическими пускателями, которые срабатывали через 8–12 часов. Отсутствие людей около ракет затрудняло их обнаружение. С учетом всего этого было решено провести огневые операции силами авиации, ракетных войск и артиллерии с целью уничтожения и подавления огневых средств противника.

В ответ мы получаем из Генштаба следующее указание: «Ваше предложение о проведении многократных воздушных и ракетно-артиллерийских операций в зоне Кабула, а также об использовании самолетов АН-12 для ночного бомбометания вызывает сомнение в возможности их обеспечения поставками боеприпасов из Советского Союза. Сообщаю для вашей личной ориентировки, что министерством обороны СССР и МВЭСом СССР[74] на второе полугодие сего года изыскана возможность выделить для поставки РА только 937 тысяч артиллерийских боеприпасов и 32 тысячи авиабомб, всего на сумму около 400 млн. рублей, при этом выделить соответствующие средства для оплаты указанной поставки оказалось возможным лишь за счет сокращения военной помощи другим странам. С учетом имеющихся трудностей в экономике страны и практически полным израсходованием валютно-финансовых ресурсов МВЭСа в текущем году, будет чрезвычайно трудно изыскать кредитные средства сверх указанных 400 млн. рублей в случае резкого ухудшения обстановки в РА и необходимости экстренной дополнительной помощи. В связи с этим целесообразно в ходе летней компании ограничиться проведением оправдавших себя раздельных ракетных, артиллерийских и авиационных упреждающих ударов только по достоверно разведанным целям. Еще раз обратите внимание афганской стороны на целесобразность создания неприкосновенных запасов (не ниже 2–3 месячных) ракет, артиллерийских и авиационных боеприпасов за счет текущих поставок, исходя из среднемесячного их расхода. М. Моисеев»

Через некоторое время позвонил мне Министр обороны генерал армии Д. Т. Язов и поручил еще раз переговорить с президентом Наджибуллой о более экономном расходе боеприпасов. После беседы я послал Министру обороны следующий доклад о ее результатах.

«В соответствиии с Вашим указанием посетил президента Республики Афганистан и изложил ему устное послание Министра обороны СССР.

С моей стороны президенту еще раз были доложены советы и рекомендации об улучшении разведки, необходимости нанесения ударов авиацией и артиллерией по точно разведанным целям, установлении норм расхода боеприпасов и др.

В принципе со всем этим он согласился и заверил, что примет соответствующие меры. Вместе с тем он заметил, что афганская армия в течение многих лет пользовалась в основном разведкой 40-й армии и с ее уходом осталась практически без современных средств разведки (кроме некоторого количества средств радиоразведки). Он вспомнил, что советская авиация, имевшая лучшие средства разведки и летный состав, нанесла по группировкам Ахмат Шаха сотни массированных авиационных ударов и от этого эти группировки, как и другие, не перестали существовать и сохранили свою боеспособность. Это не оправдывает недостаточную эффективность действий афганских ВВС, но говорит об исключительной сложности решения этой задачи.

«Мы, — сказал далее президент, — вместе с вами будем принимать меры для повышения эффективности применения авиации. Но не требуйте от нас невозможного, тем более, что в ВВС в настоящее время очень сложная обстановка и не все сразу я от них могу потребовать. Я понимаю, что у советского военного руководства без нас хватает забот. Но я прошу учитывать, что в Афганистане (особенно в районе Джелалабада, Хоста и других районах) бывают моменты, если немедленно не нанести ударов авиацией и не продолжать их поддерживать, то они не выдержат и эти важные пункты будут сданы. А нам надо любой ценой продержаться. И это часто приходится делать независимо от наших планов и установленных норм». В последующем президент довольно подробно говорил о том, что в важнейших районах боевых действий мятежники применяют в 5–6 раз больше артиллерийских снарядов, чем правительственные войска и что в этих условиях трудно заставить войска не отвечать противнику и придерживаться только установленных норм.

Мною были приведены примеры из опыта войны как строго лимитировались подача и расход боеприпасов и ни в одной армии не существовало и не может существовать практики неограниченного применения боеприпасов. Президент в принципе согласился, что нормы надо установить и строже спрашивать за их соблюдение.

В заключение тов. Наджибулла еще раз выразил благодарность Вам и всему советскому руководству за огромную помощь вооруженным силам Республики Афганистан и просилх передать большой привет и пожелания успехов в повышении боеспособности Советских Вооруженных Сил, являющихся — как он выразился — важнейшим гарантом мира и поддержки народов, которые борются и всегда будут бороться за свою свободу и независимость. С моей стороны было сказано, что все это будет доложено Министру обороны СССР.»

 

М. Гареев,  

21.07.89 г.  

 

 

Но как бы то ни было, наше военное руководство тоже понимало, что Республике Афганистан надо помогать, иначе пойдет насмарку все, что было вложено в эту страну и старалось помощь эту оказывать. Мы тоже отдавали себе отчет в том, что обстановка в СССР коренным образом менялась и нашему Министру обороны и Генштабу не так-то просто было противостоять нажиму со стороны депутатов Верховного Совета и общественных сил, негативно относящихся ко всему, что делалось в Афганистане. Да и среди высших военных руководителей не было единого мнения.

Большую роль в снабжениии Кабула, а через него и других гарнизонов играл «воздушный мост», связанный с доставкой грузов транспортными самолетами гражданской авиации и военно-воздушных сил. Перевозились по воздуху в первую очередь самые необходимые артиллерийские и авиационные боеприпасы, продовольствие и другие материальные средства. «Воздушный мост» начал функционировать с 12 марта 1989 года. В 1989 году выполнено 7047 рейсов, в том числе военно-транспортной авиацией — 2220 и ВВС — 4827. В среднем ежедневно прибывало по 24–25 рейсов.

За шесть мегяцев 1990 года было выполнено — 2647 рейсов, в том числе ВВС — 1560 и МГА — 1087 рейсов. В среднем ежедневно прибывало 14–15 рейсов. Поддержание этого воздушного моста доставляло много хлопот и требовало больших усилий, чтобы не допустить обстрелов аэродрома и транспортных самолетов в воздухе. С этой целью проводился целый комплекс различных мероприятий. Основными из них были:

Ведение разведки с целью своевременного выявления маршрутов доставки и мест хранения переносных зенитно-ракетных комплексов как в Кабуле, так и в районах, контролируемых моджахедами. Проведение чисток и других внезапных профилактических мероприятий в районах, прилегающих к аэропорту. Создание в гарнизоне мобильной группы для блокирования районов пусков мятежниками ракет и захвата расчетов зенитно-ракетных комплексов. Подготовка группы радиоперехвата переговоров мятежников о пусках зенитных ракет. Усиление работы по закупке у мятежников ПЗРК «Стингер» и «Блоупайп». Нанесение ударов авиации и артиллерии по огневым средствам противника. Тщательный досмотр автомобильного и другого транспорта при въезде в зону обороны Кабула и в город. Организация в районе аэропорта воздушного патрулирования двумя вертолетами в период посадки и взлета транспортных самолетов. Строительство укрытий для самолетов на аэродроме в соответствии с ранее намеченными планами. Усиление режима охраны и обороны аэродрома, воспрещение проникновения посторонних лиц. Проведение с экипажами самолетов инструктивных занятий по выполнению отстрелов пиропатронов на высотах менее 600 м и применение системы «Аварийный отстрел», порядку уборки механизации крыла после взлета, ведению наблюдения в воздухе с учетом особенностей посадки в Кабульском аэропорту. Объявлением по радио и телевидению о возможных последствиях обстрела самолета над густонаселенными районами города. Показ фильма о возможных последствиях падения самолета на город. Проведение разъяснительной работы с населением по выявлению лиц, намеревающихся проводить диверсии и обстрелы и др. Надо сказать, что все эти меры позволили обеспечить в основном безопасное функционирование воздушного моста. Было потеряно два транспортных самолета. Но прямых доказательств, что они были сбиты противником, не было.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.018 с.)