Деятельность государства по охране конституционных прав и свобод человека и гражданина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность государства по охране конституционных прав и свобод человека и гражданина



 

Конституция РФ центральное место отводит правам и свободам человека и гражданина, их обеспечению, охране и защите.

В наиболее общем смысле защита, охрана есть противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав, свобод и интересов личности, предупреждение этих нарушений и ограничений, а также возмещение причиненного вреда в случае, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось.

Законодательную основу охраны прав и свобод человека и гражданина составляет Конституция РФ, российские законы, а также общепризнанные принципы и нормы права, выраженные в международных договорах России.

Провозгласив в Конституции гарантированную государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность силами органов государственной власти защищать, охранять эти права и свободы. Данной обязанности корреспондирует право каждого требовать от органов власти защиты своих прав и свобод.

Таким образом, аспекты охраны, защиты прав и свобод человека и гражданина следует рассматривать в контексте реализации соответствующими органами власти их обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, а также принятыми в соответствии с указанными актами законодательством субъектов РФ.

Суд – орган государственной власти, и судебная защита – один из видов государственной защиты. Суд – высший, но не единственный орган правовой защиты. Помимо суда или во взаимодействии с ним государственную защиту прав и свобод человека и гражданина призваны осуществлять избираемый Государственной Думой Уполномоченный по правам человека, прокуратура, следователи, милиция.

Однако, в настоящее время судебная форма защиты прав и свобод человека и гражданина является основной. Право на судебную защиту – одно из конституционных прав человека и гражданина. Но в отличие от других прав оно является гарантией всех иных прав и свобод человека и гражданина. В этом его особенность и основная ценность.

Таким образом, тему деятельности государства по охране конституционных прав и свобод человека и гражданина следует рассматривать в контексте обязанностей государственных органов в этой области.

Конституция РФ центральное место отводит правам и свободам человека и гражданина, их обеспечению, охране и защите. Важная роль в этом принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 97 Закона РФ «О Конституционном Суде РФ» граждане или объединения граждан, чьи права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле обладают правом подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в ч. 2 этой статьи отмечается, что этим правом обладают иные лица и органы, указанные в федеральном законе. Тем самым устанавливается перечень субъектов права жалобы, причем он является «открытым»: их круг может быть расширен, если это предусмотрено федеральным законом. Закон не устанавливает в отношении жалобы каких-либо особых требований ее оформления и подачи, а распространяет на нее общие требования, установленные для всех видов обращений, направляемых в Конституционный Суд. В положениях об основаниях допустимости жалобы сформулированы два требования, которым должна удовлетворять жалоба, чтобы быть принятой Судом к рассмотрению. Во-первых, оспаривается конституционность закона, затрагивающего права и свободы гражданина; во-вторых, речь может идти только о законе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Акцент на факт применения закона по конкретному делу усиливается дополнительным требованием к заявителю – приложить к жалобе копию официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела.

Иными словами, гражданин или объединение граждан не могут абстрактно, т.е. вне связи с конкретной и реальной угрозой для своих конституционных прав и свобод, обжаловать закон.[9] Таким образом, основанием допустимости жалобы является принцип явной и реальной угрозы для гражданина, исходящей от закона.

При определении допустимости принятия индивидуальной жалобы к рассмотрению, нельзя не обратить внимание на отсутствие в нем такого общепринятого требования, как использования всех доступных гражданину средств правовой защиты.[10] Это требование расценивается обычно как воплощение идеи о том, что Конституционный Суд должен вмешиваться лишь в исключительных случаях, а индивидуальная жалоба считается чрезвычайным правовым средством защиты конституционных прав и свобод человек. К ней нельзя прибегнуть, когда обжалование может быть осуществлено иным путем.

Отсутствие в Законе требования об исчерпании всех правовых средств защиты в качестве условия принятия жалобы в определенной мере облегчает гражданину доступ в Конституционный Суд, освобождая его от необходимости хождения по инстанциям. Однако моделируемая Законом ситуация, не предусматривающая исчерпания всех средств, становится внутренне противоречивой, поскольку утверждает правило, согласно которому Конституционный Суд при осуществлении судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Представляется, что такая установка на самоограничение должна была бы сочетаться с введением в Закон требования о предварительном использовании всех предусмотренных Законом средств защиты. Отсутствие последнего позволяет Конституционному Суду уходить от рассмотрения фактических обстоятельств, необходимых для всесторонне объективного разбирательства дела в целях установления истины.

Анализируя роль Конституционного Суда РФ в защите прав и свобод человека и гражданина и особо выделяя его правозащитную функцию как непосредственно вытекающую из концепции правового государства, конституционного принципа приоритета прав и свобод и других конституционных установлений, мы находим подтверждение этому и в самом Законе. Так, в ч. 3 ст. 43 – об отказе в принятии обращения в рассмотрению – особо оговаривается: «В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом РФ производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан». Данная норма воплощает в себя конституционный принцип приоритетности прав человека в качестве высшей ценности.

Наряду с индивидуальной конституционной жалобой важное значение в охране прав и свобод человека и гражданина имеет широко применяемая в системе конституционного правосудия многих стран форма конкретного контроля. Он осуществляется путем проверки конституционности законов по запросам судов общей юрисдикции, а равно и специализированных судов. Такая форма контроля расширяет возможности защиты прав и свобод граждан, поскольку подключает к защите широкий круг правоприменительных органов – судов.

Учитывая опыт использования этой формы в других странах и ее эффективность в деле защиты прав человека, Конституция РФ ввела в систему конституционного контроля новую форму проверки конституционности законов по запросам судов.

В соответствии с этим в ст. 101 Закона о Конституционном Суде говорится: «Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона».

Разъяснение решений Конституционного Суда РФ может быть официально осуществлено только им самим в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение. С ходатайством о разъяснении могут обратиться органы и лица, которым направляется решение. Разъяснение оформляется Судом в виде определения, которое излагается отдельным документом и публикуется в тех изданиях, что и само решение. Подобные нормы направлены не только на обеспечение четкости и ясности решений, но и на укрепление авторитета самого Суда и эффективности его деятельности.

В целях обеспечения неуклонного исполнения решений Конституционного Суда Закон устанавливает юридическую ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение и воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда.

Однако в настоящее время практика свидетельствует, что именно в области исполнения его решений имеется много трудностей и проблем. Они являются следствием отсутствия в обществе и в государстве атмосферы уважения к праву, Конституции, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Защита, охрана прав и свобод личности посредством уголовного процесса подразумевается в положениях ст. 52 Конституции РФ: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

Провозгласив в Конституции РФ гарантированную государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность силами органов государственной власти защищать эти права и свободы. Данной обязанности корреспондирует право каждого требовать от органов власти защиты своих прав и свобод.

Термин «защита» и его синонимы «оборона», «охрана», «юридическая помощь», «устранение опасности» в ст. 45, 46, ч. 1 ст. 48 Конституции РФ использованы для обозначения деятельности, которая состоит в оберегании прав и свобод человека и гражданина безотносительно к его роли в уголовном процессе. В этом смысле субъектом права на защиту является и потерпевший, добивающийся возмещения ущерба от преступления, и обвиняемый, возражающие против обвинения.

Множество людей, нуждающихся в защите своих прав и свобод, защищаемых (оберегаемых) в сфере уголовного процесса, состоит из нескольких подгрупп.

Во-первых, это лица, предполагаемые понесшим – прямо или косвенно – моральный, физический или имущественный ущерб от преступления: потерпевший, гражданский истец, а также их представители и правопреемники.

Во-вторых, это субъекты права на защиту от обвинения и подозрения: обвиняемый, подозреваемый, а также оказывающие тому или другому юридическую и моральную помощь защитник. В юридической литературе высказывается взгляд в защиту от обвинения и подозрения как на особый случай (вид) судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в смысле ст.ст. 45-53 Конституции РФ.[11]

В-третьих, защита прав и свобод может понадобиться и тем, кого не обвиняют, не подозревают и не предполагают понесшим ущерб от преступлений, но привлекают к участию в следственных и судебных действиях для получения от них или с их участием информации об обстоятельствах дела: свидетели, владельцы обыскиваемых помещений, подвергаемого аресту имущества, изымаемых предметов, документов.

Наконец, в последнее время актуализировалась задача защиты (охраны) тех, кто участвует в процессе по служебному или корпоративному долгу: судей, прокуроров, следователей, адвокатов и др.

По традиции проблема прав личности в уголовном процессе рассматривается прежде всего применительно к статусу обвиняемого (и подозреваемого). В России для этого есть особые основания. На протяжении десятилетий миллионы россиян стали жертвами ложных обвинений и подозрений. К произволу привыкли и властвующие, и подвластные. Но и независимо от исторического фона, от национального колорита всегда и повсеместно положение личности обвиняемого пребывает в центре внимания процессуалиста-правоведа. Ибо с ним связано решение главного вопроса уголовного дела – вопроса об уголовной ответственности за совершение преступления.

 Исследования в этом направлении не должны, однако, вытеснять из поля зрения ученых и юристов-практиков вопросы защиты прав и свобод потерпевшего и гражданского истца – тех, кто предполагается непосредственно пострадавшим от преступления, а также гражданского ответчика – лица, на которое может быть возложена имущественная ответственность за последствия преступлений.

Во всех законах, принимаемых в последние годы, закреплено право граждан на защиту в форме предъявления иска или подачи жалобы. Защите подлежат любые права и свободы, а также охраняемые законом интересы.

Принятый в 1993 г. Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установил неограниченные возможности обжалования в суд действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций и их объединений, а также должностных лиц.

Гарантии реализации права на судебную защиту закреплены, прежде всего, в законодательстве о судоустройстве и судопроизводстве, а также во всей системе отраслевого законодательства, применяемого судами при рассмотрении и разрешении гражданских дел: гражданского, трудового, семейного, земельного, экологического, административного и иных отраслей права.[12]

Граждане имеют право на судебную защиту от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, иные конституционные права и свободы.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд (общий или арбитражный) либо третейский суды. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом Гражданский Кодекс указывает, что решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

В качестве средства судебной защиты прав и интересов выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный или, как его нередко называют, исковый порядок защиты применяются во всех случаях, кроме тех, которые особо указаны в законе.

Специальным порядком защиты прав, как уже было отмечено, является административный порядок. Он применяется как исключение из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях. Средством защиты гражданских прав, осуществляемой в административном порядке, является жалоба, подаваемая в соответствующий управленческий орган лицом, права и законные интересы которого пострадали в результате правонарушения.

В некоторых случаях в соответствии с законом применяется смешанный, т.е. административно-судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав.[13] В этом случае потерпевший прежде, чем предъявить иск в суд, должен обратиться с жалобой в государственный орган управления.

Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. К ним относятся: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным; присуждение к исполнению обязательства в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Как правило, обладатель нарушенного права может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Часто способ защиты нарушенного права прямо определен специальным законом, регламентирующим конкретное гражданское правоотношение.

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, если хотя бы одной их сторон является гражданин.

К подведомственности арбитражных судов относятся экономические споры между гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя.

Процессуальное законодательство устанавливает требования, предъявляемые к исковому заявлению, перечисляет перечень сведений, которые должны быть указаны в нем.

Расширение судебной формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан, установление приоритета судебной защиты в порядке гражданского судопроизводства – одно из непременных условий существования демократического правового государства, каким объявлена Конституция Российская Федерация.[14]

Судебный порядок защиты субъективных прав и законных интересов граждан – наиболее регламентированный и совершенный, обеспечивающий защиту любых законных прав и интересов граждан и общества. Гражданское судопроизводство – это процесс, приспособленный практически к защите любых субъективных прав и законных интересов гражданина (личности). Поэтому бесплодны различные предложения о создании специальных судов для разрешения этой или иной категории дел (трудовых, патентных, семейных и т.д.). Специфика рассмотрения и разрешения отдельных категорий дел может быть учтена путем специализации судей в рамках единой судебной системы, что успешно претворяется в тех судах, где имеется достаточное число судей, необходимых для рассмотрения той или иной категории гражданских дел.

Отличительной чертой гражданского судопроизводства является строгая процессуальная форма, детальная регламентация порядка рассмотрения гражданских дел на всех стадиях процесса – от момента возбуждения дела в суде первой инстанции до исполнительного производства.

Правосудие по гражданским делам осуществляется только судом в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции и отраслевом законе – Гражданско-процессуальном Кодексе РФ. Это не исключает необходимости совершенствования гражданского процессуального права и гражданского судопроизводства с учетом основных направлений судебной правовой реформы, потребностей общественного развития и судебной практики.

Реализация гражданами права на судебную защиту своих субъективных прав и законных интересов гарантируется Конституцией РФ и другими федеральными законами, а также установленными в них принципами организации и деятельности судов и детальной регламентацией такой деятельности.

Право граждан на обращение в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права и законного интереса – широкое, подлинно демократическое конституционное право, в котором воплощается доступность правосудия. В ст. 19 Конституции закреплено равенство всех перед законом и судом.

Реализация права на судебную защиту во многом зависит от надлежащего правового механизма. Поэтому законодательство, регулирующее судебную защиту субъективных прав граждан, значительно расширяется и совершенствуется на основе Конституции РФ.

Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти неразрывно связана с административно-правовым статусом гражданина как субъекта многообразных административных правоотношений.[15] Этот статус необходимо рассматривать в связи с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также обязанностей граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Речь идет о создании органами исполнительной власти необходимых правовых, организационных и материальных условий для осуществления гражданином его конституционных прав и свобод.

Организация системы охраны здоровья, образования, социальное обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства; соблюдение требований о неприкосновенности жилища, тайне переписки, неприкосновенности частной жизни; охрана частной собственности; защита от безработицы; контроль за соблюдением законодательства о труде, об охране окружающей среды – вот далеко не полный перечень предметов ведения органов исполнительной власти. К этому нужно добавить обязанность органов исполнительной власти создавать необходимые условия для участия граждан в управлении делами государства (реализация их права на объединение в общественные организации, на свободу совести и вероисповедания, на демонстрации, митинги, собрания, на информацию и т.д.).

Осуществление свободы предпринимательства также во многом зависит от органов исполнительной власти и их должностных лиц. Достаточно упомянуть о государственной регистрации предпринимательской деятельности, лицензировании ее отдельных видов и о защите прав и законных интересов граждан-предпринимателей.

Органы исполнительной власти обязаны своевременно и объективно рассматривать обращения граждан, обеспечивать реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина при применении мер административного принуждения.

Вместе с тем органы государственной власти и, прежде всего, органы управления признаны создавать условия для выполнения гражданами возложенных на них Конституцией обязанностей.

Таким образом, в отношениях с органами исполнительной власти гражданин выступает как правомочная сторона, когда его правам соответствует обязанность органа управления (должностного лица).[16] Вместе с тем в ряде случаев гражданин является стороной, обязанной выполнять или соблюдать определенные правила, предусмотренный административно-правовой нормой.

Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность абсолютно всех органов государственной власти, всех органов местного самоуправления, всех должностных лиц. Каждый их этих органов, действуя в рамках своих полномочий, обязан решать задачу защиты прав и свобод личности присущими ему методами, опираясь, прежде всего, на требования Конституции РФ, на нормы международно-правового актов, на федеральные законы.

Как уже указывалось, гражданин в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти может, во-первых, выступать в качестве стороны, управомоченной законом требовать по отношению к нему от государственных органов и их должностных лиц выполнения определенных обязанностей (предоставить медицинскую помощь, принять ребенка в школу, назначить государственную помощь, пенсию или социальное пособие, обеспечить охрану природной среды, собственности и т.п.). Во-вторых, гражданин выступает и обязанной стороной, поскольку закон возлагает на него определенные обязанности и уполномочивает соответствующие государственные органы следить за выполнением этих обязанностей, создавая необходимые для этого условия (обязанность сохранять природу, окружающую среду, нести военную службу, заботиться о воспитании детей, не нарушать права и свободы других лиц, соблюдать общественный порядок и т.п.).

Если орган исполнительной власти или его должностное лицо не выполняет своих обязанностей и нарушают права и свободы личности, гражданин должен иметь реальную возможность использовать правовой механизм судебного или административного обжалования решений и действий «обидчика», что и предусмотрено Конституцией РФ, а также федеральными и республиканскими законами.[17]

Вместе с тем невыполнение гражданином его обязанности, в том числе обязанности административно-правовой, влечет для него определенные негативные последствия путем применения административного (без обращения в суд) и судебного принуждения. Имеется в виду возможность применения пресекательных мер административного принуждения и наложения административных взысканий. Однако определенные меры административного воздействия, связанные, например, с временным ограничением личной свободы, вправе применять только суд.

Наряду с механизмом правового регулирования и закреплением обязанностей органов управления (исполнительной власти) по отношению к гражданам, необходимы и иные способы защиты прав граждан в сфере исполнительной власти. Одним из таких способов является институт ответственности государства, его органов перед гражданином в случаях нарушения его прав и свобод и возмещения причиненного ему вреда.[18]

Конституция РФ провозгласила ответственность государства перед гражданином, подтвердив право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.025 с.)