Фигуры из айн-газаль, иордан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фигуры из айн-газаль, иордан



Изучение древних религиозных верований на основании лишь материальных остатков является одним из самых трудных вызовов для археологов. К счастью, иногда замечательные открытия дают захватывающие свидетельства о духовном мире. Поселение Айн-Газаль в Иордании было местом обитания земледельцев и козопасов еще до 7500 года до н. э. Этот памятник был обнаружен во время дорожных работ на окраине современного Аммана. Во время раскопок были найдены жилища и даже кости ног коз со шрамами, вызванными веревками, которыми их привязывали на выгульных площадках.

Самая замечательная находка в Айн-Газале была обнаружена в 1974 году, когда археологи Гэри Роллефсон и Алан Симмонс открыли в древнем поселении земледельцев сильно поврежденные человеческие фигуры из гипса. Их датируют 7000 годом до н. э. Они выглядят как манекены в магазине. У них квадратные стилизованные торсы, очень похожие на настоящие плечи, длинные шеи и головы со спокойными выразительными лицами. Глаза из битума мрачновато уставились в пространство (рис. 17.11). У некоторых фигур имеется по две головы, как будто бы они символизируют мужа и жену или двойственные божества.

Никто точно не знает, для чего использовались эти фигуры, но есть веские основания полагать, что это были почитаемые в земледельческих сообществах фигуры предков. В этих сообществах земля обрабатывалась одной и той же семьей во многих поколениях, и в них существовало особое отношение к земле. Роллефсон и Симмонс считают, что когда-то на этих фигурах могли быть одежды, возможно, накидки и ритуальные плащи, покрывавшие их торсы и несуществующие руки. Головные уборы или длинные шарфы могли украшать головы. Будь то предки, боги или просто выдающиеся люди, фигуры из Айн-Газаля когда-то символизировали веру, которая давно канула в лету. Они представляют собой хороший пример вызова, который брошен археологам, изучающим древние верования людей.

 

 

Рис. 17.11. Фигуры из Айн-Газаля, Иордания

 

Артефакты и стили искусства могут помочь взглянуть на древние верования, если рассматривать то, как их использовали в общих темах. Такие священные места, как Кахокия в штате Иллинойс, средневековые соборы или города майя, были катализаторами религиозных верований, поскольку являлись сценой для ритуалов утверждения веры и других церемоний.

Археология поселений играет важную роль в изучении таких мест в контексте их более широкого ландшафта, так же как и астроархеология — изучение древней астрономии, добившаяся заметного успеха на американском юго-западе, в английском Стоунхендже и при изучении цивилизации майя.

 

Ключевые слова и понятия

 

Астроархеология

Идеология

Иконография

Когнитивная археология

Космология

Шаман

 

Рекомендуемая литература

 

AVENI, ANTHONY. 1993. AncientAstronomy. Washington, DC: Smithsonian Books. An excellent summary of what we know about the astronomy of the ancients; for the wider audience.

CHIPPINDALE, CHRISTOPHER. 1994. Stonehenge Complete. 2d ed. London: Thames and Hudson. The best source on Stonehenge for the general reader.

PAGAN, BRIAN. 1998. From Black Land to Fifth Sun. Reading, MA: Perseus Books. A survey of the archaeology of mind for the general reader that consists mainly of case studies.

LEWIS-WILLIAMS, J. DAVID. 2002. The Mind in the Cave. London and New York: Thames and Hudson. A general survey of prehistoric rock art, with discussion of shamanistic theories.

LINARES, OLGA. 1977. Ecology and the Arts in Ancient Panama: On the Development of Social Rank and Symbolism in the Central Provinces. Washington, DC: Dumbarton Oaks. The definitive monograph on her research.

PAUKETAT, TIMOTHY R., and THOMAS E. EMERSON, eds. 1997. Cahokia: Domination and Ideology in the Mississippian World. Lincoln: University of Nebraska Press. A technical series of essays on Mississippian religious beliefs and archaeology.

SCHELE, LINDA, and DAVID FRIEDEL. 1990. A Forest ofKings.  New York: William Morrow. A popular account of Maya civilization that is a mine of information on religion, iconography, and social ranking. Controversial, engrossing, and readable.

–. 1993. Maya Cosmos. New York: William Morrow. A companion to the preceding reference that explores the Maya heavens.

SULLIVAN, LAWRENCE. 1989. Icanchu’s Drum. New York: Free Press. Sullivan’s study of ancient and modern Latin American indigenous religions is a remarkable monograph that should be read by every archaeologist.

 

Часть VII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.54.128 (0.008 с.)