Артефакты и относительная хронология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Артефакты и относительная хронология



 

Изготовленные человеком предметы любого рода являются главными источниками информации, используемой археологами при изучении деятельности человека в прошлом. Артефакты являются отражением деятельности древнего человека, из этого следует, что они изменяются по мере изменения технологий, укладов жизни, и сменой акцентов в видах деятельности человека на протяжении тысячелетий. Рассмотрим простые заостренные кремневые ножи и чопперы (колуны), которыми пользовались наши древние предки 2,5 миллиона лет назад (рис. 11.3). Эксперименты показали, что эти предметы были эффективны при нарезке мяса и разделке туш. Сравним эти инструменты с современными суперкомпьютерами, используемыми в банках и других компаниях. В конце концов, вы можете спорить с тем, что они произошли от ножей, но миллионы миллионов мельчайших технологических изменений и изменений в поведении человека имели место на пути от простейших предметов прошлого ко все более усложняющимся инструментам для специализированной деятельности. Эти изменения были крохотными, порою незаметными: чуть более эффективный метод заточки каменного лезвия; другой угол края глиняного горшка или иное украшение на нем, что в итоге вело к появления совершенно другого сосуда; появление новых сплавов — к меди добавляется олово и получается более твердая бронза. Такие накопленные изменения являются отличным путем к установлению относительных хронологий.

Датирование последовательности теперь известно как принцип серийности (seriation) — методика упорядочивания артефактов по их строению и внешнему виду. Построение серий достигло высокой степени изощренности в 1920-х годах. При частотной серийности используется процентное соотношение артефактов и их характерных черт в развитии культурных последовательностей (Джонсон и Маркуорд — L. Johnson, 1968; Marquardt, 1978).

Мы живем в мире бушующей моды. Сначала автомобилям нужны выступающие кили. Спустя несколько лет «писком» стали закругленные контуры. Вот в моде белобокие покрышки, спустя 10 лет их нигде не увидишь. Мини-вэны приходят на смену фургонам, а потом правит бал спортивный стиль. Юбки, прежде чем стать еще короче, вдруг опускаются до щиколоток. Всякого рода моды ветрены и постоянно меняются, включая рейтинг музыкальных дисков или цвет стеклянных бус, которыми торгуют где-нибудь в удаленных уголках Африки. В противоположность этому, потребовались сотни тысяч лет для того, чтобы рубила каменного века приобрели наиболее совершенную форму. Все эти изменения, головокружительно быстрые или отупляюще медленные, имеют одну общую черту — в некий момент времени эти предметы имели длительную или кратковременную популярность. Все серии артефактов начинаются с этого допущения.

В 1966 году два историка-археолога Эдвин Дезлефзен и Джеймс Дитц (Edwin Dethlefsen and James Deetz) решили сверить такое предположение с подлинными историческими фактами. Они выбрали для этого старые колониальные надгробия в Новой Англии, в городе Стоунхэм, штат Массачусетс. В разное время в моде были три стиля украшений надгробных памятников — черепа, херувимы и мотив урны и ивы. Дезлефзен и Дитц зафиксировали процентное соотношение этих трех мотивов через интервалы в девять лет на протяжении с 1720 по 1829 год. Они установили, что череп был безоговорочно популярен до 1760 года, после этого они стали уступать херувимам. Эти были в моде до 1809 года, когда неожиданно стал моден мотив урны и ивы. Когда они эти данные представили в виде графиков (рис. 7.6), то получили ряд диаграмм, очень похожих на старые линкоры, если смотреть на них сверху, с их утолщением посередине, где находилось вооружение. Эти «военно-морские» кривые графиков надгробий из Стоунхэма были почти идеально симметричны друг другу.

 

Рис. 7.6. Вверху: Серийность. Меняющиеся на протяжении периода с 1720 по 1829 год стили новоанглийских надгробий, Стоунхэм, штат Массачусетс, разбили на серии по трем стилям. Обратите внимание на то, как каждый стиль поднимается до максимума своей популярности, а затем падает, по мере того как новый стиль входит в моду. Стиль «херувим» демонстрирует классическую «линкорную кривую». Каждая горизонтальная полоска представляет процентное соотношение типа надгробия на данное время. Например, между 1720 и 1729 годам черепа составляли 100 %. Внизу: Построение серий стилистического изменения одного новоанглийского мотива надгробий. Такой тип построения серий показывает небольшие изменения мотива черепа и показывает, как очень постепенно меняются культурные характерные черты. Источник: Джеймс Дитц. Приглашение в археологию (James Deetz, Invitation to Archaeology (New York: Doubleday, 1967). Artist Eric G. Engstrom

 

Этот так называемый метод частотной серийности линкорской кривой широко распространен в американской археологии. Скажем, у вас есть девять обследованных археологических памятников, в каждом из которых есть различные керамические изделия в разном процентном соотношении. Вы классифицируете сосуды из каждого памятника на три выраженных типа, каждый со своим характерным украшением, и подсчитываете процентное содержание каждого типа. Далее вы применяете принцип линкорской кривой, располагая памятники по порядку, упорядочивая горизонтальные полоски, выражающие проценты (рис. 7.7). Так вы получите относительную хронологию для памятников. Затем, спустя некоторое время, вы производите раскопки еще двух поселений и там вновь подсчитываете процентное содержание украшенных горшков. Исходя из предположения, что очень похожие артефакты изготавливаются приблизительно в одно и то же время на всех памятниках в рамках ограниченного порядка, вы теперь можете ввести новые проценты в свою основную последовательность и получить относительные данные для новых памятников.

 

Рис. 7.7. Серийность. Слева — раскопки девяти памятников (от A до I), показаны процентные соотношения трех четких типов керамики. Справа — построены серии девяти памятников посредством перегруппировки типов керамики, отражающих процентное выражение, по типу «линкорской кривой». Крайние справа — последние раскопки в итоге входят в последовательность

 

На рис. 7.8 показан классический пример керамической серийности в соединении со стратиграфическим изучением долины Теуаканы (Мексика), известной своими свидетельствами о возделывании маиса в древности. Археолог Ричард Макнейш (Richard MacNeish) (1970) работал до того, как метод радиоуглеродной датировки стал высокоточным. Он занимался раскопками или сбором объектов на поверхности десятков стратифицированных и нестратифицированных памятников, и ему нужно было разработать относительную хронологию, основанную на изменении стилей керамики. Он совместил стратиграфию и серийность многих характерных типов керамики для создания относительной хронологии трех стадий культуры Теуакан. Заметим, что Макнейш не пользовался абсолютными датами для разработки этой последовательности, которая впоследствии была подтверждена радиоуглеродной датировкой.

 

Рис. 7.8. Построение серий стилей керамики долины Теуакан, Мексика, показано, как много памятников упорядочены в одну последовательность. Ричард Макнейш классифицировал различные типы керамики на каждом памятнике, затем расположил их в хронологическом порядке на основании стратиграфических исследований и периодов максимальной популярности каждого представленного типа. Здесь принцип «линкорской кривой» используется для создания последовательности меняющихся форм керамики. Каждый памятник «входит» в последовательность на основании процентного содержания каждого представленного типа керамики. Источник: Макнейш Р. Доисторическая эпоха долины Теуакан (R. S. MacNeish, The Prehistory of the Tehuacdn Valley, VOl. 3. Copyright 1970, University of Texas Press)

 

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.007 с.)