Занятия по адаптивному физическому воспитанию в вузах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия по адаптивному физическому воспитанию в вузах



 

Наиболее востребованным среди студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, является такое содержание, которое позволяет удовлетворять их потребности по коррекции: состава тела и фигуры (шейпинг, аэробика, гидроаэробика, ритмическая гимнастика и др.); психического состояния (танцевальные упражнения и средства танцевальной терапии, психогимнастические комплексы, двигательные программы, сочетающиеся с ментальным тренингом; элементы двигательной пластики и др.), остроты зрения (гимнастика для глазодвигательных мышц, упражнения на офтальмологических тренажерах и др.).

Один из апробированных и подтвердивших свою эффективность вариантов содержания занятий по адаптивному физическому воспитанию со студентами специальных медицинских групп приведен в работе О. Э. Евсеевой[10] (табл. 3, 4).

 

Таблица 3. Примерный расчет учебных часов для курса студентов специального (коррекционного) учебного отделения

 

Таблица 4. Содержание курса для студентов специального учебного отделения

 

 

 

 

 

 

15.2.4. Адаптивное физическое воспитание с лицами пожилого возраста [11]

 

Роль адаптивной физической культуры в жизни пожилого человека достаточно велика. В отличие от физической культуры адаптивная физическая культура сталкивается с людьми, имеющими проблемы со здоровьем. Это обстоятельство требует значительной, а иногда и принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по‑другому, адаптации) задач, принципов, средств и методов физической культуры к нуждам данной возрастной категории занимающихся.

Людям пожилого возраста для сохранения здоровья и творческого долголетия необходима сбалансированная двигательная активность, учитывающая их психофизические особенности и потребности, направленная на приостановление процессов преждевременного старения. Инволюционные изменения сердечнососудистой системы, опорно‑двигательного аппарата и других систем не позволяют лицам старшего возраста выполнять многие физические упражнения, так как они могут вызвать перенапряжение организма и стать толчком к негативным изменениям в нем.

В рамках физической культуры эту проблему решить можно, например, средствами двигательной рекреации, если нет больших отклонений в состоянии здоровья человека. Но, учитывая отрицательное влияние окружающей среды, снижение качества жизни и общего уровня здоровья пенсионеров, данных средств для положительного и стойкого результата, как правило, недостаточно.

Поэтому именно адаптивная физическая культура с ее разнообразным арсеналом средств предоставляет возможности для решения проблем, связанных с процессом старения.

В этом периоде жизни на первое место выходит оздоровительно‑восстановительная и профилактическая направленность физкультурной деятельности. Кроме того, можно выделить и дополнительные направленности занятий адаптивной физической культурой – развивающую, познавательную, творческую, коммуникативную, поскольку двигательная активность в этом возрасте должна носить комплексный характер и способствовать не только укреплению здоровью, но и облегчать процесс социальной интеграции лиц пожилого возраста.

 

Основная цель адаптивного физического воспитания в пожилом возрасте – развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, и тем самым способствование продления активного периода жизни за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно‑двигательных характеристик и духовных сил.

В самом обобщенном виде задачи адаптивного физического воспитания в пожилом возрасте можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц пожилого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это в основном коррекционные и профилактические задачи.

Вторая группа – образовательные, воспитательные и оздоровительно‑развивающие задачи, наиболее традиционные для физической культуры.

Задачи, решаемые в процессе занятий адаптивным физическим воспитанием с лицами пожилого возраста, должны ставиться исходя из конкретных потребностей пожилого человека.

Общими задачами адаптивного физического воспитания в третьем (пожилом) возрасте являются:

– удовлетворение биологических потребностей человека в двигательной активности;

– противодействие инволюционным процессом;

– активизация деятельности организма с помощью движений;

– профилактика неблагоприятных воздействий на организм человека;

– восстановление сниженных или временно утраченных функций организма;

– развитие индивидуальных творческих способностей человека;

– создание условий для самопознания, самоутверждения.

В некоторых современных исследованиях цели и задачи физкультурной деятельности пожилых объединяются в единый блок, исходя из того, что с возрастом выдвигается необходимость компенсировать появляющиеся недостатки благодаря сохранению кондиционных способностей, улучшению психофизического и социального состояния.

Отсюда можно выделить следующие цели или задачи:

– сохранение и развитие психических способностей, прежде всего интеллектуальных;

– удовлетворение потребностей в двигательной активности;

– расширение социальных контактов;

– обеспечение досуга, хобби;

– удовлетворение имеющихся желаний (общения, избавления от вредных привычек, улучшения телосложения и др.);

– сохранение чувства собственного достоинства.

Четкое понимание целевых установок является непременным условием эффективности физкультурной деятельности пенсионеров.

Поэтому особое значение приобретают целеформирующие факторы:

– внутренние: личностные потребности, мотивация, интересы, убеждения, «моторные задатки» и др.;

– внешние: разработанная методика занятий, соответствующая возрасту и психофизическому состоянию занимающихся; жилищные условия; финансовое состояние; социальное положение и др.

В целом же задачи, решаемые в процессе занятий по адаптивному физическому воспитанию с лицами пожилого возраста, очень разнообразны и сводятся к следующему:

– обеспечение оптимального уровня двигательной активности в целях сохранения, укрепления, восстановления здоровья и поддержания необходимого уровня дееспособности организма;

– поддержание определенного уровня развития и совершенствования двигательных способностей;

– совершенствование практических знаний, умений, навыков в области движения, управления своим телом и применение их в жизни;

– обучение рациональному использованию средств физической культуры в личном быту и в режиме трудовой деятельности, приобретение некоторых жизненно необходимых навыков;

– получение знаний, умений и навыков самостоятельных занятий физической культурой и способов самоконтроля;

– расширение и углубление знаний в области гигиены, медицины, оздоровительной физической культуры;

– приобретение знаний о заложенных природой возможностях человека;

– воспитание у занимающихся стремления к здоровому образу жизни и самосовершенствованию;

– формирование предоставления о своем здоровье как личном и общем достоянии;

– формирование потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями;

– содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию созидательных свойств личности;

– содействие раскрытию творческих способностей и умения широко мыслить;

– расширение кругозора и круга общения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.01 с.)