Идеалы и ценности всестороннего (гармоничного) развития личности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеалы и ценности всестороннего (гармоничного) развития личности человека



 

Всестороннее воспитание предполагает гармоничное развитие физических и духовных сил человека. Здесь также имеются в виду сбалансированные воздействия на человека с использованием всех видов воспитания: физического, интеллектуального, нравственного, трудового, эстетического, экологического и др. Крен в одну из сторон воспитания нарушает гармонию, меру, равновесие целостного мира человека.

К ценностям всестороннего развития личности относятся: физическое совершенство, а также способность максимально использовать наличный физический потенциал в случае инвалидности или отклонений в состоянии здоровья; нравственные чувства (честь, долг, справедливость, милосердие, дружелюбие), позитивное отношение к людям, в том числе к лицам с отклонениями в состоянии здоровья, позитивные жизненные ориентиры и планы; литературная, музыкальная, художественная, театральная и кинематографическая компетентность как следствие освоения культурного наследия; уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, потребность трудиться, умение работать самостоятельно, профессиональное самоопределение; ответственность за состояние природных ресурсов, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред природе.

Всю совокупность воспитательных воздействий на личность ребенка в образовательных учреждениях обычно подразделяют на интеллектуальное (умственное), нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. К сожалению, выделение физического воспитания в отдельный вид воспитания привело к сужению (под лозунгом конкретизации) его цели и задач, концентрации внимания преимущественно на телесных компонентах ученика, уменьшению воспитательного потенциала данного вида деятельности, его влияния на личность в целом. Постепенно идея П. Ф. Лесгафта о всестороннем развитии личности в процессе физического образования трансформировалась в идею «о взаимосвязи» физического воспитания с умственным, трудовым, нравственным и др. В данном контексте нельзя признать удачным введение в теорию физического воспитания термина «воспитание физических качеств» (В. М. Зациорский, Л. П. Матвеев), что еще в большей степени сместило акценты в деятельности педагога на физические характеристики человека (воспитание гибкости, силы, выносливости и т. п.).

Как утверждал П. Ф. Лесгафт и др., умственное развитие требует соответствующего физического развития. В. А. Сухомлинский обращал внимание на то, что интеллектуальное богатство личности зависит от гармонии физического развития, здоровья и труда.

В процессе занятий адаптивной физической культурой возможно и необходимо осуществлять умственное воспитание занимающихся.

В этой связи Л. К. Завьялов (1999) рассматривает три фактора влияния занятий физическими упражнениями на умственные способности учащихся.

Во‑первых, подчеркивается, что влияние систематических занятий физическими упражнениями способствует улучшению умственной работоспособности, являющейся основополагающим условием умственного развития.

Во‑вторых, констатируется положительное влияние на умственное развитие учащихся самого процесса обучения двигательным и другим действиям, предполагающего единство двигательных актов и мыслительных операций обучаемого.

В‑третьих, отмечается положительное влияние на интеллектуальное развитие детей разнообразной деятельности по применению освоенных физических упражнений для решения тех или иных практических задач.

Систематические занятия физическими упражнениями, осуществляемые в рамках любого из выделенных компонентов адаптивной физической культуры (адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации и др.), способствуют общему оздоровлению и активизации всех жизнепроявлений организма, расширяют возможности достижения наибольшей продуктивности умственной деятельности школьника во всех видах его повседневной деятельности (учебной, трудовой, бытовой). Это объясняется единством организма человека и взаимообусловленностью всех его проявлений и функций. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить учение о моторно‑висцеральных рефлексах, данные о влиянии мелкой моторики на развитие речи ребенка.

Огромный потенциал умственного развития ребенка с ограниченными возможностями заключен в процессе освоения новых двигательных действий, который немыслим без осознания и обдумывания ООД, собственных ощущений, восприятий, идеомоторных операций, перцептивных актов.

Правильно построенный педагогический процесс обучения двигательным действиям всегда связан с рефлексией, анализом и объяснением допускаемых ошибок, поиском путей и средств их устранения, интериоризацией внешних объектов во внутренний план и т. п. Активная умственная деятельность, лежащая в основе этих процессов, стимулируя развитие внимания, восприятия, памяти, речи, оказывает существенное влияние на совершенствование регуляторной функции центральной нервной системы, умение соединять мысль с действием.

Применение в процессе обучения только словесного описания упражнений, метафор, аналогий, образных сравнений и др. позволяет активизировать творческую активность занимающихся, повысить их интерес к адаптивной физической культуре.

Наибольшее воздействие на умственное развитие оказывает проблемно‑поисковый метод обучения, который может быть применен для освоения простых, не связанных с риском падения, получения травмы движений.

Сущность проблемно‑поискового метода сводится к тому, что учитель ставит перед учеником проблему, решение которой требует творческого поиска, мысленного и практического конструирования приемов собственной деятельности (целеполагания, построения гипотезы, отыскания недостающих для решения проблемы средств, проектирования процесса проверки гипотезы о возможном результате, поиска доказательства собственных суждений).

В процессе освоения новых двигательных действий учащийся может и должен применять знания, полученные на других предметах – физике, математике, биологии, убеждаясь в том, что «теория помогает практике».

Однако самое главное состоит в том, что на занятиях по адаптивной физической культуре можно и целесообразно освоение знаний по другим школьным предметам.

Например, в работе С. И. Веневцева (1998) показаны возможности освоения алфавита на уроках физической культуры детьми с отклонениями в развитии интеллекта. В работе И. Ю. Горской (2000) представлена программа коррекции речевых нарушений во время занятий физическими упражнениями, в пособии Л. В. Шапковой (2001) систематизированы игры с речевой деятельностью (закрепление знания букв и правильного звукопроизношения, составление слов, словосочетаний и простых предложений), с представлениями о частях тела, о направлении движений (закрепление знаний о строении тела: голова, туловище, руки, ноги; развитие пространственных представлений), с элементами математических представлений (закрепление знаний о числе, цифре, с элементами счета; развитие представлений о величине, форме), с информацией об окружающем мире (знакомство с животным миром, закрепление знаний по социально‑бытовой ориентировке).

Эти примеры позволяют утверждать, что при хорошей работе по активизации межпредметных связей урок адаптивной физической культуры, особенно в начальной специальной (коррекционной) школе, может стать одним из стержневых, сквозных уроков интеллектуального воспитания учащихся.

Нравственная сущность человека проявляется в единстве его нравственного сознания, поведения и чувств.

Формирование нравственного сознания предполагает усвоение ребенком знаний об установленных в обществе нормах нравственности (моральный кодекс), требованиях к отношению к природе, обществу, другим людям, самому себе. Эти систематизированные знания приобретаются разными путями: получением информации от учителей, родителей, сверстников, из средств массовой информации. Чтобы эти знания превратились в убеждения, необходимо включение ребенка в деятельность, связанную с проявлением нравственных поступков, переживанием положительных эмоций, стимулирующих к повторным нравственным действиям. Это создает предпосылки к приобретению и закреплению нравственных привычек, складывающихся в систему нравственного поведения, которые определяют жизненную нравственную позицию личности школьника.

Поэтому используемые учителем рассказ, объяснение, беседы, диалоги, диспуты и другие методы слова должны, во‑первых, быть обращены не только к сознанию, но и к чувствам ученика; во‑вторых, опираться на имеющийся нравственный опыт ребенка; в‑третьих, сочетаться с действиями учащегося в специально создаваемых учителем педагогических ситуациях, сходных с жизненными обстоятельствами, требующими проявления нравственных качеств: общественного долга, гуманизма, чести, совести и др. (Завьялов Л. К., 1999). Иначе говоря, нравственная сфера личности развивается в системе специально организованной деятельности, сочетающей формирование нравственного сознания, проявление нравственных чувств, нравственных поступков и нравственных отношений друг с другом, с коллективом и учителем.

Для детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов очень важно освободиться от психологических комплексов неполноценности, почувствовать свою значимость как человека, проявить свои способности в различных видах доступной деятельности.

С другой стороны, у детей с ограниченными возможностями очень часто сформированы эгоцентризм, себялюбие, агрессия по отношению к окружающим, убежденность в своей исключительности и другие негативные качества, обусловленные неверным семейным воспитанием или социальной депривацией в специальных образовательных учреждениях.

Недостаточное развитие нравственных качеств ребенка необходимо отличать от нарушений формирования личности, коммуникативных функций, эмоционально‑волевой сферы. Например, при ДЦП чаще всего встречается нарушение личности по типу психического инфантилизма, невропатический вариант которого характеризуется сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемостью и тормозимостью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. В школе у многих таких детей проявляются случаи повышенной робости, застенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке (Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., 2001).

Для выявления отклонений в развитии личности ребенка необходим комплексный психолого‑медико‑педагогический анализ ее особенностей. При этом следует обратить внимание не только на выраженные признаки поведения ребенка, нарушающие процесс его социальной адаптации, но и учесть и использовать на занятиях по адаптивной физической культуре положительные проявления характера, темперамента, влечений, мышления, направленность интересов, уровень развития физических качеств и способностей.

Специалист по адаптивной физической культуре должен опираться на положительные черты личности, наиболее развитые физические качества и способности ребенка, следуя правилу «навстречу природе».

Наибольший потенциал как для коррекции нарушений формирования личности, так и развития нравственных качеств детей с ограниченными возможностями имеет адаптивный спорт.

Интересные предложения гуманных преобразований спорта содержит олимпийский проект «СпАрт» (название это образовано от трех английских слов: spirituality – духовность, sport – спорт, art – искусство). Он разработан профессором В. И. Столяровым и реализуется в России с 1991 г.

Во время проведения соревнований «СпАрт» не только поощряет высоконравственное и эстетическое поведение спортсменов, но и учитывает их (с помощью балльной оценки) при определении победителей. Обычные спортивные соревнования «спартианцы» преобразуют в «игры сотрудничества», где учитывают не личное достижение или достижение команды, а достижения всех участников, объединенных в одну команду. В программу «спартианских» состязаний включаются и обычные спортивные дисциплины, и тесты на общую физическую подготовку, и различные соревнования и конкурсы по туризму, художественные и интеллектуальные конкурсы. Это значит, что на состязаниях «спартианцев» недостаточно быть просто физически подготовленным («здоровым парнем»). Чтобы победить здесь, необходимо еще оказаться умным (и остроумным), умелым, интересным, нравственно и духовно развитым человеком.

Спартианская модель организации спортивной деятельности хорошо подходит и к лицам с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Педагогическая технология и практика реализации спартианской программы для инвалидов подробно рассмотрены в работах Т. И. Губаревой (1998–2000).

Уровень эстетического развития определяется степенью сформированности эмоционально‑оценочного отношения ребенка к явлениям действительности, его способности оценивать их с позиций эстетических идеалов, т. е. социально обусловленных представлений о красоте в природе, обществе, в самом человеке (Завьялов Л. К., 1999).

Главной задачей эстетического развития учащихся в процессе занятий физическими упражнениями, по мнению Л. К. Завьялова, является воспитание у них эстетического отношения к собственному физическому совершенствованию, объектам своей физкультурной деятельности, активного стремления к пониманию и достижению красоты во внешнем облике, поступках, во взаимоотношениях с людьми.

Он выделяет следующие объекты эстетических проявлений (восприятий, чувств, сознания, вкусов, потребностей) при занятиях физическими упражнениями:

– оформление мест проведения занятий, инвентаря и оборудования;

– внешний вид учителя и учащихся, стиль поведения и общения их друг с другом;

– взаимодействие учителя и учащихся по реализации используемых в занятии организационно‑методических форм деятельности;

– сформированное учителем в сознании учащихся представление об эстетическом идеале физического развития и образования человека;

– физические упражнения, характеризующиеся пластичностью, ритмичностью, изяществом и выразительностью составляющих их движений, и упражнения, целью которых является достижение результата, обусловленного степенью проявления физических способностей и внутренних волевых напряжений;

– действия игрового и соревновательного характера, несущие в себе красоту проявления силы духа, борьбы с пространством, временем, самим собой.

Далее автор конкретизирует задачи, средства и методы для эстетического воспитания школьников младшего, среднего и старшего возраста, которые, безусловно, могут с успехом применяться и с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Большие возможности для эстетического развития занимающихся заключены в наблюдении за совершенной техникой выполнения двигательных действий выдающихся спортсменов, их тактическим мастерством, проявлением волевых качеств, изучении произведений искусства на олимпийскую тематику, участии в массовых фестивалях и праздниках и др.

Еще большие предпосылки для эстетического воспитания содержатся в программах проекта «СпАрт», где эстетические поступки, способы выполнения движений, включая пантомиму, танец и др., являются специальным предметом оценки.

Необходимо более активно, чем обычно рекомендуется в учебниках и учебных пособиях по физической культуре, использовать живую и неживую природу как источник естественной красоты и гармонии. Наблюдение за природой во время лыжных прогулок, туристических походов, легкоатлетических кроссов способствует проявлению эстетических чувств и связанных с ними эстетических переживаний, формированию эстетического сознания, эстетических вкусов и эстетических потребностей.

Основными задачами учителя адаптивной физической культуры в подготовке учащихся к трудовой деятельности являются:

– преодоление психологических комплексов неполноценности и формирование знаний и убеждений о доступности для детей с ограниченными возможностями многих форм и видов трудовой деятельности (информация о выдающихся достижениях инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, демонстрация собственных возможностей при выполнении сложных физических упражнений и др.);

– вооружение школьников максимально возможным количеством жизненно и профессионально необходимых умений и навыков (пространственной ориентировки для незрячих, ходьбе, бегу, прыжкам, переноске грузов и др.);

– содействие всестороннему и гармоническому развитию и совершенствованию оставшихся (сохранных) физических качеств и способностей и духовных сил, обеспечивающих доступную учебную и бытовую трудоспособность учащихся, а в дальнейшем профилактику остаточного здоровья, необходимого для какого‑либо вида трудовой деятельности;

– содействие развитию и совершенствованию функциональных систем и коррекции их с учетом конкретного вида трудовой деятельности;

– привлечение учащихся к выполнению доступных трудовых функций в учебном, учебно‑тренировочном, соревновательном процессах и массовых физкультурно‑спортивных мероприятиях и праздниках (изготовление и ремонт спортивного инвентаря, собственной спортивной формы, простейших тренажеров, оборудование спортивных площадок, уборка спортивного зала и подсобных помещений и др.);

– формирование знаний и умений самостоятельного использования средств физической культуры [комплексов упражнений утренней зарядки, ЛФК, средств и методов адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно‑музыкальных) телесно‑ориентированных практик и т. п.] в целях профилактики сопутствующих заболеваний и самосовершенствования;

– формирование положительного отношения к труду вообще, приучение к сознательному многолетнему упорному труду по преобразованию самого себя, своей «природы», своего недуга через преодоление возрастающих нагрузок, нередко весьма тяжелых, требующих максимальной самомобилизации.

Наиболее соответствующие задачам трудового воспитания являются такие компоненты адаптивной физической культуры, как адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт.

Критерием нравственного отношения к труду является наличие потребности в трудовой деятельности, осознание ее необходимости и каждодневного труда независимо от имеющегося дефекта, группы инвалидности, имеющегося материального достатка, помощи близких и окружающих людей.

Важно, чтобы каждый занимающийся понял, что труд прежде всего необходим ему самому, несмотря на то что он обеспечен государственным пособием, льготами, заботой и опекой родителей, близких, знакомых.

Осознание необходимости труда как единственно возможного способа жизнедеятельности, раскрытия и реализации своих возможностей самоактуализации – главная цель трудового воспитания в адаптивной физической культуре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.026 с.)