Глава 7. Формы организации занятий в адаптивной физической культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Формы организации занятий в адаптивной физической культуре



 

Многообразие форм организации и построения занятий физическими упражнениями разделяют на две группы: – урочные формы, – неурочные формы.

 

Урочные формы

 

В зависимости от классификационного признака уроки по физической культуре разделяют (Шитиков Г. Ф., 2003):

– по целевой направленности физического воспитания: уроки общего физического воспитания (общей физической подготовки), уроки широкого общего физического воспитания (всесторонней общей подготовки к любой двигательной деятельности), уроки относительно ограниченной общей физической подготовки, уроки специализированного физического воспитания, уроки спортивной тренировки, уроки прикладной физической подготовки, занятия урочного типа с лечебной направленностью;

– по основному предмету и программному содержанию занятий: узкопредметные (видовые) – гимнастика, легкая атлетика, плавание, спортивные игры и др.; комплексные уроки;

– в зависимости от основных сторон процесса физического воспитания, которые акцентируются или полностью составляют занятия: уроки образовательной направленности, уроки со специальной воспитательной направленностью, уроки с гигиенической направленностью, уроки с коррекционной, компенсаторной или профилактической направленностью, комбинированные уроки.

В отличие от сложившейся практики в физической культуре в адаптивной физической культуре уроки разделяются на три вида:

1) теоретические уроки, на которых осваиваются знания, способы их использования, формируются мотивы к занятиям и ценностные ориентации;

2) инструкторско‑методические уроки, на которых отрабатываются различные умственные, перцептивные, двигательные действия, комплексы упражнений, технологии физкультурно‑спортивной деятельности до уровня, позволяющего занимающемуся выполнять их самостоятельно без руководства педагога;

3) практические уроки, реализующие все перечисленные ранее формы организации и построения занятий.

Большое внимание уделяется в адаптивной физической культуре домашним заданиям как теоретического, так и практического характера, которые выполняются дома самостоятельно обучающимся или с помощью родителей, родственников.

 

Неурочные формы

 

В физическом воспитании получили распространение неурочные формы организации занятий:

– утренняя гимнастика;

– вводная гимнастика (перед уроками, лекциями, работой);

– физкультурные паузы и минутки;

– спортивные развлечения (игры, катания на коньках, велосипедах и др.);

– прогулки, туристические походы, соревнования и др.

Эти занятия могут быть:

– эпизодическими, однократными (например, походы, спортивные развлечения, соревнования);

– систематическими (утренняя вводная гимнастика, физкультурные минутки и паузы, гигиенические прогулки и др.).

Занятий, которые не могут быть отнесены к урокам, довольно много. Они различаются по своей направленности, задачам, содержанию и структуре, по составу занимающихся, регулярности, времени, условиям проведения, а также в зависимости от того, проводятся они под чьим‑либо руководством или самостоятельно (рис. 14).

 

Рис. 14. Классификация занятий неурочного типа (по Г. Ф. Шитиковой, 2003)

 

Чаще всего они характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и паузы), но требуют проявления личной инициативы, самостоятельности. Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия в значительной степени определяются интересами и склонностями занимающихся.

Большинство неурочных занятий самодеятельные и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития двигательных качеств, совершенствования в спортивных движениях и др.

Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой направленности (общеподготовительная и специализированная).

Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями).

1. Занятия общегигиенического характера. К ним относятся:

– гигиеническая гимнастика; – прогулки; – бег «трусцой»;

– занятия на «дорожках здоровья»; – купание, плавание.

Все они служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.

2. Занятия учебно‑вспомогательного характера:

– самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по общей физической подготовке, и др.;

– репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые – чаще являются групповыми, даже массовыми.

3. Занятия смешанного характера, в которых представлены элементы и общегигиенических, и учебно‑вспомогательных.

К ним относятся:

– туристские прогулки выходного дня;

– туристские походы; подвижные и спортивные игры рекреационного типа;

– спортивные развлечения рекреационного типа.

Этими занятиями преследуются в основном оздоровительные цели, но большое место в них занимают также общеобразовательные и воспитательные элементы. В большинстве случаев они имеют самостоятельное значение, но могут увязываться с урочными занятиями. Часть из них проводится самостоятельно, некоторые же требуют квалифицированного руководства.

По форме руководства различают организованные и самодеятельные занятия. Причем одни и те же формы могут носить как организованный, так и самостоятельный характер (например, утренняя гигиеническая гимнастика, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха).

В зависимости от численного состава занимающихся, вовлеченных в занятия, выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы, например: индивидуальные занятия (бег «трусцой»), групповые – («Клуб любителей бега»), массовые пробеги («День бегуна»).

По периодичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно (например, зарядка или еженедельные купания и т. п.), эпизодические (туристические походы, соревнования и т. п.).

Некоторые виды и разновидности таких занятий имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или же в определенной мере заменяют друг друга. При этом все они подчинены той или иной направленности физического воспитания. Тем самым неурочные формы становятся важными элементами (и даже звеньями) системы физического воспитания.

Несмотря на значительные различия, неурочные формы занятий необходимо организовывать в соответствии с методическими принципами: постепенное врабатывание, реализация основного содержания в режиме требуемых усилий, завершение занятия постепенным снижением нагрузок и в ряде случаев подготовка к последующей деятельности.

В специализированном физическом воспитании получили распространение индивидуализированные занятия специалиста с отдельными лицами (индивидуальные занятия спортсмена высокой квалификации, занятие лечебной гимнастикой и др.). Время и содержание таких занятий изменяются в зависимости от потребности и возможностей индивидуума и по другим причинам.

Положительным в них является то, что обеспечивается более тесный контакт между педагогом и занимающимся. Это дает возможность своевременно выяснять достижения и трудности, оказывать занимающемуся своевременную помощь. Он может продвигаться вперед наиболее подходящим для него путем.

Однако наряду с достоинствами индивидуальные занятия имеют и существенные недостатки:

– неэкономичность (время и сила педагога расходуются на работу лишь с одним учеником);

– отсутствие коллектива – поддерживающего, поощряющего, дающего каждому ощущение принадлежности к группе, предоставляющего возможность учиться у других.

В организации урочных и неурочных занятий много общего, так как общими являются цель физического воспитания, многие задачи, средства и методы. Поэтому хорошее знание организации уроков позволяет относительно успешно проводить и неурочные занятия.

 

? Контрольные вопросы и задания

1. Какие формы организации занятий используются в адаптивной физической культуре?

2. Какие виды уроков используются в адаптивной физической культуре?

3. Почему в адаптивной физической культуре необходимы теоретические уроки?

4. Какие варианты домашних заданий применяются в адаптивной физической культуре?

5. Перечислите неурочные формы занятий в адаптивной физической культуре.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.011 с.)