Советский бренд холодной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советский бренд холодной войны



 

Первый советский ручной противотанковый гранатомет РПГ‑2, принятый на вооружение в 1949 году, не вызвал на Западе серьезного ажиотажа, поскольку считался «вторичным по своей сути», в целом повторявшим конструкцию и основные характеристики трофейного гранатомета Panzerfaust 150 гитлеровской армии.

Уже с началом войны во Вьетнаме американская бронетехника начала нести ощутимые потери от РПГ‑2. А в 1966 году в войсках Северного Вьетнама и партизанских отрядах Вьетконга появилась совершенно новая система – РПГ‑7 разработки ГСКБ‑47 (ныне государственное научно‑производственное предприятие «Базальт»). Новый многоразовый гранатомет (в ВС СССР принят на вооружение в 1961‑м) сразу заставил о себе говорить и благодаря своей неприхотливости, надежности и эффективности наряду с АК‑47 стал настоящим символом национально‑освободительной борьбы в странах Азии и Африки и знаковым брендом холодной войны.

Реактивный снаряд РПГ‑7 с надкалиберной (от 40 до 105 миллиметров) головной частью получил мотор, расположенный в хвосте гранаты, что более чем в три раза увеличило максимальную дальность огня – со 150 (у РПГ‑2) до 500 метров по неподвижной мишени (300 метров по движущейся). Боеголовка с применением техники направленной взрывной волны могла пробить 320‑мм броню.

ФОТО: РПГ–7

 

За многие годы эксплуатации и создания ряда модификаций сама по себе удачная конструкция гранатомета принципиально не изменилась, но для него разработана широкая номенклатура гранат самых различных типов – противотанковые кумулятивные (в том числе тандемные), осколочно‑фугасные противопехотные, штурмовые термобарические (объемнодетонирующие), зажигательные и многие другие.

Десантный вариант РПГ‑7Д с разъемным стволом и сошкой получил лишь частично удачное развитие в гранатометном комплексе РПГ‑16 «Удар», который имел калиберную гранату (58,3 миллиметра), что исключало возможности увеличения калибра и как следствие ударной мощности системы. Калибр же РПГ‑7Д и бронепробиваемость постоянно повышались – его граната с 93‑мм головной частью пробивала уже 500‑мм броню. В то же время граната «Удара» обладала большей скоростью, что повысило кучность стрельбы и точность попадания. Именно поэтому во время войны в Афганистане советские войска охотнее всего использовали РПГ‑16 для уничтожения укрепленных огневых точек и опорных пунктов моджахедов.

 

 

Ближневосточные РПГ‑ньюсмейкеры

 

В постсоветские времена традиционным разработчиком РПГ остался ГНПП «Базальт». Его многоразовый гранатометный комплекс нового поколения РПГ‑29 «Вампир» (калибр – 105 миллиметров, дальность – 500 метров, пробиваемость – 500 миллиметров), оснащенный тандемным кумулятивным и термобарическим боеприпасами, поставлялся в Сирию и стал причиной известного политического скандала. Израильская сторона заявила, что «Вампир» являлся главной причиной танковых потерь Армии обороны Израиля во время второй ливанской войны в 2006 году. Тель‑Авив официально подтвердил тогда потерю восьми основных боевых танков Merkava. Впрочем, убедительных доказательств того, что боевики «Хезболлы» получили РПГ‑29 из союзной Сирии, израильтяне так и не представили. Позже «Вампиры», по неподтвержденным данным, «засветились» в секторе Газа. Сейчас РПГ‑29 активно применяют и правительственные войска, и повстанческие отряды в гражданской войне в Сирии.

Развитием «вампирской» темы стал двухтрубный одноразовый РПГ‑32 «Крюк», оригинально решающий проблему преодоления средств активной и динамической брони бронетехники. Он активируется имитатором цели, вылетающим из меньшего контейнера, за ним той же траекторией (из большого контейнера) следует реактивная граната.

Перспективный бикалиберный многофункциональный РПГ‑32 «Хашим» (может использовать выстрелы калибра 105 и 73 миллиметра в зависимости от типа цели), который ГНПП «Базальт» производит для иорданской армии, оказался в центре ближневосточного долгостроя. Строительство на территории Иордании завода по сборке «Хашимов» из российских комплектующих с проектной мощностью 60 тысяч гранатометов в год должно было завершиться в прошлом году. Завод недавно все‑таки сдан заказчику и в 2013‑м выпустит 20 тысяч РПГ‑32.

 

 

Реактивные гранаты

 

Другим направлением развития данного сегмента противотанковых средств стали одноразовые ручные гранатометы или реактивные противотанковые гранаты. РПГ‑18 «Муха» (калибра 64 миллиметра) заменили в начале 70‑х годов устаревшие советские ручные кумулятивные гранаты типа РКГ‑3. Впоследствии легкие, удобные и простые в использовании «Мухи» (с 200 метров почти гарантированно пробивают 150‑мм броню) и более современные образцы этого оружия стали одним из самых популярных видов вооружений в ходе обеих чеченских кампаний, причем как у боевиков, так и у федералов. Недостатком РПГ‑18, как и последующего РПГ‑22 «Нетто» (калибр – 73 миллиметра), была невозможность вернуть уже взведенный гранатомет в походное положение, от него приходилось просто избавляться.

Проблему ликвидировали с принятием на вооружение в 1985 году РПГ‑26 «Аглень» повышенной бронепробиваемости (220 миллиметров с расстояния 250 метров). На основе «Аглени» и еще более мощного 105‑миллиметрового РПГ‑27 «Таволга» созданы термобарические реактивные штурмовые гранаты РШБ‑2 и РШБ‑1. Процесс перехода преимущественно к штурмовому варианту системы пока завершился созданием на основе одноразового РПГ‑28 «Клюква» (калибр – 125 миллиметров) реактивной многоцелевой гранаты РМГ, предназначенной для универсального применения в условиях городского боя, когда требуется уничтожать экипажи бронемашин, подавлять долговременные огневые точки и пробивать проломы в стенах для прохода штурмовых частей.

 

 

Комплексы США

 

Американский антипод РПГ‑7 по Вьетнаму и холодной войне одноразовый 66‑мм гранатомет М72 LAW (эффективная дальность – 170 метров, пробиваемость – 300 миллиметров) разработки компании Hesse Eastern никогда не мог сравниться с «семеркой» по объемам экспортных поставок ввиду безвозмездности большинства из них. После множества модернизаций М72 в основном снят с вооружения американской армии, однако его производство продолжается по программе Improved LAW (с более мощным двигателем и БЧ) в Норвегии по лицензии и американской компанией Talley Defense Systems. Эта же компания производит многоразовый 84‑мм РПГ SMAW (в комплект входит 9‑мм пристрелочное ружье) для Корпуса морской пехоты США. Эффективная дальность стрельбы комплекса – до 250 метров, бронепробиваемость кумулятивной боеголовки – до 600 миллиметров брони (но без активной защиты), противобункерной фугасной – более 20 сантиметров бетона. SMAW – редкий случай тандемной разработки, сам гранатомет – вариант развития старой израильской системы В‑300 (в ЦАХАЛ заменена 96‑мм РПГ нового поколения Shipon компании IMI), а пристрелочное ружье – от британского гранатометного комплекса LAW‑80.

Основным гранатометом армии США является одноразовый М136 LAW или АТ4 (бьет на 300 метров с пробиваемостью 500 миллиметров) – дальнейшее развитие М72LAW с использованием принципов конструкции знаменитого шведского гранатомета Carlos Gustav. Совместная разработка американской компании АТК и шведской SAAB Bofors Dynamics. Оснащен 84‑мм калиберной противотанковой кумулятивной гранатой.

 

 

Шведская школа

 

Шведские конструкторы создали однозарядный 84‑мм нарезной динамореактивный гранатомет Carl Gustav в конце 40‑х годов, с тех пор система прошла всего одну серьезную модернизацию в 80‑х, получив вместо стального более легкий композитный ствол. Этот РПГ, который пробивает 400‑мм броню с километровой дистанции, стал таким же популярным в армиях мира, как РПГ‑7 и М72. Carl Gustav – уникальное ручное безоткатное орудие, поскольку использует унитарный выстрел – реактивный «снаряд» с алюминиевой гильзой. Наличие в затворе «трубки Вентури» с коническим соплом позади обеспечило комплексу Carl Gustav его безоткатность.

 

 

Потомки Panzerfaust

 

Одноразовый динамореактивный калиберный гранатомет Arm‑brust (пробивает 300‑мм броню с расстояния 300 метров), созданный немецким концерном Messerschmitt‑Bolkow‑Blohm в конце 70‑х годов, стал заметной системой благодаря нестандартному решению проблемы опасной зоны позади стрелка за счет контрвыстрела из мягкого пластика, который гасил огненную струю. Но из‑за множества других недостатков страны НАТО не приняли его на вооружение, доработанная система сейчас выпускается по лицензии в Сингапуре.

Компания Dynamit Nobel, которая в 60‑е годы создала популярную модификацию немецкого гранатомета Второй мировой войны Panzerfaust (Pzf) 44 Lanze, производит с 1990‑го для бундесвера многоразовый 60‑мм гранатомет третьего поколения – Pzf 3. Он выпускается также по лицензии в Швейцарии и Южной Корее. Последняя модификация Pzf 3 оборудована усовершенствованным модулем управления огнем с баллистическим компьютером, благодаря чему эффективная дальность стрельбы по танкам увеличилась с 400 до 600 метров, бронепробиваемость нового выстрела DM21 с тандемной БЧ составляет 900 миллиметров за активной броней.

В 1999 году по заказу Сингапура Dynamit Nobel разработала и выпускает 90‑мм многоразовый РПГ Pzf 90 Matador, который тоже поставляется на экспорт.

 

 

Копии

 

Лицензионное (а также клоновое) производство советского РПГ‑7 продолжается в целом ряде стран – Египте, Индии, Иране, Северной Корее, Пакистане, Польше, Румынии, Словакии и других. Чехия по лицензии выпускает РПГ‑18 «Муха». Чемпионом по количеству скопированных РПГ‑7 остается Китай. Для Народно‑освободительной армии КНР «семерка» идет под индексом Тype 96 (усовершенствованный вариант Type 4) с большим количеством разнообразных выстрелов. Система новой разработки – 120мм РПГ Type 98. Стандартный одноразовый гранатомет – 85‑мм Type 89, создан его вариант с термобарической БЧ.

 

 

Перспективы

 

В целом развитие гранатометного вооружения, остающегося все еще в тени противотанковых ракетных комплексов, идет по направлению максимального повышения точности стрельбы за счет установки новых систем прицеливания, в том числе лазерных и круглосуточных, увеличения дальности, повышения мощности боеприпасов в основном за счет роста калибров. Наряду с традиционными для РПГ кумулятивными гранатами все больше получают распространение «штурмовые» выстрелы с некумулятивными БЧ – термобарическими, осколочно‑фугасными и так далее. Спрос на эти системы растет, и России есть что предложить.

20.02.2013

 

Ан‑124 «Руслан» – гигант не ко времени

 

 

ФОТО: Ан‑124‑100

 

Министерство обороны РФ более или менее определилось наконец с перечнем новых транспортных самолетов, которые будут планово закупаться для обновления парка российской военно‑транспортной авиации (ВТА). С самого начала радикальной реформы Вооруженных Сил (как, впрочем, и до нее) в этом вопросе царили полная неясность и неразбериха. Решения по многим проектам «заматывались» и затягивались. Чего стоили одни «метания» военных и промышленников по поводу среднего транспортника Ан‑70. И вот окончательный список Минобороны составлен.

Наибольший ажиотаж вызвало решение не включать в него самый тяжелый в мире рамповый транспортный самолет Ан‑124 «Руслан». Отказ от производства столь уникальной машины выглядит непростительной, если не преступной ошибкой. Между тем это логичное решение руководства военного ведомства, продиктованное тем спектром задач, которые необходимо решать ВТА в настоящее время. Впрочем, это было самостоятельное решение, а во всех российско‑украинских авиационных проектах последнее слово всегда за политической целесообразностью.

 

 

Догнать и перегнать С‑5А

 

В 1965 году Военно‑воздушные силы СССР начали эксплуатацию крупнейшего на тот момент турбовинтового военно‑транспортного самолета Ан‑22 «Антей» грузоподъемностью 60 тонн (максимальная – 80 тонн). Реакция Соединенных Штатов, которые, как и весь Запад, были шокированы характеристиками и возможностями советской машины, оказалась фантастически быстрой. Уже через три года первый полет совершил новый американский тяжелый стратегический транспортник Lockheed C‑5A Galaxy грузоподъемностью 77 тонн (максимальная – 100 тонн) и дальностью полета 8,7 тысячи километров, а в 1973‑м Пентагон имел четыре полностью укомплектованные этими самолетами транспортные эскадрильи (81 машина). Согласно главному правилу холодной войны – не уступать противнику ни в чем и никогда – СССР вступил в гонку вооружений и на этом направлении.

Работы в США по проекту Galaxy начались в 1965 году, а уже в июле 1966‑го ЦК КПСС выпустил постановление, в котором были сформулированы требования к большегрузному военно‑транспортному самолету, способному перебросить на максимальное расстояние до 120 тонн полезной нагрузки. Задание на разработку получил Киевский механический завод (название КБ Антонова в те времена). В октябре 1967 года Военно‑промышленная комиссия при Совете министров СССР отвергла первый вариант машины – четырехдвигательный турбореактивный транспортник Ан‑122, который немногим отличался от своего предшественника – Ан‑22 и уж точно не превосходил американский С‑5А. Возможности Ан‑122 – перевозка 80 тонн груза на 3,5 тысячи километров. От проекта Ан‑126 (грузоподъемность – 140 тонн) отказались по причине того, что оснащение его шестью двигателями было признано слишком рискованным для эксплуатации.

Примерно семь лет потребовалось до окончательной доработки проекта Ан‑124, названного генеральным конструктором Олегом Антоновым «Руслан», при этом основной проект был полностью переработан, новое техническое задание утверждено ЦК КПСС и Советом министров в 1976 году.

 

 

Самый большой авиагрузовик

 

«Руслан» получил двухпалубный фюзеляж и сверхкритичное (толстое) крыло, которое до этого не применялось на советских самолетах. Наличие толстого крыла увеличило запас топлива и соответственно дальность полета. Ан‑124 оснастили электродистанционной системой управления, наличие задней рампы и откидывающейся носовой части позволяло проводить сквозные погрузочные работы, в грузовом отсеке были установлены два крана‑пятитонника. Получился современный авиационный комплекс, способный перевозить 100 процентов номенклатуры советской военной техники, подлежащей транспортировке по воздуху.

Четыре двигателя Д‑18Т разработки запорожского КБ «Прогресс» тягой 23 кН, две вспомогательные силовые установки, поставленные с каждого борта в обтекателях основных стоек шасси, позволяли запускать все двигатели одновременно. Интересно, что первые стендовые испытания двигателя Д‑18Т были завершены буквально за три месяца до первого полета Ан‑124. Уже полетные испытания показали низкую газодинамическую устойчивость Д‑18Т, особенно при взлете, что могло привести к помпажу и одновременной остановке двигателей.

24 октября 1982 года первый прототип самолета был выкачен из ангара Киевского механического завода, через год начались испытания второго прототипа, а летом 1985‑го «Руслан» дебютировал на авиационном салоне в Париже. В 1986‑м к испытаниям присоединился первый Ан‑124, построенный на Ульяновском авиационно‑промышленном комплексе (теперь ОАО «Авиастар‑СП»).

13 октября 1986 года второй «киевский» прототип потерпел катастрофу из‑за столкновения с птицей (обломки носового обтекателя попали в моторы), все, кто был на борту, погибли. Но на судьбу программы эта трагедия не повлияла, и в конце 1992‑го Ан‑124 получил сертификат типа.

Первоначально планировалось построить 90 «Русланов» только на первом этапе. Основное производство было развернуто в Ульяновске, где собрали 36 машин. В Киевском авиационном производственном объединении (ныне серийный завод «Антонов») выпустили 17 серийных машин. В 2004 году производство Ан‑124 прекратилось, всего было изготовлено 56 единиц. Значительная их часть выпущена в гражданском варианте. 24 борта эксплуатируются частными перевозчиками.

 

 

Гиганты не у дел

 

Грандиозные планы Министерства обороны СССР по поводу самолетов‑гигантов рухнули с распадом советской державы. «Русланы» выпускались до 2004 года, но военные о них забыли. Однако вовсе не из‑за отсутствия финансирования, как это было с большинством программ до начала в 2008 году перехода Вооруженных Сил к новому облику. Просто, как теперь модно говорить, концепция поменялась.

Российские ВВС обладают на сегодняшний момент крупнейшим парком Ан‑124 – 18 машин, которые никаких оперативных и тактических задач для собственной армии почти не выполняют. В активной эксплуатации не более пяти машин, значительная часть военных «Русланов» требует ремонта и модернизации. В ходе реформы планировалось сократить штатную численность армейских «Русланов» до восьми единиц. Шесть машин эксплуатируются государственной авиакомпанией «224‑й летный отряд». Два борта 224‑го отряда совместно с «Русланами» группы компаний «Волга‑Днепр» в январе приняли участие в полномасштабной военной операции, правда, французской армии. Российские самолеты Ан‑124‑100 были задействованы в переброске в Мали бронетранспортеров VAB, вооружения и различной техники и оборудования 2‑го полка морской пехоты и боевых винтокрылов 5‑го вертолетного полка армии Франции. «Волга‑Днепр» перевозит грузы в интересах НАТО по программе SALIS (Strategic Airlift Interim Solution). У 224‑го отряда прямой контракт на перевозки с Министерством обороны Франции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.033 с.)