Настоящий ураган: гиперактивный ребенок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Настоящий ураган: гиперактивный ребенок



 

 

«Мой сын все время в движении, ни минуты не посидит на месте»; «Алеша невнимательный, все время отвлекается, вместо занятий начинает что‑то крутить в руках».

 

От родителей подвижных детей часто можно услышать: «Мой ребенок гиперактивен». Первый вопрос, который возникает у психолога: «А кто вам сказал?» Ответы разнообразны: «и так понятно», «воспитатель (учитель, психолог)», «педиатр говорит». Но первое и самое важное, что стоит знать: гиперактивность – это диагноз, а не характеристика поведения. Т. е. невозможно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребенка сказать: «он гиперактивен». Активен – да, но «гипер!» – нет!

Полностью диагноз звучит так: синдром ГРДВ (гиперактивного расстройства с дефицитом внимания»). Такой диагноз может поставить лишь врач‑невролог или психиатр. Родители, учителя, психологи и врачи других специальностей могут лишь предположить наличие ГРДВ. Вот несколько фактов о гиперактивности:

– им страдают около 5 процентов детей школьного возраста, причем мальчики значительно чаще, чем девочки;

– синдром гиперактивности практически всегда сочетается с дефицитом внимания (сниженные показатели внимания), а также с импульсивностью (сниженным контролем за свои поступки);

– к подростковому возрасту гиперактивность значительно уменьшается или даже исчезает, но сохраняется и осложняет жизнь та «слава» («бездельник», «хулиган», «юла», «ураган», «сорвиголова»), которую ребенок успел заработать ранее;

– синдром гиперактивности имеет физиологическую основу, т. е. зависит не от «злой воли» или «плохого воспитания» ребенка, а от особенностей развития его нервной системы.

Как определить, активен ваш ребенок или же это болезненное состояние гиперактивности? Чем больше будет ответов «да», тем вероятнее синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

1. При выполнении уроков или домашних поручений:   ему трудно сохранять внимание долгое время; он невнимателен к деталям; ему трудно самому организовать выполнение задания; сложно довести его до конца; легко отвлекается на посторонние вещи, перестает делать то, «что нужно»; делает много ошибок; старается избежать таких дел капризами, игнорированием, недовольством.

2. В общении:   кажется, он «не слышит», что ему говорят; часто не дослушивает вопрос, а сразу начинает отвечать. Он мешает другим, вмешиваясь в их дела, перебивает разговор; про него можно сказать – «болтливый».

3. В двигательной активности:   его стопы и кисти постоянно в движении; где бы он ни находился, он ведет себя так, будто к нему «мотор прикрепили». Не может «посидеть спокойно» в тех случаях, когда это необходимо (урок, поликлиника, театр и т. д.); без цели бегает, крутится, пытается куда‑то залезть, не обращая внимания на замечания.

4. В разных жизненных ситуациях:   часто теряет свои вещи; тихая и спокойная игра продолжается очень мало; про него можно сказать – «забывчивый»; с трудом дожидается своей очереди (например, в играх); ему трудно соблюдать любые правила (как в играх, так и правила хорошего поведения).

Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают такие проявления. Но если многое из перечисленного повторяется часто и так продолжается более полугода – возможно, у вашего ребенка синдром гиперактивности.

 

Ситуация 1

 

Даше три года, и она очень подвижный ребенок. Ее маленькие пальчики все стремятся исследовать, а взгляд всегда «острый», внимательный. На занятиях для малышей, как говорит педагог, «схватывает на лету». Но если занятие надоело, ее трудно удержать на месте. Мама выглядит уставшей: дочь постоянно в движении, за ней нужен «глаз да глаз». Еще в 9 месяцев знакомая психолог сказала, что у девочки, возможно, гиперактивность, и с тех пор мама всем жалуется на эту проблему. Если Даше нужно до чего‑то добраться, она будет это делать, даже несмотря на сопротивление взрослого. И вот недавно, когда Даша хотела добраться до вазы, мама схватила ее и в сердцах воскликнула: «Ну‑ка прекрати! Надоел этот гиперактивный ребенок!». Даша поплакала, а через некоторое время все равно взяла вазу и, не удержав, разбила.

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Родитель: «Моя девочка – юла! Не удержать. Посиди минутку!»

Ребенок: «Сижу… Минутка уже прошла!»

 

У детей с ускоренными и неустойчивыми реакциями восприятие времени тоже ускоренно.

Маленькие дети – совершенно особенные существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствий. У них неистощимая энергия: когда к вечеру оба родителя уже лежат неподвижно, обессиленные после игр и прогулок, у ребенка хватает сил еще прыгать по ним. Внимание кратковременно: им пока трудно долго сосредоточиваться на чем‑либо, они быстро переключаются. Их не заставить заниматься тем, что неинтересно. В нашей ситуации мама считает Дашу гиперактивной, но признаков гиперактивности на самом деле у Даши нет. Да, она очень подвижна, но каждое ее действие имеет цель: она ведет себя так, исследуя мир, хочет добраться и понять то, что ее заинтересовало. К тому же у Даши нет снижения внимания – она быстро все «схватывает». Именно поэтому она скоро переключается на другую деятельность, а вовсе не потому, что неспособна удержать внимание. Нормы возраста таковы: малыши в возрасте 1 год – 1 год 10 месяцев могут сосредоточивать свое внимание на одном виде деятельности (например, игрушке) в течение 2–5 минут; с 1 года 10 месяцев до 3 лет – 10–15 минут; с 3 лет – до 15–20 минут.

 

 

Ребенок познает мир кончиками пальцев, именно поэтому ему необходимо все потрогать, а для этого – добраться, залезть, добежать. Родители должны ему в этом помочь, создавая условия, при которых он сможет изучить заинтересовавший его предмет. Но уставшие мамы часто задают вопрос: когда же он сможет сам спокойно поиграть? Если ребенок подвижный и «не дает маме покоя», да тут еще кто‑то произнесет волшебное слово «гиперактивность», то ярлык для ребенка будет готов. К сожалению, родительское раздражение и усталость выплескиваются на ребенка словами, которых не стоило бы говорить.

 

 

 

Ситуация 2

 

Тимуру 5 лет, и, как говорит его мама, он «просто невыносим». По квартире он не ходит, а бегает, прыгает, передвигается на четвереньках. При этом громко кричит, смеется, улюлюкает. Он с интересом играет с мамой в лото или домино, любит слушать книги. Но его самостоятельные игры обычно шумные и активные: Тима представляет себя то полицейским, то шпионом. В саду жалуются, что он не может долго играть за столом, «что так полезно для детей этого возраста», вертится, вскакивает. Мама вечерами долго терпит, а потом взрывается: «Хватит прыгать как ненормальный!» Тимур обижается и говорит: «Ничего ты не понимаешь…»

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Мама: «Хватит прыгать как ненормальный!»

Сын: «Я тренируюсь! Мне еще ловить преступников! Вот кто ненормальный!»

 

Идет ли в нашей истории речь о мальчике, страдающем гиперактивностью? Конечно, окончательный диагноз – за врачом, и родителям было бы хорошо показать мальчика специалисту. Но, скорее всего, выяснится, что Тима вполне здоров. Он способен играть в интересные настольные игры, но предпочитает активные сюжеты, в которых сможет проявить свою фантазию. Его активность небесцельна, она вплетена в игру: как можно быть полицейским или шпионом, тихо сидя в уголке?

Напомним, что нормальное состояние дошкольника – это активность. Тело ребенка быстро растет и развивается, а это невозможно без движения. Иногда в одной группе детского сада (класса) гиперактивными считаются 6–7 и более детей. А это в 6–7 раз больше среднестатистических показателей! В этом случае можно сказать, что двигательный режим организован неправильно, и от этого прежде всего страдают активные, подвижные, при этом полностью здоровые дети. Вот и получается, что ребенок просто «недобирает» нужных движений. Если ему не разрешают играть на полу, усаживают без нужды за стол, он будет вертеться на стуле. Если не разрешают побегать – будет крутиться, подпрыгивать, размахивать руками. Поэтому, если педагог вам жалуется на излишнюю подвижность, поинтересуйтесь, как организован двигательный режим в саду или школе.

 

 

Еще хуже, если и вне сада, школы ребенок не имеет возможности активно подвигаться. Часто у него нет своей комнаты, в уголке с игрушками не развернешься, а больше и поиграть‑то негде. Но тело все равно «берет свое»: ведь у него вполне здоровые потребности – рост и развитие. Вот ребенок и пытается бегать, сшибая из‑за тесноты вещи, прыгать с диванов и стульев, залезать на табуретки и столы. Конечно, по‑человечески понятно: после трудового дня взрослым хочется отдохнуть в тишине. Наверное, поэтому родители, недовольные шумом и беготней, порой говорят что‑то очень обидное для ребенка.

 

 

 

Ситуация 3

 

Паше 8 лет, и учитель говорит о множестве проблем в школе. Учится слабо, делает много ошибок в письменных заданиях. На уроке может спокойно встать, походить по классу, полулежать на стуле. Если одноклассник сделает безобидное замечание, то он сразу вспыхивает как спичка и летит с кулаками. Учитель говорит, что Паша сообразительный, память хорошая, но и себе, и другим он не дает учиться своим поведением. Правда, индивидуально занимается лучше. Мама говорит про Пашу, что дома он «вьет веревки», но идти к неврологу, как советуют учитель и психолог школы, боится. А вдруг диагноз? Но и помочь вести себя более сдержанно, научиться сосредоточивать внимание на уроках, не «взрываться», она не может. Однажды Паша крутился за столом во время еды и разбил чашку. Мама в отчаянии сказала: «Неужели ты не можешь себя контролировать? Ты как дурачок какой‑то!» Паша надулся («Я не дурачок!»), но ненадолго: начал снова крутиться и уронил со стола мамин бутерброд.

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Мама: «Ты весь дом разнесешь в щепки!»

Сын: «Да нет, всего лишь чашку разбил и уронил маленький бутербродик…»

 

Итак, перед нами ребенок, который – с большой вероятностью – страдает синдромом гиперактивности с дефицитом внимания. Налицо все признаки: гиперактивность – невозможность ограничить движение в ситуации, когда это необходимо; снижение внимания – множество ошибок; импульсивность – драки из‑за незначительных обид, плохое поведение на уроках. Все это проявляется постоянно, ежедневно и уже довольно давно, что позволяет предположить истинную гиперактивность.

Ребенку, страдающему гиперактивностью, очень и очень непросто. Большая подвижность часто сочетается со столь же большой неловкостью движений, и ребенок постоянно падает, спотыкается, что‑то ломает. Нареканий множество: он неспособен сохранять внимание в течение занятия, его работы часто недоделаны. Ему трудно усвоить правила поведения, а те, которые знает, он «игнорирует» из‑за повышенной импульсивности (неспособности ограничивать сиюминутные желания). Очень часто гиперактивный ребенок находится в роли «клоуна» и быстро приобретает дурную славу драчуна, «будущего двоечника», «неслуха». Когда гиперактивность истинна, она проявляется везде: и дома, и в саду, и на прогулке, и в гостях.

 

 

Если родители являются приверженцами мягкого стиля воспитания, они долго не могут понять, почему с ребенком нельзя «договориться по‑хорошему»; если строгого – начинают ругать ребенка, но и это не приносит результатов. У него снижается самооценка, падает уверенность в своих силах, которая необходима, чтобы справиться с болезненным состоянием.

 

 

Итак, если ваш ребенок не гиперактивен, вы должны ему помочь, чтобы направить его здоровую активность «в мирное русло». Дети по природе активны, они растут и развиваются в движении. Если ребенок будет иметь возможность двигаться в свое удовольствие, он сможет сохранять спокойствие и сосредоточенность в важных ситуациях. И вот несколько рекомендаций.

1. Начинайте день с зарядки.   Детям важно, чтобы двигательная активность была распределена в течение дня. Постарайтесь сделать зарядку веселой: включите задорную музыку и «обыгрывайте» движения: «пляшущая обезьяна», «лягушка, ловящая муху», «солдат на параде». Ребенок, окончательно проснувшийся и получивший заряд бодрости, быстрее соберется в сад или школу.

2. Гулять – вволю!   Ребенку дошкольного и младшего школьного возраста необходимо не менее трех часов в день проводить на свежем воздухе. Поэтому погуляйте на улице после сада или школы. Пусть прогулка будет активной: не одергивайте ребенка, если ему хочется залезть на дерево, попрыгать, скатиться с горки. Научите подвижным играм – в салочки, догонялки и сами побегайте с ними. Дети будут просто счастливы!

3. Дом – для движения!   Даже небольшое место, выделенное ребенку, можно сделать активным. Очень хороши для этого домашние физкультурные комплексы с лестницей, кольцами, перекладиной. Они занимают немного места, но дают ребенку возможности для активности. Разрешите задействовать иногда и другие части квартиры. Очень хороши игры на «масштабное конструирование», когда ребенок строит «базу», «дом», «палатку» или «пещеру». Сначала он тратит много сил, учится координировать свои движения, а потом начинается интересная игра внутри сооружения.

4. Физкульт‑минутки.   Не забывайте предлагать ребенку физкульт‑минутки каждые 15–20 минут, если он занимается за столом. Включите веселую музыку и вместе потанцуйте. Или поиграйте в игру: пока музыка играет, он двигается, а когда прервется, должен принять позу животного (птицы, человека какой‑то профессии) и застыть в ней. Такие физкульт‑минутки не только позволяют подвигаться, но и развивают внимание, воображение, умение действовать по правилам.

5. Спорт, ты – жизнь!   Создайте условия, при которых ребенок сможет заниматься каким‑то видом спорта. Постарайтесь приобрести коньки, лыжи, велосипед и заинтересовать ребенка таким проведением свободного времени. Возможно, ваш сын захочет играть в командные игры (футбол, хоккей, волейбол), а дочка пожелает заниматься танцами. Все это, несомненно, стоит поощрять. Хорошо, когда родители занимаются спортом вместе с детьми, например ходят в походы.

6. Игры про запас.   Если вы отправляетесь в поликлинику или другое место, где придется подождать, предложите ребенку несколько игр, основанных на приседаниях, а также иных движениях, которые можно выполнять, стоя на месте, но которые тем не менее достаточно активны. Например, можно изображать движениями животных или природные явления. Не ругайте ребенка за желание подвигаться, просто помогите ему организовать активность так, чтобы это было приемлемо ситуации.

Что же делать, если вы подозреваете, что у ребенка все же есть проблема гиперактивности? Ему можно и нужно помочь, но только под контролем врача. Комплексная помощь врачей, психологов помогает родителям организовать жизнь ребенка так, чтобы он мог достичь значительных результатов, преодолеть трудности в поведении и общении. От родителей зависит значительная часть успеха, поэтому…

1. Поддерживайте самооценку ребенка.   Относитесь к нему с уважением, как к борцу, который готов победить болезнь. Будьте реалистичны в ожиданиях и требованиях, чтобы не травмировать ребенка разочарованием. Вместе определите его сильные черты, интересы и способности. Помогите проявить их.

2. Общайтесь сдержанно, спокойно и мягко.   Громкий крик и ругань только еще больше возбуждают гиперактивого ребенка и ухудшают ситуацию. Общайтесь «на одном уровне»: присядьте рядом с ним или опуститесь на корточки. Пусть общение будет максимально позитивным: поменьше «нет» и «нельзя», придирок по мелочам, замечаний и критики; больше поощрений и похвалы.

3. Дисциплина – это важно!   Выработайте правила и режим, которых должен придерживаться ребенок. Делайте только «одно напоминание». Если нарушается правило, объясняйте, к каким последствиям это приведет. Если ребенок соблюдает правила, то получает небольшое вознаграждение.

4. Научите ребенка распределять свое время и силы.   Давайте ему только одно задание в один промежуток времени, не отвлекайте посторонними вопросами и замечаниями. Разбивайте задание на последовательные части; так легче завершить как каждую часть, так и задание в целом. Предоставляйте ребенку выбор, но не более чем из трех вариантов. Помогите собраться в школу, подобрать одежду, сложить портфель. Утром у ребенка должно быть достаточно времени; ситуация «спешки» для него неприемлема, так как приводит к перевозбуждению.

5. Двигательная энергия должна быть израсходована  . Ребенку нужно много и активно гулять. Запишите его в спортивную секцию. Для гиперактивных детей хороши индивидуальные, а не групповые виды спорта: бег, лыжный спорт, плавание. Виды спорта, связанные с борьбой, не рекомендуются, так как приводят к перевозбуждению.

 

РЕЗЮМЕ

 

Термин «гиперактивность» не может быть применен к ребенку только потому, что он подвижен и активен. Гиперактивность – это диагноз, который ставится только врачом. А родители могут помочь своему чаду. Поддерживая, отмечая небольшие успехи, ответственные родители удерживают самооценку ребенка на достойном уровне, а это – внутренняя основа для позитивных изменений.

 

Глава 9

«Он постоянно врет»: правда о детской лжи

 

 

«Мой сын растет лгунишкой. У нас в семье приняты искренние, открытые отношения, где он научился врать?»; «Его фантазиям нельзя найти нормальное объяснение, они меня пугают»; «Он смотрит мне в глаза и говорит первое, что ему придет в голову, не думая о последствиях!»; «Он говорит в школе, что его мама – кинозвезда, а папа – космонавт. Мне стыдно ходить в школу!»

 

Канадские ученые установили, что ложь в раннем возрасте – признак хорошего интеллекта. В два года «врут» 20 процентов детей. Обман – это один из элементов игры. Когда ребята играют в лото или в прятки, они стремятся обмануть ожидания сверстников, чтобы выиграть. Плуты и хитрецы в сказках постоянно предпринимают неожиданные и рисковые действия, чтобы выжить, выйти сухим из воды, унести ноги и т. д. Колобок обманул ожидания Деда и Бабки, пока не напоролся на мошенницу экстра‑класса – Лису. Кот в сапогах врал нон‑стоп и даже научил этому своего простака‑хозяина. Буратино никогда не унывал, потому что был оптимистом и знал, что как‑нибудь выкрутится. И что же, вы скажете, что мы не учим хитрить и изворачиваться своих детей? Или, может, они не видят, как в театре люди переодеваются, выдавая себя не за тех? Плуты и пройдохи очень нравятся и детям, и взрослым, потому что жизнь можно рассматривать не как несение тяжелого креста, а как разновидность игры и цепь занятных приключений. И тогда ложь – это всего лишь креативное решение с перспективой выигрыша, а не акция, направленная специально на то, чтобы оскорбить и унизить лучшие чувства своего собеседника.

Итак, каждый пятый ребенок врет в возрасте двух лет, но мы относимся к этой лжи лояльно, понимая, что малышам трудновато различать реальность и фантазии. Более того, мы предпринимаем усилия, чтобы развивать детскую фантазию: рисуем, поем, читаем книги и смотрим мультфильмы вместе с ними. В результате к четырем годам количество «лгунишек» удваивается. Они становятся более изобретательными, начинают понимать, с кем можно поделиться своими фантазиями, и учатся манипулировать родными, чтобы получить дивиденды. «Мама, у меня болит животик. Можно я полежу? Ты уберешь мои игрушки?»; «Если бы мне дали одну‑единственную конфету, я бы рассказал стишок про мишку…»; «Я не играл. Я только начал…» – что это, если не уловки, милые обманки для взрослых?

Пик «ложного поведения» выпадает на 12 лет. В зону воздействия детей попадают одноклассники, учителя, родители. Дети уже неплохо научились обходить порой трудновыполнимые требования взрослых. Что это, если не обман, списанная контрольная? А традиционная байка про потерянный дневник и ключ от квартиры, в которой осталось прекрасно выполненное домашнее задание? Серьезная корректировка на правдивость происходит годам к 16; это начало очень трудной внутренней жизни детей. Они обнаруживают, что мир не такой уж веселый и дружелюбный, как думалось. И что играть придется по‑взрослому. Собственно, здесь и заканчивается детство. Им предстоит решить, готовы ли они рисковать и маневрировать самостоятельно, когда вокруг сильные, дерзкие и опытные игроки.

Исследования показывают, что чем с большим размахом врут дошкольники, тем более интересное будущее их ждет. Но, конечно, в том случае, если дети научатся различать границы лжи и правды и станут управлять своими фантазиями. Ври, ври – не завирайся!

Думаем, это пока слабое оправдание для моралистов, которые считают, что говорить нужно правду, и только правду, всегда, при любых обстоятельствах… Попробуем разобраться?

 

Ситуация 1

 

Катя рассказывает в школе, что ее папа работает в разведке шпионом. Из‑за секретной работы ему приходится скрываться. Иногда Катя видится с папой по выходным. Для этого иногда приходится даже лететь на самолете в неизвестную страну, под покровом ночи… Понятно, что девочка стала объектом насмешек одноклассников. У педагогов Катя вызывала жалость: они знали, что мама воспитывает дочку одна, а папа давно исчез в неизвестном направлении. Мама ругала дочку, но толку чуть: Катя упорно настаивала на своем, пока в ситуацию не вмешался школьный психолог…

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Мама: «Ты позоришь меня! Зачем врать, что ты – дочь шпиона?»

Дочка: «Это лучше, чем говорить, что ты – бедная мать‑одиночка! Мне стыдно рассказывать, что нас бросил папа…»

 

Если детям чего‑то не хватает, они могут придумывать – персонажей, обстоятельства, случаи. Если в классе ситуация высокой конкурентности, неизбежно возникающая в случае, если в нем учатся дети из разных социальных групп, может начаться борьба за статус, который будет определяться не академическими успехами, а положением родителей. Дети часто хвастаются возможностями своих пап и мам, демонстрируя «крутизну». Прямо скажем, это дурная практика, и учителям нужно вести активную контрпропаганду, чтобы создать познавательную атмосферу в классе и развивать навыки сотрудничества и солидарности. Некоторые дети настолько далеки от жизни, что не могут объяснить слов «инвалид» и «сирота». Такая низкая социальная компетентность, узкий кругозор и высокий эгоцентризм – показатели педагогической запущенности. Дети приносят в школу дорогие «мобильники», некоторых подвозят на дорогих машинах, девочки могут надевать в школу дорогие украшения. Все это создает атмосферу зависти и давит на психику «обделенных» учеников. Под влиянием сильных и ни с кем не разделенных эмоций они могут предпринимать чрезвычайные меры, чтобы оказаться хотя бы на время на высоте, вызвать интерес у одноклассников. И тогда они начинают или нелепо шутить на уроке, или придумывать невероятные истории, или пытаться «дружить» с «крутыми», или подворовывать. Сказки, прочитанные в детстве, учат тому, что однажды может произойти чудо: появится необыкновенный человек и разведет беду руками, сделает что‑то такое, от чего все ахнут, и начнется совсем другая жизнь. Некоторые дети годами спасаются такими пустыми фантазиями и берут их с собой во взрослую жизнь как самый дорогой образ. Но это стратегия «несчастного человека». Счастливый – тот, кто умеет отличить блеф от подлинных отношений любви и дружбы.

 

 

 

 

Ситуация 2

 

Никита, 8 лет, только что переехал в Москву из небольшого города и пошел в новую школу. Он неплохо учился, но все‑таки обнаружилось сильное отставание по ряду предметов: английскому, литературе, математике. Нужно было время и дополнительные занятия, чтобы выровнять ситуацию. Никите не терпелось зарекомендовать себя с лучшей стороны, и он стал придумывать непреодолимые причины, по которым домашнее задание нельзя было выполнить: в доме выключили электричество, сосед залил их квартиру, ключ от квартиры остался дома, а родители пришли поздно, кто‑то украл дневник, в котором записаны домашние задания… После того как вызвали родителей, дома разразился скандал.

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Родители: «Ты валяешь дурака, врешь, вместо того чтобы учиться!»

Сын: «Вы хотите, чтобы меня считали дураком? Я не виноват, что учился в плохой школе!»

 

Когда у детей не складываются отношения в классе, не идет учеба, они могут выбрать три стратегии объяснения причин своих неудач:

1) «Со мной что‑то неладно, я виноват в своих неудачах, мне и исправлять»;

2) «Обстоятельства складываются так, что я не могу быть успешным: переезды, болезни, развод родителей мешают мне показать свои лучшие качества»;

3) «Виноваты учителя и одноклассники; если бы они были ко мне добрее, это помогло бы учиться».

Когда дети (да и взрослые!) кивают на обстоятельства, они выбирают самый компромиссный вариант разрешения конфликта: «Никто не виноват, ситуация форс‑мажор!» Ребенку кажется, что он нашел вариант, который должен всех устраивать. Действительно, обстоятельства могут существенно осложнять учебу, ведь не все дети легко адаптируются к школьной обстановке, новым людям, не все схватывают на лету новый материал. Более того, через 2–4 месяца ребенок может устать от непривычной обстановки, запаниковать, поскольку прогресс невелик. Именно в это время и появляются придуманные истории про непреодолимые обстоятельства.

 

 

Психолог может помочь разобраться с истинными причинами отставания и поможет усилить потенциал развития ребенка, настроив и родителей, и педагогов на помощь, поддержку «новичку». Но главное: придать уверенности ребенку в том, что у него самого хватит сил и способностей совершить «прорыв», учиться на хорошем уровне. А до сих пор фантазирование – лишь мысленный эксперимент по изменению ситуации в свою пользу, а также хороший способ укрепить и защитить положительную репутацию.

 

 

 

Ситуация 3

 

Федя часто оставался один дома, и это было любимое время, когда можно было заниматься всем, что душа пожелает! Когда родители возвращались, все чистые листы были изрисованы, на полу разложены игрушки так, что не пройти, а в коридоре мелом нарисованы какие‑то тайные знаки. Вид у мальчика был довольный, он явно рассчитывал на одобрение родителей. Конечно, они хвалили Федю за изобретательность, а главное, послушание. Но прошел год, и 5‑летний сынишка стал раздражать своей экспансивностью, неугомонным желанием рассказывать истории. «Вся квартира захламлена игрушками, не пройти…» А когда Федя пошел в школу, он по привычке стал изрисовывать все, что ему под руку попадало – обложку дневника, тетрадки, парту, учебник. Иногда учитель останавливал урок, и в тишине все слышали Федино бормотание. «Ну и с кем ты на этот раз?» – «Это пожарники. Горит башня в Лондоне!» – спокойно отвечал Федя. Такая неадекватность и настораживала, и раздражала. На уроках нельзя заниматься посторонними делами! Никому! Школьный психолог догадался «конвертировать» способности мальчика в фолианты. «Раз ты, Федюшка, умеешь уже писать, напиши нам детскую книжку. Вот такое тебе домашнее задание…» Самое интересное, что Федя вырос и стал писателем, хотя неплохо закончил школу и мог бы выбрать другую профессию. И писал он не фантастику, а исторические романы. Когда ребенок (или взрослый) садится писать, он становится более сосредоточенным, а уровень реализма в описаниях возрастает…

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Родители: «В школе дети учатся. Все остальное запрещено!»

Сын: «В школе нельзя заниматься ничем интересным».

 

«Ложь» может стать профессией, если ребенок выберет творческую специальность, станет писателем, журналистом, сценаристом. Искусство, в некотором смысле искаженный образ мира, но все же это не ложь. Это версия событий, которая могла бы стать реальностью при определенных обстоятельствах. Умение представлять последствия поступков людей, влияния одних персонажей на другие – в основе способности планировать свое поведение, жизнь в целом. Мы столько раз сталкивались с тем, что наши планы нарушались… Может, нас просто не научили планированию, пресекая детские фантазии и возвращая на землю: «Хватит в небесах витать, пора возвращаться в реальность!» Лишь у немногих хватает дерзости попробовать что‑то необычное. Основные достижения человечества родились из детских фантазий: самолеты, космические корабли, компьютерная и мобильная связь. Неутомимые мечтатели и фантазеры одарили нас книгами, музыкой, техникой. У кого‑то хватило терпения и такта выдержать буйство их мыслей. И у вас хватит!

 

 

 

Вот основные причины лжи.

1. Ложь – это способ воздействия на других  : родителей, одноклассников, прохожих. Иногда дети лгут с заведомой целью – получить материальную или моральную выгоду, что‑то выпросить, обратить на себя внимание, оклеветать соседа по парте, чтобы не задавался. Они поступают так, потому что не знают других способов достижения цели и пока не могут справиться со своими чувствами и желаниями. Но часто дети поступают спонтанно, интуитивно чувствуя, чего от них хотят или как можно изменить ситуацию в свою пользу. Понять истинные причины лживого поведения поможет психолог. Для этого ему придется проанализировать ситуацию развития ребенка – всех агентов воспитания, способности и ожидания самого ребенка, его образ мира.

2. Иногда дети лгут из страха  . В условиях строгого воспитания, когда за неверно сделанный шаг и не вовремя произнесенное слово дети сурово наказываются, они не знают, что и как лучше сказать. Сильное психологическое напряжение – плохой фон для адекватного поведения и реальной оценки событий. Ребенок не уверен в своих реакциях, отвечает наобум и часто «лжет», т. е. попросту ошибается.

3. Посредством лжи и фантазирования дети компенсируют «дефициты»  . Если им не хватает любви и они чувствуют себя одиноко, то придумывают фантастических существ, с которыми играют и разговаривают: Карлсона на крыше или Домовенка Кузю. Так возникают легенды о родственниках‑миллионерах – гарантах грядущего богатства, о встрече с инопланетянами – существами, которые расширяют возможности ребенка за пределы планеты; о встрече с Терминатором, который сделает парня непобедимым. И точно так же дети могут придумывать себе братиков и сестричек, рассказывать о хороших отцах, которые их не бросили, а просто отъехали по каким‑то важным делам…

4. Дети копируют взрослых.   Они часто не понимают реальных причинно‑следственных связей между событиями и людьми и не очень понимают происхождение новостей. По дороге из садика домой мама Леночки постоянно останавливается, чтобы поговорить с очередной знакомой. Каждый раз она рассказывает про какую‑то Светлану Николаевну, у которой завелся «жених». Все так радуются и удивляются, что совершенно не обращают внимания на Леночку. И тогда она объявила дома: «А у меня завелся жених!» – «И кто же это такой?» – «Такой желтенький, с красными пуговицами!» Все засмеялись, а Леночка была очень довольна. Ложь это или выдумка?

5. Дети могут делиться фантазиями,   а мы думаем, что они морочат голову. Ребенок часто размышляет в сослагательном наклонении: «А вот если мы сядем на большой пароход и поплывем вон в ту сторону…» Умение воображать, фантазировать, выдавать желаемое за действительное – это наша национальная традиция. Вспомните мечтания маленького Илюши Обломова или кисейные берега супругов Маниловых. Ложь – иногда только продукт богатого воображения ребенка и умения перевоплощаться, имитировать поступки, мысли, речевые характеристики других людей. Объектом подражания могут стать герои компьютерных игр, кинофильмов, знакомые и малознакомые люди. Дети могут подражать животным в зоопарке…

6. Дети лгут, если замечают, что и взрослые говорят неправду   – не смущаясь, а главное, без последствий. Некоторые понимают, что плохо не то, что приходится врать, а то, что иногда все понимают, что ты врешь… Главное – не попасться!

7. Дети, как и взрослые, иногда врут, чтобы увеличить дистанцию в общении  . Они косвенно дают понять: «Отстань, все равно от меня ничего не дождешься!»

 

Так как же совладать с потребностью детей вводить в заблуждение себя и других?

1. Дети иногда не знают, почему врать плохо.   И дело не только в том, что они видят, как люди что‑то придумывают, скрывают, не договаривают, т. е. постоянно искажают информацию, но и в том, что чаще всего фантазия и ложь не носят зловещего характера. Врать плохо, потому что ложь может быть опасной – волк обманом проник в дом к семерым козлятам. Она может быть корыстной – лисица научила ловить рыбу волка, опустив хвост в студеную прорубь; бывает оскорбительной и несправедливой: мачеха уверяет Золушку, что она не может поехать на бал, потому что некрасива. Ложь иногда бесполезна – пресловутая притча о пастухе, которому никто не помог спастись от волка, потому что в первый раз он обманул людей.

2. Разоблачение – хороший способ бороться с преднамеренной ложью.   Важно дать понять ребенку, что об обмане могут догадаться: «О, я вижу по глазкам, что ты что‑то придумал!» Но это не значит, что любая фантазия должна подавляться. Только та, которая преследует корыстные, эгоистические цели вроде: «Мама сказала, что тебе нельзя есть пирожные. Придется мне съесть все самой…»

3. Если ребенок склонен к неупорядоченному фантазированию, стоит предать этому увлекательному занятию целенаправленный характер.   Пусть дети «пишут книги», «ставят спектакли», «сочиняют музыку» для всех. Вы увидите, как резко увеличится качество исполнения. Работать с «большими формами» не всем под силу, и уж далеко не всем доставляет удовольствие «писать книги».

4. Различать «правду» и «ложь» не всегда просто. Можно поиграть в «детектор лжи».   Вы задаете вопрос ребенку, который начинается на «А правда ли, что…» Отвечать можно односложно: «Да или нет». Чем больше правильных ответов, тем больше очков. В игре может принять участие любое количество детей, нужно только приготовить список вопросов. «А правда, что Колобка съела лиса?», «А правда, что Пете 6 лет?», «А правда, что клубника синяя?» Дети, как и взрослые, любят играть в «детективов», разоблачать, оценивать – и выигрывать!

 

РЕЗЮМЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.122 с.)