Общая характеристика гражданского права Великого княжества Литовского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика гражданского права Великого княжества Литовского



Гражданское феод. зак-во Беларуси в 16 в. складывалось под влиянием товарно-ден. отношений, что привело к зарождению норм буржуазного права. Наряду с феод. нормами гражд. права, такими как непризнание за крестьянами прав собственности на землю и др. ограничениями их прав, получили развитие нормы, кот. регулировали договоры купли-прод., залога, аренды, займа, найма и т.д. Однако отношения собственности регул-сь в основном в зависимости от классовой и сословной принадл. Наиболее полной правосубъектностью обладали государство, церковь, крупные феодалы. Они могли свободно распор. собств-ю, заключать все виды договоров. Широкие права имела средняя и мелкая шляхта.

Правоспособность простых своб. людей не была одинаковой и зависела от многих факторов. Мещане крупных городов имели более широкие права, чем жители небольших городов и деревень. Католики обладали большими правами, чем православные. Ограниченную правосп. имели зависимые крестьяне, кот. не могли без разреш. феодала распоряжаться недвиж. собств-ю. Еще меньше прав было у рабов. Ограничивалась правоспособность женщин и детей.

Гражд. правоспос-ть мужчин признавалась с 18 лет, женщин – с 15 (1566), 13 (1588). Вдова обладала более широкими правами, чем замужняя женщина. Она могла самост. вести свои дела в суде или поручить их адвокату.

Полностью лишались правосп. умалишенные, их права защищали родственники или опекуны.

Центральное место в гражд. праве занимали право собств-ти и обязат. право. Объектом права собств. являлись движимое и недвиж. имущество. Главной ценностью оставались земля и поместье. Земельные владения феодалов делились на три категории: 1) вотчины; 2) поместья, полученные за службу во временное держание; 3) усадьбы купленные или подаренные.

Распоряжение вотчинами до 1566 г. было ограниченным. Запрещалось продавать более 1/3 вотчины без разрешения родственников. Поместьями за службу можно было распоряжаться только с согласия верх. собственника, от которого оно получено. Усадьбами могли распор. по своему усмотрению. Право знало такое понятие как давность владения.

Вся собственность была защищена законом. Было известно и такое понятие как сервитут – право пользования чужой собственностью.

В 16 в. произошли изменения в обязат. праве. Законом предусматривалась разная правоспособность субъектов по обязательствам. Зависимый человек не мог без согласия господина заключать договор о земле, поручаться по обяз-вам на сумму более 4 грошей. Все договоры заключались в присутствии свидетелей. Обязательства считались прекращенными, если они выполнены или закончилось время их деят-ти, из-за смерти одной из стороны.

Наследственное право выделялось в самост. институт гражд. права. По закону наследовали дети наследодателя и их дети, которые родились в законном браке и не лишены наследования. При наличии сыновей дочери не наследовали, а получали четверть стоимости имущества. Жена после смерти мужа получала опр. часть имущества в пожизн. владение. Законом регламентировалось и наследование по завещанию.

 

24. Брачно-семейное право Беларуси в X-XVII вв. Социально-правовое положение женщин

Одной из прогрессивных черт феодального права ВКЛ является то, что многие аспекты брачно-сем. отношений регулировались светским писаным правом, а не только церковным или обычным. Для развития брачно-семейного права 16 в. характерно расширение вмешательства светской власти в регулирование вопросов брака, семьи, наследования, опеки, завещаний и др. Нормы семейного права содержатся в статутах 1529, 1566 и 1588 г. На брачно-семейное право значительное влияние оказывало и каноническое (церковное) право.

Брак заключался в церкви. Вступать в брак могли юноши с 18 лет, девушки с 13 (с 1588), которые не находились в другом браке и не были между собой в близком родстве.

Христианам запрещалось вступать в брак с мусульманами, иудеями, которые сначала должны были принять христианство.

Вступать в брак можно было не более трех раз. Вдова могла заключить новый брак не раньше, чем через шесть месяцев после смерти мужа. Брак заключался с согласия родителей, а также жениха и невесты. Если вступали в брак без согласия родителей, то могли быть лишены наследства. При вступлении в брак феодально зависимого населения необходимо было согласие господина.

Муж считался главой семьи. Женщина была лишена политических прав. Имущественные отношения между мужем и женой зависели в первую очередь от того, какое имущество было у каждого до вступления в брак. Если у мужа имущества было меньше, то его право распоряжаться им ограничивалось. Женщина обладала широкими правами по распоряжению своим имуществом. Дети, в том числе взрослые, подчинялись родителям. Их имущественные права при жизни родителей ограничивались. Брак прекращался в случае смерти одного из супругов, а также с согласия церкви, по решению местного суда или администрации.

В системе гражданского и брачно-семейного регулирования значительное место отводилось опекунскому праву. Опека осуществлялась над несовершеннолетними и их имуществом. По закону опекуном могли быть ближайшие родственники. Чужие люди признавались опекунами по завещанию родителей или по решению суда. Опекун должен был быть того же сословия, что и подопечный. Опекун, назначенный судом, должен иметь собственное поместье, быть уроженцем ВКЛ, не очень старым, хорошо вести свое хозяйство. Он не имел права тратить имуществом подопечного.

Таким образом, анализ норм статутов свидетельствует о том, что права субъектов брачно-семейных отношений расширялись, а роль светского права и светской власти в регулировании этих отношений возрастала.

 

25. Судебная реформа XVI в. в Великом княжестве Литовском. Состав и компетенция новых судов

Проведению судебной реформы способствовало накопления в государстве многого нормативного материала. Реформа проходила поэтапно в течение XVI в., что нашло отражение в постановлении Бельского сейм 1564 года, Законе о Главным Суде 1581, уставов 1529, 1566, 1588 годов. Судебная реформа была достаточно новаторской и т эхничнай, особенно По сравнению с административно-территориальной, земельной и другими. Новые законы закрепляли создание новых, независимых судебных учреждений. В XVI в. формируются основания и возможность подавать апелляции не только по сути рассмотренного в суде дела, но и относительно неправильного применения норм материального права и нарушения процессуальных норм. Также вводятся принципы публичности и состязательности судебного процесса с участием адвокатов. В связи с этим основывается и получает активное развитие институт адвокатуры.

Начало судебной реформы был положено первым сводом законов государства - Статутом 1529, который предписывал воеводе, старосте выбрать в своих уездах двух шляхтичей для совместного выполнения судебных функций.

В Статут 1566 были включены нормы, направленные на повышение статуса судебной власти, укрепление авторитета писаного закона.

Завершающую роль в проведении судебной реформы сыграл Статут 1588 года. Он основывался на более совершенной системе права и на таких важных принципах, как государственный суверенитет, приоритет писаного закона, единства права. Устав закреплял принцип законности в функционировании судебных учреждений.

Согласно нормам Статутов в Великом княжестве Литовском устанавливается принцип выборности судей, правило о запрете судьям занимать духовные, государственные должности и даже одновременно две судебные должности. Появление судей-профессионалов содействовало реализации принципа независимости судебной власти.

Прежде всего, данные нормы получили воплощение в деятельности земских судов, отделение которых от администрации окончательно закрепил Статут 1566. Земский судебный орган обеспечивали судья, подсудок и писарь, которые и назывались «врядниками земскими судовыми».

Комплектование суда происходило в следующем порядке: выборы назначались великим князем, а в его отсутствие - воеводой или старостой, или другой служебной особой местной администрации, о чем шляхте сообщали за 4 недели. На поветовые сеймики шляхта из своей среды выбирала по 4 кандидата на должности судьи, подсудка и писаря. Затем великий князь из этих кандидатов выбирал соответствующих должностных лиц, на первой судебной сессии (роках земских) приносили присягу.

Таким образом, избранными могли быть только уроженцы Великого княжества Литовского, шляхтичи, землевладельцы, христианской веры, умеющие писать, не занимающие других духовных, государственных и судебных должностей.

 

26. Причины образования Речи Посполитой. Государственный строй

Причины образования Речи Посполитой

Внутренние:

1. Шляхта ВКЛ, недовольная монопольным влиянием магнатов на политическую жизнь страны, надеялась получить в результате унии с Польшей такие же права, какими пользовалась в государственно-политической жизни польская шляхта. В соседней Польше шляхта имела шляхетские вольности (равенство перед законом, право избирать монарха, право на открытый протест, право избирать депутатов на сейм, неприкосновенность личности и имущества).

Внешние:

2. Неудачи ВКЛ в Ливонской войне 1558—1583 гг., которую вел за выход к Балтийскому морю московский царь Иван IV. Он считал белорусские земли своей вотчиной и стремился «вернуть» их в состав Московского государства.

3. Стремление многочисленной польской шляхты получить новые земли и должности в ВКЛ.

4. Стремление католической церкви распространить свое влияние на белорусские, украинские и русские земли.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.112.82 (0.016 с.)