Глава 26. Суть всех «четырех тантр» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 26. Суть всех «четырех тантр»



 

Затем риши Маносиджи обратился к риши Видьяджняна

с такими словами:

О великий риши Видьяджняна, хорошо.

К чему окончательно свести содержание «Четырех

тантр»,

попроси рассказать об этом исцелителя Бхайшаджья-

гуру.

Учитель произнес такие слова:

О великий риши Маносиджи!

Стрела натягивается во всю длину, а поражает цель

наконечник.

Крестьянин трудится все четыре сезона, а цель его

сводится к пропитанию и одежде.

Подобные примеры говорят о том, что смысл (деяний)

заключается в плодах.

Было много рассказано тантр, членов, мест, разделов

и частей,

смысл которых сводится к двум — к болезням

и здоровью.

О здоровье. Общий образ жизни, образ жизни

по сезонам,

полноценное питание, правила половой жизни —

четыре вопроса.

А такие (вопросы), как «лекарство» и «пища»,

являются общими.

В (теме) «болезни» три (вопроса): объект,

обследование, лечение.

Хотя различают четыреста четыре болезни,

но их можно свести к двум: жару и холоду, других

не бывает.

Тысяча двести приемов распознавания болезней

можно свести к трем — осмотру, ощупыванию и

и опросу.

По пульсу решают, выживет больной или умрет.

Осмотр мочи покажет лик жара или холода106.

Опрос выяснит условия, вызвавшие болезнь,

место поражения и характер болей.

Тысяча два лечебных средства являются врагами

болезней,

и нет среди них ни одного, которое не относилось бы

к четверке:

лекарства, процедуры, образ жизни и питание.

Лекарства бывают или успокаивающими, или

очищающими.

Нет иных успокаивающих, кроме порождающих жар

или холод.

Не существует очищающих, кроме жестких и мягких.

Процедур тоже две: мягкие и сильные.

Пища может быть полезной или вредной.

Образ жизни может быть тяжелым или же легким.

Триста шестьдесят приемов в лечения сводятся

к трем: узнавание болезни, способы лечения

и средства.

О великий риши, знай,

что облик болезни выясняется осмотром,

ощупыванием, опросом.

Если трудно определить, жар у больного или холод,

рассмотри пять признаков мочи.

Девятью приемами лечения сведи болезнь с ее врагами.

Восемнадцатью способами лечения подави самую суть

болезни.

Обо всем этом кратко сказано в «шести главах»107,

поэтому их считай корнями.

«Тантра объяснений» дает общее представление.

При помощи «Тантры наставлений» лечи все болезни.

По «Дополнительной тантре» распредели все

практические средства лечения.

Успокаивающие средства составляй, как описано

в пяти разрядах.

Очищающие делай, как в пяти лечебных назначениях.

Процедуры совершай по описанию пяти процедур.

Ветер, желчь и слизь — эти три начала присущи всем.

Они изменяются под воздействием болезней и лечения.

Отравление, бад-кан смуг-по и жар застарелый — этой

тройке

помогает одинаковое, поэтому их не различают

в обследовании и лечении.

Ма-жу, лхен и понижение «огненой теплоты»— этой тройке помогает одинаковое, их не различают в

обследовании и лечении.

Ор, скйа-рбаб и дму-рдзинг — этой тройке болезней

помогает одинаковое, их не различают в обследовании

и лечении.

Болезнь поноса, кишечные колики и понос жара —

этой тройке

помогает одинаковое, их не различают в обследовании

и лечении.

Дрег, грум, рканг-"бам — этой тройке

помогает одинаковое, их не различают в обследовании

и лечении.

Риме принимают за незрелый и пустой жар.

(Виды жара) "грамс и "кхруг принимают за жар

разлившийся.

Отравления и смуг-по принимают за жар застарелый.

Болезни слизи и желчи принимают за скрытый жар.

Все виды жара понимают как таяние и застывание.

К болезням желудка, селезенки и почек относятся

в основном как к болезням слизи.

К болезням легких, печени, желчного пузыря

относятся в основном как к болезням желчи.

К болезням сердца, аорты и толстой кишки относятся

в основном как к болезням ветра.

Из внутренних болезней главными считаются болезни

желудка.

Если болезни жара не излечиваются от холода,

применяют согревающие.

Если болезни холода не излечиваются жаром,

применяют прохладительные.

Эти слова не следует записывать, а надо усвоить их

смысл.

И смысл этот бережно хранить в сердце.

Наставления не делай упражнением для языка,

а усваивай их суть.

Не удовлетворяйся знанием только лекарств

и процедур, а занимайся глубоким изучением (теории).

Никогда не считай себя старым для постижения

истины.

Не спеши руками, сначала поговори с больным.

В процедурах будь осмотрителен: именно здесь рука

твоя может, как рука врага, вред нанести.

Между горами и степью108 будь как корсак или ястреб.

В определении меры (запущенности) заболевания

будь глуп, как овца.

При сгибании шеи болезни будь осторожен, как лиса.

В совершении процедур будь как богатырь или барс.

Затем риши Маносиджи выразил такую просьбу.

О великий риши, хорошо.

Существует ли такое лекарство, которое в одиночку

может болезни лечить

и которое нет необходимости разбирать (по вопросам):

вкус,

действие, вкус после переваривании и т. д.109

А из лекарств, что для чего считается лучшим,

а также какой образ жизни и какое питание

считаются лучшими,

пусть раскажет исцелитель Бхайшаджья-гуру.

Учитель риши Видьяджняна молвил такие слова:

О великий риши Маносиджи, слушай,

не ответить на твой вопрос значило бы

впасть в грех «притеснения монаха»110,

поэтому отвечу на твой вопрос, слушай

с благоговением.

Лучшее средство от всех болезней — миробалан

хебула.

Лучшие средства для ветра — костный отвар, старая

патока, чеснок.

Лучшие средства для желчи — сверция и момордика

кохинхинская.

Лучшие средства для слизи — перец длинный и мед,

для крови — адатода и шлемник,

при бад-кан смуг-по — шпат,

при несварении — красная соль,

при болезнях скрап — отвар жженой извести,

при дму-рдзинг — реманния,

при скйа-рбаб — рододендрон и железный порошок,

при отеке ор — астрагал и коровья моча,

при затяжных болезнях — мясо, вино и молоко,

при римс — гипекоум и сыть,

при жаре "кхругс — сандал белый и шлемник,

при всех видах жара — безоар,

при отравлении — миробалан хебула и репа,

при (отравлении) мясным ядом — редька,

при болезнях гнйан — смола ватики и мускус,

для глаз хороши барбарисовая кханда и «три плода»,

при болезнях рта помогает сладкое.

При болезнях сердца лучшее средство — мускатный

орех,

при болезнях легких — бамбуковая манна,

при болезнях печени — шафран и мумие,

при болезнях селезенки — кардамон средний

и «горячие» лекарства,

при болезнях почек — кардамон настоящий,

при болезнях желудка — зерна гранатника,

при мочеизнурении — эмблика, куркума длинная

и барбарис,

при задержке мочи — нашатырь и золотой песок.

При рвоте — жареный рис,

при поносе — ластовник,

при кашле — песчанка и бузина

а при изнуряющем кашле — шеллак и цветы гороха,

при болезненной жажде — отвар жженого кирпича,

при коликах между ребрами — девясил кистистый,

при геморрое — шо, при глистах — прутняк,

при гланг-тхаб — пузырница, при кхон-"брас —

тысячелистник,

при дрег — софора, при грум-бу — ослиная кровь,

при чху-сер, мдзе — акация,

при безумии — старое масло, обмороке — мучная

болтушка,

при бессоннице — молоко, болезнях гортани —отвар

рыбы,

при ожогах — сурик свинцовый,

при переломах костей — вулканический шлак,

для отторжения омертвевшего мяса — зола серебра.

Кровь лучше всех останавливают черви с листьев

борщевика,

раны лечит медвежья желчь.

При разлитом жаре лучше всех действует состав

«Царь-камфора с советниками»,

при римс — «Горечавка лежачая-5»,

при жаре "кхругс—«Камфора-7»,

при всех застарелых жарах — «Камфора-25»,

при всех видах жара —«Восемь главных»,

при смешивании жара и холода —«Бамбуковая манна

успокаивающая».

Жар присоединившийся хорошо отделяет отвар

«Девясил-4»,

плохую кровь — отвар «Три плода».

От всех болезней ядов спасает «Великий лечебный

состав».

Для возбуждения аппетита хорош «Грапатник-4»,

для усиления огненного тепла — порошок

«Ргодмакха».

При всех болезнях холода лучшее лекарство

«Гранатник-8»,

при скранах—«Измененные зольные лекарства»,

при смуг-по —«Семеро противников»,

при болезнях сердца от ветра —«Масляное лекарство

из борца».

при задержке мочи—«Большой состав из солей»,

при болезнях глаз —«Девять проясняющих»,

при болезнях гнйан и червей —«Гаруда-5»,

при болезнях крови — кровопускание,

при болезнях желчи — слабительные,

при болезнях слизи — рвотные и прижигание,

при болезнях ветра — втирания и "жам-рци,

при "брас — ванны и прижигание.

Лучшая пища — мука из старого ячменя,

лучшее питье — чай из кончиков чайных листьев,

лучший образ жизни — не доводить себя до потения.

Вот примерно таковы все лучшие средства против

основных болезней.

Затем риши Маносиджи выразил такую просьбу:

О великий риши, хорошо.

Сейчас хорошие времена и поступки людей

благочестивы,

но когда придет эпоха «пятьсот лет» и пойдут болезни,

найдется ли средство для защиты себя и других,

чтобы, принимаясь за лечение других, самому

не заразиться.

Пусть покровитель живых существ нам расскажет.

Учитель молвил:

О великий риши Маносиджи,

ты прав. Я уважу твою просьбу, слушай.

Когда наступит конец последней «полтысячи»,

бхуты-демоны начнут устраивать козни против

здоровья,

ма-мо и дакини напустят злые болезни, заразы,

еретики ядом пропитают все вещи,

тогда будет важно сохранить и других, и себя.

Первое: как уберечься от полчищ демонов-бхутов.

Собери камфору и прочие «шесть хороших»,

мускус, ферулу, смолу ватики, аир и прочие

лекарственные растения, обладающие запахом,

а также арсенит, реальгар, серу,

дельфиниум Брунона—

т. е. все земли, камни и травы, обладающие запахом,

прибавь от животных с запахом, ездовых животных,

хищных птиц и от животных, как козы и овцы,

шерсть, помет, мочу, когти и желчь,

сюда же положи мясо лягушки, змеи, рыбы,

головастика,

разные зерна, плоды, виды крови

и все это мелко раздроби и сделай пилюли.

Если окуриться дымом этих пилюль, выпить воду,

настоянную на них,

или же принять пилюли внутрь — все бхуты

разбегутся (от тебя).

(Пилюли) побеждают верхних и нижних гдон и всех

римс.

В частности, от римс есть два вида охраны: общие

и специальные.

Общими являются заклинания-дхарани и различные

вещества.

Дхарани, превращающие тебя во Властелина

могущества:

«Аум, хриде бале кха-пхур-а-ти-пхур

би-пхур-сод, мурья-сод,

кумарая-сод,

пандха-пандха-сод,

Ваджрапане-папе-сод,

хриде-хриде-сод,

тика-джняна-сод,

мамо-дуру-сод,

пуджа-йогини-сод» — стократным чтением этой

молитвы111 сделай

себе постоянного защитника-идама. Если в округе есть

болезни

римс — читай триста раз, а если занимаешься

лечением больных —

читай три раза без перерыва.

«Аум, мугтхум сарва мугтхум

те-чха мугтхум-тхе-пхур-сод.

ни-пхур сод

вья-ркан сод

убей болезни,

дал убей,

ям убей, суаха!»— прочитать это три раза по сто,

затем,

послюнявив безымянный палец, скатай грязь с одошвы

и заложи в нос.

Охрана веществами. Борец, «лекарство дхармы»,

мускус, аир,

смолу ватики, серу, живокость Брунона,

чеснок, кал человечий и мочу скатать в пилюли

и каждое утро принимать, как выше описано.

Смешай борец, мускус, серу, аир,

смолу ватики черную и белую и чеснок,

завяжи в тряпочку и носи на шее, окуривай ими нос.

И пусть болезни римс полыхают, как пламя,

тебе вреда не будет, тело твое станет, как алмаз.

Когда ты голоден или боишься, остерегайся запаха

болезни.

Сытость, довольство и меры защиты порождают

смелость,

только в таком состоянии смотри на больного.

При неожиданной встрече с больным закрой двумя

амритами112 свои девять дверей.

Те, кто лечат заразные болезни, пренебрегая мерами

защиты,

похожи на воинов, которые бросаются в битву голыми.

Защита от отдельных видов (заразных болезней).

Защита от жара римс.

Представив себя в виде идама, (молитву):

«Победоносно прошедшему татхагаттхе, архату, пол-

ностью совершенному будде, ваджрному ламе, царю вайдурьевого цвета кланяюсь. Благоволи защитить меня от всех болезней римс. Благоволи спасти. Благоволи разогнать, рассеять туман!

Татьядха аум ваджра ваджра махаваджра

сарваджтита хана хана ваджра сваха

тхун-зим-бу-тхун-зим-бу убей!

Лан-лан-лин-лин убей,

ме-ме убей, лам-лам убей, бал убей.

Убей силу и блеск огня жара!»— прочитать 108 раз и дунуть в нос. Каждое утро принимать внутрь пилюли, в которые входят «шесть хороших», орлиное дерево, меконопсис цельнолистный, мускус, колеус, сахар, кал и моча. Вдыхать через нос дым камфоры, мускатного ореха и сандала.

Защита от брум. Принимать внутрь сандал, мускус, аир и серу, смешанные с мочой. Втирать в тело сандал, мускус, шафран, серу, смолу ватики и чеснок, мешанные с мочой. Окуриваться дымом мускуса, аира, смолы ватики, лишайника с камней, барбариса и чеснока. Молитву: «Ха, бхагавана Маньчжушрикумара сарвататхагатая самбудданта сарвататхагатанагати сарвасатанан сваха. Аум тадьяхта шам-ме шам-ме-шам-нея сваха»— прочитать над горохом тысячу раз и носить горох на шее. Каждое утро читать эту молитву сто раз.

Защита от гаг-лхог. Представь себя Гарудой. Молитву:

«Аум лхан-лхан цер-цер крита-крита шаг-шаг, шел-шел,

тхум-тхум, веду-веду, семеро братьев лхогпа, семеро

братьев брай, мдзе со-ха, дахо, дахо, вьятки, вьяки,

свирепый туман одолей, уведи, сваха»— читай каждое утро. Носи пху-рбу113 из кабаньего пятачка, дикого чеснока, аира болотного, мускуса и серы. Принимай внутрь катышки помета орла.

(Защита) от ргйу-гзер. Съесть пилюлю из черепа человека, умершего от этой же болезни, с «лекарством

дхармы», размочив ее в моче. Носи на шее камфору,

борец, мускус, мускатный орех, чеснок, нард, горчицу

и аир болотный. Молитву: «Татьядха чхаба-ма-ру-ру-а-шуг-ме-аюрджняна брум-ни сампуштикуру сиддхи защити ме-ня»— читай сто раз каждое утро.

Защита от чхам-па. Прочитать молитву: «Аумало-

дкар-поше хаум пад»— и подуть в нос.

Если не сумеешь соблюсти правила защиты

и заразишься, то не слушай всяких знатоков,

а поступай, как сказано в основном источнике.

Защита от ядов, которые могут дать с чем-нибудь,

имеет три (варианта).

От дыма береги двери носа

от прикосновения береги «двери воды»114,

от испарения и солнечных лучей береги обе двери.

От ядов, которые могут дать с пищей, сделан защиту

изнутри:

возьми репу, которая под долгим дождем «пасть

раскрыла»,

золотистый миробалан хебула и горчицу по одной

части

и равную им часть чеснока, сделай из них пилюли

на воде.

Они действуют (как противоядие) в течение одного

дня.

О силе их свидетельствует то, что отравленная пища

извергается, не успев перевариться.

В другом (средстве) от ядов, которые могут дать

с пищей,

кханда из «дождевой» репы является деятелем,

скользкость обеспечивает жир оленя,

тридцать зерен горчицы не дадут (яду) задержаться,

мускус величиной с пилюлю стоит на страже,

двери плотных и полых органов охраняют «шесть

хороших»

и «три горячих», взятых по одному тхун115,

прибавить к ним «три лекарства сокровенных

наставлений»—

«спинку лягушки», золотой песок и мумие величиной

с большой палец и все месте смешать в пилюлю.

В первый день месяца, сперва раскрыв устья сосудов,

утром принять четыре-пять пилюль, а потом в течение

девяти дней принимать по одной.

От завтрака воздерживаться. Есть «мягкую», «теплую»

и сытную пищу.

По окончании (курса) три утра делать завязывание

сосудов.

Это обеспечивает безопасность от яда па целый год. Или же другое средство, в котором царем взять

средство от всех болезней — миробалан хебула,

стражником и смазывателем — мускус, чеснок и

семена репы, приготовленные в виде масляного

отвара — «амрита трех действий», прибавить горчицу.

Для защиты дверей полых и плотных органов, мяса,

костей и сосудов взять «шесть хороших», гранатник,

козелец, ластовень, перец длинный, краба, миробалан

беллерический, куркуму длинную, эвкоммию, горец

птичий, солодку, эмблику и шалфей. От ветра, желчи

и слизи, крови, чху-сер и глистов добавить софору,

сверцию, девясил высокий, кориандр, адатоду, буру,

перец черный, прутняк, которые являются средствами,

подавляющими головы восставших первоэлементов.

Средством защиты от ядов из драгоценностей и

средством их подавления является состав, в который

входят золото, серебро, бирюза, медь, железо, кораллы

величиной с горошину, бура, сера, рог носорога, мумие

по одному тхун.

Общим средством защиты от ядов из камней и средством их подавления является состав, в который входит камень «спинка лягушки», мрамор, киноварь и шпат по одной трети тхун, селитра, нашатырь и бура по одному тхун.

Общим средством защиты от ядов из соков и средством их подавления является состав, в который входят все

виды яда, взятые величиной с горох, один тхун мускуса,

приготовленного вместе с «лекарством дхармы» (в виде

пилюль), бадан толстолистный и борец разнолистный.

Средством защиты от ядов трав и средством их

подавления служит состав, в который входят три

«жо-ша», молочай Палласа, молочай аденохлора,

пузырница, соломо-цвет, ормозия и якорцы стелющиеся, взятые примерно с пилюлю, хлопчатник, астра альпийская, эдельвейс, корни одуванчика, лилия и щитовник по одному тхун.

Средство защиты от мясного яда: печень, мясо с икр мужчины, погибшего от меча, мясо еще слепого щенка

и пестрого молочного козленка, свиные легкие, печень

ястреба, мясо пестрой курицы и павлина — все это

должно быть свежим. Их взять по кусочку величиной

с пилюлю. Прибавить к ним по одному тхун кала

новорожденных ребенка, щепка и жеребенка,

дондостемон цельнолистный, мясо павлина, желчь

козла, свиньи и медведя.

Воинами, которые побеждают вообще болезни от ядов, являются ункария клюволистная «белая» и «коричневая», борец разнолистный, борец ликоктонум, «цзад», «ргу-тхуб», какалия, пустырник, горечавка холодная, нард, адиантум, мирикария, тмин, остролодочник, шиповник, луб барбариса, бадан толстолистный, взятые по одному тхун.

Когда делают «большой состав», к «среднему составу» добавляют защищающие от ядов средства из камней,

соков и трав и все растирают, пока не станут как

жидкая краска, которую

процедить через ткань и с кханда из репы

сделать пилюли с набухший горох, просушить в тени

и три утра с первого дня месяца принимать, запивая

водой.

Они будут действовать в течение месяца (как

противоядие).

А для лечения они являются «пратьека буддой -

царем лекарств».

Дождевую репу, «три плода», «пять корней» и

«шесть главных» приготовить в виде масляного

лекарства.

Прибавить к нему один из вышеописанных составов —

«большой» или «средний», шесть драгоценностей»,

«шесть хороших», «три кала новорожденных», «три

борца»,

ункарию, «цзад», куркуму длинную,

смешать все это со сладким. В последний месяц осени

приготовить из кала и мочи архата

в бронзовой посуде (состав) «Лекарство дхармы-3».

Для этого

все (вышеперечисленные средства) положить

в матерчатый

мешок и выдержать семь дней в полыни холодной,

затем просушить в тени. Если семь тхунов (этой

смеси) выпить, запивая чан,

то до тех пор, пока тело человека не разрушилось,

оно будет защищено от ядов и всяких болезней,

возникающих от нарушения питания и образа жизни.

В случае опасности прием можно повторить.

Дымы, испарения, запахи зараз входят через нос.

Поэтому надо поставить заслон им у «царских ворот»

сосудов.

Камфору, мочу и шпат втирать в ладони,

семь дней втягивать внутрь через нос

и окуриваться после дымом мускатного ореха,

мичелии,

горечавки холодной и красного сандала.

Признаки «закрытия царских ворот»—появление

тяжести в теле и голове, дрожь и озноб,

Это считается лучшим средством защиты от ядов,

демонов гдон и заразных болезней.

Защита дверей «желтых волос»: сандаловое масло,

жир со стенок подойника, масло растительное

и солодку

приготовить в виде сгущенного отвара,

положить мускатный орех, шафран, мускус, нард

и горечавку холодную. Обмыть (этим составом) тело

и растереть.

Или же сделать масляный отвар из мускуса, свиного

жира,

змеиного мяса, краба, серы, козьей крови и жира

сайгака.

Или же втереть состав из камфоры, «трех холодных»,

сандала,

мускуса, «лекарства дхармы», свиного жира и козьей

крови.

Когда двери «желтых волос» закрываются, появляется

такое

ощущение, как будто тело тяжелеет и затекает.

(При применении всех этих средств) не будет

никакого вреда

ни от прикосновения, пи от яда, ни от солнца

и испарений.

Затем риши Видьяджняна задал такой вопрос:

О великий риши Маносиджи, благо.

А пет ли средства лечения, не упомянутого в этой

тантре?

На этот вопрос было отвечено:

Сугаты и их воплощения ради пользы живых существ

рассказывали в Индии в основном о лекарственных

составах,

в Китае о прижигании и очищении сосудов,

в стране Дол116 о кровопускании,

в Тибете об исследовании пульса и мочи.

Небожителям была рассказана «Со-чжад-бум»,

сонму мудрецов-риши рассказана «Чарака де чжад»,

еретикам-небуддистам —«Тантра черного Индры»,

буддистам—«Раздел покровителей трех видов»,

все эти (тексты) собраны в этой тантре лечебных

средств.

Нет средств лечения, не упомянутых здесь.

Милосердие святых объемлет все, оно не знает

границ,

а люди воспринимают его в меру своего благоговения.

Пример: луна сияет на небе одна,

а отражают ее все воды (по-своему).

 

Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Дополнительная тантра. Глава двадцать шестая. Суть всех «Четырех тантр».

Примечание:

106 К ним относятся цвет, отстой, запах, испарения и пена.

107 То есть в «Тантре основ», которая состоит из шести глав.

108 Данное выражение здесь комментируется как болезни, смежные между ветром, желчью и слизью.

109 По этой схеме разбираются все лекарственные средства в источниках тибетской медицины. В данном случае Маносиджи просит рассказать о свойствах лекарств не по книжной схеме, а указать только болезни, которые они лечат.

110 Отказ от ответа на вопрос, заданный монахом, классифицируется, вероятно, как «притеснение монаха».

111 Заклинания состоят из смеси санскритских и тибетских слов. Здесь переведены только те слова, которые могут быть прочитаны по-тибетски.

112 Смазать своим калом и мочой все отверстия тела (кроме рта) и точку на темени, называемую «отверстием Брахмы».

113 Пхур-ба — букв, «гвоздь» — ритуальное оружие в виде трехгранного кинжала; здесь, видимо, употреблено в переносном смысле.

114 Данная фраза может быть понята и как: «При половом сношении береги отверстие мочеиспускательного канала»,

115 Букв, «доза», обычно это объем специальной ложечки с таким же названием.

116 Ныне под этим названием известна местность в Лхокха, в Западном Тибете [27, с. 646].

 

ГЛАВА 27. О ПЕРЕДАЧЕ ТАНТР

 

Затем риши Маносиджи задал такой вопрос:

О великий риши Видьяджняна, хорошо.

Бывает так, что болезнь лечат в самом начале, когда

силу еще не набрала,

а она все равно с пути своего вспять не поворачивает,

распространяется дальше и не сдается лекарствам.

Или, несмотря на наличие двенадцати условий

лечения,

больного не удается спасти и он умирает.

А люди начинают толковать это превратно, что мол

нет никакого прока ни в лечении, ни в лекарствах.

Как быть? Пусть исцелитель Бхайшаджья-гуру

рассеет сомнения.

Учитель Видьяджняна молвил:

Великий риши, пусть тебя это не смущает.

Из четырехсот болезней известных

сто одна — это «подобия болезни»,

которые проходят и без лечения.

А при лечении проходят еще быстрее.

Их лечить все равно что подтолкнуть падающее.

Они сначала природу свою проявляют сильно,

быстро сходят с пути, не дожидаясь лечения.

Как будто тучи сгрудились и полил дождь, но через

мгновение

небо прояснилось, и снова стало сухо.

Сто и одна болезнь — это действие демонов гдон.

Не уладив дел с ними, нельзя назначать лекарства,

процедуры.

От болезней демонов можно избавиться и без лекарств.

Больного можно сравнить с пленником разбойников.

Сто и одна болезнь — это те, которые появляются

в течение жизни.

Если их не лечить — человек умрет, лечить — будет

жить.

Они имеют три (стадии): начало, середину и конец.

Если жар в начале пути не удалось повернуть

вспять,—

значит, у болезни есть «друзья», которые

не поддаются лечению.

Нет болезней, которых в начале пути не одолеть,

пока «друзей» у них нет.

В средней (стадии) болезнь развивается и подавить

ее труднее.

Пример: когда строят дамбу при начавшемся

наводнении,

вода ее размывает и уносит, приходится добавлять

и добавлять,

пока сила воды не кончится и она не будет укрощена.

Так в период своего развития болезнь размывает дамбу

лекарств,

и их приходится добавлять все больше и больше.

Если запустить холод, а это очень плохо, его трудно

подавить.

Холод похож на караван вооруженных купцов.

Холоду нужен противник многочисленный и жестокий.

Сто и одна болезнь — это болезни кармические

лечению не поддаются, заканчиваются смертью..

Их вкратце можно свести к девяти:

два вида жара—«перешедший за перевал» и

«не дошедший до перевала».

Их можно сравнить с зеркалом, брошенным в печку;

пока оно не расплавилось, его можно спасти водой,

а после того как расплавилось, ничем не спасешь.

Два вида холода—«ушедший вглубь» и «еще

не ушедший».

Они похожи на побег и на старое дерево.

Первый огнем можно погубить, а второй не так-то

просто.

Болезней ветра две—«прервавшие опору дыхания»

и «еще не успевшие прервать».

Они похожи на птицу, попавшую в сеть:

сумеешь вытащить — поймал, а упустишь — ничем

не вернешь.

(Седьмая) — это болезнь, которая истощила силы тела

и вобрала в себя душу больного;

при подавлении такой болезни заодно подавляется

и душа.

Такого больного можно сравнить со стеной, подмытой

снизу.

При сильном действии демонов, которые похитили

душу больного,

на вид человек вроде жив, а па самом деле уже мертв,

как тот, у которого вырваны кишки.

Если исчерпаны срок жизни, добродетели и карма,

человек как будто бы излечивается от болезни,

но все равно умрет от закупорки сосудов махабхутами.

Он похож на дождь, который пошел в конце осени.

Элементы тела стали его же врагами,

жар и холод «сговорились», лечишь одно,

а возбуждаешь другое.

Ничем нельзя оказать на болезнь воздействие,

как на человека, который уже принял решение.

(Восьмая). Противники болезни стали действовать

наоборот.

Всякое лечение усиливает болезнь, становится ее

«другом».

Лечить все равно что отравленному дать еще борец

ядовитый.

(Девятая)— это болезни, поражающие особо уязвимые

места и разрушающие обитель души.

Когда порван сосуд жизни, как спасти больного?

Это все равно что (сражаться), когда главная

крепость пала.

Великий риши, не терзайся сомнениями,

лечение и отсутствие лечения — не одно и то же.

Хотя ко всему, что встречается в жизни, не подобрать

лекарства,

все же не стоит говорить, что нет пи от чего

излечения,

ибо не бывает огня, который водой не залить,

другое дело, что воды может оказаться маловато.

Нет голода, который пищей не прогнать,

нет жажды, которую водой не утолить.

Если бы не лечения, что спасало бы от чам-па и лхог.,

если б не лекарства, что устраняло бы задержку

мочи?

Не имея противоядия, как справлялись бы с ядами?

Сила высших исходит из их заповедей и лечит

болезни.

Поэтому лекарь пусть лечит, не зная сомнений.

Затем, риши Маносиджи задал такой вопрос:

О великий риши Видьяджняна, хорошо.

Здоровье, лечение и средства лечения —

а есть ли какая причинная связь между ними?

Если ее нет, то к чему заучивать бессвязные дхармы.

Не будет ли это похоже на выжимание масла из песка.

Пусть ответит царь лекарей.

Учитель изрек:

О великий риши Маносиджи,

как же не быть связи между средством и тем, что

вытекает из применения этого средства?

Ведь тела всех живых существ состоят из четырех

элементов;

болезни, которые лечим, порождены четырьмя

элементами;

лекарства — враги болезней — это, по сути, те же

элементы.

Тело, болезни и лекарства находят соединение в одном

человеке.

Вредимые и вредящие связаны между собой как опора

и опирающееся.

Больной и лекарь встречаются друг с другом в силу

прежних заслуг и деяний,

как драгоценность, (исполняющая желания), и царь

драконов.

Незнающий со знанием соединится через (книги)

о средствах лечения.

Все, что вытекает из применения средств,

то направлено на восстановление равновесия

элементов,

а равновесие элементов — это здоровье

и благоденствие.

Следовательно, здоровье и благоденствие связаны

со средствами

лечения и являются результатом их примет лия,

ибо они зависят от способности (средств лечения)

к деянию.

Затем риши Маносиджи и все остальные в один голос

воздали хвалу Учителю, (и риши Видьяджняна) молвил:

О Учитель — животворящий Царь лекарей,

нет в сердце Учителя мрака невежества.

Мудрость его абсолютна, не ведает препятствий.

Чтобы светом милосердия рассеять неведение живых

существ,

из сердца (Учителя) вышла «Тантра основ»,

в которой собрано все.

Дхармакае117, пребывающей в неизменном

постоянстве, кланяемся.

Тело Учителя не знает старости, усталости.

Это тело вайдурьевое состоит из светлой шуньяты,

чуждой всякой множественности.

Сияние его излечивает болезни живых существ.

Из тела вышла «Тантра объяснений», где без ошибок

даны определения и названия.

Самбхогакае118, которая выражает себя в формах

и признаках, кланяемся.

Достоинства Учителя не знают ни убыли, ни

прибавления,

он — всезнающий будда, лучший из врачевателей.

Сиянием своих достоинств он избавляет живые

существа от страданий.

«Тантра наставлений» вышла из достоинств

Бхайшаджья-гуру.

Кланяемся этому телу — источнику драгоценностей.

Деяния Учителя не знают преград.

Умиротворение, развитие, жалование «ван»119,

подавление -

свет его деяний, которые в совершенстве обладают

этими четырьмя свойствами, изгоняют демонов

болезней.

Из деяний Учителя вышла четвертая,

«Дополнительная тантра».

Кланяемся героическому нирманакае120.

Слово Учителя доходит до всех — это слово Брахмы,

оно одно, а понятое всеми удовлетворяет все сонмы121.

Сияние его слова очищает пороки речи живых

существ,

вопросы-ответы в «Четырех тантрах» вышли из его

слова.

Кланяемся очищенному и удалившемуся лотосовому

телу — так

воздали они искренние хвалы. Затем риши Видьяджняна

произнес слова хвалы тантрам:

Аум, ах, хаум! Риши Маносиджи!

«Тантра основ»— это сердце122, она похожа на семя.

Нет средств лечения, которые не выросли бы из нее.

«Тантра объяснений»— это тело, она, как солнце и

луна,

освещает значение понятий в совершенстве, без

ошибок.

«Тантра наставлений»— это достоинства, она как

драгоценность,

удовлетворяющая все мыслимые желания.

«Дополнительная тантра»— это деяния, она как

алмазная молния,

падающая на головы болезней.

Видьяджняна, как небесная казна,

не зная истощения, отвечал на все вопросы.

Воплощение слов Учителя — Маносиджи, как лев,

бесстрашно задавал вопросы.

Эти тантры похожи на Гаруду,

им не страшна никакая пропасть болезней.

Они сладкозвучны, как пение кукушки,

и радуют всех, кто внимает.

Редкостью своей они как цветок удумбара123,

не многим счастливцам суждено их услышать,

увидеть, изучить.

Как сияние солнца затмевает луну,

так эти цари тантр затмевают остальные (источники)

науки лечения.

Они как нить «срункуд»124, которая делает излишними

мантры и дхарани.

Они как волшебная чакра125, заставляющая отступать

Хозяина смерти и полчища демонов.

Они герои, побеждающие сонмы болезней.

Они всеобщие восполнители убыли, поддерживающие

первоэлементы.

Они меч, разрубающий аркан преждевременной

смерти.

Они молот, сокрушающий лезвие болезни.

Они крюк, вытаскивающий из болота страданий.

Они «подаяние безопасности», защищающие жизнь.

Они кувшин с нектаром, оживляющим мертвых.

Пусть риши относятся к ним исключительно

благоговейно.

Затем риши Маносиджи задал такой вопрос:

О великий риши Видьяджняна, хорошо.

Царя тантр — эту тантру тайных наставлений —

до какого времени надо хранить?

Что является «плохим» сосудом126?

Каковы недостатки и достоинства скрывания

и хранения?

Пусть исцелитель поведает об этом.

Учитель Видьяджняна молвил в ответ:

О великий риши, слушай!

У сосуда, в котором тантра хранится, не должно быть

изъяна,

ибо плохой сосуд не удержит налитого.

Например, если молоко белой львицы

налить в обычную посудину, не драгоценную,

то сосуд лопнет и содержимое пропадет.

«Плохой» сосуд, от которого надо тантру таить,

таков:

он не упоминает учителей, выпячивает себя.

Наставления ворует разными уловками, спрашивает

намеками,

неблагодарен, ни с кем не считается,— смотри, такому

не доверь эти тантры.

Он обманом и хитростью посягает на чужое,

обуян гордыней, не знает сострадания.

Главное для него — эта жизнь (а не будущие),—

смотри, такому не доверь эти тантры.

Он подкупает дарами, золотом, бирюзой, лошадьми,

оружием,

лестью,— смотри, такому не доверь эти тантры.

И если нет человека, достойного быть сосудом,

то пусть эти тантры, как драгоценность в глотке

дракона,

изо рта твоего не выходят до конца калпы.

Не разменивай эту науку на еретические учения о

насылании смерти, засухи, града и приготовлении

ядов.

Не разменивай ее на превратные учения вроде учения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.459 с.)