Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Житие андрея юродивого, 853а – 873а
(85За) Однажды, когда Епифанию и блаженному Андрею представилась возможность провести в досуге хоть одну неделю, Епифаний взял его к себе домой. И когда они сидели одни, Епифании стал просить блаженного: «Ответь мне, прошу, как и когда произойдёт кончина мира сего, а также что есть начало болезней (Мф 24:8) и как люди узнают, что она (кончина) уже близко, при дверях (Мф 24:33)? По каким признакам будет видна кончина, и куда уйдет этот наш город, новый Иерусалим [835], и что будет с находящимися в нём святыми храмами, крестами, драгоценными иконами, [священными] книгами и мощами святых? Открой мне, прощу; ведь я знаю, что о тебе и о подобных тебе сказал Сын Божий: вам дано знать тайны Царствия Небесного (Мф 13:11), и насколько больше, чем тайны этого мира!» (853Ь) Тогда блаженный ответил: «Знай же о нашем городе: вплоть до кончины ни один народ не пленит и не возьмёт его ни в коем случае, ибо он отдан под покровительство Богородицы, и никто не похитит его из её рук. Ведь многие народы будут приступать к стенам его и сломают свои рога, отступая с позором, унося из него, однако, дары и большое богатство [836]. Выслушай также о начале болезней и о кончине мира, и об остальном. Поднимет Господь Бог в последние дни царство из бедности [837], и будет он (царь) ходить в великой праведности, и прекратит всякую войну, и сделает бедных богатыми. (853с) И будут все как во времена Ноя – уподобляй, конечно, одних людей другим, имея в виду не испорченность живших тогда, а их избавление от бед, – ведь будут люди во все дни его (царя) очень богаты, будут в непрекращающемся мире есть и пить, жениться и выходить замуж и, не боясь войны, в беззаботности будут предаваться земным делам. И когда не будет больше войны, перекуют они мечи свои на серпы, а копья и дротики – на орудия [838], которыми будут обрабатывать землю. (856а) После этого он (царь) обратит лицо своё на восток и усмирит сынов Агари [839], ибо разгневается на них Господь из-за злословия их. Посему Он подвигнет и поднимет царя Римского [840]против них, и тот полностью уничтожит их и испепелит в огне детей их; и сами они, отданные в его руки, будут преданы жесточайшему огню. И будет восстановлена вся Иллирия в Римском царстве. И Египет принесёт дань свою. И наложит он десницу свою на море, и укротит светлые роды [841], и смирит врагов под рукою своею, и будет держать свой скипетр тридцать два года [842].
(856Ь) А на двенадцатый год своего царствования не будет собирать подати и дары, но восстановит святые храмы и воссоздаст разрушенные алтари. И не будет больше суда, ни притесняющих, ни притесняемых, потому что он с помощью страха заставит сынов человеческих быть благоразумными, а преступников из знати смирит и предаст смерти. Ведь в те времена всё золото, где бы оно ни было укрыто, по указанию Божьему будет обнаружено пред властью его, и веялкой он развеет его среди людей своих, и станут богатыми великие его, и будут как цари, а бедные станут как правители. И будет у него великое рвение в преследовании Иудеев, и в городе этом не останется ни одного Измаильтянина. (856с) И он крепко свяжет этот город [843], и не будет ни одного играющего на лире или кифаре или совершающего постыдное дело, ибо всех таких людей он возненавидит и сметет из града Господнего. И будет тогда великая радость и ликование, блага придут из земли, а из моря – богатства. И будет как при Ное, когда веселились в мире, пока не пришел потоп [844]. А по прошествии этого царства наступит начало болезней. Тогда поднимется сын беззакония и будет царствовать в этом городе три с половиной года [845], (856d) и сделает так, что наступит беззаконие, которого не бывало от начала мира доныне, и не будет. Ибо, воссев, он объявит, чтобы отец сходился с дочерью, и сын с матерью, и брат с сестрой; если же нет, то сопротивляющийся будет предан смерти. И приравнен будет к Иоанну Предтече в Судный день [846]. (857а) Тогда он соединит монахинь с монахами, а также со священниками, и станет беззаконие совокупления хуже убийства. И сам он растлит мать и дочь, и в это время, пользуясь вседозволенностью из-за проклятой безнаказанности, глупцы будут распутничать с собственными сестрами. И поднимутся смрад и зловоние, как мерзость пред Господом, и жестоко разгневается Господь Бог, и в великой ярости посмотрит на всю землю, и повелит своему грому в вышине и молниям, и начнут они мощно низвергаться на землю в великом страхе, и многие города будут сожжены в огне, (857Ь) а люди от грохота устрашающих тех громов будут скованы великим ужасом и умрут ужасной смертью, а многие будут испепелены молниями. Горе же земле от угрозы Вседержителя и от безграничного гнева и ярости его, уже надвигающейся на весь обитаемый мир! [847]Но скипетр этот будет сломан и брошен в неугасимое пламя. После тех дней блаженны живущие в Риме или в Ризе, или в Арменопетре, или в Стробиле, или в Кариуполе [848], ибо в этих городах и местах они обретут покой. А во всех остальных местах войны будут и смуты, и большое смятение, по слову Сказавшего, что вы услышите о войнах и военных слухах (Мк 13:7) и так далее.
(857с) А после этого восстанет другой царь в городе этом, и он будет лютым [849], отрицающим Иисуса Христа. Прочитав писания Эллинов [850], он будет обращен в Эллинство [851] и сотворит войну со святыми, и будет преследовать Церковь Божию. А через несколько дней царствования его он испепелит в огне храмы святых. Честной Крест он назовёт виселицей. Тогда он склонит священников к отпадению и будет прилюдно истязать народ на улицах. (860а) И в те дни восстанут родители на детей и дети на родителей и убьют их. Брат предаст брата и друг – друга. И многие, признающие Господа нашего Богом и Царем всего, наденут венцы мученичества. Тогда, изгнав живущих на островах, он погонит их в земли Фракии и Македонии. И превратятся острова в пустыни, в пещеры демонов и змей. И будут ужасные удары высоко в небе, и великие землетрясения, и падение городов. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство (Мф 24:7), и будет страшное разрушение на земле и скорбь и терзание сынам человеческим. (860Ь) Тогда с быстротой молнии явится огонь с неба, угрожающе затеняющий всё лицо земли, и многочисленные стаи птиц, и тогда земля наполнится гнусными змеями, пожирающими людей, снисходительных ко грехам. Ибо всё это и есть начало болезней. А после того как придёт к концу это безбожное царство, явится [царь] Эфиопский от первого рога, который, как говорят, будет держать кормило власти двенадцать лет [852]. Он будет добрым и станет царствовать в мире, и восстановит храмы святых, разрушенные до него, и, как благой царь, будет любим народом, и при нём любовь к Господу распространится во всем обитаемом мире, и будет радость и веселие (860с) Но минует и это царство, и придёт другой [царь] из Аравии, как говорят, на один год. И в его царствование объединятся воедино святые части драгоценного и животворного древа, по указанию невидимого Бога, и будут отданы царю. И он придёт в Иерусалим, в то место, где ступали ноги Христа, истинного Бога нашего, и своими собственными руками установит там драгоценное древо и царскую диадему. И предаст он вместе с тем Господу Богу также душу свою [853]. И тогда поднимутся в этом городе три юнца, бесстыдных, глупых и бесполезных, и будут править в мире сто пятьдесят дней [854]. (860d) И после этого, рассердившись друг на друга, по наущению дьявола, они объявят друг другу жестокую войну. (861а) И первый, поднявшись, войдёт в Фессалоники, говоря ей: «Фессалоника, ты победишь врагов своих, ибо ты гордость святых и тебя освятил Всевышний». И тогда он вооружит народ свой с семи лет и старше и священников и монахов снабдит воинским вооружением. И он построит большие суда и пойдёт в Рим, и, став перед воротами, скажет ему: «Радуйся, трехулочный Рим, твой меч остер, твои стрелы многочисленны, и тебя чтут; храни же веру свою, чтобы не отпала она от тебя, ибо блаженны живущие в тебе». Тогда пойдут в поход светлые роды и пройдут между Делосом и Аделосом [855], и примут друзей своих.
(861Ь) Второй юноша также выступит в поход на Месопотамию, а из островов – на Киклады, и отправит в поход священников и монахов из-за безумной ярости против остальных. И, поднявшись, он отправится в центр мироздания [856] некоторые говорят, что в Александрию, – и там примет соратников своих, с которыми будет судим, рассерженный и беснующийся. А третий выступит и тоже вооружит Фригию, Карию, Галатию, и Азию, и Армению, и Аравию. И, придя в Силеон [857], он скажет ему: «Ты называешься Силеоном, но ты не будешь ни похищен, ни захвачен никем из врагов твоих». Сказав это, он тоже пойдёт к непокоренному народу, то есть не бывшему под ним или его соратниками. (861с) После того как они сойдутся вот так, друг против друга, тогда выкуют великую и страшную войну самим себе и изрубят друг друга на куски, подобно баранам в лавке мясника. И будут убиты эти три царя, и из-за этого убийства прольется кровь римлян, как нестерпимый дождь, и ни одного из них не останется. Тогда смешается в том месте море с кровью их на двенадцать стадиев [858]. И затем каждая женщина станет вдовой, так что семь женщин будут стремиться обрести одного мужчину и не обретут, до тех пор пока не услышат об этом и не придут мужи из чужой страны. И уцелевшие отроки станут мужчинами до срока, не понимая этого, как свиньи от великой похоти. (86W) Тогда блаженны и трижды блаженны будут служащие Господу в горах и в пещерах, ибо не увидят творящегося прилюдно зла, но будут в одиночестве ждать у дверей великой милости, сладчайшие агнцы, (864а) которым суждено быть принесенными в жертву ради Христа лукавым демоном Антихристом. Тогда, из-за того что не будет ни одного благородного мужа, но всё негодяи, восстанет бесстыдная жена из Понта [859] и воцарится в этом городе. Будет она вакханка, дочь дьявола, колдунья, падкая до женщин и мужчин. И во дни её будут взаимные наветы, убийства прямо на улицах и в домах, и сын убьёт отца, а отец сына, и мать убьёт дочь, а дочь – мать, (864Ь) и брат убьёт брата и друг – друга, и будет великое зло и ненависть в этом городе. А в святых церквях – разврат и распутство, и кровосмесительство, и игра на кифаре, и пляски, и сатанинские песни [860], и насмешки, и игрища, которые люди не видывали и не смогут увидеть вплоть до того времени. Ибо эта нечистая царица, выставляя себя богиней и сражающейся с Богом, стремящаяся побороться с Ним, вымажет испражнениями святые алтари и запятнает весь народ грязью своего бесстыдства. И она обратит лицо своё ко злу, и разграбит всё имущество церковное, и соберёт честные образа святых и честные кресты, и святые Евангелия, (864с) и [писания] апостолов, и всякую книгу Писания, и сделает большую кучу, и, подбросив огня, всё испепелит. И она разрушит церкви до основания и будет искать мощи святых, чтобы уничтожить их, но не найдет, ибо Бог невидимой силой перенесет их из этого города. И тогда эта несчастная разрушит алтарь великой церкви Премудрости Божией [861] и, сокрушив весь храм, станет, повернувшись на восток, и надменно скажет Всевышнему следующее: «О тот, кого называют Богом, разве побоялась я смести Твое имя с лица земли? Смотри, что я сделала с Тобой, бессильный, а Ты не можешь тронуть даже волос мой! Впрочем, погоди немного, и я опрокину твердь, поднимусь на неё и посмотрю, кто сильнее, и увижу, кто имеет силу среди богов и богинь» [862]. (864d) Вот что скажет и сделает эта гангрена, и даже больше того, начнёт плевать на небо и метать камни; но я воздержусь от того, чтобы рассказать о ней ещё более ужасное.
В то время Господь Бог Вседержитель согнет лук Свой и праведный гнев Свой, и со страшной силой крепости Своей прострёт длань Свою на этот город, и крепко схватит его. И серпом крепости Своей Он срежет слой земли с нижней части города и скажет водам, от века омывающим его, чтобы они поглотили его. (865а) И они в грозном послушании со страшной скоростью и ужасающим грохотом изольются. И Он снесет с земли его основание и поднимет его вверх, словно вращающийся жернов, так что находящиеся внутри города в сильном испуге будут кричать: «Горе нам!» И когда он опять будет сброшен, бурлящие снизу воды низвергнут его, накрыв грозным и бескрайним морем бездны [863]. Вот так, сын мой Епифаний, придёт конец нашему городу, и то, что я тебе рассказал, что впоследствии должно случиться с этим миром, есть те самые ужасы, которые, как сказал Господь наш Иисус Христос, и будут началом болезней. (865Ь) Затем, после исхода [864] этого города, будет близка кончина. Некоторые говорят, что по окончании царствования язычников Бог позаботится о возвышении божественных колен Израилевых, чтобы они правили всё время до скончания седьмого века, приводя во свидетельство реченное Исайей: «И будет в последние дни так, что поднимет Господь Бог знамя по исполнении царствования язычников для овец, рассеянных среди язычников, и соберёт погибших Израиля в святом граде Иерусалиме, и будет Израилю как в тот день, когда он ушел из Египта» [865], а также сказанное блаженным Павлом: пока войдёт полное [число] язычников, и так весь Израиль спасётся (Рим 11:25-26). (865с) Так единодушно говорят они, а Ипполит-мученик рек, что с пришествием Антихриста Иудеи первыми будут введены в заблуждение [866]. И Христос, свидетельствуя вместе с ним, говорил: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете (Ин 5:43). Ведь Он (Бог) соберёт их в городе Иерусалиме и отдаст им то, что им принадлежит [867], дабы отсечь от них тогда гибельное основание для рассеяния. Ведь не сделай Он этого, они сказали бы во время Суда, дескать, «если бы Ты собрал нас в Иерусалим и вернул нам наше [достояние], мы давно поверили бы Христу и отвергли основание для ненависти, заключавшееся в том, что язычники предпочтительнее нас» [868]. (865d) А теперь, собранные и получившие своё, и при этом пребывающие в том же самом неверии, – как они спасутся, если вот вот явится Антихрист среди них, – Антихрист, которому они и поверят, согласно грозному слову Сына Божьего? Ибо один Бог не лжет, сказавший: Я семь истина (Ин 14:6). Тогда же, собрав их, Он прежде всего лишит их этого оправдания. Ведь и Павел говорил, что они спасутся не от вечного наказания, а от блуждания в течение стольких лет по чужим землям, от поругания язычников и от несказанного позора. Ибо, пребывая в столь великой нужде и таком осмеянии, перенося в течение стольких лет насмешки язычников, они спасутся от рабства и ярма, потому что будут собраны на своей земле; но не спасутся, как я уже сказал, от вечного наказания: (868а) ведь если страдания не убедили их поверить в животворного и единородного Сына Божьего, как же убедит их эта мнимая радость? И так далее».
(868Ь) Епифаний сказал: «Оставь это, дражайший отец, но возвести мне следующее: ведь некоторые говорят, что эта великая церковь Божия [869] не потонет вместе с этим городом, но с помощью невидимой силы повиснет в воздухе». А праведник ответил: «Что ты говоришь, чадо? Как же она останется, если весь город утонет? Неужели Бог обитает в рукотворных храмах? Однако не совсем ложно это мнение: останется лишь колонна на торжище, ибо в ней находятся честные гвозди [870]. Поэтому только она одна останется и будет спасена, так что проходящие корабли, привязывая к ней свои канаты, будут рыдать и оплакивать этот Вавилон, говоря: «Горе нам, что затонул город наш великий, в который мы заходили и в котором успешно вершили свои дела». (868с) И скорбь по нему будет сорок дней. А после тех дней будет дана царская власть Риму, Силеону и Фессалонике, ибо конец уже близок. Затем дела пойдут ещё горше, и ужаснее, и гибельнее: ведь в тот год отворит Господь Бог врата Индалии [871], которые запер Александр Македонский, и выступят семьдесят два царя со своими народами, так называемые нечистые народы, отвратительнее всякой мерзости и зловония, и рассеются по всей земле поднебесной, (868d) поедая живую людскую плоть, выпивая кровь, с наслаждением пожирая собак, мышей, лягушек и всякую мерзость мира. И горе всякой земле, по которой они пройдут. (869а) И потому в эти дни да не будет, Господи, христиан, если это возможно! Но знаю, что будут. И воздух в эти дни омрачится, словно в трауре, из-за мерзости, которую устроят эти отвратительные народы. Солнце превратится в кровь, взирая на мерзости, устремившиеся на землю. И луна и все звезды померкнут, ибо станут есть они даже прах земной. Они обратят алтари в жаровни и используют честные сосуды для мерзости. Тогда пусть населяющие Азию бегут на острова Киклады, потому что Азия будет оплакивать острова, а острова – Азию, ибо там уже не будут ходить люди. Но горевать будут шестьсот шестьдесят дней. (869Ь) Тогда поднимется Сатана-Антихрист из племени Данова. Не собственной силой, однако, он превратится в человека – вовсе нет, – но Господь Бог сотворит ему сосуд [872] позорный и мерзкий, дабы исполнилось в нём реченное пророками. И будет освобождён из адских оков, в которые его заключил Владыка Христос, когда был там [873], и войдёт он в сосуд, изготовленный для него. И когда обратится он в человека, возмужает и воцарится, тогда начнёт являть своё обольщение, как сказал Иоанн Богослов [874]. Затем он поднимет войну против островов Киклад – островами же, как говорит Исайя, являются церкви язычников [875], – в то время как Илия и Енох, и Сын Громов [876] выйдут возвестить о его обольщении и о втором пришествии Господа Иисуса Христа. (869с) И он горько унизит живущих в то время христиан, истязая их до последнего вздоха и губя – тщетный ругатель! Тогда тот, кто не впадет в заблуждение, окажется большим и могущественным другом Христовым. Ибо блаженны все святые, но более, безусловно, те, которые засвидетельствовали святость свою во времена Антихриста. Они блаженны и трижды блаженны, ибо величайшая слава примет их на бесконечные века. Но он вознамерится убить сначала Илию, затем Еноха и, наконец, Сына Громова, а потом предаст жестокой смерти тех, кто не верит в него. Тогда произойдёт между ним и Владыкой страшная война [877]; (872а) ведь когда он узнает, что существование этого мира подходит к концу, то в ужасном неистовстве выступит против неба, сверкая молниями, громыхая и производя удары, так что от звука воплей поднебесная будет трястись и грозно звенеть. Да и кто тогда не будет потрясен и испуган, сладчайшее дитя?! Блаженны тогда те, которые не соблазнятся о Владыке нашем Иисусе Христе, истинном Боге нашем. Блаженны тогда те, которые не отделят [себя] от Рожденного святой Девой Марией; блаженны те, которые умрут из-за любви к Нему и изобличат в лицо дракона (Антихриста) и ложь его; блаженны те, которые проявят мужество при встрече с драконом и храбро заклеймят его преступления, – прекрасные светочи, драгоценнейшие жемчужины, сладостные, милые и медоточивые сердца, – (872Ь) и те, которые веруют в Отца и Сына, и Святого Духа, в святую, единосущную и животворную Троицу. В то время как блаженный сидел и вещал это, Епифаний, слушавший о том, что должно случиться с землёй, зарыдал с глубоким стенанием, – ведь, как я уже говорил, он был слишком сострадателен. Затем он сказал святому: «Прошу тебя, скажи мне, как будет сметено с лица земли человечество и как затем произойдёт воскресение?» Святой сказал: «Одних уничтожат нечистые народы, других погубят в непрерывных войнах, а остальных верующих Антихрист убьёт из-за Господа. (872с) А тем, которые поверят Антихристу, Господь Бог пошлёт крылатых зверей, по слову Иезекииля [878], имеющих на хвостах своих жала, наполненные ядом, и те, у которых не будет на челе знака печати Христовой [879], цельного и чистого, будут ужалены этими зверями и, отравленные опасным ядом, умрут горестной смертью. Тогда, если кто-нибудь из святых, спрятавшихся от Антихриста в пустынях, будет найден, Господь силой духа Своего соберёт их всех в святом граде Сионе, ибо таковы записанные для жизни (Ис4:3). Когда Антихрист уже будет сражён и схвачен вместе со своими демонами, и заточен в оковы огненными ангелами, и заключён под стражу, чтобы предстать перед судом, и будет спрошен по справедливости о тех душах, которые он погубил, тогда и возгласит труба, и мертвые воскреснут нетленными (1 Кор 15:52). А затем живущие, как сказал Павел, оставшиеся до пришествия Господня (1 Фес 4:15), изменившись в мгновение ока от тления к нетленности (1 Кор 15:51-53), (873а) вместе с ними будут восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Фес 4:17). Итак, когда кто-нибудь увидит, что мерзкие народы пришли в этот мир, о чадо, тогда он узнает, что близко, при дверях (Мф 24:33), и что вскоре приидёт Судия». Все это блаженный поведал Епифанию той ночью, когда они не спали, и я, ничтожный, был при этом. А когда в церкви прозвучал сигнал, Епифаний отправился туда, а блаженный стал наедине с самим собой молиться в его доме.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.102 (0.02 с.) |