Ребенок-гений: взрослые игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребенок-гений: взрослые игры



 

Волнения родителей по поводу обучения развиваются довольно рано. Этому способствует индустрия так называемого «раннего развития». Предполагается, что чем раньше разовьется ребенок, тем лучше, потому что это откроет ему двери в успешное будущее. При этом важно, чтобы результат развития был зримым, желательно буквально измеряемым. А значит, нужно учить ребенка тому, что легко показать: читать, считать, писать (в зависимости от возраста можно называть цвета, показывать что-то, читать стишки или выдавать интересные факты). Развитие осязаемых навыков становится главной целью родителей, они начинают учить ребенка буквально с пеленок тому, что, как предполагается, должно открыть ему дорогу к успеху.

Развивающая продукция – это прекрасный товар, его активно рекламируют, и создается впечатление, что это действительно главное, чем нужно занять ребенка. На самом деле идеи раннего развития не подтверждают своей актуальности.

 

Так называемое «раннее развитие» – маркетинговый продукт, служащий зарабатыванию денег на идее мнимых несовершенств.

 

Нет достоверных данных относительно того, что дети, родители которых уделяли внимание раннему развитию навыков чтения, счета, имеют конкурентное преимущество перед остальными. У «рано развитых» детей могут быть выше умения в конкретный момент времени (как раз тогда, когда их активно развивают), но в последствии, уже ко 2–3-му классу школы они не показывают видимых преимуществ в своем развитии.

Между тем настойчивое желание развить ребенка как можно раньше может сказаться плохо на других областях жизни ребенка: эмоциональной и социальной. Так, дети, сильно развитые интеллектуально, часто имеют проблемы с собственными эмоциями и испытывают трудности в межличностном общении. Это происходит главным образом из-за нарушения естественного ритма развития ребенка. В каждом возрастном периоде у человека свои задачи, и если мы игнорируем естественный ход вещей, пытаемся перекроить на свое усмотрение темпы и последовательность освоения мира ребенком, то печальные результаты, как показывает практика, не заставят себя ждать. Родители, которые непременно хотят вырастить ребенка-гения, продемонстрировать чудо развития уже в первые годы жизни, могут быть разочарованы, так как природу обходить люди пока не научились.

 

Эпохи детства

 

Детство – неоднородный период, внутри него есть разные стадии, каждая из которых отвечает за формирование определенных качеств характера ребенка или его навыков. В каждом этапе есть главная работа, которую в психологии называют – ведущая деятельность.

Ведущая деятельность – это активность, которая необходима человеку на разных этапах его развития. Ведущая деятельность необходима для того, чтобы развитие на каждом этапе шло гармонично и вело к внутренней и внешней адаптации к окружающей человека реальности. Нарушение или невозможность ведущей деятельности ведет к тому, что развитие человека искажается и он не в состоянии развить свои способности полноценно. Иногда отсутствие ведущей деятельности ведет даже к глобальной дезадаптации человека.

 

Год

 

Ведущая деятельность этого периода – эмоциональное общение с близким взрослым. Это именно то, что позволяет ребенку расти полноценным и развиваться физически и умственно.

Невозможность эмоционального общения (то есть ведущей деятельности) в младенчестве приводит к самым плачевным последствиям.

 

Печально знаменитый «синдром госпитализма» был исследован в годы войны, когда многие дети остались без родителей на попечении государства, которое могло обеспечить их уходом, но не могло предоставить каждому ребенку эмоционального общения. В итоге дети были в безопасности, накормлены, но лишены эмоциональных контактов с взрослыми. Это привело к тому, что дети плохо развивались физически (часто даже не учились ходить), умственно, имели психические отклонения.

 

Тот же эффект, хотя обычно в более слабой степени, можно наблюдать при недостаточном контакте матери с ребенком в семье. Младенцы, лишенные человеческого внимания, физического и эмоционального контакта с близким взрослым, имеют эмоциональные и даже психические проблемы, часто отстают в физическом и умственном развитии. Причиной отсутствия контакта может стать болезнь матери или психологическая заброшенность ребенка.

В младенчестве для развития ребенка критически важно откликаться на его настроения, поддерживать физический контакт, мимически и словами реагировать на его проявления, показывая ему свое принятие, отражая его чувства в своем поведении.

 

З года

 

Ведущая деятельность этого периода называется предметно-орудийной. Ребенок, благодаря возросшим возможностям мышления, передвижения, общения, стремится к миру вещей, которыми пользуются люди в своей ежедневной жизни. Он энергично тянется буквально ко всему, до чего может достать. Он стремится убрать посредничество взрослого, получить самостоятельный доступ к миру предметов. Так ребенок осваивает физический пласт жизни, мир предметов и способ, которым люди эти предметы используют. Он отвечает для себя на вопрос: что такое мир вокруг меня, как он устроен из чего состоит.

Обратите внимание, что этот этап развития ребенка подготовлен предыдущим! Для того чтобы на него перейти, необходимо созреть умственно и физически, а без ведущей деятельности предыдущего периода это попросту невозможно.

 

Если задерживать ребенка на предыдущей, эмоциональной стадии развития, то его развитие будет затруднено. Задерживание ребенка, как правило неосознанное, на предыдущей стадии развития (где ведущим было эмоциональное общение) может происходить, если основной формой контакта с ребенком остается обмен эмоциями: объятия и подобные формы общения. При этом к миру предметов ребенка допускают неохотно, чрезмерно опасаясь, опекая его (ведь именно в этом возрасте дети многое хотят пробовать, но еще весьма неловки).

Также есть мамы, у которых отлично получается эмоциональный контакт с ребенком, но уже так называемое «деловое» общение с ним удается хуже. Такие мамы с удовольствием носят детей на ручках, кормят их грудью, купают, ухаживают за их телом, и младенческий период детства удается на славу. Но при переходе на следующий этап начинаются трудности: ребенок становится слишком суетливым, «неудобным», заканчивается такой уютный симбиоз с ребенком, форму контакта нужно менять. Испытывая неприязнь к этим изменениям, женщина может пытаться удержать ребенка на младенческой стадии развития, чрезмерно опекая или не отпуская его от себя, сохраняя ведущей формой контакта эмоциональное общение. Такой подход может притормаживать развитие речи, моторных навыков, а в крайних случаях – и мышления.

 

Переходя с этапа на этап, важно не застревать, давать ребенку новые возможности, но и не втягивать его на следующий этап преждевременно. Именно это (преждевременное втягивание ребенка в несвойственную ему по природе сферу развития) и происходит с детьми во время типичной подготовки малышей к школе. И это является одной из важных причин последующих неприятностей. Насильственное вовлечение ребенка в несвойственную ему деятельность происходит при активных попытках навязать ему изучение букв, цифр и других элементов, к которым у ребенка нет интереса, нет возможностей и, главное, необходимости полноценно освоить информацию. Неестественное обучение ребенка идет вразрез с его естественным ритмом развития и нарушает его.

 

Лет

 

Успешно пройдя предметно-орудийную стадию, ознакомившись с миром предметов и тем, как люди эти предметы используют, ребенок готов к следующей стадии – стадии игры. Это важнейшая стадия, на ней закладываются и развиваются ключевые свойства личности, многие из которых останутся неизменными до конца жизни человека. Именно этот возрастной период будет в фокусе внимания нашей книги. Здесь же коротко скажем, что на стадии дошкольного детства все необходимые ребенку свойства развиваются лучше всего в игре, игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста. И прежде всего родители должны обеспечить правильный контекст для игровой деятельности ребенка.

 

Игра – не безделье для ребенка, не бездарная потеря ценных лет жизни, а важнейший, необходимый психический процесс, который кардинально влияет на его дальнейшую успешность в жизни.

 

Современным родителям трудно смотреть, как ребенок «валяет дурака», ничего не делает, а мог бы, между прочим, в это время что-то полезное выучить. Например, родителям неприятно смотреть на то, как ребенок, нарядившись Человеком-пауком, с гиканьем носится по квартире, а было бы гораздо приятнее, если он бы за это время выучил пару китайских иероглифов, ну или, на худой конец, нарисовал бы картинку или построил замок из Лего.

Родители, движимые беспокойством об упускаемых возможностях, могут с большей или меньшей активностью подталкивать ребенка к «полезной» с их точки зрения деятельности и осуждать «бесполезную». Вовсе необязательно это происходит в грубой форме, но все же родители считают, что ребенка хорошо бы занять делом, и начинают активно обеспечивать свое дитя занятиями в разных секциях, большинство из которых имеют мало общего с игрой, а много общего со школьными занятиями.

Так ребенок лишается критически необходимой ему игровой деятельности (либо на нее остается мало времени), и нужные психические свойства к началу школьного периода у него попросту не формируются, что и является основой дальнейшей школьной дезадаптации. Подробнее о том, что это за необходимые свойства психики, мы поговорим в главе «Мотивация и произвольность».

Много историй школьных трудностей начинаются с такой преамбулы:

 

«Еще до школы пытались его развивать, водили на занятия, на подготовку, но уже тогда дело шло худо, ребенок ничего не хотел…»

 

Родители считают, что приложили все возможные усилия, начали учить заранее, как положено, чтобы уж к школе-то обеспечить «уровень». Но ребенок оказался неподходящий, он никак не хотел учиться, все время сопротивлялся культурным влияниям родителей, и вот результат – в школе он тоже учиться не желает! На деле же произошло ровно обратное. Взволнованные родители начали обучение слишком рано, не дав малышу спокойно переходить с одного этапа развития на другой. И разумеется, малыш сразу сопротивлялся такой неестественной для него деятельности (и кстати, тут же был записан в трудновоспитуемые), «не хотел учиться». На этой почве естественно возникали конфликты и недовольство всех участников, давление на ребенка.

К началу школы у ребенка имелась уже вполне разрушенная мотивация к обучению, негативное отношение к самому процессу освоения знаний и напряженные отношения с родителями. Ребенок при этом совершено нормальный, но тактика дошкольного развития была выбрана в корне неправильная.

 

Тактика «чем раньше – тем лучше» не подходит к развитию дошкольника!

 

 

Лет

 

Главная деятельность в этом периоде – наконец-то учебная, что радует многих. Но обратите внимание, что полноценно эта деятельность может развернуться только при условии, что не было нарушений на трех предыдущих этапах, что прошел их ребенок благополучно. Только в этом случае можно рассчитывать на полноценную учебную деятельность.

Грубые нарушения на первой стадии (0–1 год), как мы помним, вообще не дадут ребенку полноценно адаптироваться к жизни, или для этого потребуется специальная работа. Нарушения на второй стадии (1–3 года) тормозят его эмоциональное и социальное развитие, что в конечном счете сказывается на его благополучном взаимодействии с детским коллективом. А детский коллектив – обязательное условие игры – ведущей деятельности на стадии 3–6 лет. Невозможность полноценно реализовать игровую деятельность сказывается на развитии двух ключевых свойств личности ребенка, которые необходимы к началу школьного обучения:

• мотивации к обучению;

• развитию произвольности (подробнее в главе «Мотивация и произвольность»).

 

Лет

 

Короткий период, когда ведущая деятельность ребенка, на радость взрослым, была учебная, заканчивается примерно к 14 годам, и начинается новый период, когда основной деятельностью, ведущей к развитию, становится близкое общение с ровесниками. В этом периоде главное – найти свое место в коллективе ровесников, этот период известен как трудный подростковый (ранний его период).

Как бы ни хотелось взрослым оторвать ребенка (уже отрока) от общения с ровесниками в пользу учебы, это почти невозможно, к тому же неполезно для развития его личности. Так, если ребенок в период 12–15 лет сидит за книгами, а не общается со сверстниками, это говорит скорее о его проблемах, хотя он может создавать видимость «правильного ребенка».

 

Лет

 

Ведущая деятельность этого периода – учебно-профессиональная, почти взрослые дети с гораздо большим вниманием относятся к учебе и своим социальным выборам.

Ведущая деятельность – это не та деятельность, которой ребенок занят с утра до вечера. Но это именно та деятельность, которая ребенку органична и ведет к его личностному развитию. Потребность в другой деятельности у ребенка также есть. Так, ребенок в любом возрасте может любить и хотеть играть, нуждается в эмоциональном общении. Однако ведущая деятельность играет критически важную роль в определенные возрастные периоды.

Воспитывая ребенка, нужно обязательно учитывать, что определенный период его жизни – окно возможностей развития разных жизненных областей. И желательно предоставлять ребенку опыт именно того характера, который соответствует этапу его развития.

 

 

Пять ключей успеха

 

Социальный интеллект

 

Первым ключом к готовности ребенка к школе является хорошо развитый социальный интеллект.

Социальный интеллект — правильное понимание взаимоотношений людей и способность эти отношения поддерживать в балансе, без ущерба для себя и с пользой для других. Социальный интеллект характеризует способность человека поддерживать отношения с окружающими таким образом, чтобы это было комфортно ему самому и комфортно другим.

Социальный интеллект определяет способность встраиваться в различные социальные группы, удерживать комфортное расстояние с людьми, способность перестраивать отношения по своей воле в желательном направлении.

При подготовке к школе развитие социального интеллекта ребенка играет решающую роль. Школа – не только место, где вашему ребенку передают знания, это пространство, наполненное огромным количеством самых разных людей: детей и взрослых.

Школа – сложно структурированная иерархическая система, работающая по своим правилам и требующая определенной ловкости от ее участников. На самочувствие ребенка в школе и на его успеваемость будет иметь огромное влияние то, как сложатся отношения с одноклассниками и учителями.

• Как занять правильную позицию по отношению к одноклассникам?

• В какие отношения вступать с учителями?

• Как относиться к старшим и младшим товарищам?

Ответы на эти вопросы строго индивидуальны, они учитывают сложившуюся ситуацию и характер ребенка. От того, насколько точно ребенок будет отвечать на эти вопросы, насколько гибким будет его поведение, зависит и самочувствие ребенка в школе, и его успеваемость. Успешно учиться ребенку, которого не принимает коллектив или не любит учитель, очень сложно.

 

Неблагополучие в эмоциональной сфере, к сожалению, подавляет способности к обучению и интеллектуальную деятельность.

 

Развитие социальной сферы ребенка, социального интеллекта нередко приносится в жертву его интеллектуальному развитию. Родители могут считать, что наилучшим образом они подготовят ребенка в школе, если будут до первого класса держать его в тепле и уюте домашней обстановки и заниматься его умственным развитием. Тогда ребенок окрепнет душевно и умственно и придет к первому классу сильным и умным. А такому ребенку все по плечу: и дружить он научится, и оценки будет хорошие приносить. Однако не все так просто: для того чтобы человек научился общаться, его прежде всего нужно поместить в среду, где навыки общения будут востребованы. Причем поместить в правильное время.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.039 с.)