Правовое регулирование электронной коммерции в условиях глобализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование электронной коммерции в условиях глобализации



 

В условиях информационной экономики повышается значение глобальных, национальных и региональных информационных сетей. Принято говорить об электронной коммерции, Интернет-бизнесе, об изменениях в информационных технологиях. Россия, отечественное законодательство делают в этом направлении первые, порой робкие шаги.

В этой связи обратимся к проблеме правового регулирования электронной коммерции. В первую очередь надо определить, что понимается под словосочетанием "электронная коммерция". Достаточно трудно найти определение данного понятия по причине его молодости.

Об этом может свидетельствовать Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"*(695). Пока что в Государственной Думе РФ находятся два законопроекта: "Об электронном документе", "Об электронной коммерции".

Поэтому обратимся к международному и европейскому законодательству. Надо сразу отметить, что в ряде основополагающих актов нет определения понятия "электронная коммерция". Так, отсутствует определение электронной коммерции в Типовом законе ЮНСИТРАЛ "Об электронной коммерции" 1996 г.*(696) Директива 2000/46 ЕС Европейского парламента и Совета от 8 июня 2000 г. о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в том числе электронной коммерции, на внутреннем рынке (Директива об электронной коммерции)*(697) не содержит определения основного понятия - "электронная коммерция".

Нет определения рассматриваемого понятия в Законе Ирландии от 10 июля 2000 г. N 27 "Об электронной коммерции", Законе Сингапура от 10 июля 1998 г. N 25 "Об электронных сделках". Как российское, так и зарубежное законодательство основной упор делают на оценке других понятий, таких как "электронный документ", "электронная цифровая подпись", "электронная запись", "информация" и т.д.

В специальной литературе ряд авторов выделяет различие между двумя базовыми понятиями - "электронный бизнес" и "электронная коммерция". Так, А. Малоштанов пишет: "Электронным бизнесом называют любую деятельность, использующую возможности глобальной сети Интернет для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли. Электронная коммерция является важнейшим составным элементом электронного бизнеса. Под электронной коммерцией подразумеваются любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей..." Таким образом, главное отличие между указанными понятиями заключается в том, что электронный бизнес - это деятельность, а электронная коммерция представляет собой совокупность гражданско-правовых сделок.

На наш взгляд, понятие "электронный бизнес" тяготеет к категории "предпринимательская деятельность", легальное определение которой сформулировано в ст. 2 ГК РФ.

В свою очередь, понятия "предпринимательская деятельность", "коммерческая (торговая) деятельность" - не синонимы. Процесс производства продукции (товара) в широком значении слова можно подразделить на отдельные этапы и виды деятельности. Это - маркетинг (поиск и изучение рынка); проектирование и (или) разработка технических требований продукции; подготовка и разработка производственных процессов; производство; торговая (торгово-посредническая, торгово-закупочная) деятельность; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковка и хранение; монтаж и эксплуатация; техническое обслуживание; утилизация использования.

Итак, производственная и торговая (торгово-посредническая, торгово-закупочная) деятельность - это самостоятельные виды "жизненного цикла продукции". По своему экономическому содержанию торговля входит в стадию обмена продуктами труда.

С рассматриваемой точки зрения электронная коммерция представляет собой самостоятельный вид (этап) производственного процесса. Она входит в состав обмена продуктами труда. Поэтому вряд ли приемлема трактовка электронной коммерции как совокупности сделок.

В науке гражданского права широко используется такая категория, как гражданский оборот. Так, О.А. Красавчиков под гражданским оборотом понимает совокупность возникающих из правомерных действий гражданско-правовых обязательств, направленных на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг или уплату денег*(698). Данная правовая категория используется при характеристике юридического лица (ст. 48 ГК РФ), недополученных доходов (п. 2 ст. 15 ГК РФ), при классификации вещей исходя из их правового режима (ст. 129 ГК РФ).

Правовая категория гражданского оборота не совпадает с понятием оборота в экономическом смысле, поскольку складываются различные общественные отношения в сферах гражданского и экономического оборота. Понятие экономического оборота тесно связано со сферой обмена, распределения и перераспределения материальных ресурсов.

Будучи составной частью производственного процесса, электронная коммерция состоит из отдельных действий, в том числе правомерных действий гражданско-правовых обязательств, направленных на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг или уплату денег. Иначе говоря, гражданский оборот - важный (но не единственный) компонент электронной коммерции.

По мнению специалистов, электронная коммерция включает в себя два основных направления: business-to-customer (B2C) и business-to-business (B2B). Если первое направление есть электронная розничная торговля, то второе включает в себя все уровни информационного и управленческого взаимодействия между компаниями (как правило, коммерческие организации). В последнем случае речь идет об электронной оптовой торговле. В сегменте B2C действуют электронные магазины, каталоги продукции, торговые ряды, осуществляется до- и послепродажное обслуживание, формируются сообщества покупателей. В сегменте B2B происходит заключение и/или исполнение договоров электронным способом на двусторонней основе либо в рамках специализированной электронной площадки (заключение договоров на торгах).

Называют также сегмент business-to-government (B2G), где в качестве участников электронной коммерции выступают юридическое лицо (коммерческая организация) и государство в лице своих органов, уполномоченных заключать (часто на конкурсной основе) электронным способом договоры на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд*(699). Особенностью данного сегмента является, с одной стороны, участие государства, с другой - заключение договоров поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

И последний сегмент - consumer-to-consumer (C2C) - характеризуется тем, что участниками электронной коммерции являются физические лица (как правило, потребители), заключающие электронным способом договоры купли-продажи товаров. Заключение договоров предполагает проведение интернет-аукциона, правила которого устанавливает организатор. Получается, что участники ЭК - физические лица (потребители).

С учетом сказанного можно сделать следующие выводы: 1) состав участников электронной коммерции совпадает с составом участников гражданских правоотношений - это физические и юридические лица, а также публичные образования (государство, субъекты РФ и муниципальные образования); 2) классификация моделей правоотношений (сегментов) осуществляется как по субъектному составу, так и по характеру складывающихся правоотношений (например, в отдельных сферах предпринимательской деятельности).

Электронный документ - основное понятие в области электронной коммерции. Однако трудно найти легальное его определение в международных и европейских правилах, действующих в сфере правового регулирования информационных технологий.

Так, Типовой закон ЮНСИТРАЛ "Об электронной коммерции" 1996 г. не содержит определения понятия электронного документа. Нет соответствующего определения и в Директиве об электронной коммерции. Едва ли такое положение можно назвать нормальным, ибо международные и европейские акты призваны способствовать унификации национальных законодательств различных государств в этой области.

Определение понятия "электронный документ" содержится в национальных законах некоторых государств. Так, в силу ст. 3 (1) Закона Болгарии от 7 апреля 2001 г. N 15 электронным документом признается электронное сообщение, написанное на магнитном, оптическом или другом носителе, который предоставляет возможность воспроизведения.

В Законе Республики Таджикистан от 10 мая 2002 г. "Об электронном документе" под электронным документом (ЭД) понимается информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая требованиям, установленным данным Законом. В силу ст. 6 названного Закона ЭД должен отвечать следующим требованиям: а) создаваться, обрабатываться, приниматься, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств; б) иметь структуру, установленную Законом, и содержать реквизиты, позволяющие его идентифицировать; в) быть представленным в форме, понятной для восприятия человеком.

Аналогичные требования, предъявляемые к ЭД, закреплены в ст. 5 Закона Туркменистана от 19 декабря 2000 г. "Об электронном документе".

В России понятие ЭД раскрывается в ст. 3 Закона об ЭЦП. В соответствии со ст. 3 Закона электронный документ - это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Даже на первый взгляд видно, что данное определение страдает рядом недостатков. Во-первых, понятие ЭД выводится через другие понятия, такие как "документ" и "электронно-цифровая форма". Во-вторых, в легальном определении ЭД не учтены требования, предъявляемые к ЭД.

Более развернутое определение ЭД дано в постановлении Пенсионного фонда РФ от 26 января 2001 г. N 15 "О введении в системе Пенсионного фонда Российской Федерации криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи"*(700). Электронный документ - информация, представленная в форме набора состояний элементов электронной вычислительной техники, иных электронных средств обработки, хранения и передачи информации, могущая быть преобразованной в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком, и имеющая атрибуты для идентификации документа.

Весьма интересная ситуация: в специальном Законе об ЭЦП содержится краткое определение электронного документа, в постановлении Пенсионного фонда РФ - развернутое. Хотя все должно быть наоборот. Но это издержки нормотворчества.

Иногда для характеристики ЭД в качестве обязательного признака указывается на наличие в нем электронной цифровой подписи (ЭЦП).

В области электронной коммерции самостоятельную роль выполняют электронные сделки. Сопоставляя между собой понятия "электронный документ" и "электронная сделка", можно сказать, что электронная сделка содержит общие признаки ЭД, однако не сводится к электронному документу. Под электронными сделками (ЭС) следует понимать сделки, совершаемые с помощью средств связи и вычислительной техники, без составления бумажного носителя. ЭС - это прежде всего гражданско-правовые сделки, которые регулируются нормами ГК РФ.

Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделка есть правомерное действие, юридический факт. Поэтому понятие "электронная сделка" обладает условным значением. Ведь существует деление сделок в зависимости от сферы применения: банковские сделки, биржевые сделки, инвестиционные сделки, страховые сделки и др.

Квалификация электронной сделки осуществляется с учетом формы (носителя). Наряду с традиционными (бумажными) носителями в современном экономическом обороте широко применяются электронные документы. Более того, сфера применения информационных технологий заметно расширяется, наблюдается процесс вытеснения бумажных носителей информации электронными носителями.

Отсюда можно прийти к следующим выводам.

1. Понятие "электронная сделка" гармонично сочетает два начала: с одной стороны, она является ЭД, с другой - гражданско-правовой сделкой.

2. Принимая во внимание условное значение термина "электронная сделка", едва ли необходимо вносить соответствующие изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ. В то же время электронная форма сделок должна получить "юридическую" прописку. Так, в силу п. 1 ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

В литературе выделяют три группы сделок, которые можно считать электронными: а) сделки, заключаемые и исполняемые on-line; б) сделки, заключаемые on-line, но исполняемые off-line; в) сделки, заключаемые off-line, но исполняемые on-line. Каждый из названных видов сделок обладает собственным правовым режимом. Здесь также возникает вопрос: в каком нормативном правовом акте должна получить закрепление классификация электронных сделок? Считаем, что правовой режим электронных сделок следует закрепить в специальном законе (предпочтительно - в законе "Об электронной коммерции").

Однако данная классификация не бесспорна. Возникает вопрос: следует ли считать электронными сделки, которые заключаются в обычной (бумажной) форме, но исполняются при помощи вычислительной техники и средств связи? Как квалифицировать сделки, которые оформляются в электронном виде, однако исполняются в обычной форме?

При характеристике электронных сделок надо обратить внимание на ряд вопросов. В специальном законодательстве наряду с термином "электронная сделка" используется понятие электронного договора*(701). Указанные понятия соотносятся между собой как род и вид. Договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).

Далее, в международном и европейском праве, регулирующем отношения в области информационных технологий, используется также термин "электронное соглашение".

Исходя из легального определения гражданско-правового договора можно сформулировать вопрос о соотношении электронного соглашения и электронного договора. Электронное соглашение - более широкое понятие. Вместе с тем такое утверждение не вписывается в положения (правила) международного права и права отдельных государств. Так, Центром ООН содействия торговле и электронному бизнесу было принято Соглашение об электронной коммерции (рекомендация N 31, март 2000 г., Женева). В нем говорится: "Электронное соглашение устанавливает рамочные принципы для совершения последующих электронных сделок. В некоторых случаях электронное соглашение предоставляет сторонам выбор между альтернативными вариантами"*(702). Другой пример: "Электронное соглашение может использоваться для совершения одной сделки либо нескольких сделок. Электронное соглашение должно заключаться до совершения электронной сделки...".

В такой интерпретации электронное соглашение представляет собой некое генеральное соглашение, в котором очерчивается круг общих прав и обязанностей участников соглашения. В то же время конкретные обязанности сторон, вопросы ответственности за неисполнение условий электронного договора устанавливаются контрагентами в электронном договоре (сделке). Такова правовая модель электронного соглашения.

Мы не можем согласиться с данной интерпретацией электронного соглашения. Она (интерпретация) не вписывается в общий ход рассуждений о корреляции таких понятий, как "соглашение", "сделка", "договор". Может быть, по причине, что некоторые исследователи почему-то считают, что понятия "электронная сделка", "электронный договор" являются экономическими или техническими, но никак не правовыми. Едва ли такое мнение научно обоснованно и соответствует закону.

Большинство (если не все) правовых явлений в той или иной степени связано с экономическими процессами. Если встать на эту точку зрения, тогда вообще нет места правовым понятиям, категориям. Абсурд!

Логико-терминологический ряд - "электронный документ", "электронная сделка", "электронный договор" - тесно связан с понятием "электронное сообщение". Электронное сообщение означает передачу информации в форме данных, тестов или образцов посредством средств связи и вычислительной техники. Подробную правовую регламентацию и установление требований к электронным сообщениям можно обнаружить в Законе Австралии от 10 декабря 1999 г. "Об электронных сделках". В определении электронного сообщения важным признаком является указание на передачу информации.

Таким образом, электронные документы, электронные сделки, электронные договоры передаются с помощью электронных сообщений.

В этой связи некорректным, на наш взгляд, выглядит положение (ст. 3) Закона Болгарии от 7 апреля 2001 г. N 15, в силу которого электронным документом признается электронное сообщение*(703). ЭД - разновидность документа, а не сообщения. Если под электронным сообщением понимать документ, тогда утрачивается различие между этими понятиями.

Как уже отмечалось, составной частью (атрибутом) электронного документа является электронная цифровая подпись. ЭЦП - предмет самостоятельного научного исследования. Поэтому в рамках настоящей публикации коротко остановимся на основных чертах (свойствах) ЭЦП.

Начнем с легального определения ЭЦП. Типовой закон ЮНСИТРАЛ "Об электронных подписях" 2001 г. дает следующее определение электронной подписи. ЭП означает данные в электронной форме, присоединяемые или логически ассоциируемые с сообщением данных, которые могут использоваться, чтобы идентифицировать подписавшего в отношении сообщения данных и указания на одобрение подписывающего лица информации, содержащейся в сообщении данных. Аналогичное определение ЭП содержится в Федеральном законе Австрии от 19 августа 1999 г. N 190 "Об электронных подписях", в Законе Дании от 31 мая 2000 г. N 417 "Об электронных подписях".

В нашей стране действует Закон об ЭЦП. В соответствии со ст. 3 электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Иными словами, ЭЦП - это средство подтверждения подлинности авторства электронных документов с помощью двух ключей: открытого и закрытого. Если закрытый ключ известен только его обладателю, то открытый ключ доступен всем пользователям.

Можно выделить характерные признаки ЭЦП: а) трактовка ЭЦП как реквизита электронного документа; б) установление основных целей ЭЦП; в) административное регулирование использования средств ЭЦП (через сертификацию) и в ряде случаев - деятельности лиц, использующих и/или удостоверяющих ЭЦП (через лицензирование); г) юридическая связь ЭЦП только с физическим лицом*(704). Эти признаки ЭЦП (российский вариант) отличаются от аналогичных свойств электронной подписи, используемой в законодательстве других государств. Поэтому ряд ученых подвергают критике легальное определение ЭЦП, сформулированное в Законе об ЭЦП. При этом предлагается учесть в нормативном определении ЭЦП опыт законодательства промышленно развитых стран и позаимствовать некоторые признаки ЭЦП.

Надо признать необходимым приведение в соответствие нормативного определения ЭЦП с требованиями, предъявляемыми международным и европейским правом к электронной подписи. Однако не надо забывать, что российский вариант ЭЦП содержит не только недостатки, в нем можно найти и положительные свойства (например, трактовка ЭЦП как реквизита электронного документа, определение основных целей ЭЦП).

Существует множество проблем, связанных с созданием и применением ЭЦП. Это - создание и хранение ключей ЭЦП, выдача сертификатов ключей ЭЦП, признание иностранных подписей, доказательства подлинности ЭЦП в суде, ответственность участников использования ЭЦП. Каждая проблема - самостоятельный предмет научного исследования. Она ждет своего всестороннего и глубокого изучения.

И в завершение поподробнее остановимся на понятии "информация", которое является ключевым в законодательстве об информационных технологиях. В первую очередь отметим, что термин "информация" имеет несколько значений.

Информация представляет собой товар особого свойства. Для нее характерен свой собственный экономический режим, что позволяет отличать информацию от иных факторов и ресурсов общественного производства. Информация обладает определенными количественными и качественными показателями (например, такими как экономическая ценность и неизвестность широкому кругу лиц)*(705).

Она (информация) есть комплекс сведений об окружающем мире, т.е. нематериальный объект. В этой связи справедливо утверждение о двойственной природе информации*(706). Исходя из двойственной сущности информации, проф. А.Б. Венгеров указывает на недопустимость смешения информационных и имущественных отношений, а также распространения на отношения по поводу информации гражданско-правовых методов регулирования без учета специфики информации.

Будучи объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), информация не получила в Гражданском кодексе легального определения.

В ГК (ст. 139) понятие информации используется лишь в контексте со служебной и коммерческой тайной. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Отсутствие в ГК легальной дефиниции можно обнаружить и в других статьях. Так, к основным объектам гражданских прав Кодекс относит вещи. Однако ГК РФ также не содержит определения понятия вещи (равно и имущества). Нет в ГК и определения понятия "документ", хотя оно используется в гражданском законодательстве.

Резонно возникает вопрос: почему законодатель проигнорировал и не использовал соответствующие определения понятий? Причины могут быть разными. Прежде всего надо отметить, что у многих правовых (на первый взгляд иногда) понятий гносеологические корни уходят в область естественных наук. Широко применяемая в гражданском законодательстве и на практике категория "вещь" является предметом материального мира, наделенным множеством свойств и качеств. Помимо этого, в ряде случаев вообще нецелесообразно формулировать определения тех или иных понятий в ГК потому, что они носят в целом межотраслевой характер и не могут быть ограничены сферой гражданско-правового регулирования общественных отношений.

Понятие "информация" получило легальную "прописку" в Законе об информации. В силу ст. 2 Закона информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Это общее (универсальное) определение понятия информации, объем которой поистине обозрим.

Не любая информация служит предметом правового регулирования. В реальной действительности существуют информационные потоки (ресурсы), по отношению к которым право безразлично. Поэтому важно очертить круг информации, подлежащей правовому регулированию в ходе ее сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения*(707). Здесь на помощь приходит классификация информации.

С позиции права важнейшим критерием для ее классификации является доступность информации. Большая часть информации открыта и общедоступна для пользователей. При этом необходимо отметить, что открытость информации автоматически не исключает ее из сферы правового регулирования. Государство в лице компетентных органов устанавливает правовой режим информации в зависимости от целей ее освоения. Так, в силу ст. 8 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. ФЗ от 1999 г. N 212-ФЗ) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах)*(708). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи, о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов Российской Федерации.

Особый режим устанавливается для информации с ограниченным доступом. В специальном диссертационном исследовании сформулировано следующее определение этого вида информации. Это известные только определенному кругу лиц и обладающие в силу этого особой ценностью сведения, данные и знания, в отношении которых обладателем принимаются меры, направленные на ограничение свободного доступа третьих лиц, распространение которых может причинить существенный вред заинтересованным лицам*(709). В числе основных признаков информации с ограниченным доступом называются: а) наличие определенного субъектного состава; б) принятие обладателем информации мер, направленных на ограничение свободного доступа третьих лиц к информации;

в) наличие особой социальной ценности информации в силу ее действительной или потенциальной неизвестности третьим лицам;

г) соответствие информации ограничениям, установленным законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона об информации документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Вместе с тем, в литературе выделяются также межгосударственные секреты; при этом подчеркивается, что в силу своей наднациональной природы они не могут рассматриваться в качестве объекта гражданских правоотношений*(710). Хотя предлагается распространить режим норм о государственной тайне на межгосударственные секреты. Здесь, на наш взгляд, наблюдается некоторое противоречие: с одной стороны, межгосударственные секреты - не объект гражданских правоотношений, с другой - гражданско-правовое регулирование фактического оборота таких сведений позволяет И.И. Салихову сделать вывод о таком распространении норм о государственной тайне.

Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. ФЗ от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ) государственная тайна определяется как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2)*(711). Иначе говоря, информация, отнесенная к государственной тайне, характеризуется сферой применения и содержанием информации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрен ст. 5 названного Закона. В частности, к государственной тайне относятся сведения в области экономики, науки и техники: о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и использовании государственных материальных резервов.

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством. В ее состав входят сведения, отнесенные обладателем (собственником) информации к служебной или коммерческой тайне. Добавим - и не только. Одноименный перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188*(712). Он включает следующие виды конфиденциальных сведений: персональные данные; профессиональная тайна; тайна следствия и судопроизводства; служебная тайна; коммерческая тайна; авторская тайна.

И.В. Строганова предлагает классифицировать конфиденциальную информацию в зависимости от ее характера и назначения на пять основных видов: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные, служебная тайна*(713).

Возможно использование иных критериев для проведения классификации информации на отдельные виды*(714). Так, в литературе выделяют массовую информацию, рекламу в качестве вида информации и др.

С учетом сказанного попытаемся сформулировать некоторые общие выводы. Во-первых, информация имеет двойственную природу: она есть и специфический товар, и нематериальное благо. Во-вторых, понятие "информация" носит публично-частный (межотраслевой) характер. Отсюда следует вывод о том, что отношения по поводу информации являются предметом регулирования различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, налогового и др.)*(715). Поэтому вполне обоснованно издание Закона об информации общего действия, хотя последний нуждается в серьезной переработке. В-третьих, информация как межотраслевое понятие и явление обладает общим (универсальным) правовым режимом, позволяющим отличать ее от иных объектов права. В рамках общего режима выделяются специальные режимы: режим простой (открытой) информации, режим закрытой информации. В свою очередь, правовой режим информации с закрытым доступом подразделяется на: режим информации, отнесенной к государственной тайне, и режим конфиденциальной информации. Наличие общего и специальных режимов информации позволяет в известной мере говорить о необходимости разработки и принятии специальных законов, регулирующих отношения в сфере отдельных видов информации. Законодатель уже сделал в этом направлении определенные шаги.

Надо продолжить нормотворческую работу. Симптоматично в этой связи принятие Государственной Думой РФ 29 июля 2004 г. Федерального закона "О коммерческой тайне" N 98-ФЗ*(716), который призван регулировать отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг, и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Как известно, у данного Закона были и сторонники, и оппоненты*(717). Но главное заключается в другом: трудно согласиться с мнением о включении в ГК РФ соответствующих норм, посвященных коммерческой тайне. Едва ли оправданно и целесообразно такое предложение. Развитие законодательства о коммерческой тайне должно строиться по следующей схеме: ГК РФ (общий закон) - Закон о коммерческой тайне (специальный закон).

В современном обществе заметно возросла роль информации. Перефразируя известное изречение, можно сказать: "Жить в информационном обществе и быть свободным от информации нельзя".

 

Глава 6. Предпринимательский договор (общая характеристика)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.046 с.)