Недопустимые формы игры и игровая агрессия 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недопустимые формы игры и игровая агрессия



 

Котята играют друг с другом довольно жестко. Когда игра становится слишком грубой, один из них прекращает играть или переходит к оборонительным ответным реакциям. Постепенно котята учатся воздерживаться от укусов, а при ударах лапой втягивать когти.

Сдержанность в игре у разных особей сильно варьирует. Если котенок — единственный детеныш, мать играет с ним и учит играть правильно. Недопустимые формы игры обычно свойственны рано осиротевшим котятам (Overall, 1997). Возможно, это объясняется тем, что котенок так и не научился контролировать свои действия во время игры. Кроме того,

недопустимые формы игры развиваются у питомца, которого поощряли ловить руки или ноги владельца либо грубо с ним обращались (например, хватали за голову и трясли).

Игровое поведение может обратиться в поведенческую проблему, если животное активно играет ночью (Houpt, 1998) и будит хозяина. Недопустимая игра, если не принимать мер по ее устранению, перерастает в игровую агрессию (Overall, 1997). Эту проблему называют также игровой агрессией (Askew, 1996), агрессией, обусловленной игрой, и anxiete du chat en milieu clos (фр. “тревожное состояние кошки в замкнутом пространстве”) (J. Dehasse, личное общение). Агрессивно играющие кошки могут серьезно поранить, укусить или поцарапать владельцев. По данным исследователей (Borchelt, Voith, 1996), игровая агрессия представляет собой наиболее распространенную форму агрессии, направленную на людей. В некоторых случаях игровая агрессия обращается против старших животных в доме (Landsberg et al., 1997; Overall, 1998). К игровой агрессии приводят недостаточное воздействие раздражителей, избыток неиспользованной энергии и дефицит игрового общения (Landsberg, 1996).

 

Сбор анамнеза

 

Игровая агрессия чаще всего наблюдается у котят и молодых кошек в возрасте до 2 лет. К факторам, способствующим развитию недопустимых форм игры или игровой агрессии, относятся поощрение котенка к преследованию и нападению на руки и ноги, одиночество кошки, с которой люди проводят очень мало времени, поскольку все члены семьи подолгу отсутствуют дома. У такой кошки нет возможности нормально играть с представителями своего вида, она нацеливается на такие подвижные объекты, как руки или ноги, на людей, двигающихся по дому. Иногда кошка направляет свою агрессию исключительно на одного члена семьи (Landsberg et al., 1997).

 

Диагноз

 

Игра объединяет элементы внутривидовой агрессии и хищного поведения. Во время игры присутствуют следующие поведенческие реакции: изучение, скрытное преследование, погоня, нападение, охота из засады (Voith, 1980), нападение прыжком, драка, борьба, нанесение ударов лапами с выпущенными когтями, укусы (Landsberg et al., 1997). Голосовые сигналы подаются редко (O’Farrell, Neville, 1994; Landsberg etal., 1997), а укусы обычно бывают слабыми.

Предполагается, что направленная против людей агрессия имеет следующие формы: игровая; обусловленная стремлением к высокому статусу (Overall, 1997); вызванная страхом или болью; направленная на привлечение внимания; перенаправленная. В случае агрессии, вызванной болью, необходимо провести клиническое обследование животного.

Ключом к пониманию причин игровой агрессии является, прежде всего, движение, вызвавшее подобное поведение. К типичным обстоятельствам, в которых кошка нападает на своего хозяина, относятся: человек поднимается или спускается по лестнице, выходит из душа, шевелится под одеялом или стелет постель (Borchelt, Voith, 1996). Сделанное владельцем описание телодвижений и поз кошки помогает подтвердить диагноз, а также отличить данное поведение от других форм агрессии (см.гл.21). Агрессивно играющие кошки прячутся позади дверей или предметов, припадают к земле, наблюдая за каждым движением, выскакивают и прыгают на жертву, иногда вонзаются в нее зубами и когтями и мгновенно ретируются после нападения.

Подробности ситуаций, в которых происходили инциденты, и анамнестические данные помогают уточнить диагноз. Обычные диагнозы в таких случаях - либо игровая агрессия, либо поведение, направленное на привлечение внимания. Хищное поведение (см. гл. 13) похоже на игровую агрессию. В разных странах применяются разные диагностические термины; например, симптомы, которые в США квалифицировали бы как игровую агрессию, во Франции и Великобритании, скорее всего, определят как хищное поведение. Это отражает отсутствие устоявшихся представлений о специфических мотивациях подобного поведения и способах их оценки.

 

Лечение

 

Игровую агрессию устраняют исключительно путем модификации поведения. Было бы неправильно использовать лекарственные препараты, не корректируя факторы окружающей среды, способствующие становлению этой проблемы. Совершенно необходимо в полной мере удовлетворять потребности кошек в движении и эмоциональном возбуждении, поощряя их преследовать разрешенные предметы.

 

Подходящие игры и игрушки

 

Необходимо давать кошке игрушки, подпрыгивающие, летающие или передвигающиеся таким образом, чтобы она не смогла удержаться и побежала за ними. Успехом пользуются такие интерактивные игрушки, как шевелящиеся веревочки или палочки с кусочками меха или перьями. Солнечные зайчики, наводимые зеркалами или лазерными указками, побуждают некоторых питомцев начать преследование. Можно также привязать длинную веревку одним концом к поясу владельца, а другим — к шарику из алюминиевой фольги, который подпрыгивает, когда хозяин ходит по дому. Веревка должна быть до-статочно длинной, чтобы питомец случайно не поймал хозяина вместо предмета. Когда владельца нет дома, веревку нужно прятать.

Подобная игра направлена на то, чтобы заставить кошку бегать, преследовать и атаковать разрешенные предметы, причем нужно предоставить ей самые разные мишени. Ограничение игры преследованием зайчика от лазерной указки или других источников света приводит животное к фрустрации, поскольку такое преследование обречено на неудачу: кошка никогда не сможет поймать и “убить” цель.

Во всех случаях, а особенно, когда животное целыми днями остается в одиночестве, владелец должен планировать и проводить ежедневные сеансы интерактивной игры (Voith, 1980; Overall, 1997) продолжительностью не менее 15 минут. Кошка выиграет и от физической активности, и от безраздельного внимания хозяина. Кроме того, каждые несколько дней владелец должен заменять игрушки, чтобы в его отсутствие у животного всегда были новые или обновленные предметы для игры. Это могут быть коробки, сумки и игрушки, содержащие корм. Чтобы определить индивидуальные предпочтения питомца, ему предоставляют несколько игрушек на выбор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.005 с.)