Организационные формы воспитания учащихся в коллективе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные формы воспитания учащихся в коллективе



 

В практике работы школ коллективом детей принято считать класс. Однако внутри класса, естественно, складываются отдельные группы детей, связанных между собой более тесно. Учитывать эту дружбу детей и направлять их склонности и возможности в положительное русло – важная задача педагогов. Стремление к избирательной дружбе необходимо всячески поддерживать и помогать развитию этих отношений на здоровой основе.

Желание сохранить классный коллектив как обязательную организационную структуру во внеурочное время не оправдывает себя в полной мере. Дети тянутся к более свободному общению, им интересно дружить не только с одноклассниками. Младших интересуют дела старшеклассников, у отдельных старшеклассников проявляется желание помочь маленьким. Эти побуждения вполне естественны, и их надо всячески поддерживать. Вместе с тем, если жизнь в рамках класса строго регламентирована и заорганизована, детям становятся неинтересны проводимые мероприятия, а это может порождать конфликты, которые педагоги зачастую склонны рассматривать как проявление простой недисциплинированности. Кроме того, в условиях замкнутой системы класса‑коллектива участь детей, наименее развитых и не проявляющих интереса к окружающему их миру, развиваются гораздо медленнее и их потенциальные возможности остаются нераскрытыми.

Необходимо всячески поощрять свободное общение детей друг с другом, тем самым укрепляя в них чувство товарищества, дружбы, выходящее за рамки той организационной единицы, к которой ребенок неизбежно принадлежит.

Огромное значение это имеет в школах‑интернатах (группах) для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах. У детей могут быть друзья и среди взрослых – это любимые педагоги, обслуживающий персонал, шефы, дети, живущие рядом с интернатом. И очень важно, чтобы воспитанники имели возможность пригласить их на свой день рождения, на концерт, предложить совместные мероприятия и т. п. Все это способствует предупреждению социальной изолированности ребенка, расширяет связи, так необходимые ему в самостоятельной жизни. В то же время ребенок, приглашая личных «гостей» на праздник, стремится к тому, чтобы в его классе все было в порядке, он чувствует ответственность не только за самого себя, но и за своих товарищей.

С таким коллективом, как класс, воспитателю легче работать. Однако учащиеся могут проявить себя в разновозрастной группе более активно, поскольку попадают в новые условия, вступают в новые отношения. Старшеклассники, помогая маленьким, чувствуют себя более умелыми, более опытными, стараются быть лучше, что приводит к необходимости «перестраивать» себя. В постоянном общении с младшими старшие удовлетворяют свою потребность быть признанными, значимыми в коллективе. Младшие же ощущают тепло опеки и заботы.

В разновозрастном коллективе больше возможностей создать различные варианты отношений ответственной зависимости. Между детьми разных возрастов, кроме личностных связей, возникают и другие, основанные, например, на разделении труда. Взаимосвязь и взаимопомощь в разновозрастном коллективе ощущается как необходимость. Объединение воспитанников детского дома или школы‑интерната для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в коллектив – необходимое условие удовлетворения интересов и способностей каждого конкретного ученика. Но только массовая работа с этими детьми не даст нужных результатов в их воспитании и подготовке к жизни. Необходимо учитывать их индивидуальные склонности и возможности.

Большое значение имеет создание кружков, секций, клубов, которые, объединяя детей из разных классов по интересам, также представляют собой разновозрастные коллективы. В таких коллективах ребенок будет заниматься любимым делом, проявлять свою индивидуальность, удовлетворять личные стремления к определенной деятельности.

Целесообразно также всячески поощрять создание небольших коллективов детей для выполнения одноразовых или рассчитанных на определенный период заданий. Например, из учащихся разных классов могут быть созданы группы‑бригады для проведения мелкого ремонта школьной мебели. В такие группы объединяют детей, которые успешно и относительно самостоятельно выполняют аналогичную работу на уроках трудового обучения, хотя педагога не должен интересовать только практический результат данного вида деятельности. Здесь же, помимо самоутверждения учащихся, открываются широкие возможности для воспитания положительных личностных качеств: аккуратности, чувства ответственности, взаимопомощи, товарищества. Как правило, к этой работе стремятся многие дети. Если у ученика не сформированы необходимые профессиональные умения и навыки, это не должно быть причиной для отстранения от интересующего его дела. Следует помочь ему овладеть определенными умениями, поначалу, может быть, совсем простыми. При умелом руководстве ни у кого из детей не возникает чувства неполноценности.

Задача воспитания детей в коллективе – дело не только воспитателя и классного руководителя. Все педагогические работники так или иначе ведут с детьми внеклассную работу.

В коррекционных школах большое значение придается организации общественно полезного и производительного труда. Старшеклассники работают либо непосредственно на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях, либо в условиях, максимально приближенных к производственным. В этот период необходимо давать учащимся понятие о коллективе рабочих, их взаимосвязи и подчиненности, правах и обязанностях, а также создавать ситуации, с которыми выпускники могут встретиться на работе по окончании школы. Для этого сложившиеся детские классные коллективы целесообразно перегруппировать по образцу того предприятия, где проводится практика. Например, для выпуска определенной продукции в школе организуется цех, в состав которого входят различные бригады. Под руководством учителя учащиеся выполняют обязанности бригадиров, учетчиков, контролеров. Таким образом, старшеклассники практически знакомятся с формами производственных взаимоотношений. При этом надо помочь детям понять, что для качественного выполнения работы важно многое уметь, а следовательно, надо стремиться овладеть необходимыми знаниями и умениями.

Значительное место в воспитании умственно отсталого школьника следует отводить вопросам оплаты труда. На младших годах обучения, когда дети выполняют небольшой объем работы, целесообразно ввести общий учет заработанных денег. По мере же овладения определенными навыками следует рассчитывать заработок каждого конкретного ученика, который устанавливается в соответствии с расценками, принятыми для рабочих данной профессии. Более того, с коллективом детей необходимо обсуждать, куда и сколько денег следует израсходовать, каковы нужды группы, какой объем работы надо выполнить, чтобы заработать нужную сумму.

При этом большое значение имеет формирование у детей общественных интересов. Недопустимо, если они будут планировать расходы только на удовлетворение личных желаний. Здесь педагог, используя весь свой жизненный опыт, должен направлять детей на принятие разумных решений, что впоследствии пригодится им в самостоятельной жизни.

У учащихся, уже имеющих свой заработок, может возникнуть необходимость определенной коррекции жизненно необходимых личностных качеств, для чего проводятся практические занятия, направленные на формирование умения рационально планировать свой бюджет.

Не менее важно учить детей видеть чужую боль, сострадать и, если нужно, прийти на помощь, в том числе и путем материальной поддержки.

В воспитании вообще, а в воспитании умственно отсталых детей особенно, совершенно невозможно сформировать правильные линии поведения, не зная, что это такое.

Гражданское и нравственное воспитание учащихся наиболее результативно именно в практической работе, имеющей коллективный характер. Только усилия каждого в совместном труде, постоянная взаимопомощь и взаимозависимость помогут сформировать правильное отношение детей друг к другу. В то же время работа педагогов с коллективом детей должна давать возможность каждому отдельному ребенку проявлять свои способности, сохранять индивидуальность. Все это требует от педагогов большого такта, гуманности, профессионального мастерства и творческого подхода к делу.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Раскройте социальную роль воспитания умственно отсталого ребенка в коллективе.

2. Какие формы коллективной деятельности являются перспективными для воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида?

3. Какие стороны личности умственно отсталого ребенка корригируются в процессе воспитания в коллективе школы, школы‑интерната?

4. Перечислите организационные формы, имеющие наибольшую результативность в формировании положительных личностных качеств у умственно отсталых школьников, особенно у детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Рассмотрите роль экономического воспитания учащихся коррекционных школ VIII вида, организацию и приемы работы.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа‑Пресс, 1994.

2. Граборов А. П. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классике Стиль, 2005.

3. Дульнев Г. М. Учебно‑воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981.

4. Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе‑интернате. 2‑е изд. испр. М.: Просвещение, 1983.

5. Стариченко Т. Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида. М.: Изд‑во НЦ ЭНАС, 2004.

 

 

Глава 20

Социально‑бытовая ориентировка и адаптация учащихся в процессе учебно‑воспитательной работы

 

1. СОЦИАЛЬНО‑БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

 

Словосочетание «социально‑бытовая ориентировка» составляют следующие понятия: социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе; быт – жизненный уклад, повседневная жизнь; ориентировка – определение направления движения или цели. Эти три понятия и раскрывают суть словосочетания – определение целей и путей, к которым и по которым нужно идти в повседневной жизни и отношениях в обществе. Но общественная, как мы говорим – социальная, среда может меняться. При этом прежние эталоны и установки могут стать малоэфективными или невозможными. И тогда человек целенаправленно изменяет привычные стереотипы поведения, мышления, восприятия, ценностные ориентиры. Сознательно выступая как субъект социальной адаптации (адаптация – приспособление организмов к окружающей среде), он должен овладеть умением адекватно реагировать на изменения социальной среды и вырабатывать целесообразные для данной ситуации формы поведения.

Включение детей и подростков, имеющих интеллектуальное недоразвитие, в социальную среду, успешное их функционирование в условиях иного социального окружения невозможно без предварительного специального коррекционно‑воспитательного процесса. Врачи и педагоги всегда пытались привить аномальным детям навыки самообслуживания, общения, социальной активности, посильного труда. То есть на первое место выходила социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого у него формируются самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю и самообслуживанию, адекватные связи с окружающей средой.

Здоровый ребенок приобретает многие знания, умения и навыки в процессе общения, игровой деятельности, знакомства с литературными произведениями. Определенное влияние имеют радио, телевидение, компьютер. Умственно отсталый ребенок развивается под воздействием тех же окружающих факторов. Однако в силу своих психофизических возможностей он не способен самостоятельно включиться в повседневную и общественную жизнь без посторонней помощи. Специальные условия для этого предоставляет коррекционная школа VIII вида, которая с первых лет своего функционирования стремилась сделать своих учащихся и выпускников не только полезными членами общества, но и гражданами, способными выжить в условиях этого общества. Со временем была сформулирована триединая задача вспомогательной школы, четко подчеркнувшая значимость социальной адаптации:

♦ дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду;

♦ воспитать в них положительные личностные качества (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);

♦ корригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жсизни среди нормальных людей.

Для решения этих задач в 1981 г. Приказом Министерства просвещения СССР в учебный план вспомогательной школы был введен новый учебный курс «Социально‑бытовая ориентировка».

Социально‑бытовая ориентировка (СБО) – это коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование знаний, умений и навыков, повышающих общее развитие и способствующих социальной адаптации. Неотъемлемая цель такой подготовки – формирование морально‑этических норм поведения, воспитание в детях эмоционально‑положительного отношения к общечеловеческим нормам, привычек и желания действовать соответственно этим нормам. В программу курса введены и элементы эстетического воспитания, позволяющие развить чувство прекрасного, художественный вкус, умение видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.

Постепенное и последовательное накопление социально‑бытовых знаний и умений начинается с первого года обучения детей в школе. Элементарные навыки личной гигиены и гигиены жилища, самообслуживания, поведения в общественных местах учащиеся начинают получать задолго до начала уроков СБО. Например, на уроках развития речи при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала социально‑бытовой ориентировки. При изучении данного курса, начиная с V класса, ранее полученные знания уточняются, расширяются, а умения и навыки автоматизируются, становятся осознанной необходимостью. По утрам застилать постель, умываться и чистить зубы, вовремя менять белье, чинить одежду, готовить еду и мыть посуду, безопасно обращаться с бытовыми приборами, рационально вести хозяйство и т. п. – все это изучается на уроках СБО и должно стать правилом жизни.

К сожалению, зачастую после окончания школы выпускники сталкиваются с трудностями адаптации в различных сферах жизни. Возникают проблемы с устройством на работу, которая почти всегда малооплачиваема, с установлением контактов с членами коллектива, распределением денежного дохода. При наличии любящих и обеспокоенных сложностями родителей выпускники становятся иждивенцами. Если родители ведут аморальный образ жизни, то и выпускникам легко стать на этот путь. Перемены, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, требуют особого внимания к вопросам социально‑бытовой адаптации выпускников коррекционной школы VIII вида, поскольку оставляют им мало возможностей успешно вступить в самостоятельную жизнь, посильно участвовать в труде, общественной и культурной жизни общества, не выходить за рамки морали и права. Выпускники с большим трудом ориентируются в проблемах социума.

Итак, первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.

Основными задачами предмета СБО являются следующие:

♦ дать знания, способствующие более успешной социальной, бытовой и психологической адаптации выпускников;

♦ реализовать методы интегрирующего подхода к обучению, предусматривающие комплексное изучение данного предмета как коррекционного;

♦ систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно‑полезного и самообслуживающего труда;

♦ организовать и использовать бригадные формы обучения на всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях, межпредметных связях;

♦ развивать устную и письменную речь учащихся путем обогащения словаря, умений вести диалог, участвовать в беседе, владеть навыками делового письма;

♦ формировать нравственно‑этические и эстетические представления, чувства и нормы поведения, способствовать приобретению школьниками качеств, необходимых для будущей трудовой и общественной жизни, семейных и межличностных отношений;

♦ учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.

Принципы обучения СБО полностью соответствуют общим принципам обучения в специальной (коррекционной) школе:

♦ воспитывающая и развивающая направленность обучения;

♦ систематичность и последовательность;

♦ связь обучения с жизнью;

♦ принцип коррекции в обучении;

♦ принцип наглядности;

♦ сознательность и активность учащихся;

♦ индивидуальный и дифференцированный подход;

♦ прочность знаний умений и навыков.

Воспитывающая направленность обучения во многом состоит в формировании у школьников нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Задачи нравственного воспитания решаются при организации всего учебно‑воспитательного процесса, в том числе и на занятиях СБО, которые помогают накоплению у учащихся нравственного опыта, воспитывают соответствующие навыки и привычки, содействуют становлению личности. Выбирая удобный момент в ходе любого урока СБО, например в процессе организации ролевой игры, учитель может создать определенную нравственную ситуацию, ценность которой будет заключаться в том, что учащиеся, попав в созданную атмосферу, вынуждены проявлять лучшие свои внутренние качества. Нравственные ситуации заостряют внимание учащихся на поведении одноклассников и формируют умения давать самостоятельную оценку происходящему. Школьники приобретают навыки самостоятельного выбора правильной линии поведения.

Принцип связи обучения с жизнью находит свое отражение на занятиях СБО, как ни один другой, и указывает на влияние общественной среды на процесс обучения и воспитания. Коррекционные школы VIII вида – в основном, учреждения интернатного типа, в которых существует потенциальная опасность определенного обособления учащихся от окружающей жизни. От глубины методики реализации в школе принципа связи обучения с жизнью и будет зависеть судьба выпускников, успешность их социальной адаптации.

Главный показатель результативности коррекционной работы – уровень самостоятельности учащихся при выполнении учебных и трудовых заданий. Они должны научиться самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению задания, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать вывод о качестве работы.

Хотя занятия по социально‑бытовой ориентировке не сводятся только к овладению умением устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития, эта тема составляет значительную долю программного материала. Учитывая, что бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль, включая все мыслительные процессы, можно сказать, что в ходе уроков СБО учитель не только формирует самостоятельность школьников в домашнем труде, но и решает важную задачу специальной школы – коррекцию недостатков умственной деятельности.

Этой задаче подчинены все учебные предметы школы. Как и СБО, все предметы имеют целью подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и самостоятельной жизни. Взаимосвязь СБО с общеобразовательными предметами заключается не только в единстве задач и целей. Материал, усвоенный школьниками на уроках математики, русского языка и литературы, истории, географии и др., способствует восприятию и усвоению тем курса СБО. Невозможно изучать такие его разделы, как «Торговля», «Питание», «Экономика домашнего хозяйства», без математических знаний. В свою очередь обучение математике в коррекционной школе VIII вида имеет предметно‑практическую направленность, поскольку математические знания необходимы в повседневной жизни. Знания уроков русского языка дают возможность грамотно записывать рецепты, вести беседу.

Учитывая своеобразное речевое развитие учащихся, помощь уроков русского языка в овладении социально‑бытовыми знаниями и умениями неоценима, особенно на практических занятиях по закреплению навыков составления деловых бумаг. На каждом уроке СБО должна проводиться работа со словарем, которая предполагает в первую очередь обогащение словарного запаса школьников, усвоение, уточнение и закрепление значений понятий, терминов, обобщений, стилистически правильное и активное использование их как в письменной, так и в устной речи. Этой работе способствует словарь, который ведет каждый ученик с первого года обучения социально‑бытовой ориентировке и в который учащиеся совместно с учителем записывают новое слово и кратко раскрывают его значения.

В ходе урока учитель следит за полнотой устных ответов, за правильным, последовательным изложением материала, умением правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. Во время сюжетно‑ролевых игр и экскурсий необходимо вовлекать школьников в беседу, что способствует коррекции диалогической речи. Для запоминания нового слова ученики нуждаются в неоднократном его повторении. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном занятии, употреблялось в новой ситуации на других предметах. Например, слова «бюджет», «расходы» можно использовать на уроках математики при решении задач, «доверенность», «бланк» – на уроках русского языка и т. п.

 

СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СБО

 

Содержание обучения социально‑бытовой ориентировке определяется неразрывно связанными учебным планом и программой. Учебный план разрабатывается на основе базисного плана общего образования умственно отсталых детей, являющегося составной частью проекта Государственного стандарта в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (см. Приложение 3) – это документ, определяющий основные направления и содержание образования, воспитания и развития детей указанной категории, а также оптимальные условия, необходимые для их воспитания, обучения и коррекции имеющихся недостатков развития.

Базисный план (см. Приложение 4), помимо образовательных предметов, включает и коррекционные занятия, к которым и относятся уроки СБО. На их проведение отводится один час учебного времени в неделю в V классе и по два часа в VI–IX классах, что обеспечивается учебной программой.

Учебная программа состоит из 13 разделов: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения, организации и предприятия», «Экономика домашнего хозяйства», «Профориентация и трудоустройство». Она строится по концентрическому принципу, что позволяет осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников, постоянно возвращаясь к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Тем самым повышается уровень обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с V по IX класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в VIII–IX классах. Например, если в V классе, изучив тему «Одежда и обувь», к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в VII классе знания и умения в значительной степени расширены. Они включают: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В IX классе эта тема предусматривает овладение учащимися следующими навыками: определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т. п.

Для эффективного усвоения учащимися учебного материала по СБО используются следующие методы:

♦ словесные – рассказ, устное изложение материала, объяснение, работа с книгой;

♦ наглядные – демонстрации, экскурсии, самостоятельные наблюдения;

♦ практические – устные и письменные упражнения, практические работы.

Особое внимание на уроках СБО следует уделять практическим методам обучения: упражнениям и практическим работам, моделированию реальных ситуаций, обеспечивающим выработку определенных навыков и умений, направленных на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Практические работы могут проводиться фронтально или по группам. Самой эффективной оказывается бригадная форма организации учащихся, когда учитель, распределив учеников по бригадам и назначив бригадиров, объясняет и показывает, что входит в обязанности каждого. Иногда в роли бригадира одной из групп может выступать сам учитель, за действиями которого будут наблюдать другие назначенные бригадиры, организуя свою деятельность по образцу и инструкциям учителя. Сами бригадиры в ходе практической работы выполняют часть общего задания. Желательно, чтобы учитель дал возможность каждому ученику побывать в роли бригадира.

Учащиеся должны последовательно освоить все операции, необходимые для выполнения конкретного задания. При знакомстве с новым приемом учитель сначала объясняет его всему классу, затем после тренировочных упражнений работу выполняют бригады. На практических занятиях учитель постепенно подводит учеников к самостоятельному выполнению задания и умению контролировать свою деятельность, но окончательно предлагает ее только тогда, когда учащиеся подготовлены к ней предшествующими заданиями, выполняемыми под руководством учителя. Задания для самостоятельной работы должны быть посильны и разнообразны, систематичны и последовательны. Методически верно построенная самостоятельная работа учеников коррекционной школы VIII вида, способствуя исправлению недостатков их познавательной деятельности, формирует активность, настойчивость, уверенность в своих силах, позволяет контролировать знания, умения и навыки учащихся.

Самые сложные для овладения школьниками темы относятся к экономическим знаниями и экономическому воспитанию. Раздел «Экономика домашнего хозяйства» в VIII–IX классах, как и многие другие, предполагает решение математических задач экономического характера. Учитывая, что умственно отсталые ученики испытывают трудности при усвоении математики, в старших классах при выполнении сложных расчетов учащимся можно позволить пользоваться калькулятором. Для слабых учеников нужно предусматривать облегченные варианты.

Занятия СБО всегда подчиняются общей структуре урока, определяемой дидактическими, коррекционно‑развивающими и воспитательными целями, а также его местом в системе уроков по определенной теме.

К уроку предъявляются следующие основные требования:

♦ реализация образовательной, коррекционно‑развивающей и воспитательной целей;

♦ соответствие принципам обучения;

♦ организационная четкость;

♦ оптимизация учебно‑воспитательного процесса;

♦ интенсификация учебно‑воспитательного процесса;

♦ соответствие содержания учебным программам;

♦ осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

♦ повышение самостоятельности учащихся.

Различают следующие типы уроков СБО: сообщение новых знаний; формирование и закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний; проверка и оценка знаний, умений и навыков; комбинированный урок. Каждый урок обязательно неразрывно связан с предыдущим, с предшествующей работой учащихся и готовит их к изучению последующего материала. Существует некоторая специфика проведения уроков СБО. Занятия по СБО невозможны без опоры на межпредметные связи. Наиболее распространенный тип урока комбинированный. На уроке учитель, сообщая новую тему, обязательно говорит о ее значении для дальнейшей работы над изучаемым предметом, для овладения профессией, для будущей жизни после окончания школы. Наиболее удачным методом объяснения нового материала является беседа, чуть реже – рассказ. Именно беседа дает возможность учителю по ходу объяснения убедиться в том, как глубоко ученики вникают в смысл сообщения.

Особое значение имеют уроки на закрепление знаний и умений. Закрепляя знания на занятиях по СБО, учащиеся обретают возможность адекватно использовать их в жизни. Задания на закрепление знаний должны даваться регулярно, а главное – вариативно по форме, условиям предъявления и выполнения. Самостоятельные работы возможны только после подробного разбора темы, при полной уверенности учителя в том, что учащиеся знают, как им предстоит действовать. Иногда закрепление нового материала продолжается в домашнем задании, повторяющем работу, которую ученики проделали на уроке. Предложив домашнее задание, учитель должен уточнить, всем ли ясно, как и что необходимо сделать. Однако в большинстве случаев домашнее задание по СБО не задается.

К одной из организационных форм обучения можно отнести деловую игру. На занятиях СБО в старших классах она обязательно должна иметь место, поскольку в процессе организации деловой игры моделируются реальные ситуации, в которые могут попасть выпускники.

Несмотря на то что задачи проведения деловой игры в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида одинаковы, методы и приемы все же разные. При организации деловой игры в общеобразовательной школе учитывается знание учащимися предмета и деятельности, которая обыгрывается, и наличие используемого творческого потенциала. Умственно отсталые не в состоянии действовать так же. Они часто не могут использовать в жизни даже имеющиеся у них знания и тем более перенести их в новые условия. Те наблюдения, тот незначительный жизненный опыт привычных бытовых условий не служат им базой для получения новых знаний.

На практике деловая игра часто превращается в действие, руководимое учителем, а учащиеся – в пассивных его участников. Именно поэтому к проведению деловой игры на занятиях СБО необходимо предъявлять определенные требования. Деловых игр не может быть много. Они проходят в несколько этапов и занимают значительное учебное время. Деловые игры следует планировать по темам. Каждая игра должна иметь свой сценарий, после раздачи и разучивания ролей обязательна репетиция. За организацию и проведение деловой игры отвечает учитель. Этапы репетиций и разучивания ролей проходят во внеурочное время. При этом учитель или воспитатель должны быть активными участниками игры и руководить учащимися. Именно в процессе руководства игрой учитель может предлагать различные ситуации, способствующие активизации познавательных возможностей школьников. Во время же урока, когда и идет деловая игра, учитель в основном должен быть только наблюдателем. Позднее эту же игру можно повторить, но уже сменив роли.

Для деловой игры, как и для экскурсий, можно использовать сдвоенные уроки.

Проведению учебных экскурсий в процессе обучения СБО уделяется большое внимание. Они являются обязательной формой учебного процесса. На экскурсию отводится один час учебного времени, если место экскурсии недалеко от школы, либо последний урок и воспитательские часы, если объект требует длительного наблюдения и находится далеко от школы.

Необходимо помнить, что занятия вне класса всегда вызывают сложности. В основном уроки СБО проводятся в специально оборудованном кабинете, где должны быть созданы условия для выполнения хозяйственно‑бытовых работ, проведения теоретических занятий, упражнений, игр, имитирующих реальные жизненные ситуации. Это должна быть классная комната не менее 48 кв. м. Намного лучше, если администрация школы сможет выделить под кабинет две классные комнаты с санузлом либо пришкольную квартиру, в сельских местностях – отдельный дом. Обустраивая кабинет, надо обязательно учитывать, что зона, отведенная для кухни, должна быть достаточно просторной, поскольку она предназначена для одновременной работы группы учащихся.

Кабинет социально‑бытовой ориентировки в условиях коррекционной школы должен состоять из следующих участков: классного, кухни, жилой комнаты, санитарно‑гигиенического и подсобных помещений для хранения громоздкого оборудования. На классном участке учащиеся проводят больше всего времени, получают теоретические знания, выполняют ряд практических работ, например, ремонтируют одежду, делают расчеты, пишут деловые бумаги, заполняют бланки и квитанции, выполняют некоторые упражнения, делают записи в тетрадях и т. д. Он состоит из рабочего места учителя и посадочных мест для учащихся.

На рабочем месте учителя находятся классная доска и письменный стол. Классная доска должна быть либо складная, либо раздвижная, одна из ее створок – магнитная. На доске следует предусмотреть место для размещения предметно‑операционных планов, учебных инструкционных карт и стандартных инструкций, схем, словаря, демонстрации других средств наглядности. Магнитная часть доски позволяет учителю оперативно составлять динамические графические схемы, легко и быстро крепить различные средства наглядности, которыми он пользуется в ходе объяснения материала или вопроса учащихся. Кроме того, наличие складной раздвижной доски даст возможность заранее готовить материалы для занятий. Стена, на которой размещается доска, – рабочая, на ней не должно быть ничего, не относящегося к конкретному занятию. Загромождение стены, на которой висит доска, всевозможными предметами, не относящимися к теме урока, всегда понижает его эффективность, так как внимание учащихся рассеивается.

Особые требования предъявляются к оформлению стола учителя. Он должен быть достаточно большим, так как по ходу работы используется в различных моделируемых ситуациях, например, как прилавок рынка, магазина, аптеки, стол оператора в отделении связи и т. д. Для посадочных мест используются двухместные столы и стулья. Столы желательно иметь легкие, поскольку их приходится переставлять в зависимости от темы занятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.40 (0.062 с.)