Общая система и классификация методов обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая система и классификация методов обучения



 

В коррекционной школе VIII вида, как и в общеобразовательной, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.

Понятие «метод обучения» на разных этапах развития педагогики как науки имело различные определения, однако в основном оно трактовалось как способ организации познавательной деятельности учащихся. В настоящее время большинством дидактиков метод обучения рассматривается как «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития».

Прием – это часть метода. Так, метод упражнений включает в себя приемы сообщения условий задания, их записи, выполнения, анализ результатов, а также приемы контроля за правильностью работы. Для метода беседы характерны приемы постановки вопросов в логической последовательности, активизирующих учащихся, корректировки неточных и ошибочных ответов, подведения учащихся к правильным выводам и обобщениям. Таким образом, каждый метод можно рассматривать как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся. Следует отметить, что один и тот же прием может входить в разные методы. Так, прием сравнения в методе самоконтроля служит предупреждению ошибок в работе, а в методе наблюдений активизирует познавательную деятельность школьников и помогает им при изучении того или иного учебного предмета, например, определить изменения в росте растений, состоянии погоды.

Очень важна правильная сочетаемость приемов, в известной мере обеспечивающая эффективность метода. Приемы в разных методах несут неодинаковую смысловую нагрузку. В одних случаях они будут ведущими, в других – второстепенными.

С понятиями «метод», «прием» тесно связано понятие «средство обучения». К ним относится все, что помогает учителю и учащимся. Это – слово учителя, учебники и учебные пособия, справочная литература, технические средства обучения, наглядные пособия, учебное и лабораторное оборудование и т. д.

Для успешного обучения учителю нужно не только знать свой учебный предмет, но и хорошо владеть методами и приемами обучения, эффективно использовать имеющиеся средства.

В педагогической науке идет постоянный поиск эффективных методов и приемов обучения, приведения их в определенную систему. В настоящее время педагогика располагает несколькими классификациями, объединяющими различные методы. Так, предлагается объединение методов по источнику, из которого учащиеся получают знания на словесные, наглядные и практические. В настоящее время данная классификация рассматривается как традиционная.

К словесным методам отнесены объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут. Из словесных как самостоятельный метод выделена работа с книгой: чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование. Наглядные методы – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся. Практические методы – опыт, упражнение, учебно‑производительный труд.

Использование технических средств обучения рассматривается как видеометод. В связи с распространением безбумажных источников информации, в том числе новейших компьютерных систем, выделение данного метода как самостоятельного весьма своевременно. В видеометод включены просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль.

Каждый из перечисленных методов для получения результативности обучения обязательно подкрепляется другими методами: словесные при ведущем слове учителя наглядными, наглядные и практические словом учителя.

В зависимости от познавательной деятельности учащихся при усвоении знаний и характера деятельности учителя, организующего обучение, предлагается делить методы на объяснительно‑иллюстративные или информационно‑рецептивные, репродуктивные, частично‑поисковые или эвристические, исследовательские. Существует бинарная классификация методов, суть которой состоит в том, что они распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения: информационно‑обобщающему методу, которым пользуется учитель, соответствует исполнительский метод, который применяет ученик, объяснительному – репродуктивный, инструктивному – практический, объяснительно‑побуждающему – поисковый.

При классификации методов на основе теории деятельности выделяют следующие группы методов: организации и осуществления учебно‑познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля. Эта классификация учитывает такие основные положения, как комплексность и системный подход к методам обучения, многомерность метода как дидактической категории, его обусловленность объективными и субъективными факторами. При таком подходе к классификации внутри первой группы предлагается деление по дидактическим целям: методы, используемые для сообщения новых знаний (с опорой на слово учителя); методы, используемые для приобретения новых знаний, закрепления и выработки умений и навыков; методы работы с техническими средствами; самостоятельная работа; методы программированного обучения и проблемно‑поисковые; методы контроля и самоконтроля.

В «Новой педагогике массовой школы» (Е. Б. Ежеленко, 2005) метод обучения и метод воспитания представлены в своем единстве как метод образования учащихся. Тем самым подчеркивается воспитывающий характер самого обучения, в процессе которого осуществляется использование сочетания разных методов для достижения поставленных целей.

Для эффективного решения учебно‑воспитательных задач коррекционной школы VIII вида выбор методов обучения определяется рядом условий. Необходимо учитывать принципы обучения, особенно принцип коррекции, общие и конкретные цели и задачи обучения, содержание и задачи каждого предмета, возрастные и психофизические особенности умственно отсталых учащихся, материально‑техническое оснащение школ, их географическое положение, сложившиеся педагогические традиции, опыт учителей. Поэтому, помимо методов и приемов обучения, принятых в общей школе, используются некоторые методы и приемы из отдельных областей дефектологии, например логопедии, а также разрабатываются специфические методы и приемы.

Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют применять такие методы, как школьная лекция, учебные дискуссии, диспуты. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного употребления не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико‑синтетической деятельности учащихся, переходу от наглядно‑практических форм их мышления к наглядно‑образным и словесно‑логическим. Поэтому в процессе обучения в старших классах используются (но ограниченно) некоторые продуктивные виды самостоятельных работ и элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы).

Умственно отсталые дети, как правило, приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого (чем в общей школе) включения в процесс обучения в младших классах методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы находят свое применение и в старших классах, особенно для закрепления пройденного материала. Речь идет не только о дидактических играх, но и играх‑драматизациях, моделировании реальных ситуаций.

Специфика процесса обучения с помощью словесных, наглядных и практических методов диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Например, они не могут одновременно усвоить большой объем материала, поэтому его необходимо разделить на небольшие части. Школьники плохо понимают и не запоминают материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядными пособиями или практическими действиями, поэтому важно сочетать и эти методы. Школьники с большим трудом находят связи между словесными и наглядными компонентами, поэтому требуются специальные методические приемы, позволяющие выявить эти связи.

Нередко своеобразие того или иного метода заключается в специфике приемов. Например, для запоминания изучаемой буквы учителя предлагают обводить буквы, вырезанные из бумаги, согнутые из проволоки, складывать их из отдельных элементов, палочек, раскрашивать и т. п.

Большое значение имеет сочетание разных методов. В коррекционной школе VIII вида это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и от состава класса. Неоднородность контингента, обусловленная типологическими особенностями школьников, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учеников. С точки зрения психологии для обучения умственно отсталых школьников важно сочетание не только наглядных и словесных методов обучения, но и практических в их единстве. Например, одним учащимся помогают успешно справиться с пересказом беседа и картинный план, другим – словесный план, для третьих лучше сочетать картинный план, беседу о прочитанном и чтение отрывков из текста. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока. Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания каждого учебного предмета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.16.229 (0.007 с.)