Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая классификация и коррекция умственной отсталости
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ
Понятие «умственная отсталость» объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в недостатках умственной деятельности, своеобразие которых определяется недостаточным развитием психики ребенка. Изучение умственно отсталых детей с различной степенью выраженности недостаточности интеллектуального развития, разной структурой общего психического дефекта, многообразием этиологии и патогенеза важно для определения адекватных путей их медицинской, психологической и педагогической коррекции. Известно, что существуют разные подходы к классификации умственно отсталых детей. Цель клинической классификации при рассмотрении умственной отсталости – описать симптомы течения заболевания, дифференцировать детей по времени, месту и выраженности нарушений центральной нервной системы, выделить типичные и атипичные, осложненные и неосложненные формы. В настоящее время эта градация приведена в соответствие с международной классификацией умственной отсталости на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую (МКБ‑10). Данные психологических исследований показывают особенности психики умственно отсталых детей в целом (процессов восприятия, памяти, мышления, речи) и личности, эмоционально‑волевой сферы, в частности, что отличает их от сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. Изучение возможностей психофизического развития детей этой категории под влиянием специально организованного обучения позволяет разработать педагогическую классификацию. Задачей педагогической классификации умственно отсталых школьников является организация учебного процесса и специальной коррекционной помощи. Умственно отсталые дети вследствие недостаточного развития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определенные сложности в процессе обучения, требующего понимания сообщаемых сведений, запоминания и воспроизведения, применения их на практике при выполнении аналогичных и новых заданий. Под влиянием обучения и воспитания дети развиваются, приобретают определенные знания и умения, однако продвижение их неравномерно. Это вызвано неоднородностью состава учащихся, разными потенциальными возможностями и имеющимися у них нарушениями.
При разработке клинико‑психологической классификации, в основу которой была положена структура дефекта, учитывалось, что олигофрены даже одной и той же клинической группы имеют неодинаковые возможности обучения, что связано с глубиной и распространенностью нарушений. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально‑волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности только тогда, когда задание понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью нейродинамических процессов по типу возбудимости и заторможенности, у детей отчетливо проявляются изменения поведения, сниженная работоспособность. При нарушении функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты слуха, речи, зрения, опорно‑двигательного аппарата. Олигофренов с психоподобным поведением характеризует резкое нарушение эмоционально‑волевой сферы. На первом плане – недоразвитие личностных компонентов, снижение самокритики и критики окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неадекватным аффектам. При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются с резкими изменениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учатся. Существующая неоднородность в уровнях усвоения программного материала давно обращала на себя внимание исследователей и практических работников, побуждала их искать способы дифференциации учащихся, пути и методы преодоления трудностей в обучении. Поиски шли в нескольких направлениях.
Традиционная педагогическая классификация умственно отсталых детей на сильных, средних и слабых или сильных и слабых по уровню усвоения ими учебного материала (обученности) не учитывает причины имеющихся затруднений в их обучении, не дает убедительных обоснований определения объема того или иного учебного предмета в общем содержании образования. В основу другого подхода к делению учащихся на группы с целью определения путей коррекции дефектов их развития положены нарушения психофизических функций, которые участвуют в формировании навыков речи, чтения и письма. Критерием этой классификации стала возможность продвижения школьников в обучении русскому языку от младших к старшим классам. При третьем подходе к дифференциации в основу были положены те особенности умственно отсталых школьников, которые проявлялись в обучении конкретному предмету, в меньшей мере они затрагивали возможности их обучения вообще. Если же такая задача ставилась, то она решалась на ограниченном учебном материале. Рассматриваемая нами классификация учитывает познавательные возможности учащихся, а также имеющиеся у них индивидуальные недостатки психофизического развития. Экспериментальные исследования показали разные познавательные возможности умственно отсталых школьников, от которых прежде всего зависит их обучаемость. В педагогической психологии под обучаемостью понимается совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых – при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знания, положительного отношения к учению) – зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются: ♦ обобщенность мыслительной деятельности – ее направленность на выделение существенного в материале, на анализ и синтез; ♦ осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно‑логической сторон; ♦ гибкость мыслительной деятельности; ♦ устойчивость мыслительной деятельности; ♦ самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи. Каждый из этих компонентов характеризует умственную деятельность, но ведущей является способность к абстрагированию, обобщению, анализу и синтезу. Основными показателями обучаемости для умственно отсталых учащихся следует считать обобщенность мыслительной деятельности, в том числе перенос знаний и умений в новые условия, осознанность, определяемую соотношением словесно‑логических и практических компонентов мыслительной деятельности, а также относительную самостоятельность в решении заданий. Очень важна восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого. Для умственно отсталых детей обучение имеет первостепенное значение, поскольку в ходе его формируется познавательная деятельность и личность в целом, осуществляется коррекция недостатков развития. В процессе обучения учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Коррекционное воздействие прежде всего должно быть направлено на повышение познавательных возможностей школьников. Обобщенные результаты исследований позволили интегрировать полученные экспериментальные данные в общую систему обучения умственно отсталых учащихся: ♦ разработать педагогическую классификацию по обучаемости, т. е. с учетом особенностей и возможностей овладения умственно отсталыми школьниками конкретным учебным материалом, дать характеристику ученикам каждой группы; ♦ дифференцировать учащихся на группы в зависимости от имеющихся у них индивидуальных отклонений психофизического развития (фонетико‑фонематического зрительного восприятия и пространственной ориентировки, общей моторики и моторики мелких мышц руки) и эмоционально‑волевой сферы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.006 с.) |