Традиционные и заимствованные формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционные и заимствованные формы



 

До 1879 года на территориях Средней Азии, сравнительно не затронутых притоком русских, – в Бухаре, Хиве и Коканде – в архитектуре царил мусульманский стиль. Дворцы и мечети сооружались вплоть до 1917 года, и количество памятников раскрывает замечательное упорство в следовании древним традициям. Этот старый стиль содержал смесь влияний. В VII веке Раби ибн аль-Харис обнаружил в Бухаре буддийские храмы и сооружения периода монгольских и тюркских династий, объединявших искусство персидских и китайских мастеров. Таким образом в Средней Азии азиатский Восток столкнулся с азиатским Западом, в результате чего родилась причудливая архитектурная смесь. Вторжение Чингисхана в XIII веке смело большую часть прежней арабской культуры, но оставило свой след в виде юрты – шатра из шкур.

Хотя великие сооружения эпохи Караханидов (XI и XII вв.) продолжают стоять и сегодня, особенно в Узгене и Бухаре, лишь во время правления Тимура в XIV и начале XV века Средняя Азия приобрела собственный архитектурный стиль. Мечети, минареты и дворцы, поразительные мавзолеи наподобие великолепной гробницы самого Тимура, Тур-Эмир, с ее декорированным резным орнаментом куполом, который возвышается над сверкающими фасадами, выложенными декоративной плиткой, приняли должную форму. Другие знаменитые достопримечательности – мечеть Биби-Ханум и комплекс Шахи-Зинда, – по мнению многих, сравнимы по качеству и притягательности с выдающимися сооружениями исламского мира, включая те, что имеются в Кордове и Исфахане. Тимур привез много строителей из Персии и других стран. Среднеазиатская архитектура во многом обязана своим воодушевляющим воздействием тем мастерам, которые обеспечили славу Персии, Индии, Грузии и Азербайджану.

Монументальные строения имели в основном религиозное назначение. Они, как, впрочем, и базары, дворцы и частные дома, имели много общего с архитектурой ближневосточных стран и Закаспийской области. Стиль оставался одинаковым по всей Средней Азии. В Самарканде, например, сооружения до 1865 года имеют сходные элементы с теми, что характерны для различных территорий Западного и Восточного Туркестана: дома построены в бухарском, хивинском или кашгарском стиле в соответствии с индивидуальным предпочтением заказчиков. Так было вплоть до наплыва русских. Большинство последних монументальных среднеазиатских построек находится на территории, ограниченной Амударьей и Сырдарьей. Бухара и Хива остаются самыми интересными в архитектурной истории Нового времени.

Великолепие среднеазиатских ремесел периода XV–XVI веков, в целом померкшее в последующие два столетия и только в начале XIX века возродившееся в своем художественном и архитектурном выражении, сохранялось даже после 1865 года, особенно в Хиве и Коканде, но пришло в упадок на оккупированной территории. Хивинский хан Сайед Мухаммад Рахим Бахадур II соорудил в 1871 году в столице напротив ворот старой цитадели (кохнаарк)  монументальное медресе незадолго до подчинения Россией его владений. Но даже под протекторатом, уже в конце его правления, поднялся в 1910 году стройный, самый высокий в Хиве, 182 фута, минарет диаметром 22 фута в основании, украшающий величественное медресе, основанное в том же году Исламом Ходжи (ум. 1913), прогрессивным визирем хана. Оба сооружения были спроектированы и построены хивинским мастером и строителем Курбан Нияз Хиваки, который сделал по старой традиции пояса из розово-голубой плитки, выложенной в узорах таким образом, что ни один из них не повторяет другой. Разнообразие неповторяющихся узоров можно сравнить с облицовкой фасада ханского дворца в Коканде. Хотя минарет Ислам-Ходжи выглядит более изящным, он напоминает мощный минарет Калан XII века в Бухаре, который возвышается на 148 футов и имеет диаметр 29 футов в основании.

Во время долгого правления Сайед Мухаммад Рахим Бахадур-хана (пр.1865–1910) были сделаны также существенные дополнения в имеющихся древних сооружениях. Были возведены зал для приемов (коринишхана)  и летняя мечеть (язги масджид),  а также гарем в старой цитадели Хивы. В 1910 году северное крыло гарема основательно перестроили, используя обожженный кирпич.

В Самарканде в XIX и начале XX века существовала своя особая школа, возродившая архитектурное строительство и дизайн. Местные архитекторы и строители (ме'мар  и чобкар)  осуществили после 1865 года минимум 34 проекта, 16 из которых – в XX веке до установления советской власти. В основном это мечети, медресе и особняки, но также помещения для омовения (тахаратхана),  еврейская синагога, мавзолей, общественная баня и минареты. Более того, сохранялась практика обновления и расширения обветшалых архитектурных комплексов. Десятки талантливых штукатуров и резчиков (гянджкар  или гилкар)  и отделочников (наккаш)  украшали такие здания, как мечеть Янги, воздвигнутая в Дахбеде Самаркандской области в 1909 году. По крайней мере, известны кроме архитектора-декоратора Навруза три строителя на этой территории, Мурад, Тура и Турды (1857–1921), которые занимались сооружением этого религиозного центра.

В Ташкенте одно из крупнейших мусульманских сооружений, воздвигнутых в конце XIX века, поднялось при помощи царского правительства. Это тем более знаменательно, что Россия была решительно настроена против поощрения ислама на юге Средней Азии. Джум'а масджиди (пятничная соборная мечеть), реконструированная в 1886 году по плану мечети Ходжа-Ахрар XV века, в XVIII веке превратилась в руины. Реконструкция осуществлялась поразительным образом, если иметь в виду технические решения. Влияние русских архитекторов, которые, участвуя в перестройке, придали мечети готические и византийские элементы, не оставляет сомнений.

Мусульманские традиции в архитектуре преобладали, по крайней мере, до тех пор, пока их не сменили советские инновации. Этот факт красноречиво иллюстрируется, в частности, небольшим медресе Камал-Кази, которое поднялось в Коканде в 1913 году. Мусульманская эстетика проявляется в стрельчатой арке и декоративной кокандской плитке, которой выложен фасад, вплоть до замысловатой панели со стихами из Корана на карнизе. Другой пример – бухарская мечеть Бала-Хауз, строительство которой началось в 1712 году и завершилось в 1914 году. К ее традиционному фасаду были добавлены элементы модерна, такие как зеркальные фрагменты и росписи, которые вытеснили старые панно из глазурованной керамики.

Слово масджид  или мечеть, которым обозначаются главные сооружения мусульманского мира, означает «место сбора». Имеется четыре их вида. Во-первых, колонообразная мечеть, которая состоит из открытого дворика, окруженного с четырех сторон колоннадами. Во-вторых, огромные соборные мечети, красноречивыми примерами которых являются средневековая Биби-Ханум в Самарканде и мечеть Калан в Бухаре, с куполом над михрабом,  мусульманским аналогом христианской кафедры. Третий тип мечети имеет арку в ширину здания на главном фасаде, которая как бы «открывает» здание для больших толп прихожан, собирающихся здесь в священные дни. В-четвертых, небольшая местная мечеть, обычная для юга Средней Азии и встречающаяся также в казахских городах, такая как мечеть XIX столетия в Каркаралинске.

Минареты, высокие, стройные башни с площадкой наверху для людей, призывающих к молитве, – также обязательная архитектурная примета мусульманских стран. Хотя в Аравии минареты в основном прямоугольные, в Северном Иране они более округлые или конусообразные, как и большинство минаретов в Средней Азии. Минарет как архитектурный объект подчеркивает величие самой мечети. Восемь минаретов окружают мечеть Биби-Ханум, в то время как большинство среднеазиатских мечетей и медресе располагают лишь двумя-четырьмя, а в Хиве и Бухаре встречаются мечети с одним минаретом.

Медресе проектируются так, чтобы получился закрытый двор, огороженный двухэтажной аркадой, в которой помещаются аудитория и кельи для преподавателей и учащихся. На улицу медресе обращено тремя глухими стенами, но четвертая сторона – фасад обычно представляет собой богато декорированный портал.

Традиционными строениями являются также мавзолеи, как правило, не очень большие, около 30 футов каждая сторона, квадратные или прямоугольные. На юге Средней Азии они всегда увенчиваются куполами.

 

Светские сооружения

 

Хотя культовые сооружения XIX века отличает стойкая приверженность к традиции, к концу столетия светские постройки становятся похожи больше на здания коммунистической эпохи. Среди них загородные виллы Ширабуддин, Ситараи Мохи Хасса в Бухаре, дворец Худояр-хана в Коканде, который представляет собой смесь европейского и традиционного. Один западный путешественник, увидевший бухарские дворцы в конце XIX века, писал: «В них есть что-то бутафорское и театральное. Они напоминают гибрид между цирком, зверинцем и дворцом. Ничего реального, никакой величественности… Они, как правило, напоминают сказочные дворцы со множеством сверкающих залов с балконами и нишами, с гаремом, к которому ведет узкая винтовая лестница, другими помещениями, которые трудно обнаружить, с арочными молельнями, с водоемами и фонтанами».

Советские критики дореволюционной бухарской и хивинской архитектуры характеризовали ее следующим образом: «В дворцах ханов и эмиров Бухары… богатую национальную традицию заменили дешевой мишурой и искаженными формами европейской архитектуры».

Здесь следует отметить важный момент. Это прямое русское влияние, и через него – европейское воздействие. Фактически мусульмане, заинтригованные новизной странной утвари завоевателей, попытались включить ее в декор своих интерьеров. Вот одно из свидетельств: «Определенное искусство было проявлено, чтобы сделать на фризе небольшие лепные углубления вдоль всего верха здания и в них поместить около тысячи русских чайников, все одинакового цвета, в качестве декоративных предметов».

Любовь к украшательству – основная черта среднеазиатских зодчих конца XIX века. В роскошном дворце, сооруженном в 1870 году для хана Коканда, орнамент фасада не раз повторяется в узорчатых плитках, выложенных повсюду. Во дворце Ситараи Мохи Хасса представлен типичный досоветский интерьер в бухарском стиле с характерным лейтмотивом – букет цветов в вазе.

Древняя среднеазиатская традиция сохранилась в наиболее полном виде в конструктивных особенностях построек. Так определенные черты конструкции узбекского дома, например, берут начало в эпохе Александра Македонского. То же относится и к конструкции мавзолея. Формы двориков тоже имеют древнее происхождение и восходят к эпохе персидских Ахеменидов.

Жилище обычно состоит из открытой веранды перед двумя закрытыми помещениями на одной стороне обнесенного стеной дворика. Более богатые и известные семьи пользовались преимуществом владения двух таких домов, один напротив другого.

Для защиты от среднеазиатской жары служил айван  (веранда). Это открытое помещение с крышей на деревянных колоннах являлось центром дома. Нередко имелись улуг айван,  летний дворик, и терс айван,  зимний дворик, расположенный напротив. В Хиве айваны  всегда направлены строго на север и юг, окна на север являются основными в летних помещениях, а окна зимних помещений выходят на юг. Айван является фактически жилым помещением на открытом воздухе, для его сооружения используется минимум древесины. Колонны, поддерживающие крышу, обычно изготовляются из персикового или орехового дерева и богато украшены резьбой. Они имеют деревянную или резную мраморную основу. Подобная колонна – прямой потомок колонны древних персов, которая использовалась как опознавательный знак. В Бухаре колонна имеет многоугольную капитель, которая похожа на сталактитовый карниз, тогда как хивинская колонна заканчивается резным кронштейном персидского типа. Вариации этих двух типов капители наблюдаются во всех советских среднеазиатских зданиях. Конструкция самого навеса предназначена улавливать любое дуновение и направлять его вниз, на сидящих под ним людей.

Другие городские жилища, например в Коканде, отличались от хивинских тем, что имели фасад. Хивинская мечеть напоминает дом с высоким центральным айваном, другие мечети, особенно небольшие, ближе к обычному жилищу своим декором. Такова мечеть Дар Дар Кишлок (1892) в Зеравшане.

В бухарском доме, что неудивительно, делается упор на украшение интерьера, поскольку жилища в старой Бухаре зажаты среди городских стен XVI века. Бухарские дома похожи на хивинские, но из-за влияния городских условий поднялись выше, приобретая в некоторых случаях вид небольших, двухэтажных балакхан,  в других же случаях приватность обеспечивают перегородки. Вестибюли обычно декорируются нишами и орнаментальными сталактитами. Внутри дома украшены три стены, четвертая же имеет полки. Снизу сталактитовые карнизы выглядят скоплениями звезд. Стены комнат украшены драпировками с великолепными четкими узорами, выдержанными в ярких красных, желтых и зеленых красках. Окна обрамлены арками.

В Фергане у жилища два дворика, сад, виноградник и иногда бассейн. Дом состоит из двух помещений и третьей общей комнаты, которую можно обратить в айван. В Ташкенте дом, как правило, имеет большой двор, два помещения и айван, который обычно поддерживает единственная колонна.

В Самарканде много частных жилищ. В досоветское время главным достижением местных строителей явилось, как и в Бухаре, изобретательное использование пространства в пределах старого города. Многоэтажные постройки имеют верхнюю балакхану. Колонны украшены замысловатой резьбой айванов, а все потолки и стены отделаны с непревзойденным искусством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.01 с.)