Методика художественно-эстетического развития дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика художественно-эстетического развития дошкольников



Методика приобщения детей к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности.

 

ХХ век был назван веком ребенка, поскольку было признано, что дети должны жить собственной полнокровной жизнью, а не пребывать в пассивном бездействии, пока не достигнут совершеннолетия. В XIX веке мальчиков и девочек называли «маленькие мужчины» и «маленькие женщины», с тем, чтобы польстить их самолюбию, и одевали их соответственно. Такое отношение особенно проявлялось в приобщении детей к искусству, которое сводилось к упрощению методики обучения взрослых. Мальчики и девочки в возрасте восьми-девяти лет усердно рисовали кубы и цилиндры в перспективе, что является абсолютно бесполезным занятием для детей.

Теперь нам известно, что дети видят и передают увиденное не так, как взрослые, и что искусство необходимо для их развития и здоровья. Психологи отмечают, что многие эмоциональные нарушения у детей в более позднем возрасте связаны с трудностями в детстве и что дети часто в состоянии справиться с такими трудностями, по крайней мере, частично, путем творческого самовыражения.

Творческое самовыражение необходимо также для полного развития личности. Надо отметить, что искусство как вид деятельности предназначено не только для одаренных детей.

Роль родителей в творческом развитии детей

Многие родители полагают, что если их ребенок не проявляет таланта в какой-либо области искусства, то нет смысла поощрять его интерес. Среди педагогов нет единодушного мнения относительно того, возможно ли определить, талантлив ребенок или нет. Некоторые считают, что талант проявляется позже в юности, а не в раннем детстве. Как бы то ни было, всем детям должны быть предоставлены равные возможности для творческого развития.

Осознают это родители или нет, они являются первыми педагогами детей по искусству. Даже когда у ребенка появляется опытный преподаватель, отношение родителей к искусству и к творческим возможностям ребенка имеет огромное значение. Оно может стимулировать или расхолаживать деятельность ребенка.

Понимание того, что творческое самовыражение в жизни ребенка является положительным фактором в его развитии, пришло относительно недавно. Мало кто из современных родителей имел в детстве возможность творческого самовыражения, которую в настоящее время мы пытаемся предоставить детям. Поэтому многие родители могут быть обеспокоены работами своих детей, они могут настаивать, чтобы их обучали «основам искусства» в пять-шесть лет. Подобная позиция противоречит всему направлению современного обучения искусству.

Перед родителями стоят сложные задачи — поощрять детей, но не переусердствовать при этом, оценивать их успехи, а также отличать занятия, которые положительно сказываются на развитии ребенка, от негативного обучения.

Родители часто задают вопрос: «С какого возраста следует приобщать ребенка к искусству?» Это нужно начинать с того момента, когда ребенок уже в состоянии держать в руках или проявляет интерес к таким орудиям труда, как карандаш, мел, кисточка.

Возрастные особенности

Некоторые дети начинают делать первые каракули в 18 месяцев или два года, но большинство — в возрасте трех лет. Обычно в каждом доме имеется карандаш, поэтому он, прежде всего, попадает в руки ребенка, но это — не лучший инструмент. Для свободного и творческого выражения личности лучше всего использовать кисточку, краски и пластилин.

Можно применять также мелки, но они связаны с более жесткой манерой фиксации изображения. Детям рекомендуется давать большие листы бумаги и большие кисточки.

Рисунки трехлетнего или четырехлетнего ребенка могут казаться хаотичными и бесполезными. Но это — необходимый исследовательский процесс, и не следует его форсировать.

Очень большую роль в развитии двухлетнего или трехлетнего ребенка имеет опыт обращения с глиной, создание коллажей и конструкций.

Первые детские работы в области искусства носят абстрактный характер, к четырем-пяти годам он начинает создавать свои цвета и собственные композиции. Ребенок начинает постигать пространство и его организацию. От экспериментов с цветом и формой ребенок переходит к стадии символов, которые годам к шести могут передавать реальные объекты. Надо учитывать эти этапы развития и не настаивать на том, чтобы рисунок был точной копией реального объекта.

Реализм приходит к ребенку между восемью-десятью годами. Задача родителей на этом этапе — помочь ребенку более внимательно наблюдать за окружающим его миром. Позже, от десяти до двенадцати лет, потребность в реализме у ребенка усиливается. Появляется необходимость знания техники рисования для более достоверной передачи изображения. На этом этапе важно, чтобы обучение методике рисования не подавляло творческие возможности ребенка.

Подростковый возраст — самый трудный период в творческой жизни ребенка, многие дети перестают в это время заниматься творческим самовыражением. Поэтому в этот период дети особенно нуждаются в моральной поддержке родителей.

Если ребенок проявляет особый интерес к рисованию, то для него следует подобрать соответствующую художественную школу или студию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.004 с.)