Расчет уровня загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода при проектировании автомобильной дороги вдоль жилого массива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет уровня загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода при проектировании автомобильной дороги вдоль жилого массива



Задания для курсовой работы

1. Расчет шума в пределах жилого массива и составление плана мероприятий по его снижению до нормативных величин

Задания:

1. По одному из вариантов табл. 1 рассчитать величину шума, возникающего при движении автомобилей по асфальтированной дороге, на территории жилой застройки города.

2. Составить план мероприятий по снижению уровня шума до нормативных величин.

 

Таблица 1

Исходные данные для расчета уровня шума

вариант

Расстояние от источника шума до шумомера,

r 1, м

Величина шума по шумомеру, У s, дБ

Расчетное расстояние от источника шума до жилого массива,

r 2, м

Величины

l при 500 Гц, м

а, м b, м h, м
0 22 80 100 22 93 6,0 0,68
1 23 81 110 23 102 5,9 0,68
2 24 82 120 24 111 5,8 0,68
3 25 83 130 25 120 5,7 0,68
4 26 84 140 26 129 5,6 0,68
5 27 85 145 27 138 5,5 0,68
6 28 86 150 28 142 5,4 0,68
7 29 87 155 29 146 5,3 0,68
8 30 88 160 30 150 5,2 0,68
9 31 89 165 31 154 5,1 0,68
10 32 90 170 32 158 5,0 0,68
11 33 91 175 33 162 4,9 0,68
12 34 92 180 34 166 4,8 0,68
13 35 93 185 35 170 4,7 0,68
14 36 94 190 36 174 4,6 0,68
15 37 95 195 37 178 4,5 0,68

     Условие: между автомобильной дорогой и жилым массивом расположен открытый грунт, заканчивающийся двурядной полосой деревьев шириной 6 м, средней густоты, с кустарником.

 

1. Для расчета величины шума, возникающего при движении автомобилей по асфальтированной дороге, на территории жилой застройки используют формулу:

Ун = У s – х1 – х2 – х3 – х4, дБ,

где Ун – уровень шума на расстоянии n метров от источника шума; У s – величина шума по шумомеру; х1 – снижение шума под влиянием сферического характера распространения звуковых волн в атмосфере; х2 уменьшение шума, обусловленное типом земной поверхности; х3 – снижение шума зеленными насаждениями; х4 – уменьшение шума экранирующими устройствами.

х1 = log × 10, дБ;

х2 = k 1 × х1,

где k 1 – коэффициент поглощения шума земной поверхностью, составляющий для асфальта – 0,9;

х3 = k 2 × х1,

где k 2 – коэффициент снижения звуковой волны зелеными насаждениями, составляющий 1,2 согласно условию.

    Для расчета х4 вычисляется эмпирический параметр снижения уровня шума W, зависящий от высоты экрана h, м (им может служить здание, сплошной забор, полоса деревьев с подлеском и кустарником и т.д.), длины звуковой волны, l, м, расстояния от источника шума до экрана а, м, расстояния от источника шума до исследуемой точки b, м. В параметр включается постоянный коэффициент, равный 1,414.

W = .

    Определяем х4 по табл. 2.

Таблица 2

W 1.0 1.5 2.0 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3.0 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 4.0
х4 14 17 19 19.5 20 20.5 21 21.5 22.0 22.2 22.4 22.6 22.8 23 23.2 23.4 23.6 23.8 24.0 24.2 24.4 24.6 24.8

 

2. Шум отрицательно влияет на здоровье людей. В жилых домах, расположенных вблизи предприятий и транспортных магистралей, уровень шума в соответствии с «Санитарными нормами допустимого шума» не должны превышать в дневное время 45 дБ, ночное время 35 дБ.

  Если уровень шума не соответствует нормативным величинам, то предлагается план мероприятий по его уменьшению. Если уровень шума незначительно превышает величину шума дневного времени, то можно увеличить коэффициент k 2 на 50 %, т.е. принять его равным 1,8 и пересчитать х3 и Ун. Или предложить другие мероприятия.

 

    Вывод:

Исходные данные для расчета

Таблица 3

Прогнозные значения коэффициента учета влияния состава транспортного потока и его средней скорости

Доля грузовых автомобилей и автобусов в общем потоке, %

К1 при скорости транспортного потока, км/ч

20 30 40 50 60 70 80
80 1,17 1,11 1,05 0,90 1,02 0,11 1,21
70 1,14 1,08 1,00 0,87 0,95 1,04 1,12
60 1,12 1,04 0,95 0,83 0,89 0,93 1,03
50 1,11 1,01 0,91 0,80 0,84 0,90 0,95
40 1,09 0,97 0,86 0,76 0,77 0,78 0,85
30 1,08 0,95 0,82 0,73 0,70 0,66 0,75
20 1,05 0,91 0,77 0,69 0,62 0,57 0,67
10 1,02 0,87 0,72 0,65 0,54 0,46 0,55

 

1. Максимальная концентрация оксида у проезжей части проектируемой автомобильной дороги рассчитывается по формуле:

СО0 = (7,33 + 0,26 × N) × К1, мг/м3

где N – интенсивность движения автомобилей в часы пик, авт/ч; К1 – коэффициент учета состава транспортного потока и его средней скорости (по табл. 3).

     Полученная концентрация оксида углерода сравнивается с предельно допустимой концентрацией для атмосферного воздуха в жилых застройках (СОх = 3 мг/м3) и определяется кратность превышения нормативной величины: .

     2. Расчетный уровень загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода при принятых прогнозных значениях превышает ПДК в ….. раз (например, в 5 раз). Следовательно, необходимо спроектировать санитарную зону между автомобильной дорогой и жилым массивом, ширина которой будет составлять:

Хм = , м.

     Вывод:

Исходные данные

Номер варианта

Высота источника выброса, Н, м

Диаметр устья источника, D, м

Скорость выхода газовоздушной смеси w0, м/с

Температура смеси, T1, °С

Температура воздуха, T2, °С

Интенсивность выброса,

М, г/с

золы диоксида серы оксидов азота
0 24 0,9 3,5 95 16 9,8 10,1 2,1
1 25 1,0 3,0 100 14 10,2 9,8 2,3
2 26 1,1 2,5 105 17 11,3 8,9 2,6
3 30 1,2 4,5 110 19 12,4 7,6 2,4
4 27 1,3 5,0 115 21 13,5 8,5 3,1
5 31 1,4 6,5 120 23 14,0 9,3 3,5
6 28 1,5 5,5 125 25 14,6 10,6 3,2
7 32 1,6 7,0 130 27 13,8 10,2 3,8
8 29 1,7 7,5 135 30 12,9 11,3 4,0
9 33 1,8 6,4 140 32 14,8 11,9 4,2
10 39 1,9 8,0 145 35 15,0 10,8 3,4
11 35 2,0 6,3 150 35 15,2 12,2 2,9
12 42 1,9 5,9 140 30 15,5 11,4 2,5
13 40 1,8 8,5 120 29 16,0 12,0 4,3
14 45 1,7 9,0 135 24 15,4 11,5 4,0
15 50 1,6 4,9 125 18 14,2 10,8 3,7
16 43 1,5 5,6 115 16 13,6 12,1 3,6
17 41 1,4 8,5 110 12 12,1 10,6 4,0
18 38 1,7 6,6 105 21 11,1 11,7 4,2
19 27 1,2 7,0 100 19 10,9 12,0 3,6
20 30 1,3 8,5 125 25 15,6 11,5 3,1

        

    Максимальная приземная концентрация загрязняющего вещества при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) для нагретых выбросов определяется по формуле:

С max = мг/м3

где А – коэффициент, зависящий от температурного градиента атмосферы, принимается (для Бурятии и Читинской области – 250); М – масса загрязняющего вещества, выбрасываемого в атмосферу в единицу времени (интенсивность выброса), г/с; F – безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания взвешенных частиц выброса в атмосфере, принимается (для пыли и газа – 1; для мелкодисперсных аэрозолей (кроме золы и пыли) – 2;, при отсутствии очистки – 3); коэффициенты m и n определяются в зависимости от параметров f и VM; безразмерный коэффициент η учитывает рельеф местности(η = 1 – 4); Н – высота источника выброса, м; Q – расход газовоздушной смеси через устье источника выброса, м3/с; ∆ T – разность между температурой выбрасываемой газовоздушной смеси и окружающим воздухом, °С.

    Значения коэффициентов m и n определяется по формулам:

f =

при f <100 m = 1/0,67+0,1(f)0,5+0,34(f),

при f ≥100 m = 1,47/(f).

VM = 0,65(Q ∙∆ T / H)

при VM ≥ 2 n =1,

при 0,5≤ VM <2 n = 0,532∙ VM 2 - 2,13∙ VM +3,13,

при VM <0,5    n = 4,4∙ VM

        

    Расход газовоздушной смеси Q определяется по формуле:

Q = 3/с.

    Расстояние Хм от источника выброса, где при НМУ достигается максимальная концентрация загрязняющего вещества (Сmax, мг/м3) определяется по формуле:

Хм = H, м,

где d – безразмерный коэффициент, определяемый по формулам:

 

d = 4,95∙ VM (1+0,28(f) )при0,5 < VM 2,

 

d = 7∙(VM)0,5 ∙(1+0,28(f) ) при VM > 2.

        

    Значение ПДВ является показателем, определяющим допустимую степень воздействия на атмосферу

ПДВ = г/с

где ПДК, мг/м3: золы - 0,5; диоксида серы – 0,5; оксида азота – 0,085; Сф – фоновая концентрация, мг/м3 равная 0; Н – высота источника выброса, м; Q – расход газовоздушной смеси через устье источника выброса, м3/с; ∆ T – разность между температурой выбрасываемой газовоздушной смеси и окружающим воздухом, °С.    


Исходные данные

№ вар-та Средняя ширина реки, Вср, м Средняя глубина реки, hср, м Средняя скорость течения, Vср, м/с Коэффициент Шези, С, м0,5/сек Начальная концентрация загрязнения, Sст, % Начальная длина облака загрязнения, l0, м
0 31 2,58 1,12 35 100 200
1 30 2,56 1,14 25 99 210
2 29 2,54 1,16 20 98 220
3 28 2,52 1,18 15 97 230
4 27 2,50 1,20 40 96 240
5 26 2,48 1,22 45 95 250
6 25 2,46 1,24 50 94 260
7 24 2,44 1,26 55 93 270
8 23 2,42 1,28 60 92 280
9 22 2,40 1,30 35 91 290
10 21 2,76 1,32 25 90 300
11 20 2,74 1,32 20 89 310
12 19 2,72 1,34 15 88 320
13 18 2,68 1,36 40 87 330
14 17 2,66 1,38 45 86 340
15 16 2,64 1,40 50 85 350
16 15 2,62 1,42 55 84 360
17 14 2,60 1,44 60 83 370
18 13 4,00 1,46 35 82 380

Условие: в реку одновременно сбрасывается загрязняющее вещество повышенной концентрации, загрязнение речных вод происходит по всей ширине реки на участке длиной (l0, м). По пути движения наблюдается рассеивание облака загрязнения и уменьшение концентрации загрязняющего вещества вследствие турбулентного перемешивания и влияния различных скоростей в поперечном сечении русла.

 

     Объем загрязненной части реки от момента сброса загрязняющего вещества (t) можно определить по формуле:

V = h ср × Вср × ((l 0 + (j × V ср × t)), м3,

где hср – средняя глубина реки, м; Вср – средняя ширина реки, м; l0 – начальная длина облака загрязнения, м; Vср – средняя скорость течения, м/с; t – время, от момента сброса загрязняющего вещества до расчетных расстояний; j – параметр, зависящий от коэффициента Шези (определяется по табл. 1).

 

t = L / V ср, сек,

где L – расстояние от места сброса загрязняющего вещества (2000, 5000, 10000 м).

Таблица 1

Значение параметра j

С j С j
15 0,838 45 0,444
20 0,688 50 0,419
25 0,598 55 0,404
30 0,540 60 0,388
35 0,504 65 0,373
40 0,468 70 0,358

 

     Длина области загрязнения за время t находится по формуле:

l = l 0 + (j × V ср × t), м.

     Средняя концентрация загрязняющего вещества для всего объема загрязненной части водного потока вычисляется по формуле:

S ср = , %.

Полученные данные сводим в таблицу:

Длина пути облака загрязнения, L, м Объем загрязненной части реки, V, м3 Время, t, сек Длина области загрязнения, l, м Средняя концентрация загрязняющего вещества, Sср, %
2000        
5000        
10000        

 

Задания для курсовой работы

1. Расчет шума в пределах жилого массива и составление плана мероприятий по его снижению до нормативных величин

Задания:

1. По одному из вариантов табл. 1 рассчитать величину шума, возникающего при движении автомобилей по асфальтированной дороге, на территории жилой застройки города.

2. Составить план мероприятий по снижению уровня шума до нормативных величин.

 

Таблица 1

Исходные данные для расчета уровня шума

вариант

Расстояние от источника шума до шумомера,

r 1, м

Величина шума по шумомеру, У s, дБ

Расчетное расстояние от источника шума до жилого массива,

r 2, м

Величины

l при 500 Гц, м

а, м b, м h, м
0 22 80 100 22 93 6,0 0,68
1 23 81 110 23 102 5,9 0,68
2 24 82 120 24 111 5,8 0,68
3 25 83 130 25 120 5,7 0,68
4 26 84 140 26 129 5,6 0,68
5 27 85 145 27 138 5,5 0,68
6 28 86 150 28 142 5,4 0,68
7 29 87 155 29 146 5,3 0,68
8 30 88 160 30 150 5,2 0,68
9 31 89 165 31 154 5,1 0,68
10 32 90 170 32 158 5,0 0,68
11 33 91 175 33 162 4,9 0,68
12 34 92 180 34 166 4,8 0,68
13 35 93 185 35 170 4,7 0,68
14 36 94 190 36 174 4,6 0,68
15 37 95 195 37 178 4,5 0,68

     Условие: между автомобильной дорогой и жилым массивом расположен открытый грунт, заканчивающийся двурядной полосой деревьев шириной 6 м, средней густоты, с кустарником.

 

1. Для расчета величины шума, возникающего при движении автомобилей по асфальтированной дороге, на территории жилой застройки используют формулу:

Ун = У s – х1 – х2 – х3 – х4, дБ,

где Ун – уровень шума на расстоянии n метров от источника шума; У s – величина шума по шумомеру; х1 – снижение шума под влиянием сферического характера распространения звуковых волн в атмосфере; х2 уменьшение шума, обусловленное типом земной поверхности; х3 – снижение шума зеленными насаждениями; х4 – уменьшение шума экранирующими устройствами.

х1 = log × 10, дБ;

х2 = k 1 × х1,

где k 1 – коэффициент поглощения шума земной поверхностью, составляющий для асфальта – 0,9;

х3 = k 2 × х1,

где k 2 – коэффициент снижения звуковой волны зелеными насаждениями, составляющий 1,2 согласно условию.

    Для расчета х4 вычисляется эмпирический параметр снижения уровня шума W, зависящий от высоты экрана h, м (им может служить здание, сплошной забор, полоса деревьев с подлеском и кустарником и т.д.), длины звуковой волны, l, м, расстояния от источника шума до экрана а, м, расстояния от источника шума до исследуемой точки b, м. В параметр включается постоянный коэффициент, равный 1,414.

W = .

    Определяем х4 по табл. 2.

Таблица 2

W 1.0 1.5 2.0 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3.0 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 4.0
х4 14 17 19 19.5 20 20.5 21 21.5 22.0 22.2 22.4 22.6 22.8 23 23.2 23.4 23.6 23.8 24.0 24.2 24.4 24.6 24.8

 

2. Шум отрицательно влияет на здоровье людей. В жилых домах, расположенных вблизи предприятий и транспортных магистралей, уровень шума в соответствии с «Санитарными нормами допустимого шума» не должны превышать в дневное время 45 дБ, ночное время 35 дБ.

  Если уровень шума не соответствует нормативным величинам, то предлагается план мероприятий по его уменьшению. Если уровень шума незначительно превышает величину шума дневного времени, то можно увеличить коэффициент k 2 на 50 %, т.е. принять его равным 1,8 и пересчитать х3 и Ун. Или предложить другие мероприятия.

 

    Вывод:

Расчет уровня загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода при проектировании автомобильной дороги вдоль жилого массива

    Задания:

1. Рассчитать максимальную концентрацию оксида углерода у проезжей части проектируемой автомобильной дороги.

2. Рассчитать ширину санитарной зоны между проектируемой автомобильной дорогой и жилым массивом.

 

Условие: прогнозная величина интенсивности перемещения автомобилей в часы пик будет составлять N = … авт/ч (любое трехзначное число), доля грузового транспорта и скорость его движения выбирается из табл. 3. (например, доля грузовых автомобилей составляет 50 %, а скорость движения 40 км/ч).

 

Исходные данные для расчета

Таблица 3

Прогнозные значения коэффициента учета влияния состава транспортного потока и его средней скорости

Доля грузовых автомобилей и автобусов в общем потоке, %

К1 при скорости транспортного потока, км/ч

20 30 40 50 60 70 80
80 1,17 1,11 1,05 0,90 1,02 0,11 1,21
70 1,14 1,08 1,00 0,87 0,95 1,04 1,12
60 1,12 1,04 0,95 0,83 0,89 0,93 1,03
50 1,11 1,01 0,91 0,80 0,84 0,90 0,95
40 1,09 0,97 0,86 0,76 0,77 0,78 0,85
30 1,08 0,95 0,82 0,73 0,70 0,66 0,75
20 1,05 0,91 0,77 0,69 0,62 0,57 0,67
10 1,02 0,87 0,72 0,65 0,54 0,46 0,55

 

1. Максимальная концентрация оксида у проезжей части проектируемой автомобильной дороги рассчитывается по формуле:

СО0 = (7,33 + 0,26 × N) × К1, мг/м3

где N – интенсивность движения автомобилей в часы пик, авт/ч; К1 – коэффициент учета состава транспортного потока и его средней скорости (по табл. 3).

     Полученная концентрация оксида углерода сравнивается с предельно допустимой концентрацией для атмосферного воздуха в жилых застройках (СОх = 3 мг/м3) и определяется кратность превышения нормативной величины: .

     2. Расчетный уровень загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода при принятых прогнозных значениях превышает ПДК в ….. раз (например, в 5 раз). Следовательно, необходимо спроектировать санитарную зону между автомобильной дорогой и жилым массивом, ширина которой будет составлять:

Хм = , м.

     Вывод:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.076 с.)