Третья теория: казаки – самобытный и древний народ исконно проживавший на просторах нижнего и верхнего дона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третья теория: казаки – самобытный и древний народ исконно проживавший на просторах нижнего и верхнего дона.



По мнению Забелина и Савельева, казаки — это потомки коренного славянского и даже праславянского населения (в том числе, хазар, готов, сарматов, гетов, бастарнов, скифов, массагетов и т. п.), на протяжении тысячелетий с глубокой древности и до начала второго тысячелетия н. э. населявшего долины нынешних казачьих рек на территориях, протянувшихся от северного Прикаспия до северного Причерноморья (в том числе, «Дикое поле»). Эти реки были естественными границами между кочевниками и оседлыми земледельцами, а населявшее их долины население смешанного происхождения выполняло функции миротворцев - живой стены между кочевниками и земледельцами. Такие дружины удальцов, не принадлежавших ни к земледельцам, ни к кочевникам, а составлявшие особый народ, как доказывал Забелин, должны были существовать с глубокой древности. Своё название эти дружины должны были получить от тех мест, где они скоплялись, то есть, от древних названий нынешних казачьих рек. (Например, предки донских казаков могли называться танаитцами по названию реки Дон — Танаис). Потомки этих выработавших уникальную организацию миротворцев смешанного происхождения в последующем, фактически совершив на протяжении нескольких веков круговую миграцию по территории древней Руси, возвратились в XV в. в границы своего исторического ареала расселения. В частности, Савельев, в том числе, на материале археологических исследований, полученном уже после смерти И. Е. Забелина, защищает его версию о происхождении донских казаков от танаитцев. Признавая вслед за Забелиным смешанное происхождение танаитцев, он в то же время относит их культуру к сарматской.

Для более полного понимания, кто такие казаки мы можем разобрать и само понятие «казак». Большинство этнографов и лингвистов слово «казак» относят к тюркским наречиям. В словарях есть несколько переводов данного слова.

1) Казак – вольный, свободный человек, одиночка. Человек живущий без начальства. (тюрк.)

2) Казак – от слияния слов «ка» - железо и «зак» - граница (монг.)

3) Казак – от слияния слов «каз» - гусь и «ак» - белый. Что в тюркском наречии обозначает: оторванный от своего племени, свободный человек (тюрк.)

4) Казак – от слияния слов «кас» - край, граница и «сак» - бдить, охранять. Что буквально означает стражник (половец.)

Подводя итоги данной главы, мы можем сделать выводы, что действительно история казачества уходит в далекое прошлое. Прошло не одно столетие, прежде чем вольный народ Южных степей стал служить верой и правдой Московскому царству, а затем и Российской империи.

 

Глава 2: Казачьи войска России. из учебника по истории казачества 5 класс ч.1

Казачество, являясь опорой Российской империи, не только охраняла ее границы, но и участвовало во всех войнах России, начиная со времен Ивана Грозного, в качестве иррегулярных войск. Казаки-первопроходцы позволили развернуть границы России далеко на Восток, до берега Тихого океана. Осваивая новые земли, казаки селились на границах и образовывали новые казачьи округа.

К началу 1917 г. в Российской Империи насчитывалось 11 казачьих войск:

Всевеликое войско донское

старшинство – 3 января 1570 – дата грамоты царя Ивана Грозного к казакам жившим на Северном Донце. Образовалось исторически из вольных людей, обитающих на берегах р. Дон. Столицей является г. Новочеркасск. Войско выставляло: 2 гвардейских полка, 1 гвардейскую батарею, 17 конных полков, 7 батарей, 6 отдельных сотен и 10 отдельных команд.

Из предыдущей главы мы выяснили, что донские казаки уходят своими корнями в седую глубь веков. Известен и такой факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. О первых казачьих городках писал ногайский князь Юсуф в 1549 г. московскому царю Ивану Грозному в своей жалобе на разбойные действия донских казаков во главе с атаманом Сары-Азманом. Казаки в это время практически не признавали над собой ничьей власти и бились с татарами с одной стороны и турками с другой. В 1552 г. в лице Ермака и его дружины, казаки участвовали в покорении Иваном Грозным Казанского царства, а позднее и Сибирского. В те времена отношения между Москвой и казаками строились через «посольский приказ», т.е. Министерство иностранных дел по современному. Казаки приезжали в Москву “станицами” и принимались царем с большими почестями.

В XVI веке казаки Верхнего Дона объединяются с нагайскими и астраханскими и начинают возвращаться на свои исконные земли, т.е. на Нижний Дон. Вступив в активную борьбу с турками и ордынцами, они связывают свою судьбу с двумя династиями: Рюриковичами в Московии и Гедиминовичами в Литве. Однако с этим союзом согласились далеко не все казаки. Протестом против такой политики явилось образование двух казачьих «речных республик» — на Дону и на Нижнем Днепре. Они послужили очагами возрождающейся казачьей независимости. Надо сказать, что московские государи в проведении своей политики активно опирались на казаков и поддерживали их переселение на Дон. В 1560 году Иван Грозный отпускает на Дон служивших у него «казаков многих» и активно поддерживает их. Но уже в конце XVI века он в письме к турецкому султану признает, что фактически донские казаки неуправляемы и не подчинены Москве: «Наших Казаков на Дону нет и не посылаем никого, а живут на Дону всяких земель беглые люди, нашего государства и Литовския земли. Донские Казаки… не по нашему велению живут, бегая из нашего государства… Всякие такие дела у них делаются без нашего ведома».

03 января 1570 г. царь Иван Грозный присылает казакам грамоту о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим". Именно этот царский документ считается днем официального образования войска Донского. С этого времени Донские казаки постоянно взаимодействуют с царской властью и православной церковью в Москве в деле защиты южных рубежей Руси как с единородной по языку, вере и быту.

Положение стало меняться с приходом к власти в Москве Бориса Годунова (1598 г.). Сам родом татарин, он не мог спокойно выносить вольного существования донских казаков. Годунов перестал высылать на Дон традиционное «жалованье», запретил беспошлинную торговлю казаков и даже само посещение казаками Московского царства. Между Московой и Доном он основал город Царев Борисов с русским гарнизоном, чтобы защищать свои владения с юга без помощи казаков и одновременно угрожать им с фланга. Поэтому неудивительно, что донские казаки поддержали и первого, и второго Лжедмитриев. А в 1613 году атаман Межаков помог завершить русскую смуту, возведя на трон Михаила Романова. Атаман положил на стол перед руководителями Земского Собора родословную запись Михаила и накрыл ее своей шашкой. После чего «бысть единодушен ответ» всего Собора…

Вся власть на Дону принадлежала казачьему Кругу (Войсковому, станичному, хуторскому), на котором решались вопросы войны и мира, жизни и смерти, свадеб и разводов и т.д. Управление было по своей форме атаманское, так как правили на местах выборные войсковые и походные, станичные и хуторские атаманы, имевшие право, особенно в военное время, казнить или миловать. Вольное казачество самоуправляло свою жизнедеятельность и было независимо от Москвы. Но исторически и географически сложившееся положение, при котором Донское казачество выступало буфером (преградой) на пути набегов крымских татар и турецких войск на южные окраины Московской Руси, заставляло казаков вступать с Москвой в договорные отношения. Казаки проливали свою кровь, защищая границы Москвы, а от нее получали жалованье в виде денег, военного снаряжения и боеприпасов, хлеба и иных продуктов питания. Дон как военный лагерь жил по своим собственным законам военного времени, требуя для себя от Москвы "за свои раны и кровь" определенных привилегий. Одной из таких привилегий была формула: "С Дона выдачи нет", ибо мы, казаки, “никому, даже царям, не кланяемся". И, естественно, что Дон, как военная крепость на пути любого неприятеля Российского государст-ва, устраивал царскую власть, и поэтому Москва платила жалованье и подтверждала время от времени казачьи привилегии. А с другой стороны неподчиняющаяся центральной власти казачья вольница была опасной. Это понял уже Петр I, знавший о бунтаре Степане Разине, а также столкнувшийся с восстанием Донских казаков под руководством атамана Бахмутского городка Кондратия Булавина, которые воспротивились решению царя передать казачьи солеварни в государственную монополию, так как считали их своими привилегиями, добытыми в боевых походах и войнах.

Результаты борьбы Донских казаков-булавинцев за свои вольнос-ти и привилегии были трагическими. Петр I казнил более 7 тысяч казаков-повстанцев. Около 3 тыс. казачьих семей под атаманством Игнатия Некрасова бежали сначала на Кубань, затем в Крым и Турцию. 42 казачьих городка были снесены с лица земли. Казаки потеряли право избирать Войскового атамана на своем Кругу. Теперь царь назначал Атамана на Дон. Петр I предельно урезал права и привилегии Донских казаков. Он же заставил казаков участвовать практически во всех походах русской армии. К тому же Донских казаков стали использовать для присоединения, т.е. колонизации новых земель. А в связи с этим с Дона стали насильно переселять в различные районы России казаков. Так, уже в 1724 г. по 500 казачьих семей было переселено с Дона на реки Агрохань и Гребень, а в 1733 свыше 1000 семей - на Волгу, на царицынскую линию. Таким образом Донское казачество стало базой для формирования других казачеств России.

Начиная с Петра I, Донские казаки участвуют практически во всех войнах России: Великой Северной (1700-1721 г.), Персидской (1723 г.), 7-летней (1756-1762 г.), обеих турецких (1768-1774 г.и 1787-1790 г.) в царствование Екатерины II. В царствование Павла I Донские казаки в полном боевом составе были направлены в Индию, но в связи со смертью Императора возвращены Александром I. При новом Императоре Донские казаки участвовали во всех войнах с Наполеоном начиная с 1805 г. и кончая 1814 г. и вступлением в Париж, с Турцией и Швецией. До 60 тыс. казаков участвовали в Отечественной войне 1812 г., покрыв себя неувядаемой славой и получив царские благодарственные грамоты и знамена. В 1800. началась длительная война России на Кавказе (по 1864 г.), в которой участвовали и казачьи полки. Особо прославился в войне с отрядами Шамиля донской генерал Я.П.Бакланов. Вслед за этой войной казаки участвуют в Русско-турецкой войне 1877-1878 г. Наградой казакам было Георгиевское знамя с надписью "За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов".

В начале ХХ в. в мирное время комплектовалось 17 армейских и 2 гвардейских донских полка, 8 батарей, 6 отдельных сотен и 12 команд (всего 24 тыс. чел.). Во время 1-й мировой войны 1914-18 Донское казачье войско выставило 60 конных полков, 136 отдельных сотен и полусотен, 6 пеших батальонов, 33 батареи и 5 запасных полков (всего свыше 100 тыс. чел.).

Область войска Донского имела 134 станицы (в том числе 13 калмыцких) и 163 крестьянские волости.

В 1904 г. Япония вероломно напала на Россию, атаковала и потопила ее дальневосточный флот. С Дона выехала на фронт 4-я Донская казачья дивизия. Поражение в войне с Японией, революция 1905 г., беспорядки в России и участие в их пресечении Донских казаков вызвали негативное отношение российской общественности к донцам. Именно тогда появилось прозвище казакам – «нагаечники».

Во время 1-й мировой войны 1914-18 Донское казачье войско выставило 60 конных полков, 136 отдельных сотен и полусотен, 6 пеших батальонов, 33 батареи и 5 запасных полков (всего свыше 100 тыс. чел.). И здесь вновь проявились чудеса храбрости Донских казаков, и не только в боевых делах первого Георгиевского кавалера казака Федора Крючкова. Казачьи полки единственные из всех частей Русской армии не знали дезертирства, самовольного ухода с фронта, революционных брожений на боевых позициях и т.д.

Годы гражданской войны выявили несовместимость нового советского уклада жизни и казачьей вольницы, хотя бы частично, но возрожденной в законах, принятых на Кругу Всевеликого войска Донского. В результате подписанной Свердловым 29 января 1919 г. директивы о расказачивании, весной этого же года на севере Области войска Донского вспыхнуло Вешенское восстание казаков, которое было жестоко подавлено. В 1920 г. весь Дон стал советским и в связи с этим Область войска Донского как форма самоуправления Донского казачества перестала существовать.

Оренбургское казачье войско

старшинство – 6 мая 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская области в России, Кустанайская в Казахстане). Основание Оренбургскому казачьему войску положили уфимские и самарские казаки. После завоевания Казанского ханства (1552),в 1574 г. воевода Иван Нагой с Прикамскими казаками продвинулся на р. Белую и основал там Уфимское укрепление. Столицей является г. Оренбург. Войско выставляло 1 гвардейскую сотню, 6 конных полков, 1 конный дивизион, 3 батареи и 3 местные команды.

Уфимские городовые казаки вместе со стрельцами и другими служилыми людьми отражали набеги сибирских царевичей Аблая и Тевкеля на Уфу, принимали деятельное участие в усмирении происпроисходивших между башкирами и другими туземцами мятежей, так например: в 1582, 1645, 1662, 1664, 1676, 1683, 1705, 1707 и 1708 гг.; они участвовали также в основании города Оренбурга и в усмирении башкир с 1735 до 1740 гг. и 1775 г.

До 1835 г. уфимские казаки находились в Уфимской станице, в городе Уфе. Затем они совместно с дворянами и иноземцами были награждены за усердную службу землей отведенной вокруг города на 15 верст.

Вместе с тем в 1586 г. по склону левого берега Волги при впадении в нее реки Самары было основано укрепление того же имени, гарнизон которого составили казаки и стрельцы. Укрепление это, благодаря своему господствующему положению на левом берегу Волги, было в стратегическом отношении грозой для кочевников, а казаки с дворянами и иноземцами служили для него как бы оком и ухом. Оберегая пространство от устья реки Самары до ее верховьев, они проникали даже вовнутрь степей, где нередко бывали у них с кочевниками кровавые стычки, удерживавшие башкир от нападения на русские поселения. Московское правительство, пользуясь успехами Самарских казаков и нравственным их влиянием на кочевников, положило в 1638 г. основание первой Закамской линии на берегах рек Волги и Черемшава.

Самарские казаки, несмотря на их малочисленность, выдержали на своих плечах давление всех средне-азиатских орд и укрепили навсегда за Россией все пространство левого берега Волги и вверх по реке Самаре, тогда как яицкие казаки, удержав за собой реку Яик, в то же время с поддержкой самарских казаков основали по ее притоку Сакмаре в 1725 г. Сакмарский городок.

Официально Оренбургское казачье войско было учреждено указом царицы Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников. Первым атаманом Войска стал В.И. Могутов.

Казаки должны были нести постоянную службу по охране приграничных территорий. Но кроме этого они имели возможность заниматься земледелием и скотоводством, хотя этот богатый пространствами край никогда не отличался изобилием из-за малоурожайной почвы и засушливого климата.

В 1758 г. Положение о донских казаках распространилось и на Оренбургское казачье войско. Во время восстания Пугачева оренбургские казаки оставались от него в стороне, отстояли Оренбург от осады пугачевцев, а некоторые полки помогали усмирению их в составе русских отрядов. За верность государю императрица Екатерина пожаловала казакам синий цвет – символ российской государственности; с тех пор брюки и околыш фуражки оренбургских казаков синего цвета.

Оренбургское казачье войско приняло самое активное участие в Отечественной войне 1812 г. В освободительном походе в Европу героически сражались 8 полков оренбургских казаков.

В 1828 г. был сформирован Оренбургский казачий 9 полк есаула И.В. Подурова, принявший участие в войне с Турцией. В 1829 г. этот полк участвовал в боях с турками при Эски-Арнаут-Ларе, Козлудже, Кулевче и при осаде крепости Варны. Казачьему полку было пожаловано в 1831 г. за отличие в Турецкой войне знамя и выдано было 5 сотенных значков с изображением Святого Георгия и надписью: «Ему» и «Войска Оренбургского девятого полка».

Особую роль в истории Оренбургского казачьего войска сыграло Положение от 12 декабря 1840 г., согласно которому все крестьяне, проживающие на землях войска, приписывались в казаки, что способствовало значительному его росту. Крестьянство встретило эту меру сопротивлением.

К концу ХIХ - началу ХХ вв. Оренбургское казачье войско оставалось третьим по численности среди казачьих войск России. К 1916 г. численность казачьего населения значительно возросла и составила 579 тыс. человек.

На фронт Первой мировой войны Оренбургское казачье войско выставило в русскую армию 18 конных поляков, 2 отдельных и 6 запасных сотен, 3 пеших команды и 7 шестиорудийных батарей.

Во время революции 1917 г. и после, в Гражданскую войну, оренбургские казаки сплотились и противостояли большевистской власти. Они возродили Войсковой Круг, избрали Войскового атамана, не признав власти красных. В 1920 г. Оренбургское казачье войско, как и все остальные, было ликвидировано в связи с упразднением казачества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.021 с.)