III .Причины безуспешности начинаний Сперанского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III .Причины безуспешности начинаний Сперанского



 

Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но, по молчаливому или по гласному признанию действующего закона, целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны.

По требованию исторической логики новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Известен и источник этого заблуждения; он заключается в преувеличённом значении, которые тогда придавали формам правления. Люди тех поколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществляться нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т.е. система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать за короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.


Заключение

Решение Сперанским проблем управления Сибирью и Пензенской губернией имело прогрессивное значение для этих территорий. АдминистрированиеСперанского сибирским краем повлекло за собой решительный поворот в политике самодержавия в отношении Сибири и, в частности, её коренного населения. Благодаря Сперанскому Сибирь в представлении правительства уже являлась не промысловой колонией, а органической частью России, управляемой сучетом естественно-географических и этнических особенностей.

Обозначенный Сперанским вектор развития взаимодействия государстваи коренных народов Сибири, остается верным, и по сей день. В нынешнее время стержень правительственной политики в отношении коренных жителей Сибири составляет защита их интересов и обеспечение устойчивого развития всфере традиционного природопользования. разработанная Сперанским в 1819 г.

Главная цель сибирских преобразований - превращение Сибири в производящий регион реализуется в современных условиях. Она является основным приоритетом в деятельности теперешних высших администраторов Сибири.

При проведении сибирской реформы 1822 г. М.М. Сперанский добилсясоздания советов при генерал-губернаторах, губернаторах и окружных начальниках. Эти коллегиальные и совещательные органы состояли из чиновников, ане депутатов - жителей края. Определенные Сперанским состав и функции советов свидетельствуют о расхождении первоначальной идеи реформатора опривлечении представителей сибирского общества к выработке административных решений и его практических шагов по организации управления краем.

Однако само учреждение советов соответствовало предложениям Сперанского 1803-1809 гг. - создавать органы, которые в будущем смогут статьполитически самостоятельными.

Несмотря на нереализованность многих замыслов сибирского реформатора, созданная по его проектам областная организация, представляла собой более эффективную модель территориального управления, чем ранее существовавшая. Данная модель способствовала ускорению темпов социально экономического развития сибирского края.

Губернаторская деятельность М.М. Сперанского в Пензе представляетособый интерес, прежде всего, с точки зрения определения влияния административного опыта на представления реформатора об устройстве власти на местах. Находясь в Пензе, Сперанский сосредоточил внимание на выявлении недостатков действующего Учреждения о губерниях (1775 г.) и на пересмотререгламента генерал-губернаторской и губернаторской власти. В Пензе Сперанский разработал ряд мер по освобождению губернских учреждений от излишней опеки главных местных начальников, а также по ослаблению личной власти высших администраторов на местах. Опыт губернаторской службы убеждалСперанского в необходимости разделения функций надзора и управления местных властей.

В период практической деятельности по решению вопросов губернскогои окраинного управления произошло изменение подхода Сперанского к реорганизации управления на местах. Теперь реформу губернского управления онвыдвигал на первое место в ряду гражданских преобразований, постепенноведущих к политическим изменениям. Руководствуясь этим подходом, М. Сперанский составил несколько проектов губернского и уездного управления вначале царствования Николая I в 1829-1831 гг. В данных проектах содержалисьпредложения, вносившие существенные изменения в действующий порядокорганизации и функционирования местного управления. Это предложения,касавшиеся отстранения губернатора от активного администрирования, создания общих присутствий при губернаторе и в уездах, отделения от полиции судебных и хозяйственных функций, а также реорганизацииуездной полиции иукрепления волостного управления.

В теоретических разработках Сперанского по усовершенствованиюуправления на местах 1827-1831 гг. нашло отражение стремление реформаторавключить более активных представителей цензовых слоев общества в работумуниципальных и региональных государственных органов. Основной задачейреформатора и в 1809 г. и в 20 гг. XIX века являлось содействие созданию самостоятельной структуры органов самоуправления, способной эффективнорешать насущные хозяйственные и социальные проблемы. Реорганизация местного управления, проектируемая Сперанским, должна была помочь населению (собственникам недвижимости, экономически не зависимым людям) участвовать во власти.

Проведенный в исследовании анализ деятельности М.М. Сперанского попроектированию областного, губернского и уездного управления, позволяетговорить о том, что выдающийся реформатор центральных органов государственной власти и управления начала XIX века, серьезное внимание уделял развитию местных учреждений. В нем он видел единственную возможность противостоять чрезмерному и неоправданному усилению центральной власти и сним связывал преодоление дефицита свободы в российском обществе.

М.М. Сперанский осознавал, что путь расширения самостоятельности местныхорганов власти и формирования местного самоуправления потребует огромныхусилий от государства и общества. Именно это направление государственных преобразований реформатор определял как одну из главных составляющихстратегического ответа России на ключевой для нее вопрос: как отреагироватьна вызов Европы, являющейся центром беспрецедентного ускорения экономического роста. Построение системы взаимодействия государства и самоуправленческих структур на местах М.М. Сперанский включал в набор предпосылок,необходимых для реализации огромного творческого народного потенциалаРоссии, без которой реформатор не мыслил обеспечение процветания страны,ее достойного места в мире.


Литература

 

1. Левандовский А. Самоуправление в контексте самовластия// Знания сила. 1992г. №2

2. Сперанский М.М. Проекты и записки. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

3. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. - Спб., 1845.

4. Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о своде законов (с 1700 по 1826 год). - Спб., 1833.

5. Шильдер Н. Император Александр I: Т.III. - Спб., 1897.

6. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского. - М.: Молодая гвардия, 1991.

7. Чибиряев С.А. Великий русский реформатов: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М.: Воскресенье, 1993.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.005 с.)