Когда использовать прием Инсерт? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когда использовать прием Инсерт?



Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

Прием "Инсерт" в рамках уроков по ТРКМЧП

Уроки по развитию критического мышления через чтение и письмо строятся по особой формуле: вызов, осмысление и размышление.

· Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации. В уроках старого типа этот этап часто называли актуализацией знаний.

· Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.

· Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их с уже известными данными, сравнения, оценки и анализа.

Для каждого этапа в технологии РКМЧП предлагаются свои приемы. Например, на стадии вызова можно использовать кластеры, корзину идей, дерево предсказаний, мозговой штурм.

На стадии осмысления работают такие приемы как "Чтение с остановками", "Кубик Блума", "Толстые и тонике вопросы", таблица "ЗХУ".

Для стадии размышления подходят "Шесть шляп", "Синквейн", "Ромашка вопросов", "Эссе".

Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.

· Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.

· Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.

· И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

Заключение: Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов.

 

4. Кубик «Блума» 1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано: · Назови. · Почему. · Объясни. · Предложи. · Придумай. · Поделись. Скачать готовую развертку кубика >>> 2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. 3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Классификация вопросов Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. · Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например, "Назовите главных героев поэмы А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Или "Назовите три признака подобия треугольников", "Что такое определенный интеграл?" Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Например, используя Кубик Блума на уроках английского языка, в блок "Назови" можно включать задания на знание текста. Пример: Предложите ученикам прочитать текст и заполнить таблицу "Да-Нет" по тексту. · Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему Петр Первый был прозван Великим? Почему ты относишь Печорина к "лишним людям"? Почему математику называют "царицей наук"? Почему вымерли динозавры? И т.д. · Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: · Ты действительно думаешь, что… · Ты уверен, что… Например: Ты действительно думаешь, что реформы Петра I были необходимы? Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"? · Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Например: Предложи, где и как можно использовать таблицу Д.И. Менделеева? Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы? · Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. Придумай рифмы к этому слову (на уроках английского, русского языка или литературы). Придумай, как использовался бы этот закон в наши дни? · Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал именно эту тему? Варианты использования "Кубика Блума" на уроках Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи. Возможны два варианта: · Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком. · Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка. В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников. Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. Кубик Блума в начальных классах Например, в начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие: · Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д. · Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия. · Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? · Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр. · Примени. Приведи примеры использования или покажи применение. · Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы". Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. Развертки кубика Скачать готовые развертки на печати на принтере (формат А4) >>>  
5. План (составления плана текста) Общие правила составления плана при работе с текстом: 1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. 3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста. Правила конспектирования: 1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты. 2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля. 3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора. 4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи. 5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями. Как дать рецензию на ответ товарища: 1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил. 2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил. 3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам. 4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия. 5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий). Как составить синхронистическую таблицу: 1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века. 2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов. 3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время. 4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты. 5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне. Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений: 1. Причины возникновения явления: -противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления, -потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий. 2. Содержание явления, его развитие: -важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия, -социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий. 3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления. 4. Последствия развития и значение явления: -разрешение данным явлением назревших противоречий, -влияние данного явления на общий процесс исторического развития. Характеристика общественных выступлений: 1. Время и место выступления. 2. Связь с другими событиями. 3. Причины. 4. Социальный состав участников. 5. Требования, лозунги, цели. 6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.). 7. Масштабы выступления. 8. Уровень организованности, 9. Имена участников, руководителей. 10. Развитие событий, основные этапы. 11. Значение выступления, его результаты. Характеристика политического строя государства: 1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская). 2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. 3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза). 4. Структура органов власти: -глав государства, его полномочия, -законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия), -исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость), -судебные органы, -соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти, -местные органы власти. 5. Прав граждан (подданных): -избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.) -политические права и свободы, -личные права и свободы, -возможность использования провозглашенных законом прав. 6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе). 7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития. Характеристика войн: 1. Причина войн, хронологические рамки. 2. Воюющие страны или группировки стран. 3. Цели сторон. 4. Соотношение сил воюющих стран. 5. Повод к войне. 6. Ход военных действий (по этапам): -планы сторон в начале каждого этапа, -военные и политические итоги этапа. 7. Характер войны. 8. Условия мирного договора. 9. Военные и политические итоги войны. Как дать оценку историческому событию: 1. Установите причины события. 2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп. 3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.) 4. Связь с другими подобными событиями. 5. Значение: -для участников события, -для последующего исторического развития.  
6. «Исследовательский фартук» У учащихся листы бумаги, на которых схематично изображен фартук. В верхней части фартука записана тема, в нижней части нарисованы карманы. Дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное, в течение урока заполняют карманы, учитель затем собирает фартуки и оценивает, кто лучшая хозяюшка. Я прием немного видоизменила, на некоторых уроках использую его конкретно при работе с текстом. В верхней части фартука записана тема, в средней части нарисованы карманы: даты, имена. карман для понятий. В Нижней части карман, в который учащиеся «складывают» все важные факты, события, явления. На этапе изучения нового материала, Учащиеся, работая с текстом параграфа, отдельным пунктом (в зависимости от объема информации) заполняют карманы. После окончания работы нужно вынимая из карманов информацию восстановить содержание текста. Можно Прием использовать: при работе с историческим источником, при подготовке к итоговой аттестации, к предметной олимпиаде. Можно применить на этапе первичного закрепления знаний, по памяти заполняют карманы. Применять прием можно начиная с 5 класса. Информацию в наше время найти не составляет труда, важно научить обработать информацию, найти нужную информацию. Прием учит анализировать текст, выделять главную и второстепенную информацию, учит связному рассказу, так как в конце нужно восстановить содержание текста. Прием обучает самостоятельно обрабатывать информацию, формирует самостоятельность мышления. Для того, чтобы прием был эффективным и научил выделять главную информацию нужно периодически его применять.  
7. Чтение с остановками
8. «Толстые и тонкие вопросы» «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто? Что? Когда? Как звали…? Было ли…? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Может…? Будет…? Мог ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

  • обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы;
  • воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:

  • умения погружаться в текст;
  • способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
  • навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.009 с.)