Деятельность М. В. Ломоносова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность М. В. Ломоносова.



Истинным просветителем был Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765) – человек другого поколения, он смотрел на проблемы власти, религии, науки и искусства с иных позиций, Однако во взглядах Ломоносова чувствуется преемственность и некоторая общность взглядов с деятелями «ученой дружины».

 Ломоносов вступал в открытую борьбу за независимость научных исследований, против попыток церкви помешать распространению научных знаний. Писал злые и веселые памфлеты, направленные против церковного мракобесия. Наиболее известный из них, «Гимн бороде» - одно из самых смелых антиклерикальных произведений XVIII века.

А в строках из «Вечернего размышления о божием величестве при случае великого северного сияния» («Открылась бездна звезд полна:/ Звездам числа нет, бездне дна») - звучит вызов Синоду, запрещавшему «писать и печатать» о множестве миров.

Сторонников средневекового мировоззрения было множество, они были весьма агрессивны, и бороться с ними было очень непросто. Однако Ломоносов всячески старался добиться того, чтобы невежды, по крайней мере, не могли «ругать наук в проповедях».

Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи – не простое переложение в стихотворную форму достижений науки. Это настоящая поэзия, рожденная вдохновением.

«Научные» стихотворения Ломоносова в большей части посвящены явлениям природы и космосу. Ломоносов, будучи философом-деистом, видел в природе проявление творческой мощи Бога. Но в своих стихах он раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение Бога через природу, а изучение природы, созданной Богом.

Свои взгляды на власть Ломоносов раскрывает в многочисленных одах, чаще всего посвященных ежегодно отмечавшимся дням восшествия на престол того или иного монарха. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.

Теория просвещенного абсолютизма была широко распространена в XVIII веке во многих европейских государствах. Согласно этой теории, просвещенный монарх способен подняться над эгоистическими интересами отдельных сословий и издавать законы, приносящие благо всему обществу. Наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, - ученые и писатели. Таким «учителем монархов» хотел стать и Ломоносов. Да и к кому еще он мог обратиться со своими планами и советами? Крестьянство в большинстве было неграмотно, забито и не могло услышать его голос. Дворянство, даже самое образованное, сочло бы постыдным брать уроки государственной мудрости у выходца из «подлого» сословия. Оставалась одна надежда на то, что его идеи услышит монарх.

Ломоносов предъявляет высокие требования к личности монарха. Его идеал – это царь, заботящийся о просвещенности и благе народа. В своих одах Ломоносов призывает правителей заботиться о сохранении мира. У него была четко продуманная программа мирного процветания государства. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России, которые требуют «искусством утвержденных рук». Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. В одах он обращается к точным наукам – механике, химии, астрономии, метеорологии с призывом исследовать природу России и обогатить русское государство своими открытиями.

 Ломоносов говорил о просвещении, которое должно служить сохранению и размножению, народа. Образование, вплоть до университетского, должно быть доступно всему народу. По мнению ученого, талантливых людей, «собственных» «Платонов» и «Невтонов», может «рождать» вся «российская земля».

 Смелая, стройная общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь при одном условии: ее должен принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит в свои оды образ Петра Великого. Его образ становится живым и убедительным примером для каждого из наследников престола. В ломоносовских одах нет индивидуальных характеристик воспеваемых царей и цариц. Восхваляя очередного монарха, он восхвалял в нем идеальный образ «премудрого учителя и просветителя».

Основная идея, которой руководствовался в своей жизни и деятельности М. В. Ломоносов, была идея служения Родине. Об этом хорошо сказал Н. Г. Чернышевский: «Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а отечеству»./ 27 /  

Ломоносов стоял на самых передовых позициях науки того времени. Он последовательно развивал атомистические представления, близко подошел к идее молекулярного строения химических соединений. Ученый впервые начал внедрять физические методы исследования химии и стал отцом физической химии. Ломоносов первым провозгласил союз физики, химии и математики, ставший данностью в XIX веке. Работал в различных областях физики, изучал твердое, жидкое и газообразное состояние тел. Проводил опыты по электричеству. В 1761 году, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов открыл атмосферу на Венере. Ему принадлежит доказательство при помощи эксперимента «закона сохранения энергии». Ученый руководил устройством фабрики по изготовлению цветных стекол – «смальт», сам создал несколько мозаичных панно. Блестяще работал Ломоносов в области гуманитарных наук, в частности именно его перу принадлежат: самый первый учебник по русской грамматике, разработка «Теории трех штилей», завершение реформы русского стихосложения, начатой Тредиаковским. Его филологические труды оказали громадное влияние на становление и развитие русской литературы и русского литературного языка.

Ломоносов продолжил исторические исследования, начатые Татищевым, именно Михайло Васильевича (так называли его современники) Татищев попросил написать предисловие к своей «Истории Российской». Ломоносов постепенно собрал по подлинным документам «Древнюю Российскую историю от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» и «Краткий Российский летописец с родословием», представляющий собой перечень важнейших событий, включая эпоху Петра Великого. Исторические труды Ломоносова имели не только познавательное значение, но и способствовали формированию самосознания русской нации.

Много сделал Ломоносов для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет, им были возрождены гимназия и университет при Академии наук. Преодолевая сопротивление некоторых немецких профессоров Академии, он энергично выдвигал отечественных ученых. Его учениками были будущие филологи Николай Поповский и Антон Барсов, естествоиспытатели Иван Лепехин и Николай Озерецкий, этнограф Василий Зуев, астроном Петр Иноходцев, химик Никита Соколов и многие другие, продолжившие дело великого ученого.

Пушкин с огромным уважением писал о Ломоносове, о его умении сохранять человеческое достоинство, а Белинский называл ученого и поэта Петром Великим русской словесности.

Количество выполненных Ломоносовым исследований, широта охвата наук поразительно. Он обладал, по истине, энциклопедическими знаниями и умениями. Его личность вполне правомерно сравнивать с личностями титанов эпохи Возрождения.

Деятельность Академии наук.

Ломоносов разрабатывал в той или иной степени почти все отрасли тогдашней науки. Рядом с ним работали и другие ученые, они не были столь энциклопедичны, но трудились над разработкой важных теоретических и практических проблем.

В области математики работал крупнейший математик XVIII века Леонард Эйлер (1707-1783), приехавший в Россию в 1727 г. двадцатилетним юношей. Здесь он прожил до 1741 года, а затем уже заграницей работал для Петербургской Академии наук. Научные интересы Эйлера были очень широки: техника и теория машин, логика, конструкция оптических линз, расчеты движения небесных светил, гидравлика, строительство и многое другое. На трудах и учебниках Эйлера воспитывалось не одно поколение русских математиков. 

В области физики работал Георг Вильгельм Рихман (1711-1753) – близкий друг и соратник Ломоносова.Он вывел формулу для определения температуры смеси жидкостей, имеющих разные температуры. Рихман погиб при проведении опыта с атмосферным электричеством.

Одной из важнейших задач русской науки было изучение природы своей страны и населявших ее народов. Для изучения богатств России снаряжались экспедиции, которые длились многие годы, уносившие здоровье и жизнь исследователей. Крупнейшими и наиболее результативными были, так называемые, Камчатские экспедиции под предводительством Витуса Беринга (1681-1741). Первая проходила с 1725 по 1730 год, а вторая – с 1733 по 1743. Особенно результативной была вторая экспедиция. Недаром ее называли Великой Северной. Благодаря этой экспедиции был открыт пролив, названный Беринговым, открыта северо-западная Америка, исследована Камчатка, северные берега Сибири, нанесены на карту Курильские острова и северная Япония. Камчатские экспедиции – научный и гражданский подвиг ее членов. Многие участники экспедиции умерли, погиб и глава экспедиции Витус Беринг. Пролив и остров Беринга, море Лаптевых, мыс Челюскина названы именами участников второй Камчатской экспедиции.

Благодаря трудам этих ученых и многих других в России начали интенсивно развиваться география, геология, минералогия, ботаника, зоология. Развитие этих наук способствовало развитию промышленности, сельского хозяйства, охотничьих промыслов и т. п. Вместе с тем развитие народного хозяйства способствовало развитию изобретательства. Появились русские изобретатели, имена которых известны и нам. Это А. Нартов, И. Ползунов, И. Кулибин и многие другие. Множество изобретений и усовершенствований машин, станков, инструментов создано было этими людьми. Но часто их изобретения не находили применения, а жизнь заканчивалась трагически. Блестящий мастер-самоучка И. Ползунов – изобретатель паровой машины - умер от чахотки, а его машина была забыта, так и не найдя применения в народном хозяйстве. И. Кулибин умер в нищете, так и не сумев осуществить свои гениальные замыслы, он вынужден был тратить время на создание хитроумных игрушек и фейерверков для царского двора.

Русские ученые были объединены в научном центре, который назывался Академия наук. Основана она была 22 января 1725 года по проекту Петра I. Перед Академией ставились важные задачи и возлагались большие надежды, в частности, в проекте основания Академии писалось, что будет создано «такое здание», «…через которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешним временем разпространялась, но и через обучение и разположение оных польза в народе впредь была».

В начале своего существования Академия приглашала западноевропейских ученых. Причем стремились приглашать крупных ученых («самолутчих ученых людей»). В более позднее время в стенах Академии трудились лучшие отечественные ученые.

В отличие от иностранных Академий, Петербургская Академия наук была не добровольным обществом, а государственным учреждением, поэтому у нее был твердый бюджет. Однако это привело к тому, что ученым приходилось тратить время и силы на организацию фейерверков для придворных торжеств, сочинять хвалебные оды царям и их фаворитам. Кроме того, зависимость от государства привела к расцвету бюрократии, с которой ученым приходилось бороться не на жизнь, а на смерть. Вспомним борьбу Ломоносова с советником Канцелярии, библиотекарем Шумахером и его зятем Таубергом, борьбу, которая унесла много жизненных сил великого ученого.    

Однако благодаря Академии, среди русских людей возникало особое отношение к научным знаниям, уважение к науке, причем не только той, которая дает немедленную, сиюминутную практическую пользу, но и теоретической ее ипостаси. Члены Академии часто устраивали публичные лекции и демонстрации опытов, на которых не брезговали появляться самые знатные особы. Издательство Академии наук выпускало календари, научно-популярные журналы, книги. В частности, издавался весьма популярный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Все это имело большое значение для развития русской науки и культуры.

              Воспитание и образование во второй четверти                                                         XVIII века.

Выше мы уже говорили, что культура второй четверти XVIII века становится «дворянской», ее создателями и, прежде всего ценителями и потребителями, были дворяне. Эта тенденция, по словам Ю. М. Лотмана, существовала вплоть до середины XIX века. Какие же причины привели к развитию «дворянской» культуры в России? Давайте разберем эту ситуацию на примере образования.

Именно в период калейдоскопической смены правителей в России значительно меняется правовое и социальное положение дворянства. В 1736 году издается чрезвычайно важный закон, который существенно ограничивает служебную повинность дворянства, наложенную на него Петром Великим. Благодаря этому закону, среди дворян появляются люди, которые по закону могли не служить, а заниматься хозяйством, да и служащие дворяне теперь могли получить отставку в 45 лет. Таким образом, в России возникла особая группа не служащих дворян-помещиков. Еще раньше Анна Иоанновна отменила закон о единонаследии, который требовал отдавать земли одному наследнику, дворянам снова разрешалось делить свои имения между всеми детьми, вместе с тем владение землями и крепостными людьми было признано правом только дворянского сословия. Благодаря этим преимуществам, дворянство становится привилегированным и обособленным от остального населения сословием.

В связи с этим появляются закрытые дворянские учебные заведения, и складывается система дворянского сословного образования. Одной из первых привилегий, данных Анной Иоанновной дворянству, явилось открытие специальных школ для дворян.

 В 1731 году императрица учредила в Петербурге так называемый “Сухопутный шляхетный корпус” (который в 1752 году получил название кадетского). Среди дворян его называли “Рыцарской академией”. Это была военная школа для дворян в возрасте от 13 до 18 лет, сначала там училось 200 человек, а через год уже 360. Учащиеся получали военное и общее образование. Главным было то, что после окончания корпуса воспитанники поступали в армию офицерами “не быв в солдатах, матросах и других нижних чинах”, то есть они миновали тягостный период солдатской “лямки” и муштры. 

В 1752 году из Морской академии, гардемаринской роты и морской артиллеристской школы был образован Морской корпус, который давал его воспитанникам такие же привилегии.

Вполне естественно предположить, что эти учебные заведения носили замкнутый сословный характер, и выходцу из других сословий место там находилось с большим трудом.

Однако дело было не только в привилегиях дворян и не в их борьбе за сословную чистоту. Дворянское государство пеклось о том, чтобы сделать это сословие более образованным “для совершенной пользы государственной”.

В эти годы система дворянского обучения выглядела следующим образом. Все дворянские дети 7 лет должны были явиться на смотр и записаться в Петербурге у герольдмейстера, в губерниях – у губернаторов. Через 5 лет они являлись на второй смотр, к этому времени каждый недоросль должен был овладеть грамотой и чистописанием. После этого недоросли до 16 лет могли либо учиться у домашних учителей, либо в государственных школах. Учились арифметике, геометрии, закону божьему. В 16 лет молодых дворян свидетельствовал Сенат. Дальше дворянские юноши обучались географии, фортификации и истории, тоже дома или в учебных заведениях. Учащихся кадетских корпусов, инженерной, артиллерийской и гарнизонных школ свидетельствовали в науках в столице в присутствии члена Военной коллегии.

Однако нередко обучение велось из рук вон плохо, иногда учителями были люди, не владевшие науками, которые преподавали. Часто учителями становились иностранцы, приезжавшие на заработки в Россию и не удосужившиеся выучить русский язык. Вспомните фонвизинского Митрофанушку и его домашних горе-учителей. Хороших учителей было мало, но все же они встречались, благодаря ним ученики получали неплохие знания.

 Главным в этой системе образования было то, что «ученость» становилась одним из главных преимуществ и отличий дворянского сословия, ни одно сословие в России не могло получить такое же воспитание и образование как дворяне.

Не смотря на сословную изолированность, в дворянских школах иногда учились и представители других сословий. Государству нужны были грамотные люди, поэтому приходилось создавать школы для «подлого» народа, а иногда допускать «подлых» людей в дворянские школы.

Естественно, что в тех учебных заведениях, где вместе учились дети разных сословий, равенства не было. Если дворяне в школы поступали по свободному желанию родителей, то разночинцев направляли Адмиралтейство, духовное ведомство и другие учреждения, в которых после окончания учебного заведения они должны были работать. Недворян не учили «дворянским наукам» – фехтованию, танцам, верховой езде, иностранным языкам. Сидели они за отдельными столами, иногда классные комнаты делили перилами на две части - для дворян и «подлых», кормили и одевали учеников разных сословий по-разному, даже наказания придумывали для разночинцев более строгие, чем для дворян.

 Мысль о том, что воспитание и образование должны быть сословными являлось вполне естественным для того времени. Однако в России уже появлялись люди с более широким взглядом на воспитание и образование. Они считали, что образование должно служить национальным интересам, задачам подъема хозяйства и культуры Отечества. Одним из ярых сторонников такой идеи был М. В. Ломоносов, который возглавил борьбу с «шумахерщиной» (выражение Ломоносова) за коренное улучшение учебной деятельности Академии наук и образование первого русского университета.

В 1741 году Ломоносов после учебы и работы заграницей вернулся в Россию. В Академии наук, где он должен был работать, разворачивались бурные события.

 В первые годы после образования Академии в ней работали в основном иностранные ученые. Между ними не было согласия, да и не все из них были выдающимися учеными, некоторые выбрали работу в Академии, как способ обогащения и продвижения по карьерной лестнице. С течением времени в Академии появились русские ученые, но им не давали ходу карьеристы от науки. Особенно рьяно притесняли русских ученых ученый секретарь и библиотекарь Академии Шумахер и его зять Тауберг. Против Шумахера и его зятя выступила группа ученых. Была создана следственная комиссия, которая обнаружила вопиющие нарушения в работе Академии.

 Академия была не только ученым, но и учебным заведением, при ней существовала гимназия и Университет, а Шумахер сделал, кажется, все возможное, чтобы привести академические учебные заведения в полный упадок.

Ученикам гимназии, прежде всего, необходимо было овладеть латынью, на которой велось преподавание в Университете, а гимназистам преподавали малоквалифицированные немецкие учителя, часто не знавшие русского языка. Изучить латынь с немецкого было почти нереально. К тому же учащихся часто истязали телесными наказаниями. 

В Университете положение было не лучше. Поскольку Шумахер досаждал всем ученым, которые преподавали в Университете, то многие из них уехали. Крупных ученых заменили бездарности и карьеристы, не умевшие читать лекции, поэтому на несколько лет чтение лекций прекратилось.

 Однако изворотливый Шумахер сумел оправдаться перед комиссией, и, в конечном счете, наказали тех, кто на него жаловался. Но теперь в борьбу против Шумахера и его приспешников вступил Ломоносов.

Главной задачей великого ученого было сделать так, чтобы в полной мере раскрылись дарования русских ученых, чтобы они могли работать в русской науке в полную силу, не отвлекаясь на борьбу с карьеристами и бездарностями. Необходимо было добиться того, чтобы талантливым представителям разных сословий была открыта «зеленая улица» или, как говорил сам Михайло Васильевич, сделать так, чтобы из гимназии и Университета могли произойти «многочисленные Ломоносовы». Эта борьба была очень трудной и долгой, но, в конце концов, завершилась победой Ломоносова и его учеников.

В начале 50-х годов Ломоносов, не прекращая борьбы за улучшение академических учебных заведений, основное внимание уделяет подготовке к открытию Московского университета. Для этого он использовал дружбу и покровительство фаворитов Елизаветы: И.И. Шувалова - человека незаурядного, одного из первых просветителей России и президента Академии наук К. Г. Разумовского – брата морганатического мужа Елизаветы, Андрея Разумовского. Благодаря покровительству этих вельмож, Ломоносовым был разработан проект университета в Москве. Москва была выбрана потому, что это центральный город России, который больше Петербурга был доступен провинциальному дворянству и разночинцам. В проекте университета большое внимание уделялась его правам: добиться инаугурации университета, то есть торжественно и публично провозгласит его существование, разрешить учебу разночинцам, дать университету кое-какие вольности и свободы и, главное, дать ему право присвоения ученых степеней.

Борьба за эти права была направлена на то, чтобы повысить авторитет русской науки в глазах мировой ученой общественности и вместе с тем обеспечить ученым, профессорам и студентам университета более прочное и независимое положение.

Вторая половина 1754 года ушла на ремонт и переоборудование отведенного университету здания бывшей Главной аптеки у Воскресенских ворот, которые вели на Красную площадь (сейчас на этом месте расположен Исторический музей), работами руководил архитектор Д. В. Ухтомский. В 1755 году Московский университет был открыт.

 В университете преподавали 10 профессоров, было открыто три факультета: юридический, медицинский и философский. При университете было две гимназии: одна для дворян, другая для разночинцев. Недаром Ломоносов говорил: ”Университет без гимназии, что пашня без семян». Именно в Московском университете воплотилась идея о преемственной связи различных ступеней образования.

Московский университет стал первым русским университетом. Университет при Академии наук, не смотря на то, что он сыграл важную роль в истории русского образования, был университетом только по названию, а во второй половине XVIII он и вовсе прекратил свое существование. Основанный в 1818 году Петербургский университет никакого отношения к нему не имеет.

Хотя университет предназначался не только для дворянства, однако дворян училось там гораздо больше, чем представителей всех других сословий. Происходило это, во-первых, потому что на дворянстве лежала так называемая повинность обучения, а, во-вторых, ко времени царствования Елизаветы дворянство раньше других сословий осознало необходимость просвещения. Этому стремлению дворян учиться правительство сознательно шло навстречу, открывая в столицах и на периферии множество дворянских учебных заведений, которые давали возможность русским дворянам (причем преимущественно средних и мелких) получать образование у себя на родине. Это стремление к образованию во многом сказалось на формировании дворянской культуры. «Целый период в 150 лет будет отмечен печатью государственного и культурного творчества, высокими духовными поисками, произведениями общенационального и общечеловеческого значения, созданными в недрах русской дворянской культуры и одновременно вошедшими в историю общечеловеческой духовной жизни». / 28 /  

              Художественная культура второй трети

                                           XVIII века.

Развитие художественной культуры второй трети XVIII века отчетливо делится на два периода. Первый принято датировать тридцатыми – началом сороковых годов, его называют аннинским; второй – сороковые - пятидесятые годы, этот период называют елизаветинским. Причина такого деления не только в смене царствований, хотя они значительно отличаются в политическом, общественном и культурном смысле, но и в тех процессах, которые происходили в русской художественной культуре данного времени. Для первого периода характерны деспотичность государственной власти и засилье иностранщины, для второго – возрождение и поощрение отечественного, некоторое смягчение монаршей власти.

Вполне естественно, что особенности царствования разных правителей получили отражение в художественной культуре. Это время развития русской культуры в архитектуре, скульптуре и живописи принято связывать с формированием стиля русского барокко; в литературе – со становлением стиля русского классицизма.

Аннинский период.

 Аннинский период развития культуры гораздо скромнее по достижениям и очень мало изучен по сравнению с последующим. Поэтому трудно по достоинству оценить его, так как многое из созданного им не датировано, а кое-что неизвестно. В этот период в искусстве явственно прослеживаются две линии. Одна из них носит название «продолжающая» - она просматривается в творчестве тех художников, которые начали творить в петровскую эпоху. Например, в живописи таким художником является Л. Каравакк, в скульптуре – Б.-К. Растрелли, в зодчестве – некоторые постройки Земцова и Еропкина связаны с «продолжающей» линией. Естественно, их творчество не остается неизменным, в нем явственно ощущается влияние новой эпохи, но главное в их творениях – не поиск нового, а развитие найденного.

Вторая линия – «поисковая», представители которой активно занимаются поисками нового. Наиболее ярко эти поиски нового проявились в архитектуре.

В аннинский период начали работать первые русские архитекторы - вернувшиеся из-за границы пенсионеры Петра - в частности, из Голландии приезжает весьма одаренный И. К. Коробов, а из Италии – П. М. Еропкин. Третий русский архитектор, получивший признание в это время, М. Г. Земцов, ученик Трезини. Эти архитекторы занимаются не только строительством, но и теоретизированием, поиском, экспериментом. Они составляют трактат-кодекс «Должность архитектурной экспедиции», в котором излагают свои взгляды на искусство архитектуры. Поражает, как близки к классицизму, который расцвел в русском зодчестве в шестидесятых-девяностых годах, их теоретические изыскания.

 При Анне начинает работать Растрелли-сын, его работы тридцатых годов, например, дворец Анны Иоанновны в Лефортово под Москвой (не сохранился) или дворец Бирона в Митаве в определенном смысле предвещают величественные ансамбли Петергофа и Царского села и являются их прототипами.

В литературе творит первый русский сатирик Антиох Кантемир, создают свои оды и переводы а, главное, филологические труды Василий Тредиаковский и великий Ломоносов.

 Важной заслугой 30-40 годов является то, что этот период подготавливал те достижения, которых добилась художественная культура в последующем времени.

Елизаветинский период.

Если тридцатые-сороковые годы - время обещаний, то сороковые-пятидесятые – время свершений. Важнейшее из них – могучий взлет архитектуры, особенно в творениях Растрелли. В портретном жанре работают блестящие русские мастера: И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов, каждый из них дает свою трактовку портретному жанру, представляет свой арсенал выразительных средств.

В литературе царит классицизм (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков), создается первый государственный театр под руководством Ф. Волкова.

Расцвет художественной культуры в сороковые-пятидесятые годы в огромной мере связан с освоением художественного языка и образной системы искусства нового времени, которые становятся не только знакомыми привычными, но и единственно возможными.

В этот период изменяется отношение к древнерусскому искусству. От полного его неприятия в петровское и аннинское время до восхищения и любования им во время Елизаветы. Русские люди начинают гордиться величием своего прошлого. Возникает стремление найти в древнерусской культуре те художественные идеи, принципы и приемы, которые были созвучны задачам тех лет. Растет желание переосмыслить великое искусство прошлого, переложить на язык современности, создав нечто новое, хотя и родственное по общему духу.

И еще одно обстоятельство оказало сильное влияние на русскую художественную культуру того времени. В эпоху царствования Елизаветы общий характер жизни тогдашнего образованного общества характеризуется сменой немецкого влияния, господствовавшего в предшествующий период, (это касалось и бытовых реалий – одежда, язык общения и т. п., и пристрастий в экономике, политике, искусстве) влиянием французским. Французская мода, французский язык, французская литература, музыка, театр начинают в эту пору завоевывать русское образованное общество для того, чтобы окончательно восторжествовать в эпоху Екатерины Великой.

     Архитектура, скульптура и декоративно-прикладное                                       искусство.

Русское барокко.

Во второй трети XVIII в. главным искусством становится зодчество, ему подчинены все другие виды и жанры изобразительного искусства, кроме портрета и гравюры. Роскошные сооружения, которые строились в это время, украшаются монументальной и декоративной живописью, скульптурой, предметами прикладного искусства. В этих архитектурных сооружениях произведения изобразительного искусства играют только вспомогательную роль, они, как правило, не самоценны. Плафоны / 29 /, десюдепорты / 30/, панно / 31 /, объемные фигуры и рельефные изображения располагаются в связи с законами архитектурного убранства.

Вместе с тем живопись, скульптура и прикладное искусство влияют на архитектуру. Например, в содружестве с живописью архитектура может решить непосильную для нее задачу – «прорвать» потолок или стену иллюзорной перспективой, детально разъяснить тот круг идей, который зодчий положил в основу своего сооружения. Мифологические и аллегорические сюжеты усиливают впечатление праздничности, эффектности, блеска возводимых сооружений - грандиозных архитектурно-декоративных ансамблей. Именно ансамблей, где архитектура, живопись, скульптура, прикладное искусство представляются в синтезе. Очевидно, что единство искусств в этих ансамблях было необходимо и нерасторжимо.

Стиль, в котором строились такие синтетические сооружения, назывался барокко / 32/ и был представлен практически во всех видах и жанрах искусства той поры. Этот стиль искусства отличает некоторая вычурность, эмоциональная приподнятость, понимание красоты как богатства и пышности, преобладание чувства над разумом.

Первые творения зодчих в этом стиле относятся к 30-40 годам. Это первые постройки Растрелли-сына: дворцы Бирона в Митаве и Руентале, а также дворец Анны Иоанновны в Лефортово. Кроме того, башня Адмиралтейства с ее великолепным шпилем - «Адмиралтейской иглой», построенная И. К. Коробовым. Шпиль был сохранен Захаровым при строительстве нынешнего Адмиралтейства. 

Истинный расцвет стиля барокко в России приходится на 40-50 годы. Архитектура этого времени достигает многого. Она полностью овладевает искусством создания огромного комплекса, состоящего из дворца и парка или грандиозной площади перед ним.

Однако стиль 40-50 годов полностью не совпадал с классическим европейским барокко популярным в Европе XVII века. Он имел ряд значительных отличий и поэтому получил название русское барокко. Отличия заключались, прежде всего, в том, что на русское барокко оказывали влияние стиль французского классицизма конца XVII в / 33 / и стиль рококо / 34 /, который был популярен в это время в Европе. У себя на родине во Франции стиль рококо в архитектуре в основном использовался в интерьерах, так же он проявлялся и в России, накладывая отпечаток на внутреннее убранство дворцов.    

Особенностью русского барокко является главенство дворцов и храмов, всегда органично связанных с окружающей местностью, понимание красоты как богатства и пышности. В зодчестве возникает потребность «оживить» мертвую материю, для чего в декоре активно используется скульптура и орнамент.

 У архитекторов возникает желание «уничтожить» плоскость стены, создать «волнующуюся» поверхность фасадов. При помощи дверей, окон, зеркал создать ощущения бесконечных «прорывов» в интерьерах. В русском барокко удваиваются, утраиваются все эти средства выражения, все играет и горит новой жизнью.

Кроме того, на русское барокко оказывает сильное влияние древнерусская архитектура, с ее многокрасочностью, торжественностью и нарядностью. Яркие контрастные колеры: синий, лазурно-голубой, желтый с белым, введение в декор позолоты и белой жести для кровельных покрытий, все это придавало зданиям особый яркий, оптимистический колорит, отвечающий традициям русского зодчества. Таким образом, русское барокко, учитывая опыт других стилей, преломляя его на свой лад, и само преображается в ходе этого процесса.

Ф.-Б. Растрелли.

Развитие архитектуры русского барокко определяли блестящие русские архитекторы: Иван Кузьмич Коробов, Савва Иванович Чевакинский, Дмитрий Васильевич Ухтомский и, конечно, гениальный Франческо-Бартоломео Растрелли (1700? –1771). Или как звали его в России Варфоломей Варфоломеевич. 

Идеалы государственного переустройства, грандиозные градостроительные задачи – все эти петровские начинания были вытеснены новыми установками. Не атмосфера деловитости, а, в первую очередь, радость обладания властью и богатством стала главной в жизни царского двора. Закономерно, что успеха в такой атмосфере должен был добиться архитектор, творчество которого основывалось на непосредственных впечатлениях от ярких образцов итальянского и французского барокко и на прекрасном знании жизнерадостной русской архитектуры, на творческой смелости и полете фантазии.

Таким зодчим становится Растрелли. Перед ним открывалась возможность художественных работ столь грандиозного масштаба, какой был немыслим ни в одной из стран Западной Европы.

 Фактически русская архитектура середины века частично создана, частью вдохновлена им. Русское искусство обязано ему блестящим расцветом дворцового ансамбля. Зимний, Большой Царскосельский, Строгановский дворцы, Смольный монастырь – вот лучшие образцы его творчества. Они праздничны и строги, пластичны и ясны.

Растрелли создал в полном смысле слова национальный русский стиль в архитектуре, не имеющий прямых аналогий в Западной Европе. 

Получив архитектурное образование за границей и, по-видимому, у своего отца Б.-К. Растрелли, который трудился и как зодчий, Растрелли-сын с 20 годов начинает работать самостоятельно, превращая Санкт-Петербург из города-крепости в город дворцов.

Когда в ноябре 1741 года на престол взошла Елизавета Петровна, карьера Растрелли чуть не рухнула. «Дочь Петрова» поначалу не хотела иметь дело с архитектором, который служил ее предшественнице. Однако гений маэстро был столь очевиден, что не воспользоваться им Елизавета не могла.

Именно Растрелли поручила императрица возведение великолепного Зимнего дворца, строительство которого велось с 1754 по 1762 годы. В этом сооружении получили наиболее полное выражение все черты творчества Растрелли. Зодчий прекрасно понимал, какую роль должен играть новый дворец не только в художественном, но и в градостроительном решении центра Петербурга. Понимал, что



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.081 с.)