Кем бы ты хотел стать в будущем, когда вырастишь и Почему. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кем бы ты хотел стать в будущем, когда вырастишь и Почему.



Методическая разработка

(старший дошкольный возраст)

На тему:

«Дидактическая игра «Круги Луллия»

 

                                                       

Разработала:

Воспитатель высшей

 квалификационной категории

Южалова Е. А.

 

                   


 

Пояснительная записка:

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка. Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Р.Луллия  - "Круги Луллия". Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя - Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста.  Пособие предназначено для детей от 5-7 лет, по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений и проявлений, создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Данная методика - это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Меня заинтересовали круги Луллия и мне захотелось сделать их. Совместно с родителями мы изготовили круги из пластика разного цвета. Разместила круги, картинки. И стала применять их в своей работе с детьми. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя окружающий мир.

Основная часть работы с дидактическим пособием - создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.

Круги Луллия - одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачами в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.

Пособие представляет собой круги закрепленные друг с другом. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Для изготовления пособия был взят лист фанеры, разрезан на 3 круга, разного диаметра.  К середине крепится шпилька. На кругах размещены картинки.

Оборудование необходимое для проведения любой игры может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования.

Цель пособия:

- содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений. Нельзя не отметить и универсальность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Игровые упражнения с детьми по кругам этого пособия решают следующие задачи:

- формируют понятие "признак", знакомит с именами признаков.

- учит восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами.

- развивают навыки фантастического преобразования объектов;

- формируют способность увидеть суть проблемы;

- развивают познавательную активность;

- развивают представления о сенсорных эталонах;

- обогащают активный и пассивный словарь ребенка;

- формируют способность решать проблемные ситуации;

Формы организации образовательной деятельности:

- образовательные ситуации (например по речевому и познавательному развитию);

- игровые обучающие ситуации;

- самостоятельная игровая деятельность детей.

Можно выделить этапы участия педагога в играх с "кругами":

- педагог непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно.

- воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи.

- воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в работе с кругами.

- воспитатель осуществляет обучающее руководство познавательными играми и создает условия для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

  


Варианты дидактических игр на основе кругов Луллия.

Дидактическая игра "№ 1"

Цель:

- самостоятельное придумывание заданий как реального, так и фантастического плана через призму воображения и фантазии;

 - составление рассказов о практической значимости объекта с необычными признаками и их значениями,

- обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательных способностей;

- учить различать признаки, сравнивать предметы, развивать воображение детей.

1 круг - изображение рукотворных объектов (стул, стол, ракета, компас, шуба)

2 круг - образцы материалов (металл, стекло, пластмасса, ткань, дерево)

3 круг - изображение различного местонахождения объектов (квартира, лес, космос, космический корабль, улица)

4 круг - цвет золотой, белый, серебристый, голубой, зеленый, желтый

1 часть: Задание по реальным ситуациям:

- выбери какой-либо объект

- подбери материал из которого он изготовлен

- выбери цвет

- определи местонахождение предмета

Например:

шуба - (ткань) - белая - улица

телефон - пластмасса - голубой - дом

ракета - металл - серебристый - космос

компас - пластмасса - золотой - лес

стол - стеклянный - черный - космический корабль

стул - деревянный - белый - дом

2 часть: Задание на развитие фантазии:

Наугад выбери по одному показателю с каждого круга и объясни практическую значимость данного объекта. Например:

Под стрелкой оказались следующие сектора: стекло, стул, космический корабль.

Обсуждается ситуация: На космическом корабле остро необходим стеклянный стул золотого цвета, почему? -  потому что......например жители планеты носят золотые костюмы и это их корабль.

Например:

В: У мамы есть шуба. (пальто) Какая она может быть?

Дети: Из меха (меховое), из ткани (драп) - драповое.

В: Цвет какой может быть?

Дети: Белый.

В: А красным может быть шуба? (пальто)

Дети: Да, только мех нужно покрасить краской.

В: Где носят?

Дети: На улице.

В: А в лес можно надеть шубу?

Дети: Да.

В: А для чего носят шубу?

Дети: Чтобы было тепло.

В: А еще для чего?

Дети: Чтобы было красиво.

В: А еще?

Д: ответы детей.

В: А еще у мамы есть телефон. Какой он может быть?

Д: Металлический, красивый, многофункциональный.

В: А еще какие бывают телефоны?

Дети: пластмассовые, игрушечные и там могут быть разные игры и т.д.

В: А стеклянный может быть?

Дети: ответ детей.

В: А где может быть стеклянный телефон? Место нахождение объекта?

Д: В космическом корабле.

В: А для чего нужен телефон на космическом корабле?

Дети: ответы детей.

Дети: Это средство общения, передачи информации друг другу, на Землю.

В: А где еще может быть телефон?

Дети: Дома, в больнице, на улице, в магазине и т.д.

В: Для каких целей телефон в больнице, на улице, в магазине и т.д.

3 часть: Придумать фантастическую историю:

- про потерянный телефон,

- путешествие шубы;

- сказку о том как герои попали в будущее и т.д.

Вывод.

Дидактическая игра "№ 2"

"Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель: формировать представление о том, что такое профессия; вызвать интерес к разным профессиям; обогащать словарный запас детей; совершенствовать умение чётко отвечать на поставленные вопросы; воспитывать уважение и значимость к людям разных профессий.

В: Ребята, что такое профессия?

 Д: Профессия – это работа, которую человек делает для людей. 

В: А какие вы знаете профессии?

Д: ответы детей.

В: Сейчас, когда мы живём в большом городе, требуется труд людей разных профессий, для того, чтобы в городе было всё в порядке.

Как вы думаете:

Если бы не было строителей, то…

Если бы не было водителей, то…

Если бы не было парикмахеров, то…

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было учителей, то…

Если бы не было милиционеров, то…

Значит, можно сделать вывод:

Все профессии нужны, все профессии важны!

 

1 часть. Практическая значимость профессий.

 Наугад выбирается по одному показателю с каждого круга и объясняется практическая значимость данного объекта.

- название профессии?

- место работы (где работает?)

- что делает человек данной профессии?

- что ему нужно для работы? (какие предметы)

- какая спецодежда, головной убор? (часть)

Например:

Профессия - повар - ресторан, столовая, кофе - готовит вкусную еду - колпак, костюм повара, посуда, продукты и т.д.

Профессия - космонавт - космос - проводит опыты, исследования, технические разработки на орбите - снаряжение, оборудование, ракета - одежда - скафандр, баллон с кислородом и т.д.

Профессия - полицейский - министерство внутренней безопасности, патрульно-постовая служба полиции - защита населения и охрана общественного порядка - форма, оружие, наручники и т.д. - одежда - полицейская форма, фуражка, специальная обувь, погоны и т.д.

Профессия - военный - военные организации, части Вооруженных сил, "горячие точки" - защита и удержание территории от врага - оружие, снаряжение, машины - одежда: форменная одежда с отличительным знаком, камуфляжная, маскировочная форма, обувь, знаки отличия и т.д.

Профессия - пожарный - пожарная часть, тушение и спасание и эвакуация людей при пожарах -  специальное оборудование: машина, огнетушитель (пена, вода),  противогаз, лестница и т.д. - специальная куртка, комбинезон, обувь.

Профессия - регулировщик транспортного движения - патрульно-постовая часть ГИБДД - используют специальные сигналы, которые регулируют движение на дорогах - полосатый жезл, свисток - одежда - специальная форма со светоотражающими полосками, фуражка, перчатки.

Профессия - ученый - научно-исследовательских институтах - изучают определенные науки, проводят различные исследования - лабораторное оборудование: микроскоп, колбы, пробирки, весы, измерители, испытательные приборы, маски и т.д. - специальный халат, фартук, перчатки, очки и т.д.

Или использовать вариант игры:

Для чего эти предметы?

Взрослый предлагает называть варианты использования предметов по кругу, чтобы каждый ребенок мог хоть раз ответить первым. Если будут затруднения, взрослый может помогать детям. Принимаются и подсказки других детей.

Дети выбирают на круге один предмет и рассказывают по очереди как его можно использовать. Детям предлагается подумать, пофантазировать и назвать как можно больше вариантов использования предъявляемых предметов.

2 часть. Придумать ответ реального и фантастического плана.

Вывод.

Чтобы освоить любую профессию, надо много знать, уметь. А для этого нужно хорошо учиться. Человек должен выбирать ту профессию, которая ему нравится, тогда работа выполняется легко и качественно.

Дидактическая игра "№ 3"

"Определи способ размножения"

Цель: познакомить детей с земноводными, пресмыкающимися и млекопитающими животными, закрепить знание детей о животных, формировать представление о внешнем виде и особенностях жизни, развивать активную речь детей.

Оборудование:

1 круг - лиса, бабочка, ящерица, змея, рыба. лягушка, птица, паук, тюлень, улитка.

2 круг - способ размножения.

1 часть.

 Воспитатель: Ребята, сегодня мы представим себя специалистами научно-исследовательского центра для того,чтобы обобщив имеющиеся у нас знания по темам «Земноводные» и «Пресмыкающиеся» ответить на разные вопросы.

Отгадайте загадки о героях сегодняшнего занятия.

Скачет зверюшка не рот, а ловушка

Попадут в ловушку, и комар и мушка. (лягушка)

Бугорками на спине отпугнет любого,

Но животное полезно, не найдешь такого.

Бегает среди камней, не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но — ах! — удрала, а хвост в руках. (ящерица)

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком

По земле не хожу, рот есть, да не говорю,

Глаза есть - не моргаю, крылья есть - не летаю. (рыба)

В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (паук)

Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (змея)

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

Спит на листьях у дорожки.
Как антенны, ушки-рожки.
Дождь идёт, гремит ли гром, —
Завитой укроет дом! (улитка)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы... (лису)

Я без моря - никуда,
В море - вся моя еда.
Сам живу на берегу,
Круг полярный стерегу.
Лапы - что-то вроде ласт.
Я как морж, но не клыкаст. (тюлень)
В: Молодцы ребята! Но для того, чтобы ответить на вопросы, нам необходимо вспомнить, что известно о животных. Давайте попробует разобраться вместе.
Вопрос:  На какие группы можно разделить всех животных?

Д: Млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые.

В: Покажи стрелкой млекопитающих и назови их?

Д: лиса, тюлень.

В: Почему называют животных млекопитающими?

Д: Потому что детеныши животных питаются молоком матери.

В: Покажи стрелкой пресмыкающихся?

Дети: змея, ящерица.

В: Почему их называют пресмыкающиеся?

Д: Своё название пресмыкающиеся получили за способ передвижения: животное извивается всем телом — пресмыкается, потому что его лапы расположены по бокам, а не под живо­том.

В: Каких еще вы знаете пресмыкающихся?

Д: Уж, черепаха, крокодил, варан

В: В отличие от лягушек и тритонов пресмы­кающиеся могут жить вдалеке от воды. Им не нужна вода и для размножения. Животные откладывают покрытые оболочкой яйца, но о потомстве не заботятся.

В: Какие части тела имеет ящерица?

Д: Имеет две пары конечностей и хвост.

В: Какие части тела имеет змея и как передвигается?

Дети: У змей нет ног. Они передвигаются, извива­ясь всем телом.

В: Где же пресмыкающиеся находятся зимой?

Дети: В холодное время года они укрываются в но­рах и погружаются в спячку.

В: Покажи стрелкой земноводных и назови их?

Дети: Лягушка, улитка

В: Почему их называют земноводные? Из каких двух слов состоит слово земноводные?

Дети: Земля и вода. Эти существа могут жить как под водой, так и на суше.

В: Каких еще вы знаете земноводных?

Дети: Дождевые черви, жабы, тритоны.

В: Какие части тела имеют и как передвигаются?

Дети: Лапы и хвост, одни плавают, другие летают, некоторые ползают, многие ходят и бегают.

Вопрос:

Часть. Способ размножения.

В: А какие вы знаете способы размножения животных?

Дети: откладывают икру в воду, откладывают яйца, рождают детенышей.

В: Яйцекладущие, живородящие. Раздели животных по способу размножения? Покажи стрелкой животное и способ размножения.

Дети:

Яйцекладущие: змея, паук, птица, ящерица, лягушка, улитка, бабочка.

Живородящие: лиса, тюлень.

Вывод:

4 часть. Составь схему "Признаки живого животного"

В: Ребята, а как отличить живую природу от неживой?

Д: Все живые существа: двигаются, дышат (всем животным необходим воздух), питаются (им необходима еда), растут, приносят потомство (размножаются, одни родят живых детенышей, другие выводят из яиц).

В: Но самое резкое отличие животных от неживой природы, которое особенно бросается нам в глаза, заключается в том, что все животные могут чувствовать и волевым усилием производить движения. Они чувствуют голод и двигаются, чтобы найти себе пищу и утолить его; чувствуют холод, жар и стараются найти себе убежище, чтобы укрыться от дождя или палящего солнца; наконец, чувствуют боль и убегают, когда их бьют или преследуют враги. Никакого чувства и произвольного движения нет у неживой природы.

Наконец, все животные, проживши свою жизнь, умирают. Неживая же природа смерти не знает; она не может умереть, так как не живет.

         
растет дышит питается двигается размножается

 

5 часть. Проблемное задание.

Можно предложить детям проблемное задание. Например:

Вот вы решили завести черепаху. И пусть это будет красноухая черепаха. Тут же возникают проблемы: Чем кормить? Где поселить? А вдруг заболеет? В зоомагазине вы получаете множество советов по уходу за питомцем. Один из них: Кормить сырым мясом 2 - 3 раза в неделю. С чем это связано? Вы сами согласились бы с данной рекомендацией? Если да, то почему?

Дидактическая игра "№ 4"

"Растительный мир"

Цель:

- углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов.

- учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям; закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека.

- закреплять знания о культурных и дикорастущих растениях.

- учить детей находить части объектов растительного мира;

- стимулировать развитие познавательных способностей;

- побуждать детей к фантазированию.

Цель:

- сформировать представления о предметах бытовой техники, широко используемой дома и в детском саду (пылесос, стиральная машина и др.); о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека; воспитывать бережное обращение с бытовой техникой.

- формировать обобщенное понятие о том, что каждый объект состоит из частей, а количество частей и сами части могут меняться в зависимости от разных условий (обращать внимание ребенка на проблемы, связанные с изменением частей).

Дидактическая игра № 6

"Путешествие по сказкам"

Цель: развивать у детей воображение на примерах изменения места действия в сюжете сказки.

- развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки.
- учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки.

 - развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, укреплять   навыки содружества педагога и детей.

Оборудование:

1 круг сказочные герои: Аладдин, Золушка, Красная Шапочка, чудище, Спящая красавица, Заколдованная лягушка, Кот в сапогах, Гуси-лебеди

2 круг: место, где происходят сказочные действия: арабский город, дворец короля, лес, заколдованный сад, чердак замка, болото, замок Людоеда, избушка на курьих ножках.

3 круг: предметы: волшебная лампа, хрустальная туфелька, корзинка с пирожками, аленький цветочек, веретено, стрела, сапоги, Иванушка.

Для игровых упражнений используются сказки "Волшебная лампа Аладдина", "Золушка", "Красная Шапочка", "Аленький цветочек", "Спящая красавица", "Царевна лягушка", "Кот в сапогах", "Гуси-лебеди".

1 часть:

Ведущий:
Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие.

Ребята, послушайте такие выражения и скажите, где вы можете встретить такие выражения: Жили-были; В некотором царстве, в некотором государстве; Давным-давно; И я там был, мёд, пиво пил. Правильно, ребята, эти выражения встречаются в сказках.

- Ребята, мы сегодня вспомним сказки, которые вам знакомы.

Ребята, есть у меня хитрые сказки, имена героев сказаны неверно, только вы и сможете мне помочь.

1. В этой сказке живут братец Козленочек, и сестрица Гуленушка. (Аленушка)

2. Как зовут закадычных врагов Ивана Царевича? Змей Равниныч и Кощей Бесстрашный? (Змей Горыныч и Кощей Бессмертный).

3. А вот эту сказку вы знаете? Называется «Царевна-индюшка» (Царевна- лягушка)

4. Она красива и мила, а имя ее от слова зола. (Золушка) и т.д.

2 часть:
- Собери картинки. Угадай сказку. Расскажи, в каких местах происходят действия и с какими предметами.

- Соедини картинки. Объясни необычное соединение.

Избушка на курьих ножках - Кот в сапогах - аленький цветочек. Все это может быть в одном месте, если это сборник мультфильмов на диске или книга "Сборник сказок".

3 часть:

Решение сказочных проблем.

Воспитатель: Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки.
У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.

Покатилось, покатилось, светлое колечко
Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.
Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

- Придумай историю -  сказку о том, как Кот в сапогах оказался в избушке на курьих ножках и как ему помог спастись от Бабы-Яги аленький цветочек.

 - Придумай как Золушке вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

- Машенька из сказки Гуси-лебеди.

Машенька просит нас помочь найти дорогу через лес к избушке Бабы-Яги, чтобы быстрее спасти братца.

3 часть:

Игра "Перевирание сказки"

Дети выбирают на круге одну сказку и взрослый предлагает ее переврать, по очереди рассказывая ее и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое. Дети рассказывают сказку по очереди по кругу, начинает же перевирание сам взрослый.

Например: "Сказка про Красную Шапочку".

Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: "Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты". Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь..." и т.д. Взрослый наравне с детьми участвует в перевирании и должен следить, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающую ситуацию.

Воспитатель:
А теперь я предлагаю вам рассказать эту сказку своему другу по телефону.
Вы должны постараться правильно передать содержание сказки по телефону, чтобы ваш друг понял какая эта сказка и кто в ней главные герои.

Пересказ сказки по телефону.

Воспитатель:
Наше путешествие в мир сказок заканчивается.

Вывод:

Вспомните, какие сказки вы сегодня придумали?
Чья сказка понравилась больше все?

Назовите свои любимые сказки.
Чем они вам нравятся?
А чему учат сказки?

Также можно использовать Круги Луллия, например, при закреплении у детей представлений о различных видах спорта.

Вариант игры №1

1-й круг – 4 сектора (картинки - лед, снег, вода, земля)

2-й круг – от 4-х до 8 –ми секторов в зависимости от возраста детей (картинки с различными видами спорта)

Задание: соотнести картинки по принципу «вид спорта – на какой площадке им занимаются»

Пример:

хоккей (фигурное катание, коньки) – лед,

футбол (конный спорт, легкая атлетика) – земля (трава),

синхронное плавание (прыжки в воду, водное поло) – вода,

лыжные гонки (фристайл, биатлон(- снег

Вариант игры №2

1-й круг – картинки со спортивным снаряжением

2-й круг – картинки с фотографиями спортсменов

Задание: соотнеси картинки «Кто из спортсменов каким видом спорта занимается»

Вариант игры №3

1-й круг – картинки со спортивным снаряжением

2-й круг – картинки с изображением спортсменов в характерной спортивной одежде (хоккей – клюшка и шайба; спортивная гимнастика – бревно, брусья; футбол – ворота, футбольный мяч; баскетбол – кольцо, баскетбольный мяч; бокс – груша и перчатки, биатлон – лыжи и винтовка и т.д.)

Круги Луллия можно использовать:

· при организации индивидуальной работа или организуя работу с детьми в малых группах (подгруппах)

· в игровой деятельности вне занятий (НОД) в качестве игровых упражнений и заданий

· в самостоятельной деятельности детей

В процессе ознакомления детей с данным методическим пособием

• Педагог представляет пособие, как чудесные кольца или загадочные круги, вызывая тем самым интерес и любопытство у детей.

• На начальных этапах работы с детьми рекомендуется брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом, постепенно увеличивая до 4-х кругов с 8 секторами.

  • Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
  • В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).
  • Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

 

Методическая разработка

(старший дошкольный возраст)

На тему:

«Дидактическая игра «Круги Луллия»

 

                                                       

Разработала:

Воспитатель высшей

 квалификационной категории

Южалова Е. А.

 

                   


 

Пояснительная записка:

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка. Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Р.Луллия  - "Круги Луллия". Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя - Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста.  Пособие предназначено для детей от 5-7 лет, по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений и проявлений, создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Данная методика - это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Меня заинтересовали круги Луллия и мне захотелось сделать их. Совместно с родителями мы изготовили круги из пластика разного цвета. Разместила круги, картинки. И стала применять их в своей работе с детьми. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя окружающий мир.

Основная часть работы с дидактическим пособием - создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.

Круги Луллия - одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачами в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.

Пособие представляет собой круги закрепленные друг с другом. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Для изготовления пособия был взят лист фанеры, разрезан на 3 круга, разного диаметра.  К середине крепится шпилька. На кругах размещены картинки.

Оборудование необходимое для проведения любой игры может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования.

Цель пособия:

- содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений. Нельзя не отметить и универсальность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Игровые упражнения с детьми по кругам этого пособия решают следующие задачи:

- формируют понятие "признак", знакомит с именами признаков.

- учит восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами.

- развивают навыки фантастического преобразования объектов;

- формируют способность увидеть суть проблемы;

- развивают познавательную активность;

- развивают представления о сенсорных эталонах;

- обогащают активный и пассивный словарь ребенка;

- формируют способность решать проблемные ситуации;

Формы организации образовательной деятельности:

- образовательные ситуации (например по речевому и познавательному развитию);

- игровые обучающие ситуации;

- самостоятельная игровая деятельность детей.

Можно выделить этапы участия педагога в играх с "кругами":

- педагог непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно.

- воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи.

- воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в работе с кругами.

- воспитатель осуществляет обучающее руководство познавательными играми и создает условия для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.258 с.)