Лекция 8. Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности



Лекция 8. РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СУБЪЕКТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План

1. Теория игры и ее значение для развития ребенка.

2. Особенности детской игры.

3. Подходы зарубежных и отечественных исследователей к проблеме классификации игр детей дошкольного возраста.

 

1 .Теория игры и ее значение для развития ребенка.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

Ведущее значение игры в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей мере способствует психическому развитию ребенка.

В отечественной психологии в исследованиях Д.Б. Эльконина,  доказано, что игра как самостоятельный вид деятельности не остается неизменной. Она развивается, подчиняясь внутренним закономерностям и представляет ряд генетически связанных этапов.

В психолого - педагогической литературе представлены различные модели, объясняющие развитие игры.

В концепции игры, построенной Д.Б. Элькониным, выделяются следующие этапы становления игры:

1. предметная (до трех лет). Основным содержанием игры которой являются действия детей с предметами.

2. ролевая (от трех до семи). Ее содержание составляет отражение взаимоотношений между людьми.

3. игра с правилами (шесть - семь лет). Содержанием ее является подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми.

 

Такой подход позволяет Д.Б. Эльконину рассматривать появление игр с правилами как производное от ролевой игры: «Правила вырастают и з сюжета, вычленяются из него, а затем обобщаются и принимают характер собственно правил». Важно отметить утверждение Д.Б. Эльконина, что этапы развития игры не обнаруживают жестокой связи с возрастом детей, переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, то есть в предметной деятельности зарождается игра как предметно-игровая деятельность.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Особенности детской игры

1- Свобода и самостоятельность детей в игре. Проявляются в выборе игры, ее содержания, ролей, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры.

2- Саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными правилами, которые регламентируют порядок игровых действий, правила поведения, взаимоотношений.

Практическое занятие (семинар) 8

Средняя группа.

Руководство проявляется в обогащении содержания игр, в формировании умений организованно играть небольшими группами, сговариваться, поддерживать в игре доброжелательные отношения. У детей средней группы возникает несколько игр на разные темы. Воспитатель использует, прежде всего, косвенные приемы: расширяет знания для 1-2 игр, а затем переходит к углублению содержания других.

Воспитатель использует разные приемы и для непосредственной организации игр. Возможны короткие разговоры, вопросы к детям, которые помогают договориться, обдумать тему, распределить роли, подобрать игрушки, атрибуты.

Детям пятого года жизни можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры. Воспитатель может принять участие в игре, при этом, берет на себя чаще второстепенную роль и, таким образом, может оказать детям помощь, преодолении затруднений, разрешении конфликтов, в развитии сюжета (испортился корабль – роль механика; игра парикмахерская, однообразные действия, потеря интереса – роль регистратора, косметолога). После игры можно побеседовать с детьми, обсудить, получилась игра, если нет, то почему.

 

Старшие дошкольники.

Основная задача руководства играми старших детей – развитие у них самостоятельности и самоорганизации: формирования умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета (обычно, в игре соединяется несколько сюжетов), подготовить игровую обстановку. Продолжается и работа по расширению знаний. Предлагаются новые темы (Вопрос к студентам – подумайте какая работа пройдет перед организацией игры «Школа»?).

Дети старшего возраста не испытывают особых трудностей при сговоре, при распределении ролей, т.к. объединяются на основе общих интересов, личных симпатий, возникают устойчивые игровые группировки. Но часто дети лидеры, дети – «звезды» берут на себя все время главные роли, намечают содержание игры, не прислушиваясь к другим, «оценивают» правильность исполнения роли. Часто в игре одни все время командуют, другие подчиняются. Перед игрой необходима воспитательная работа по формированию положительных взаимоотношений детей группы, подчеркивать индивидуальность, способности каждого ребенка. В игре вводить новые роли, поощрять новые замыслы разных детей, хвалить ха выдумку, удачное выполнение ролей. Воспитатель может, при необходимости, участвовать в сговоре, помочь детям разрешить конфликт. Участвуя в сговоре, воспитатель может направить внимание на подбор основного оборудования, предложить новую роль и обсудить ее, подсказать сюжетные линии, приучает к элементарному планированию, к самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может задать вопрос, дать совет, привлечь внимание к той или другой стороне игры и т.д. В старших группах педагог реже берет на себя роль, но дети охотно принимают педагога, если он может войти в роль. Хорошо, если роль не длительная, новая, направляет игру в случае затруднений (роль диспетчера в порту – игры в водный транспорт, роль регистратора – больница, роль феи, волшебницы – в играх, где соединяются реальные и сказочные сюжеты). После игр можно побеседовать с детьми о том, как дальше развивать игру, что для этого нужно узнать и т.д.

 

Лекция 8. РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СУБЪЕКТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План

1. Теория игры и ее значение для развития ребенка.

2. Особенности детской игры.

3. Подходы зарубежных и отечественных исследователей к проблеме классификации игр детей дошкольного возраста.

 

1 .Теория игры и ее значение для развития ребенка.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

Ведущее значение игры в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей мере способствует психическому развитию ребенка.

В отечественной психологии в исследованиях Д.Б. Эльконина,  доказано, что игра как самостоятельный вид деятельности не остается неизменной. Она развивается, подчиняясь внутренним закономерностям и представляет ряд генетически связанных этапов.

В психолого - педагогической литературе представлены различные модели, объясняющие развитие игры.

В концепции игры, построенной Д.Б. Элькониным, выделяются следующие этапы становления игры:

1. предметная (до трех лет). Основным содержанием игры которой являются действия детей с предметами.

2. ролевая (от трех до семи). Ее содержание составляет отражение взаимоотношений между людьми.

3. игра с правилами (шесть - семь лет). Содержанием ее является подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми.

 

Такой подход позволяет Д.Б. Эльконину рассматривать появление игр с правилами как производное от ролевой игры: «Правила вырастают и з сюжета, вычленяются из него, а затем обобщаются и принимают характер собственно правил». Важно отметить утверждение Д.Б. Эльконина, что этапы развития игры не обнаруживают жестокой связи с возрастом детей, переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, то есть в предметной деятельности зарождается игра как предметно-игровая деятельность.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Особенности детской игры

1- Свобода и самостоятельность детей в игре. Проявляются в выборе игры, ее содержания, ролей, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры.

2- Саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными правилами, которые регламентируют порядок игровых действий, правила поведения, взаимоотношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.012 с.)