Орнамент Востока: роль орнамента в костюме Древней Японии. Символика, значение ее. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орнамент Востока: роль орнамента в костюме Древней Японии. Символика, значение ее.



В Японии искусство орнамента формировалось на основе различных факторов, но в итоге была создана самобытная система, наполненная определенным смыслом и имеющая строгие критерии употребления.

Период Асука-Нара (6-8 вв.) Характеризовался активным заимствованием орнаментов и узоров из близлежащих стран. Исследования орнаментов этого периода показывает очевидные сходства и аналогии в орнаментах других древних культур Евразии. На одежде помещали изображения мифических животных и растений, ассоциировавшихся с силой, властью.

Многие узоры были заимствованы из Китая вместе с их смысловым значением. Например, благоприятными узорами считались феникс и дракон, которые были способных отгонять злых духов, а также давать человеку силу и власть. В качестве оберега использовали изображение китайского льва, который во многих культурах был Царем зверей.

В этот же период были заимствованы буддийские орнаменты - растения и животные Индии - черепаха, птица с веткой дерева в клюве, небесная фея-птица Калавинка, мифические цветы.

В дальнейшем изображение мудрой долгожительницы черепахи преобразуется в узор "панцирь черепахи" и активно используется во многих изделиях: одежда, кимоно, пояса, посуда.

Третья группа орнаментов древности была связана с небесными светилами и природными явлениями - солнцем, луной, звездами, облаками и т.д., которые считались местом обитания божеств, что придавало им магическую силу.

Каждый узор должен был иметь также благоприятное лексическое выражение. Японцы верили в магию слова – котодама, которая является феноменом синто. Они до сих пор считают, что слово может навлечь беду или, наоборот, принести удачу. Орнаменты, связанные со словами "открыть", "начинаться", "расти", "продолжаться", "танцевать", "подниматься", "скрываться (в укрытии)", "избегать (беды)", "иметь будущее" считались хорошими. А узоры, ассоциировавшиеся со словами "падать", "заканчиваться", "рваться", "сжиматься", – плохими. Например, раскрытый веер связан со словом "открывать, раскрываться", что несет благоприятный смысл, однако он не должен быть открыт полностью, иначе появляется смысл, что будущего уже нет, ему дальше некуда открываться, это предел.

В одном орнаменте могли изображаться растения, которые в природе не могут существовать вместе. Но это не просто художественный вымысел, а тайный философский смысл. Например, изображение сосны, которую обвивает глициния, означает - процветание на бесчисленное количество времени. Данное хвойное дерево в Японии ассоциируется с долговечностью. А из глицинии шили дорогие и красивые одежды для богатых жителей. В Японии издавна почитается число "5". По убеждению жителей, эта цифра приносит удачу и богатство. В орнаментах часто использовались одинаковые элементы в количестве 5 штук. Рисовали столько же кругов. Такое изображение должно было принести в семью благополучие и постоянный доход. Если изображалось большое количество бутонов на ветке, но в тот же момент не оставлялось места для их расцветания, то это означало, что в роду нет будущего.

Природные и растительные коды важны не только для формирования предметной тематики, но как коды с помощью которых определяются «сущностные черты или главная «идея предмета». Такая роль природных кодов определяется тем, что в дальневосточной традиции "мерой вещей был не человек, а природа".

Так, например, суть ивы в ее гибкости, но в ритмах плакучей ивы можно изображать тело молодой женщины, поэтому данный узор часто использовался в женских одеждах.

Суть журавля и цапли — в полете, соответственно чему удлиняются пропорции их тел. Кроме того, журавль считается счастливым символом, олицетворяя свободолюбие, верность, бдительность. Весной он символизирует возвращение тепла, осенью — предупреждает, что зима не за горами. Встреча журавлей — всегда радостное событие, провожают же их с грустью. Тантёдзуру - красноголовый японский журавль - с давних времен был неотъемлемым атрибутом японской культуры, символизируя долголетие и процветание. Журавли как образ и тема встречаются практически во всех видах традиционных японских искусств. У японцев есть популярная присказка-пожелание: "Журавль живет тысячу лет, черепаха - десять тысяч лет". Она сократилась до названий этих животных, произносимых как одно слово - цурукамэ, что означает пожелание долгой жизни.

Суть гор быть «опорными столпами, не позволяющими миру рухнуть. Горы изображались на одежде глав кланов, видных политиков, мудрецов и генералов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.004 с.)