Особенности пространственной организации национальных парков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности пространственной организации национальных парков.




 

1. Объекты и основные виды градостроительной и территориально планировочной деятельности.

Градостроительство - в узком понимании – это планировка и застройка городов. В широком понимании – это сфера научной, нормативной, проектной, строительной, управленческой деятельности по преобразованию пространства обитания людей путем формирования и развития городских и сельских поселений, систем расселения, их производственной, социальной, транспортной, инженерно-технической инфраструктур с учетом требований охраны природы и историко-культурного наследия.

Объектами градостроительной деятельности являются градостроительные образования – поселения, их планировочные части, пригородные зоны.

Объектами территориальной планировки являются территориальные образования-страны, регионы, их планировочно-целостные части.

Градостроительство и территориальная планировка являются комплексными многоплановыми областями деятельности. Градостроительная и территориально-планировочная деятельность направлена на создание условий для устойчивого развития общества путем преобразования и развития мест проживания, приложения труда, обслуживания отдыха населения, их систем транспортного и инженерно-технического обеспечения. Она обеспечивает рациональное использование территориальных, природных, экономических и социально-демографических ресурсов, определяет направления совершенствования пространственной организации поселений всех типов, а также рекреационных, сельскохозяйственных и охраняемых природных территорий.

Основными видами деятельности в градостроительстве и территориальной планировке являются

- разработка прогнозов, программ, планов градостроительного и территориального развития;

- выполнение научных исследований;

- разработка законодательных, нормативных, методических документов;

- разработка проектно-планировочной документации;

- управление развитием поселений.

 


 

2. Классификация городских поселений республики по величине и административному статусу. Национальная, региональная и местная системы расселения в Беларуси.

 

 

3. Последовательность градостроительного проектирования системы расселения и городов.

 

 


 

4. Зонирование городских территорий.

Еще на четвертом международном конгрессе современной архитектуры в 1933 г. была принята резолюция, известная под названием «Афинская хартия», положившая начало функциональному подходу к планировке горо­дов. Согласно этой резолюции, территория города разделяется на функциональные зоны, которые соответствовали основным сферам жизни, - быт, труд, отдых, транспортное сообщение. Это не внесло ничего нового в пространственную организацию городов, поскольку и ранее в городах сами по себе складывались обособленные территории, на которых со­средоточивались объекты со схожими функциями — производство, жилье, деловые учреждения и т. д. Однако впоследствии все гра­достроительство в той или иной мере оказалось под влиянием этих идей. Дальнейшие разработки городского плана велись с обо­снованием рационального взаимного положения основных функциональных зон, их структурных отношений, планировочной организации каждой из зон и т. п.

Согласно нормативно-методическим положениям, городская территория по своему функциональному назначению и характеру использования подразделяется на следующие основные зоны: селитебную — жилые образования, общественные центры, зоны зеленых насаждений общего пользования, улицы и пло­щади, которые обслуживают жилые территории; внесели­тебную — промышленные и коммунально-складские территории, территории внешнего транспорта, санитарно-защитные полосы.

В городах научного профиля во внеселитебную зону входят также специализированные научно-исследовательские, научно-производственные и учебные учреждения; в городах — центрах отдыха и туризма — курорты, лечебно-оздоровительные и туристские объ­екты.

При разработке градостроительной документации на всех стадиях в целях организации благоприятной среды жизнедеятельности необходимо осуществлять зонирование территории по преобладающему функ­циональному использованию.

Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» требует подразделять территории населенных пунктов на зоны: жилые, общественные, производственные, ландшафтно-рекреационные, транспорт­ной и инженерной инфраструктуры, сельскохозяйственного и специаль­ного назначения и др.

 

 


 

5. Основные требования к расположению общественных центров, жилых, производственных, рекреационных образований на территории поселений.

 


 

6. Типология жилых градостроительных образований.

Понятие «жилые территории» распространяется на раз­ные типы градостроительных жилых обра­зований, которые являются планировочно целостными фрагментами жилой среды, и предназначены или фактически используются для проживания соседств.

В различных укрупненных планировочных зонах города преобладают разные типы жилых образований. Это могут быть большие жилые районы и крупные межмагистральные территории, обычно в периферийной зоне. Могут быть мелкими (группы жилых домов, кварталов жилой и смешанной застройки) в основном, в центральных зонах городов. 

Основными типами градостроительных жилых образований являются:

- жилой район - межмагистральная территория на 25-80 тыс. жителей, в границах которой размещены жилые микрорайоны или кварталы, центр периодического обслуживания, районный парк, коммунальная зона;

- жилой микрорайон - квартал на 6-20 тыс. жителей, в границах которого расположены учреждения и предприятия приближенного обслуживания. Состав, вместимость и размещение всего обслуживания рассчитывается на жителей только этого микрорайона;

- жилой квартал - межуличное пространство, где не менее 50% территории занято жилыми домами и придомовыми территориями;

- группа жилых домов – дома, расположенные вблизи друг друга и образующие целостную группу, чаще всего вокруг единого двора. Отличается группа тем, что у нее могут отсутствовать четкие планировочные границы.

Вне перечисленной типологии, возможно формирование и других небольших жилых комплексов, особенно при выборочном строительстве жилья (при уплотнении существующей застройки, при сносе ветхих строений). Единственное требование к ним - создание пол­ноценной и комфортной жилой среды.

При проектировании жилых и смешанных территорий выделяются структурно-планировочные элементы:

- более 50 га (группа кварталов или микрорайонов, жилой район) — территория, в пределах которой размещаются жилая застройка, обще­ственно-деловые, производственные объекты, объекты коммунального назначения, озелененные территории общего пользования районного значения;

- от 10 до 50 га (группа кварталов, микрорайон) — территория, в пределах которой размещаются жилая застройка, учреждения и предпри­ятия социально-бытового обслуживания, учебно-воспитательные учреждения, иные объекты, не про­тиворечащие жилой функции;

- до 10 га (квартал, группа кварталов) — территория, в структуре которой размещаются объекты общественного социально-гарантированного обслуживания.

 


 

7. Типы жилой застройки. Отличия в формировании жилых градостроительных образований в городах разной величины.

В городах разного иерархического уровня формируются разные типы жилой застройки. В больших, крупных и крупнейших городах, а также и во многих средних городах преобладающим типом являются секционные многоквартирные дома, которые в зависимости от градостроительных условий, образуют жилые районы, микрорайоны (группы микрорайонов), кварталы (группы кварталов) жилой и смешанной застройки. Для застройки жилых образований используют­ся следующие типы жилых зданий:

- по этажности жилых домов - малоэтажные (1-3 этажа), среднеэтажные (4-5 этажей), многоэтажные (б-9 этажей) и повышенной этажности (10 и более этажей);

- по числу квартир в здании – многоквартирные или одноквартирные. Одноквартирные могут быть отдельностоящими и блокированными;

- по наличию приквартирных участков - безусадебные, усадебные;

Застройка средних, больших, крупных и крупнейших поселений. На планировочную организацию городских жилых образований оказывает существенное влияние их расположение в плане города по отношению к основным планировочным осям и узлам городского уровня. По мере приближения к центру города уменьшаются геометрические параметры жилых образований, увеличивается высота и плотность застройки, меняются состав и способы размещения обслуживающих объектов, структура рекреационных территорий повышается репрезентативность застройки.

Усадебные, в особенности одноквартирные жилые дома при современном уровне благоустройства обеспечивают максимальный комфорт проживания, однако требуют больших затрат на возведение 1м2 жилой площади, а впоследствии – на эксплуатацию дома. Поэтому в крупных городах они доступны только домохозяйствам с высоким уровнем доходов. Соответственно в планировочной документации на их строительство отводится не более 5% жилых территорий.

Застройка малых городских и сельских поселений. Многие специалисты считают, что малые города — наиболее масштабная для жизни человека единица расселения, позволяю­щая в пешеходной доступности пользоваться объектами обществен­ного обслуживания и окружающей природной средой. Во многих малых городах сохранились памятники истории и культуры, что делает их особенно привлекательными.

Здесь преобладающими типами жилой застройки являются малоэтажные и усадебные жилые дома. Как правило, жилые зоны таких поселений разделяются на три строительные подзоны, которые различаются по этажности и капитальности жилых домов, по технологии и организации их возведения, по инженерному оборудованию территории:

- зона 2-3-этажных многоквартирных безусадебных жилых домов;

- зона одноквартирных усадебных жилых домов с приквартирными участками разной величины;

- зона блокированных усадебных жилых домов.

Строительство блокированных жилых домов развито в некоторых странах (например, в Великобритании) и редко встречается в Беларуси, за исключением многочисленных приемов блокирования двух жилых квартир.

В малых городах, поселках городского типа и в сельских поселениях в районах усадебного жилищного строительства допускается формировать смешанную застройку с включением малых предпри­ятий по переработке сельскохозяйственного сырья, а также мастерских по производству кустарных изделий. В составе смешанной застройки допускается также размещать малые предприятия, мини-фермы и другие сельскохозяйственные объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон.


 

8. Определение границ жилых градостроительных образований и расчет численности населения.

Границы и общая пло­щадь жилых образований во многом обуславливаются типом этих образований. Они могут быть достаточно жестко заданы на более высоком иерархическом уровне проектирования или могут уточняться и корректироваться на основе генерального плана поселения и проекта планировки селитебной зоны.

При установлении границ анализируется градостроительная ситуация. Определяется положение жилых образований по отношению к планировочным осям и узлам систем более высокого уровня, положение в укрупненных структурно-планировочных зонах города (центральной, срединной (переходной) или периферийной). Выявляются связи проектируемого жилого образования с важнейшими транспортными узлами, выявляется характер использования территории в непосредственной близости, анализируются режимы и регламенты использования проектируемой территории, заложенные в генеральном или детальном плане. Оценивается архитектурно-ландшафтные и природно-климатические характеристики и т.п.

Границы жилого района устанавливаются в пределах труднопреодолимых преград (магистральные улицы, железная дорога, река). Искусственными или естественными рубежами жилого района или современного структурно-планировочного элемента могут стать также проектируемые или существующие ландшафтно-рекреационные территории. Для малого градостроительного образования границы устанавливаются в детальном плане и ограничиваются, как правило, красными линиями магистральных и жилых улиц, красными (еще в данном случае их называют «зелеными») линиями, отделяющими ландшафтные объекты. Границы фиксируются на графических документах проекта и являются исходным материалом для дальнейших действий, которым является подсчет площади территории.

Площадь жилого района, микрорайона (группы микрорайонов), квартала (группы кварталов) или другого структурно-планировочного элемента рассчитывается в пределах красных («зеленых») линий, ограничивающих их улиц. Подсчет ведется в гектарах (га).

В расчетную площадь территории включаются существующие и проектируемые естественные и искусственные замкнутые водоемы; овраги, тальвеги, заболоченные участки и прочие неудобные для строительства земли, требующие мероприятий по инженерной подготовке.

Исходя из площади жилого образования и других факторов, определяется расчетная численность жителей. Расчеты осуществляются также с учетом природно-климатических и экологических условий, на основе принятой жилищной обеспеченности и нормативной плотности населения, которая в свою очередь различна на территориях разной градостроительной ценности. Эта ценность:

- наиболее высока для территорий, расположенных вблизи центров городов;

- имеет среднюю величину в промежуточной зоне;

- имеет относительно низкое значение в периферийной зоне.

Показатель плотности жилой застройки, который является основным критерием эффективности градостроительного использования жилых террито­рий обусловлен многими деталями. Здесь и типология жилых домов, характер их блокировки, организация междомовых территорий (количество автостоянок, площадок для отдыха, озелененных пространств).

Показатели плотности варьируются в довольно широких пределах, в зависимости от размещения жилого образования в плане города. Показатели жилищной обеспеченности (кв.м./чел.), плотности населения (чел./га), как и плотности жилищного фонда (кв.м./га) устанавливаются действующим законодательством и нормами.

При размещении жилого образования (комплексной застройки) на свободных территориях следует использовать укрупненные показатели для определения необходимых территорий из расчета на 1000 чел:

для многоэтажной застройки — от 7 до 8 га; для среднеэтажной застройки — от 10 до 12 га; для малоэтажной застройки — от 30 до 40 га.

 


 

9. Комплексность жилой среды.

Для создания надлежащей жилой среды недостаточно построить жилые дома и часто посещаемые учреждения повседневного обслуживания населения. Важнейшим условием формирования градостроительных жилых образований является комплексность жилой среды. Для этого жилая застройка обеспечивается:

- бла­гоустроенной придомовой территорией достаточного размера, приспособленной для всех бытовых процес­сов, которые организуются вблизи дома (отдых детей и взрос­лых, парковки личных автомобилей, мусороудаление и т.п.);

- нормативной пешеходной доступностью от жи­лых домов к учреждениям приближенного обслужива­ния населения;

- удобной транспортной и пешеход­ной связью жилых образований с местами приложе­ния труда, центрами периодического обслуживания, ландшафтно-рек­реационными объектами.

Состав и вместимость элементов комплексной жилой среды рассчитывается на число жителей жилого образования. 

Придомовые территории делятся на дворовые и междворовые.                        

На дворовые территории обязательно обращаются выходы из секций многоквартирных жилых домов и квартир усадеб. В дворовые пространства выносятся все процессы, которые домохозяйства выполняют на открытом воздухе, - игры детей дошкольного и младшего школьного возраста, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, парковок личных автомобилей, хозяйственных целей, выгула собак и т.п.

Дворовые пространства, помимо чисто утилитарных, выполняют еще и важную коммуникативную функцию – способствуют личностному соседскому общению. Общение стимулируется, если создается компактный в плане, замкнутый или полузамкнутый жилой двор, в который обращены основные выходы нескольких секций и линейные размеры которого не превышают 60 – 80 м при высоте жилых домов в 4 – 5 этажей и 120 – 160 м при высоте 9 -10 этажей.

Междворовые пространства, не имеют строго определенных функций. Находясь в глубине квартала (микрорайона), они могут использоваться для организации междворовых пешеходных связей. В случае примыкания к улицам, ограничивающим жилое образование, организация междворовых пространств подчиняется композиционному замыслу улицы.

Транспортное обслуживание жилых домов может производиться с улиц или проездов, проложенным по междворовым территориям, что возможно при наличии сквозных проходов через каждую секцию (или между секциями). Такое решение дифференцируют функции: дворовые пространства делаются чисто рекреационными, а на междворовые выносятся парковки личных автомобилей.

 


 

10. Функциональное и социальное зонирование жилых территорий. Приоритетные, разрешенные и запрещенные функции жилых территорий.

На начальных стадиях архитектор распределяет выделенную территорию на зоны (подзоны) или, по-другому, на структурные составляющие разного функционального назначения.

Структурными составляющими жилых образований являются специализированные территории или зоны, на которых в определенном порядке размещены жилые и общественные здания, сооружения, соответствующим образом оборудованы открытые пространства (игровые, спортивные, хозяйственные площадки).

Так, в жилых районах по функциональному признаку, помимо собственно жилых территорий, занимающих около 60% всей площади, выделяют зону районного общественного центра, озелененные территории общего пользования, зону спортивных сооружений и коммунальную зону. В кварталах и микрорайонах, предназначенных для социального жилья, от 20 до 30% территории следует отводить для объектов общественного назначения.

При проектировании жилых образований составляется расчетный баланс основных функциональных зон, а на завершающей стадии проектирования – результирующий баланс. Степень сближения данных этих балансов свидетельствует об эффективности принятого решения.

При формировании планировочной структуры жилых образований помимо выделения зон по функциональному использованию выявляют:

- зоны с различными социально-демографическими характеристиками семей (например, с различным уровнем доходов);

- зоны специализированные по принадлежности (дворы для соседств, междворовые пространства общего пользования);

- зоны с разными инженерно-строительными и технико-экономическими характеристиками (усадебная застройка, многоквартирная секционная застройка разной этажности и др.);

- зоны с разными композиционными свойствами (например, зона фоновой или доминирующей застройки).

При этом функциональные, социальные, композиционные и строительные зоны могут соседствовать, накладываться друг на друга, взаимопроникать. Нормативные документы требуют соблюдения ряда требований. Так, максимальное расстояние от жилых домов до учреждений и предприятий периодичного обслуживания (до центра жилого района) не должно превышать 800-1200 метров. Расстояние до объектов повседневного обслуживания (до центра микрорайона) - 500 метров. До объектов приближенного обслуживания (для обеспечения первичных потребностей) - 250-500 м. Остановки массового пассажирского транспорта должны быть расположены на расстоянии не более 400м от жилых домов.

В районах усадебной застройки эти показатели увеличиваются на 30-50%.

Приоритетные, разрешенные и запрещенные функции жилых территорий.

Приоритетными являются жилая застройка, общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, поликлиники, аптеки, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения, отделения связи и банков, физкультурно-спортивные объекты, улицы местного значения, стоянки автомобильного транспорта.

В пределах жилых территорий допускается размещение (эти объекты являются разрешенными) культовых зданий, домов для престарелых, автоматических телефонных станций (АТС), котельных, других сопутствующих инженерно-технических объектов, а также небольших офисных, производственных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредных воздействий на окружающую среду.

На жилых территориях не допускается (эти объекты являются запрещенными) размещение промышленных, коммунальных, складских объектов, для которых требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение воздуха, воды и иные).

В проектировании и эксплуатации градостроительных жилых образований, с развитием научно-технического прогресса, наблюдается тенденция интеграции (взаимопроникновения) жилых и общественных функций. При этом следует ограждать жилые территории, особенно дворовые пространства, от вторжения посторонних людей и транспортных средств.

11. Планировочная структура жилых градостроительных образований. Планировочный каркас жилых территорий.

Наиболее ярким отражением сущности современного градостроительного жилого образования является его планировочная структура. Она характеризуется взаимосвязанным размещени­ем структурных составляющих: специализированных (функциональных) зон, природных компонентов, транспортных и пешеходных связей.

Планировочная структура является основой формирования жилой среды, прежде всего, её композиции. Отношения между функциональными зонами в планировочной структуре строятся на противоположных принципах совместимости или несовместимости, связи или изоляции отдельных составляющих и зон. Например, размещая в жилой среде участок для культового здания (церкви, костела) его следует изолировать от территории жилых домов, в то же время, остается задача обеспечения удобного доступа прихожан.

Планировочное структурирование территории жилых образований - творческий процесс, в котором происходит взаимоувязка трассировки основных транспортных и пешеходных путей, размещение важнейших узлов тяготения населения и основных функциональных зон. Все делается, чтобы обеспечить удобные внутренние и внешние связи жителей, создать благоприятные санитарно-гигиенические условия проживания и, наконец, обеспечить индивидуальный архитектурно-художественный облик жилой среды.

В основе планировочной структу­ры любого градостроительного образования лежит плани­ровочный каркас (опорный каркас территории).

Опорный каркас территории формирует совокупность центров (планировочных узлов) и планировочных осей. Перед созданием планировочной структуры жилого образования, анализируются и определяются планировочные оси и узлы высших уровней (городского и районного). После чего приступают к формированию плани­ровочного каркаса уже на уровне жилого образования, поиску важнейших планировочных осей (транспортных и пешеходных путей сообщения) и узлов (основных фокусов тяготения населения).

Элементами заполнения каркасных составляющих являются функциональные зоны, включающие группы жилых домов, объекты торгового культурно-бытового обслуживания, школы, детские сады, парки жилых районов, коммунальные зоны.

В современной практике проектирования широко пользуются понятием «каркас». Например, при разработке градостроительных жилых образований, наряду с общим «планировочным каркасом» применяют термины «транспортный каркас», «пешеходный каркас», «природно-ландшафтный каркас» и другие. Узлами транспортного каркаса служат пересечения и примыкания улиц в одном уровне, транспортные площади, пешеходные переходы через улицы, многоуровневые транспортные развязки, остановки общественного транспорта, места автостоянок и гаражей. Осями транспортного каркаса в первую очередь служат улицы, ограничивающие кварталы, микрорайоны. Пешеходный каркас жилого образования состоит из осей – пешеходных путей, и узлов – фокусов тяготения пешеходов.

 

12. Транспортное обслуживание жилых территорий, организация пешеходных связей и велодорожек.

Для транспортного обслуживания в жилых образованиях используется сеть улиц и проездов. Уличная сеть призвана обеспечивать две задачи:

- удобные внешние связи с  местами приложения труда, городскими общественными центрами, узлами внешнего транспорта, местами отдыха и развлечений и т.п. (с основными узлами массового тяготения в городе и пригороде)

- внутренние связи всех функциональных зон жилых образовании между собой.

Жилые районы, ограниченные магистралями городского и районного значения, разделяются улицами (иногда с линиями общественного транспорта) на микрорайоны и кварталы. Эти планировочные элементы должны быть тщательно изолированы от транзитного транспорта, что  позволяет обеспечить посещение учреждений и предприятий приближенного и повседневного обслуживания без пересечения улиц.

Одним из приемов транспортного обслуживания микрорайонов и крупных кварталов иногда является организация главного внутреннего проезда в виде петель, кольца и других форм, исключающих транзитное движение. В этом случае проезды, ограничивающие жилое образование, улицы местного значения служат «стволом», от которого отходят тупиковые подъезды к жилым и общественным зданиям, гаражам и автостоянкам.

Все более весомое значение приобретают пешеходные связи и пути. Отделение транспортных коммуникаций от пешеходных связей на жилых территориях возможно разными способами, включая горизонтальные и вертикальные. Самое простое — это отодвинуть тротуар подальше от проезжей до­роги, сохраняя их взаимную параллельность. Следующий шаг — это отодвинуть тротуар, повернув его так, что­бы он прошел по диагонали квартала от одного транспортного пере­крестка до противоположного. В этом случае пешеходная сетка ста­новится почти в полтора раза мельче транспортной, обеспечивая кратчайшие расстояния для ходьбы. Наконец, полная непрерывность и независимость пешеходных путей от проезжих дорог достигается при планировочной сетке типа «гребен­ка».

На территории жилых образований следует выявить узлы массового тяготения населения (входы в здания активного посещения, остановки общественного транспорта, места отдыха, выходы из дворовых пространств и др.) и после их объединения по кратчайшим расстояниям, создать главные пешеходные пути.

Пешеходные пути прокладываются таким образом, чтобы обеспечить частую смену видовых кадров, формирование визуальных осей, замыкающихся на значимых композиционных акцентах.

 


 

13. Градостроительная эффективность застройки жилых градостроительных образований.

Во время проектирования, особенно, на завершающей стадии, следует предпринимать проверки и оценивать промежуточные планировочные решения, влияющие на основные показатели технико-экономической эффективности, чтобы конечный результат удовлетворял всем нормативным требованиям. В связи с переходом к рыночным отношениям контроль над соблюдением и технических, и экономических показателей только усиливается.

В стране расширяется состав источников финансирования жилищного строительства. Социальное жилье строится за счет льготного кредитования, коммерческое за счет средств пользователей квартир и инвесторов-домовладельцев. Все участники строительства заинтересованы в снижении затрат и повышении качества проектно-сметной документации. У проектировщиков возрастает роль экономической и технической ответственности за принятые градостроительные решения.

Расчет технико-экономических показателей проектов начинается с подсчета:

- общей площади территории жилого образования, га;

- жилищного фонда, м2 общей площади;

- численности (количества) населения, тыс. чел.;

- функционального баланса территории.

Основным критерием эффективности градостроительного использования жилых террито­рий является показатель плотности жилой застройки. Он зависит от типа принятых к строительству жилых домов, характера их блокировки, а также системы организации междомовых территорий (количества автостоянок, площадок для отдыха, озелененных пространств).

Плотность жилой застройки включает следующие показатели:

- плотность населения — количество жителей на 1 га территории, чел./га;

- плотность жилищного фонда — количество общей площади жилищного фонда (суммарной по этажам) на 1 га территории, м2/га;

- количество квартир на 1 га территории, кв./га;

- коэффициент застройки — соотношение застроенной и всей территории, %;

- коэффициент плотности застройки - соотношение общей площади этажей здания (по внешним размерам) и площади всей территории, м22 .

В соответствии с действующими строительными нормами Беларуси, определяющими состав, порядок разработки и согласования градостроительных проектов, процедура разработки проектно-сметной документации завершается согласованием проектов заинтересованными организациями, подлежит в обязательном порядке общественному обсуждению, после чего представляется на рассмотрение органам экспертизы проектов. Положительное экспертное заключение дает право на утверждение проекта.


 

14. Средства архитектурной композиции градостроительных жилых образований: пространственные условия зрительного восприятия и визуально пространственная структура.

Средства архитектурной композиции. В процессе разработки композиции планировки и застройки формируется облик жилых градостроительных образований. О композиции архитектурных объектов говорят, когда их облик оценивается как художественное произведение.

Важно, что оценка направлена именно на облик, т. е. на воспринимаемые зрением характеристики объектов в соответствии с художественными кретериями. Художественные или эстетические кретерии применяются при оценке способности облика вызвать у наблюдателя определенную психологическую настроенность, не зависящую от практического использования объекта.

Средствами архитектурной композиции градостроительных объектов являются:

- пространственные условия зрительного восприятия объекта;

- визуально-пространственная структура объекта;

- облик (конкретные визуальные характеристики объемов и пространств).

Пространственные условия зрительного восприятия. Пространственные условия зрительного восприятия архитектурной композиции градостроительных объектов определяется взаимным расположением наблюдателя и воспринимаемого им фрагмента среды, характером движения наблюдателя (пешком, на автомобиле) и направлением его взгляда.

Облик жилого образования воспринимается наблюдателем снаружи:

а) при движении вдоль трасс восприятия, непосредственно примыкающим к границам жилого образования;

б) с удаленных трасс, точек и полей восприятия (железных дорог, площадей, парков, заречных территорий и т.п.)

в) при движении по трассам восприятия, направленным к жилому образованию.

Изнутри жилое образование воспринимается:

а) при движении по внутриквартальным трассам восприятия – проездам и пешеходным путям на территории жилого образования;

б) с точек и полей восприятия, расположенных в границах жилого образования, на участках общественных зданий и жилых дворов, где люди выбирают направление дальнейшего движения.

Пространственные условия зрительного восприятия определяются трассировкой улиц и пешеходных путей, которые могут иметь прямое, ломанное, криволинейное начертание в плане. Характер их трассировки влияет на местоположение важных визуальных узлов.

Особенно важны фиксированные точки восприятия – места сосредоточения большого количества людей. Такими местами выступают остановки общественного транспорта, площадки перед выходами из общественных зданий и т. п. Часть фиксированных точек восприятия может находиться за пределами проектируемой территории, на трассах городского и районного уровня.

Визуально-пространственная структура. Композиционный каркас. Визуально-пространственная структура градостроительного жилого образования состоит из ряда композиционно-значимых элементов и отношений между ними.

В данном случае к элементам относятся: визуальные оси; композиционные акценты и фон; композиционные узлы и заполнение, а также отрезки (зоны) единого облика. Отношение всех перечисленных элементов – это расположение относительно друг друга, тождество, нюанс или контраст их зрительных характеристик, последовательность их предъявлений наблюдателю.

Все улицы рассматриваются как трассы обзора. По этим трассам строятся визуальные оси, фиксирующие направления взгляда наблюдателя. На визуальных осях расположены точки схода перспективных картин (перспектив), которые возникают непосредственно перед наблюдателем. Эти перспективы могут быть открытыми, если визуальная ось направлена на незастроенные или слабо застроенные территории – парки, скверы, пустыри и т.п. или закрытыми, если ось направлена на здания, группу зданий, монумент, холм и т.п. Закрытые перспективы могут быть фронтальными, если высокие объекты расположены перпендикулярно визуальной оси, и скользящими, если они размещены под непрямым углом к ней. Кроме того, по сторонам перспективных картин, на периферии зрительного поля ограничивающие трассу объекты видны во фланговой перспективе.

Разнообразие визуальных картин можно повысить, если в процессе планировки предусматривать улицы как прямые, так и криволинейные или ломанные в плане, направленные как на открытые, так и на закрытые перспективы.

Человек обычно расценивает как ориентир объекты заметные, хорошо обозреваемые. В процессе проектирования планировки жилых образований можно определить те места, которые будут хорошо просматриваться при продвижении наблюдателя – это так называемые визуальные узлы. Чтобы найти их местоположение, необходимо построить сеть важнейших визуальных осей, возникающих при движении по улицам в обоих направлениях. На ломанных трассах оси, выходя за пределы красных линий, пересекаются друг с другом. Место их пересечения образует визуальный узел. Объект, размещенный на этом месте, будет хорошо просматриваться. Просматриваемость можно еще усилить, дополнительно направив в узел оси от других улиц.

Визуальный акцент – это строительный объем или открытое пространство или их часть, заметно отличающееся от фоновой (рядовой) застройки или природного (незастроенного ландшафтного пространства) за счет своих размеров, конфигурации, цветового или пластического решения. Акцентом может быть здание повышенной этажности или, наоборот, меньшей этажности, которые отличаются от других формой, цветом. Может быть отдельно стоящее дерево или группа деревьев. 

Совокупностью нескольких акцентов формируется композиционный узел. Обычно они создаются в самых важных местах жилого образования – в центрах обслуживания, на въездах, у входах в парк и т.п. Менее активное окружение между композиционными узлами образует заполнение композиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.085 с.)