По родену: посмотреть презентацию в группе вк, сделать записи в тетрадь об основных его работах, знать исторический сюжет памятника гражданам кале. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По родену: посмотреть презентацию в группе вк, сделать записи в тетрадь об основных его работах, знать исторический сюжет памятника гражданам кале.



9.1.3. Творчество Огюста Родена

Скульптор Огюст Роден - современник импрессионистов. И хотя в скульптуре невозможно так же, как в живописи, передать мгновенное впечатление от натуры, зафиксировать характер освещения, всё же задачи, которые ставил перед собой Роден, были сходны с задачами импрессионистов.

Творческий путь Родена начался довольно поздно. Не сумев в юности поступить в Школу изящных искусств, он подрабатывал в скульптурных мастерских подсобным рабочим: выполнял обязанности литейщика, бронзовщика. Именно в это время он усвоил техническую сторону скульптуры как вида искусства, прочувствовал свойства и возможности разных материалов, понял, чего от каждого из них можно добиться.

Первой значительной работой Родена была статуя «Бронзовый век». Мужская обнажённая фигура - одна из главных тем для скульптуры со времён античности. Но задачей Родена был не поиск пропорций и идеала красоты, как у древнегреческих скульпторов, а изображение движения. Причём движения не закончившегося, не отлившегося ещё в определённую форму. Поза юноши в «Бронзовом веке» - это переходное состояние, почти случайное мгновение в жизни тела; уже в следующую минуту положение фигуры станет иным.

Когда Роден был уже известным мастером, он получил заказ на рельефы для дверей Музея декоративного искусства в Париже. Рельефные изображения традиционно украшали входные двери: вспомним хотя бы работы для Флорентийского баптистерия, вы-полненные Л. Гиберти («Райские двери»). Темой для своих рельефов Роден выбрал поэму Данте «Божественная комедия», а сами двери должны были представлять собой Врата ада. Вся поверхность дверей представляет собой постоянно движущуюся массу человеческих тел. Обнажённые фигуры стекают, подобно густой лаве, или карабкаются вверх в последнем усилии, они обнимают или отталкивают друг друга, сбиваются в тесные группы или, напротив, тянутся, преодолевая пространство. Над притолокой Роден поместил так называемые «три тени» с тяжеловесными пропорциями - напоминание о знаменитых «трёх грациях» в мировом искусстве (вспомним картины Боттичелли или Рубенса). А собственно над входом располагалась фигура «Мыслителя», которая позже была увеличена в размерах и стала самостоятельной статуей.

Скульптура, в отличие от живописи, допускает копирование почти без потери качества. Сейчас копии «Мыслителя» находятся в разных городах по всему миру. Образ, созданный Роденом, оказался универсальным: это человек, размышляющий о судьбах мира. Но в эти глубокие, тягостные мысли погружён не прекрасный телом и духом юноша, а настоящий сын земли, испытывающий внутреннюю смуту, борения и противоречия. Тело его далеко от гармонического совершенства: об этом говорят выступающие вперёд надбровные дуги, огромные ступни и кисти рук, искорёженные, натруженные пальцы.

Рельефная композиция «Врата ада» так и не стала входом в музей. Роден упустил из виду то, что двери - это всего лишь элемент архитектуры, они должны согласовываться со зданием. Сейчас «Врата ада» существуют как самостоятельная скульптурная композиция. А образы, родившиеся в процессе работы над ними, получили дальнейшее развитие. Ведь знаменитые «Весна», «Поцелуй», «Амур и Психея» выросли из «Врат ада».

Композиции «Поцелуй» и «Весна» - возвышенные и поэтичные и одновременно очень чувственные, телесные изображения любви. Влюблённые словно окутаны дымкой, маревом весеннего воздуха и собственных чувств. Роден не отделывал детали и не шлифовал мрамор для того, чтобы достичь такого ощущения. Приглядевшись, можно увидеть, что в «Поцелуе» влюблённые не касаются друг друга губами. Однако на Всемирной выставке скульптуру сочли неприличной и переместили в отдельное помещение, для доступа в которое требовалось разрешение. Это способствовало её огромной популярности. Сейчас насчитывается 319 бронзовых копий «Поцелуя», размещённых в садах и парках по всему миру.

Ещё один грандиозный проект Родена - памятник гражданам Кале. Он был заказан властями города Кале в память о событиях Столетней войны (Х1У-ХУвв). В ходе военных действий английские войска осадили французский город-порт Кале. Осада длилась почти год, французы были измучены голодом. Наконец, англичане согласились снять осаду, сохранить жизнь обитателям Кале и не разрушать город, если шестеро самых богатых и знатных горожан выйдут им навстречу и будут прилюдно казнены.

Первым вызвался отдать свою жизнь один из самых состоятельных и уважаемых горожан Эсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали ещё пятеро. В одном белье, босыми, с верёвками вокруг шеи, они вынесли английскому королю ключи от города, но вопреки своим ожиданиям были помилованы. Идея памятника своим гражданам возникла в Кале давно и усиленно обсуждалась, однако на его изготовление и установку постоянно не хватало денег. Наконец, было решено изваять фигуру только Эсташа де Сен- Пьера и таким образом вписаться в бюджет.

Однако Роден сразу же начал работу над группой из шести фигур. По его мнению, все патриоты, ценою унижения и под страхом смерти спасшие свой город, должны быть увековечены. Фигуру де Сен-Пьера мастер выполнил на деньги, предоставленные городскими властями; пятеро остальных были созданы им на собственные средства.

Роден расположил фигуры таким образом, что ни с одной точки зрения невозможно увидеть сразу всех шестерых. Они словно движутся навстречу зрителю нестройной толпою смертников. Они рыдают, прощаются, обращаются друг к другу с короткими словами поддержки, и вместе с тем, каждый из них кажется одиноким перед лицом собственного решения добровольно отдать свою жизнь. Мы видим руки, лица, пространственные разрывы между фигурами. Но эти участки открытого, свободного пространства не просто паузы, они наполнены эмоциями. Роден вынуждает обходить памятник в стремлении увидеть сразу всех шестерых. Так зритель попадает в орбиту влияния персонажей, их чувств; он ощущает себя одним из тех, кто несколько столетий назад пожертвовал собою ради спасения сограждан.

По замыслу Родена, памятник гражданам Кале должен был быть установлен на одной из городских площадей прямо на уровне земли, без постамента. Эсташ де Сен-Пьер и его спутники должны были смешаться с уличной толпой, всегда пребывать среди потомков спасённых ими сограждан. Однако установка памятника без постамента была невозможна для того времени. Поэтому, по решению городских властей, памятник был водружён на традиционный, довольно высокий постамент.

В своём завещании Роден писал, обращаясь к молодым художникам: «Страстно любите ваше призвание. Нет ничего прекраснее. Это куца более возвышенное занятие, чем полагают обыватели. Художник подаёт великий пример. Он обожает своё ремесло, для него высочайшим вознаграждением является радость от хорошо сделанной работы».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.004 с.)