Тема. Общественно-политический строй Речи Посполитой (1569 - 1795) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Общественно-политический строй Речи Посполитой (1569 - 1795)



Занятие 8.

Тема. Общественно-политический строй Речи Посполитой (1569 - 1795)

План

1. Государственно-правовое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой.

2. Государственное устройство Речи Посполитой.

3. Попытки проведения реформ государственного строя Речи Посполитой в середине 18 столетия.

4. Первый раздел Речи посполитой

5. Второй раздел Речи Посполитой

6. Третий раздел Речи посполитой

7. Источники права Речи Посполитой.

Материал лекции

Государственно-правовое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой

В 1569г. состоялся Люблинский сейм, который продолжался 6 месяцев. На Сейме польской шляхте удалось добиться от короля Польши и великого князя литовского Сигизмунда Августа значительных территориальных уступок, что осложнило положение ВКЛ в составе Речи Посполитой. Ряд богатейших земель ВКЛ вошло в состав Польши, в результате чего территория ВКЛ значительно уменьшилась.

Образовалось новое государство под названием Речь Посполитая, что в переводе с польского означает республика.

Высшим общим органом власти становился сейм, который мог собираться только на территории Польши (отдельных сеймов как для Польши, так и для ВКЛ не предусматривалось). Руководитель союза государств, которого могли избирать феодалы Польши и ВКЛ, также был общим. Например, король Речи Посполитой Стефан Баторий был признан шляхтой ВКЛ также и великим князем. Отдельными в ВКЛ и Польше сохранялись:

– административный аппарат (государственные должности);

– законодательство (в ВКЛ оно было Представлено Статутом 1588г.);

– судебная организация (высшим судебным органом в ВКЛ являлся с 1581г. Главный трибунал);

– войско, основой которого в XVI в. в ВКЛ являлось посполитое рушение – всеобщее ополчение, состоявшее из шляхты и военнообязанных мужчин, которых выставлял со своих земельных владений каждый шляхтич;

– титул (сохранялись официальные названия государств при существовании общего названия Речь Посполитая);

– печать с символом государства (в ВКЛ – изображение «Погони», в Польше – изображение «Орла»);

– язык официального делопроизводства (старобелорусский – в ВКЛ, польский и латынь – в Польше).

Такое объединение двух соседних стран называется федерацией, государством, состоящим из самостоятельных государственных образований, объединенных на определенных условиях в одну страну. В составе этого шляхетского многонационального государства ВКЛ существовало до конца XVIII в.

 

Третий раздел Речи Посполитой

После поражения восстания Т. Костюшко 24 октября 1795 г. состоялся третий и окончательный раздел Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. В результате третьего раздела Россия получила земли к востоку от Буга и линии Немиров-Гродно, общей площадью 120 тыс. км² и населением 1,2 млн. человек. Пруссия приобрела территории, населенные этническими поляками, к западу от pек Пилицы, Вислы, Буга и Немана вместе с Варшавой, а также земли в Западной Литве, общей площадью 55 тыс. км² и населением в 1 млн. человек. Под власть Австрии перешли Краков и часть Малой Польши между Пилицей, Вислой и Бугом, часть Подляшья и Мазовии, общей площадью 47 тыс. км², и населением 1,2 млн. человек.

Станислав Август Понятовский сложил свои полномочия 25 ноября 1795 г. Речь Посполитая окончательно прекратила свое существование.

В результате разделов территория Беларуси с населением 3,3 млн. человек отошла к России. РП как самостоятельной государство перестало существовать и отсутствовала на политических картах вплоть до 1918 г. – года окончания Первой мировой войны.

 

Конституция РП 1 79 1 г.

Таким образом государственный строй Речи Посполитой по конституции 3 мая 1791г. по форме правления был конституционной монархией; по форме государственного устройства – унитарным государством; политический режим – демократический. Государственный аппарат: законодательный орган – сейм; исполнительный орган – король и министры; судебная власть – суды 1 инстанции в воеводстве и повете, Главный трибунал в провинции и другие суды. Конституция 3 мая состояла из преамбулы и 11 разделов. В преамбуле на имя короля Станислава Августа говорилось, что учитывая недостатки управления в Речи Посполитой и желая исправить положение в котором находится Европа, стремясь достигнуть внешней независимости и внутренной свободы народа, для всеобщего благосостояния и сохранения страны и ее границ утверждается эта Конституция. В разделе 1 главенствующей религией объявлялось " святая римская католическая " религия со всеми ее правами. Переход из католической веры в другую воспрещался. Для всех других конфессий гарантировалась свобода исполнения религиозных обрядов. В разделе 2 подтверждались все права и привилегии, данные шляхте Польши и Великого Княжества Литовского. Вся шляхта признавалась равной между собой и в одинаковой степени могла пользоваться всеми правами и привилегиями, особенно личной безопасносности и свободы. Шляхта признавалась наиглавнейшим защитником свободы и данной Конституции. В разделе 3 подтверждался закн о городах и объявлялся частью Конституции. Раздел 4 содержал новые нормы о крестьянах. В нем говорилось "крестьяне, из рук которых течет огромный родник богатств страны, которые составляют в народе самую многочисленную часть населения и, значит, являются самой действенной силой страны, по спроведливости, из чувства человечности и христианского долга, а также учитывая наш понятый интерес, мы берем под охрану права и нашего правительства, устанавливая, что с этого момента любые пожалования или договоры, заключенные между землевладельцами и крестьянами, независимо от того, кем они были сделаны".Крестьяне не были удовлетворены этим разделом Конституции, и поэтому не считали необходимым ее защищать. В разделе 5 содержалосьпрогрессивное положение о том, что" вская власть в человеческом обществе берет свое начало в воле народа " и должна складываться " из трех властей: законодательной, исполнительной и судебной". В разделе 6 указывалось структура и полномочия сейма, который состоял из двух палат: палата депутатов, палата сенаторов под руководством короля.Палата депутатов объявлялась святыней законодательства. В нее должны были входить 204 депутата, обязанностью которых было обсуждение всех законопроектов. Сенат который состоял из католических епископов, воевод и министров под руководством короля насчитывал 132 человека. Закон принятый в палате депутатов,передавался в сенат который мог его одобрить или отложить до повторного заседания сейма.В этом случае обе палаты собирались вместе и решение принималось большинством голосов, отменялось свободное вето,запрещались всякие конфедерации. Устанавливалось,что конституция подлежит пересмотру через 25 лет. По новому решался в конституции вопрос вопрос о исполнительной власти-о правительстве, строй и компетенция которой обозначались в разделе 7. Высшим исполнительным органом - правительством - объявлялось "Защита законов."В правительство входили король, как глава, руководитель католической церкви, как глава комиссии народного образования и 5 министров: полиции, министр внутренних дел, министр иностанных дел,военный министр, министр финансов. Назначались 2 секратаря, один из которых вел делопризводство "Зашита законов ", второй - иностранные дела. Министров назначал король. К наиболее важным изменениям относилась отмена избрания королей и установление наследования трона. Наследник короля, достигнув совершеннолетия и принеся присягу,мог присутствовать на всех заседаниях правительства без права решающего голоса. Король был наделен широкими полномочиями. Он признавался высшим рукводителем всех воруженных сил в стране, назначал и снимал генералов и офицеров, государственных чиновников,сенаторов, епископов. Все акты короля должны быть подписаны соответствующим министром, который отвечал перед сеймом за данный акт, т.к. в Конституции было записано " особа короля является священной и в безопасности от всего. Ничего один сам не принимает, ни за что в ответе перед народом быть не может."В случае если ни один из министров не подписывал решение, король отступал от этого решения, а если он настаивал то вопрос переносился на рассмотрение сейма. Предусматривалось создание постоянных комиссий при правительстве. 4 комиссии - просвещения, полиции, военная и финансов выбирали сеймом, а раньше созданные комиссии порядка подлежали правительственному надзору. Создание единой власти для всей Речи Посполитой превращало конфедерацию в федерацию. В разделе 8 значительно изменились структура и характер судебных органов. Объявлялся принцип осуществления принцип правосудия только судом. Тем самым вносились изменения в Статут Великого княжества Литовского 1588 г. Согласно Конституции не могли рассматриваться в городских судах дела старост и воевод.Все суды подразделялись на суды первой и вторй инстанции. Суды первой инстанции должны были рассматривать дела не по сессиям, а стать постоянными и работать на протяжении всего года. Создавались суды для свободных крестьян, а также высший суд - суд сейма. Последний занимался криминальными делами по государственным преступлениям против народа и короля. Конституцией предписывалось издать новый кодекс по гражданским и уголовным делам. В разделе 9 определялся порядок избрания регента на случай болезни,плена или несовершеннолетия короля. Раздел 10 касался учебы детей короля и их воспитания. 11 раздел Конституции был посвящен вооруженным силам страны. Совместно с ополчением создавалась армия рекрутов из крестьян.Ставилась задача увеличить численность армии в несколько раз.Армия должна была оставаться в подчинении исполнительной власти и приносить присягу на верность королю и на оборону народной конституции Принятие Конституции 3 мая предшествовало острая политическая борба. Конституция явилась результатом компромисса между владеющей землей шляхтой и городской буржуазией. Она сохранила феодальное содержание и одновременно создавало более выгодные условия для развития мануфактурной промышленности и торговли, предоставляла более широкие права городским жителям - мещанам. Меньше всего она вносила изменений в правовое положение крестьян. Конституция коренным образом изменила структуру высших органов власти. Сейм превратился в орган способный на решительные действия. Он стал действительно законодательным и контролирующим органом. Благодаря Конституции в Речи Посполитой была сделана попытка осуществить принцип парламентского управления. Для своего времени Конституция имела прогрессивное значение, но ее положения не были полностью осуществлены из за бунта реакционных кругов, которые объявили весной 1792 г. конфедерацию, и из-за вмешательства зарубежных стран


КОНСТИТУЦИЯ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
3 мая 1791 года 1

[Извлечения]

I. ГОСПОДСТВУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ
(Римско-католическая)

II. ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ШЛЯХТА

Чтя память предков наших, как основателей свободного правления, мы торжественнейше гарантируем штяхетскому сословному (стану) все свободы, вольности, прерогативы и преимущества в частной и общественной жизни. Особенно мы утверждаем, гарантируем и признаем нерушимыми права, статуты и привилегии, справедливо и законно наделенные шляхетскому сословию Казимиром Великим, Людовигом Венгерским, Владиславом Ягеллой и Витольдом, братом его, великим князем Литовским, а также Владиславом и Казимиром Ягеллончиками, братьями Альбертом, Александром и Сигизмундом Первым и Сигизмундом Августом, последним из ягеллонского рода. Достоинство шляхетского сословия в Польше признаем равным за и всеми шляхетскими званиями, где-либо принятыми. Признаем равными между собою всех шляхтичей не только в отношении получения должностей и оказания услуг отечеству, честь, славу и выгоду приносящих, но также в отношении равного пользования привилегиями и прерогативами, принадлежащими шляхетскому сословию, а особенно же правом личной безопасности, личной свободы и правом собственности земельной и движимой, так как они издревле каждому служили, так мы хотим, чтобы они хранились впредь свято и нерушимо, и торжественно обещаем, что не допустим никакого изменения или изъятия в законе о личной собственности...

... Шляхту мы считаем первейшими защитниками свободы и настоящей конституции. Поручаем добродетели, чувству гражданства и чести каждого шляхтича, святости ее, оберегать ее крепость, как единственную твердыню отечества и свобод наших.

III. ГОРОДА И МЕЩАНЕ

Закон, принятый настоящим сеймом под заглавием «Города наши Королевские свободны в государствах Речи Посполитой» 2, хотим полностью сохранить и объявляем частью настоящей конституции, как право свободной польской шляхты, дающей новую, истинную и действенную силу для охраны ее свобод и целостности общего отечества.

IV. КРЕСТЬЯНЕ (ХЛОПЫ)

Крестьянский люд, из-под рук которого течет наизобильный источник богатств страны, который составляет в народе самую многочисленную часть населения и, следовательно, является самой деятельной силой страны, по справедливости, из чувства человечности и христианского долга, а также учитывая наш собственный, правильно понятый интерес, мы берем под покровительство права и нашего правительства, устанавливая, что отныне любые свободы, пожалования или действительные договоры, заключенные между землевладельцами и крестьянами их имений, независимо от того, совершены ли они были со всей громадой или каждым отдельным жителем деревни, должны устанавливать общие и взаимные обязательства в соответствии с точным значением условий и записанного в указанных пожалованиях и договорах, находящихся под защитой нашего правления. Такие договоры и вытекающие из них обязательства, добровольно принятые владельцем земли, являются обязательными не только для него самого, но и для наследников или лиц, приобретших право (на эту землю), так что они никогда не будут иметь права самовольно их изменить. С другой стороны, крестьяне какого бы то ни было поместья не могут уклониться от добровольно принятых договоров, пожалований и повинностей, с ними связанных, иначе как в порядке и на условиях, как в записи (тексте) этих договоров было установлено, которые прямо обязывали их либо навечно, либо до обусловленного срока...

V. ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ВЛАСТЕЙ

Всякая власть в человеческом обществе берет свое начало в воле народа. И чтобы целостность государства, свобода граждан и общественный порядок оставались навсегда в равновесии, правительство народа польского должно состоять, и по воле настоящего закона всегда будет состоять, из трех властей, т. е. законодательной власти в (руках) соединенных станов, высшей исполнительной власти в (руках) короля и стражи (министров) и власти судебной у юрисдикционных (органов), которые установлены для этой цели, или которые должны быть установлены.

VI. СЕЙМ ИЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Сейм или соединенные станы будут делиться на две палаты: на палату послов и палату сенаторов под председательством короля. Палата послов, как отражение и средоточие всевластия народа, будет святыней законодательства. Поэтому прежде всего в палате послов будут обсуждаться все проекты:

1) об общих законах, т. е. конституционных, гражданских и уголовных законах, об установлении вековечных налогов...;

2) в отношении постановлений сейма, т. е. о временных взносах, об оценке монеты, о публичных займах, нобилитации и иных по (отдельным) случаям наградах, о распределении публичных расходов, обычных и чрезвычайных, о войне, о мире, об окончательной ратификации договоров союзных и торговых, о различных дипломатических актах и соглашениях, относящихся к международному праву, об отчете исполнительных органов и (других) главных событиях народной жизни.

... Палата сенаторов, состоящая из епископов, воевод, каштелянов и министров под председательством короля, имеющего право один раз подать votum (голос), а второй paritatem (при равенстве голосов) 3 лично или путем присылки своего мнения в ту же палату, имеет (такие) обязанности: 1) каждый закон, который формально прошел в палате послов и должен быть немедленно передан в сенат, (он обязан) принять или отложить описанным в законе большинством голосов для дальнейшего обсуждения народом. Принятие дает ему силу и святость закона. Отклонение же только отсрочит принятие его до следующего очередного сейма, на котором, если он будет принят повторно, он должен быть принят сенатом; 2) каждое постановление сейма в вышеперечисленных вопросах, которое палата послов должна немедленно передать в сенат, решить совместно с палатой послов большинством голосов, причем большинство голосов на совместном заседании обеих палат, согласно описанному в законе, будет решением и волей станов. Устанавливаем, что сенаторы и министры в вопросах выполнения своих должностей в страже или в комиссии решающего голоса в сейме не имеют и во время обсуждения этих вопросов должны только присутствовать в сенате для дачи объяснений по требованию сейма. Сейм всегда будет готовым (для созыва.- Авт.) 3: и законодательный и очередной (ординарный). Начинаться он должен через каждые два года и продолжаться в соответствии с текстом закона о сеймах...

... Так как законодательство не может осуществляться всеми, и народ поручает это своим свободно избранным представителям или послам, настоящим устанавливаем, что послы, избранные на сеймиках, будучи средоточием всеобщего доверия, должны согласно данной конституции рассматриваться в законодательстве и во всех общих потребностях народа как представители всего народа. Все и везде должно решаться большинством голосов; поэтому liberum veto навсегда отменяем.

... Предостерегая, с одной стороны, от поспешных и частых изменений народной конституции, а с другой — признавая необходимость совершенствовать ее после испытания в действии ее влияния на общественное благополучие, назначаем время и срок ее пересмотра и улучшения — каждые 25 лет. Такой конституционный сейм должен быть чрезвычайным в соответствии с особым о нем законом.

VII. КОРОЛЬ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

... Гарантировав свободному польскому народу власть устанавливать для себя законы и право надзора над любой исполнительной властью, а также избрания должностных лиц в магистратуры, высшую исполнительную власть мы передаем королю в его совете, который (совет) будет называться стражем законов. Исполнительная власть обязана точно соблюдать и исполнять законы. Она будет действовать там, где это разрешают законы, где законы требуют надзора за (их) исполнением и даже действенной помощи. Ей всегда должны повиноваться все магистратуры, и в ее руки мы вкладываем власть принуждения в отношении непослушных и небрежно относящихся к своим обязанностям магистратур.

Исполнительная власть не имеет права устанавливать или толковать законы, вводить под каким бы то ни было названием налоги и сборы, делать публичные займы, изменять произведенное сеймом распределение финансовых (казначейских) доходов, объявлять войну, заключать окончательно мир, договоры или (совершать) какие-либо дипломатические акты. Она вправе лишь вести временные переговоры с иностранными (государствами), а также решать временные и текущие дела, необходимые для безопасности и спокойствия страны, о которых должна сообщать ближайшему собранию сейма. Польский трон хотим иметь и объявляем навечно выборным для (определенной) семьи 4.

... Король, которому должна быть оставлена всяческая власть делать добро, будет иметь право амнистии в отношении приговоренных к смерти, кроме совершивших государственные преступления. Королю будет принадлежать верховное право распоряжаться вооруженными силами страны во время войны и назначать командующих войсками, однако с условием возможной смены их по воле народа. Его обязанностью будет также присваивать офицерские звания, назначать должностных лиц, в соответствии с текстом нижеприведенного закона, назначать епископов и сенаторов в соответствии с текстом того же закона, а также министров, как первых должностных лиц исполнительной власти. Страж или совет королевский, приданный королю для соблюдения, (сохранения) силы и исполнения законов, будет состоять из: 1) примаса, как главы польского духовенства и как председателя комиссии просвещения, могущего быть замененным в королевской раде первым ех оrdine (по порядку) епископом, которые (примас и его заместитель) резолюции подписывать не могут; 2) пяти министров, т. е. министра полиции, министра печати, министра войны, министра финансов, министра печати (канцлера) для иностранных дел;

3) двух секретарей, из которых один ведает протоколом стража, а другой — протоколом иностранных дел, — оба без решающего голоса. Наследник трона, выйдя из малолетства и принеся присягу в соблюдении конституции, может присутствовать на всех заседаниях стража, но без права голоса. Маршалок сейма, избираемый на два года, будет входить в число присутствующих на заседании стража без участия в его решениях, (но) единственно для созыва готового 5 сейма. В том случае, когда он признал бы созыв готового сейма настоятельно необходимым, а король воспротивился бы его созыву, маршалок обязан передать послам и сенаторам циркулярные листы, созывая их на готовый сейм и указывая причины его созыва. Причины необходимого созыва сейма могут быть только следующие: 1) срочные обстоятельства, затрагивающие международное право, в особенности случаи войны с иностранным государством; 2) внутренние беспорядки, грозящие переворотом в стране или столкновением между магистратурами; 3) явная опасность повсеместного голода; 4) осиротелость отечества в результате смерти короля или очень опасной его болезни. Все резолюции будут рассматриваться в страже вышеперечисленным их составом. После того как король выслушает все мнения, его суждение должно перевешивать, чтобы обеспечить единство воли в исполнении закона. Хотя каждая резолюция будет исходить от стража от имени и за собственноручной подписью короля, она должна быть подписана также одним из министров, входящих в состав стража... В случае, если один из министров, входящих в состав стража, не согласится подписать решения, король отступит от этого решения, а если будет настаивать на нем, маршалок сейма в этом случае будет просить о созыве готового сейма, и если король будет оттягивать созыв, маршалок должен его совершить. Король имеет право как назначения всех министров, так и выделения одного из них от каждой отрасли управления в состав своего совета и королевского стража.

Выделение министра с его согласия в состав стража на два года должно быть подтверждено королем. Министры, выделенные в состав стража, не могут участвовать в работе комиссий. В случае, если большинство в 2/3 обеих палат сейма при тайном голосовании на совместном заседании потребует смены министра в страже или в правительстве, король должен немедленно назначить на его место другого...

... В дополнение к соответствующей исполнительной власти устанавливаем отдельные комиссии, связанные со стражем и обязанные к послушанию тому же стражу. Сейм будет выбирать в их состав членов комиссии для ведения их дел в течение срока, определенного законом. Эти комиссии сле­дующие: 1) просвещения, 2) полиции, 3) армии, 4) финансов...

VIII. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Судебная власть не может быть осуществляема ни законодательными органами, ни королем, но должна осуществляться магистратурами, установленными и выбираемыми специально для этой цели. Она должна быть приближена к местам с тем, чтобы каждый человек близко к себе мог найти справедливость, чтобы преступник всегда видел над собой грозную руку краевой власти. Поэтому устанавливаем:

1. Суды первой инстанции для каждого воеводства, земли и повета (уезда), судьи которых будут выбираться на сеймиках. Суды первой инстанции должны быть всегда бдительны и готовы обеспечить справедливость тем, кто в ней нуждается. От этих судов идут апелляции к главным трибуналам, которые должны быть для каждой провинции и которые должны также состоять из лиц, избираемых на сеймиках. Эти суды как первой, так и последней инстанции будут судами землевладельцев для шляхты и для всех владельцев земли с кем-либо в делах права и факта.

2. Обеспечиваем всем городам судебные юрисдикции в соответствии с законом настоящего сейма «О свободных королевских городах».

3. Для каждой провинции утверждаем отдельные референдарские суды 6 для рассмотрения дел свободных крестьян, каковые дела отнесены к этим судам прежними законами.

4. Суды задворные, асессорские, реляционные и курляндские сохраняем.

5. Исполнительные комиссии будут иметь суды по вопросам, касающимся их администрации.

6. Кроме судов по гражданским и уголовным вопросам для всех сословий, будет еще верховный суд, называемый сеймовым, состав которого будет выбираться при открытии каждого сейма. В компетенцию этого суда будут входить дела о преступлениях против народа и государства, т. е. государственные преступления. Повелеваем, чтобы специально выделенные сеймом лица составили новый кодекс законов гражданских и уголовных.

XI. НАРОДНЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

... Народ должен содержать и уважать свою армию за то, что она посвящает себя целиком его обороне. Армия должна оберегать границы государства и его спокойствие, т. е. должна быть его самым прочным щитом. Чтобы безупречно выполнить это свое назначение, она должна постоянно находиться в подчинении исполнительной власти в соответствии с законом и должна принести присягу быть верной народу, королю и охранять народную конституцию...

***

Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В. М. Корецкого. М., 1961. С. 791—798.

Вішнеўскі, А. Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах: Са старажытных часоў да нашых: вучэбны дапаможнік / А. Ф. Вішнеўскі, Я. А. Юхо; Акад. МУС. — Мінск, 1998. — С. 165—174.

___________________

1 Канстытуцыя павінна была дзейнічаць у Польшчы і Вялікім княстве Літоўскім.

2 Ustawa o Miastach Krolewskich 18.1У.1791.

3 Гэта значыць, што сойм у любы час можа быць скліканы каралём ці маршалком.

4 Гэтым уводзілася выбарнасць для сям’і, якая павінна стаць каралеўскай, але разам з тым трон пераходзіў у спадчыну ў межах выбранай сям’і.

5 Маецца на ўвазе Надзвычайны сойм, заўсёды «гатовы» да склікання.

6 Гэтыя суды з’явіліся ў пачатку XVI ст.

 

Внутренний кризис

«Рейтан — упадок Польши», картина Яна Матейко. Холст, масло

К середине 18-го века Речь Посполитая, возникшая из объединения Литвы и Польши в 1569 году, находилась в состоянии глубокого внутреннего кризиса. Несмотря на наличие короля, власть принимать законы и определять путь развития государства принадлежала сейму – совету представителей, продвигающих интересы польских и литовских дворян. Сейм заседал с учётом правила liberum veto – решение по любому вопросу могло быть принято только единогласно всеми участниками. Учитывая, что каждый из представителей отстаивал только собственные интересы – развитие государства как в экономическом, так и в политическом плане не происходило, большая часть заседаний оказывалась бесплодной. Более того, иностранные дипломаты активно подкупали депутатов сейма для срыва или продвижения интересных им решений.

К 1764 году на польский трон взошёл Август Понятовский – Екатерина II продвинула своего бывшего фаворита на высший государственный пост Речи Посполитой

Внешнее вмешательство

Не принимая участия в Семилетней войне, Речь Посполитая предоставляла возможность для российских, австрийских и французских войск свободно маневрировать по свой территории для атак на Пруссию.

Прусский король Фридрих II, желая подорвать и без того шаткую экономику соседа, организовал выпуск фальшивых польских денег. Заинтересованность Пруссии была вызвана желанием объединить свои северо-восточные и западные территории, разделенные частью польских земель.

Не принимая участия в Семилетней войне, Речь Посполитая предоставляла возможность для российских, австрийских и французских войск свободно маневрировать по свой территории для атак на Пруссию.

Прусский король Фридрих II, желая подорвать и без того шаткую экономику соседа, организовал выпуск фальшивых польских денег. Заинтересованность Пруссии была вызвана желанием объединить свои северо-восточные и западные территории, разделенные частью польских земель.

Попытки реформирования политической системы в 1764 году были полностью нивелированы к 1767 году – используя Понятовского, часть пророссийски настроенных польских дворян и дипломатические таланты посла Николая Репнина, Екатерина II продавила отмену всех нововведений и возвращение liberum veto.

Религиозная политика

Польское духовенство, исповедующее католичество, активно пользовалось влиянием на знать для распространения своей религии на восточную часть страны, большая часть населения которой принадлежала к православному христианству.

В 1768 Репнин продавил принятие равных правд для католиков и православных, что в совокупности с прочими вмешательствами во внутреннюю политику Речи Посполитой вызвало возмущение части польских и литовских дворян. Образованная по призыву краковского епископа Барская конфедерация объявила войну Понятовскому и всем сторонникам протекции Екатерины II, призвав на помощь Францию и Османскую Империю.


В результате, Россия разгромила большую часть сил Барской конфедерации (часть войск укрылась в крепостях и продержалась до 1772 года) и в 1772 году между странами-участниками раздела был заключен секретный договор о сохранении действующих законов на территориях Польского Королевства.

Занятие 8.

Тема. Общественно-политический строй Речи Посполитой (1569 - 1795)

План

1. Государственно-правовое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой.

2. Государственное устройство Речи Посполитой.

3. Попытки проведения реформ государственного строя Речи Посполитой в середине 18 столетия.

4. Первый раздел Речи посполитой

5. Второй раздел Речи Посполитой

6. Третий раздел Речи посполитой

7. Источники права Речи Посполитой.

Материал лекции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.054 с.)