Политический строй Руси в 14-15 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический строй Руси в 14-15 вв.



Первые московские князья были типичными раннефеодальными монархами своей эпохи. До конца XV в. их отношения с

удельными князьями строились на договорах, в которых определялись параметры власти «брата старейшего» над

«братьями младшими». Вся полнота власти принадлежала им лишь в пределах их собственного домена. Отношения с

боярами и церковью определялись жалованными грамотами на иммунитеты, щедро раздававшимися поначалу

московскими князьями.

Но уже с середины XV в. происходят серьезные изменения, и великий князь московский превращается в самодержавного

монарха, а вассалитет сменяется подданство: с падением Византии (1453 г.) московский князь становится главой

крупнейшего в мире православного государства и рассматривает себя в качестве преемника византийских императоров.

На Русь переходит византийская государственная символика (герб и регалии). Женитьба Ивана III на племяннице

византийского императора Софье Палеолог укрепила международный престиж Московской Руси. С этого времени он

стал добавлять к своему титулу «великого князя» слово царь. Тогда же появилась и формула Божьей милостью -

указание на теократический источник власти (из воли Божией). Не случайно на предложение германского императора

пожаловать ему королевский титул Иван III ответил: «Мы, Божьей милостью, государи в своей земле изначала, а

постановление имеем от Бога».

Иван IV принял в свой титул слово «царь» окончательно (после венчания на царство 16 января 1547 г.), а чуть позже

новый титул был утвержден грамотой цареградского патриарха. В XVI в. вместе с титулом «царь» стал вводиться в

оборот и титул самодержец, сначала от лица подданных при обращении к государю, а со времени Лжедмитрия I и в

официальных актах.

Передача престола, начиная с Ивана Грозного, осуществлялась по праву первородства (до это имело место и

завещательное право, когда, к примеру, Иван III «пожаловал» престолом сына от второго брака в обход внука от

первого). В условиях династического кризиса конца XVI - начала XVII вв. имело место избрание монарха. Венчание на

царство осуществлялось в московском Успенском соборе, сопровождалось возложением венца - короны, вручением

скипетра и державы, а с XVII в. и миропомазанием.

В первой половине XVI в. был ликвидирован вассалитет феодалов и князей в отношениях с царской властью. Его

заменили отношения подданства монарху. Аристократия и дворянство обязаны были служить государю. Юрисдикция

феодалов в их владениях ограничивалась, все важные уголовные дела переходили к подсудности государственного суда.

Царь сосредоточивал в своих руках всю полноту верховной власти, единолично распоряжался жизнью и имуществом

подданных, рассматривая их в качестве своих холопов. В обращениях к государю все подданные, независимо от

ранга, именовали себя уничижительно «холопами» и употребляли уничижительные имена («Великому князю, царю,

государю холоп твой Васьки Львов челом бьет»).

Боярская дума. В практической политике в интересах государства действия монарха, тем не менее,

согласовывались с аристократическими кругами общества. Являясь верховным исполнителем военных,

дипломатических, судебных и иных функций, русский монарх широко использовал в качестве совещательного органа

Боярскую думу, выросшую из прежнего совета бояр. Уже Дмитрий Донской, умирая, давал такой наказ своим детям:

«Бояря своя любите, честь им достойную воздавайте противу служений их, без воли их ничто же не творити». При Иване

III все важнейшие государственные акты совершались по соглашению с боярами. Так, женитьбу на Софье Палеолог он

предпринял, «подумав о сем с митрополитом, матерью своей и бояры».

В XV в. Дума окончательно оформила свой юридический статус. В её составе выделились служилые чины: боярин,

окольничий, думный дьяк. Численность членов Думы была невелика — до 20 человек. В течение XVI в. между Думой и

великокняжеской властью шел довольно бурный «диалог» за приоритет, за право участвовать в управлении,

ограничивать самовластье единодержавного монарха. Править единовластно, без Думы, пытался Василий 3, про

которого С. Герберштейн писал, что он «встречи против себя не любит, кто ему встречу говорит, на того он опаляется».

Особенно сильные опалы и казни члены Боярской думы и вообще родовитое боярство пережили при Иване Грозном,

который не хотел «держать при себе советников умнее себя». Не случайно потом, во время Смуты, набравшая силу

Боярская дума брала с избираемых царей крестоцеловальные записи («письма»). Такую «крестоцеловальную грамоту» подписывал, к примеру, Василий Шуйский.

Права Боярской думы никаким законом не определялись, здесь действовало обычное право. Как орган верховной власти

она обладала правом назначения центральных и местных начальников (воевод, судей, приказных чипов и др.). Боярская

дума руководила приказами и другими органами управления. В Боярской думе сосредоточивались судебные дела (по

Докладу и по апелляции). Принадлежала ей и законодательная инициатива, как и право принимать и утверждать законы.

Судебник 1497 г. отводит Думе такую роль в процессе законотворчества: «А которые будут дела новые, а в сем

Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем

Судебнике приписывати».

Заседала Боярская дума в царском дворце, когда 3 раза в неделю, когда«всякий день», «с утра рано и после обеда в вечерни».При

этом члены Думы делили с царём и все его обыденные дела: обедали, ходили в церковь, почивали после обеда. К концу

XVII в. Дума разрослась, достигнув при Фёдоре Алексеевиче 167 человек. Как

принадлежность патриархальной старины была ликвидирована Петром I.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.009 с.)