Политика «военного коммунизма». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика «военного коммунизма».



Военный коммунизм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1917—1921

годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов и Красной Армии оружием,

продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические

механизмы и отношения, серьёзно расстроенные войной, были окончательно разрушены первыми же декретами

Советской власти, провозглашавшими

национализацию банков, промышленности, земли, и практически уничтожавшими частную собственность,

которая прежде была основой этих механизмов и отношений. Решение о прекращении военного коммунизма и

переходе к НЭП было принято 15 марта 1921 года на X съезде РКП(о). Первым практическим шагом во

исполнение этого решения была отмена продразвёрстки 21 марта 1921 года. Основные элементы «военного

коммунизма»

Ликвидация частных банков и конфискация вкладов

Одним из первых действий большевиков во время Октябрьской революции был вооружённый захват

Государственного банка. Были захвачены и здания частных банков. 8 декабря 1917 года был принят Декрет СНК

«Об упразднении Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка». Декретом «о

национализации банков» от 14(27) декабря 1917 года банковское дело было объявлено государственной

монополией. Национализация банков в декабре 1917 года была подкреплена конфискацией денежных средств

населения. Конфисковывалось всё золото и серебро в монетах и слитках, бумажные деньги, если они превышали

сумму в 5 тысяч рублей и были нажиты «нетрудовым путем». Для малых вкладов, оставшихся

неконфискованными, была установлена норма получения денег со счетов не более 500 рублей в месяц, так что и

неконфискованный остаток быстро съедался инфляцией.

Национализация промышленности

Уже в июне-июле 1917 года из России началось «бегство капитала». Первыми бежали иностранные

предприниматели, искавшие в России дешёвую рабочую силу: после Февральской революции установление

явочным порядком 8-часового рабочего дня, борьба за повышение заработной платы, узаконенные стачки лишили

предпринимателей их сверхприбылей[1]. Постоянно нестабильная обстановка побуждала к бегству и многих

отечественных промышленников. Но мысли о национализации ряда предприятий посещали совсем не левого

министра торговли и промышленности А. И. Коновалова ещё раньше, в мае, и по другим причинам: постоянные

конфликты промышленников с рабочими, вызывавшие забастовки с одной стороны и локауты с другой,

дезорганизовали и без того подорванную войной экономику

Монополия внешней торговли

В конце декабря 1917 года внешняя торговля была поставлена под контроль Наркомата торговли и

промышленности, а в апреле 1918 года объявлена государственной монополией. Был национализирован торговый

флот. Декрет о национализации флота объявил общенациональной неделимой

.собственностью Советской России судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым

товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям, владеющим морскими и речными

судами всех типов.

Принудительная трудовая повинность

Была введена принудительная трудовая повинность, сначала для «нетрудовых классов». Принятый 10 декабря

1918 года кодекс законов о труде (КЗоТ) установил трудовую повинность для всех граждан РСФСР[5]. Декретами,

принятыми СНК 12 апреля 1919 года и 27 апреля 1920 года, запрещались самовольный переход на новую работу и

прогулы, устанавливалась суровая трудовая дисциплина на предприятиях. Широко распространилась также

система неоплачиваемого добровольнопринудительного труда в выходные и праздники в виде «субботников» и

«воскресников». Продовольственная диктатура

Большевиками были продолжены хлебная монополия, предложенная Временным Правительством, и

продразвёрстка, введенная Царским правительством. 9 мая 1918 выходит Декрет, подтверждающий

государственную монополию хлебной торговли (введенную временным правительством) и запрещающий

частную торговлю хлебом.

Итоги и оценка военного коммунизма

Принятый большевиками курс на «отмирание денег» на практике привёл к фантастической гиперинфляции, во

много раз превзошедшей «достижения» царского и Временного правительств. Если на момент начала

Февральской революции цены увеличились за три с половиной года войны примерно в три раза, за 8 месяцев

деятельности Временного правительства — ещё примерно во столько же раз, то на 1 октября 1918 года цены в

России увеличились по сравнению с довоенными в 102 раза, а на 1 октября 1923 года — даже в 648 230 000 раз.

Вместо ожидавшегося архитекторами военного коммунизма невиданного роста производительности труда её

итогом стал не рост, а наоборот, резкое её падение: на 1920 год производительность труда сократилась, в том

числе вследствие массового недоедания, до 18 % от довоенной. Если до революции средний рабочий потреблял в

день 3820 калорий, уже в 1919 году эта цифра упала до 2680, чего уже было недостаточно для тяжёлого

физического труда.

Выпуск промышленной продукции к 1921 году уменьшился в три раза, а численность промышленных рабочих

сократилась вдвое. В то же время штаты ВСНХ выросли примерно в сто раз, с 318 человек до 30 тысяч;

вопиющим примером стал входивший в состав этого органа Бензиновый трест, разросшийся до 50 человек при

том, что управлять этому тресту приходилось всего одним заводом численностью 150 рабочих.индустрии в

военное время)

 

- 10 билет -

1.Социально-экономические и политические причины феодального раздробления Древнерусского государства.

С 30-х годов XII века на Руси начинается процесс феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность

- это неизбежная ступень эволюции феодального общества, основой которого служит натуральное хозяйство с

его замкнутостью и обособленностью.

Объединение восточнославянских племен и земель в единое государство привело к постепенному

оформлению древнерусской народности и древнерусского литературного языка и культуры. Этот факт имел

огромное значение в жизни восточного славянства и в его дальнейших судьбах. Но местные особенности и

различия не были полностью преодолены, в том числе в языке, быту и т.д. Изменения в политической

истории, имевшие место в XIII—XV вв., способствовали не только оживлению этих местных черт, но и еще

большему обособлению отдельных областей Древней Руси, что вкупе с рядом экономических и социальных

факторов и привело затем к разделению единой древнерусской народности на великороссов, украинцев,

белорусов.

Можно выделить экономические и социально-политические причины феодальной раздробленности на Руси:

1.Экономические причины:

рост и развитие феодального боярского землевладения, расширение вотчин путём захвата земель

смердов-общинников, покупки земли и т.д. Всё это вело к усилению экономической мощи и

самостоятельности бояр и, в конечном итоге, к обострению противоречий между боярами и великим князем

киевским. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и

правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их

земель и усилению эксплуатации.

господство натурального хозяйства и отсутствие экономических связей способствовало созданию

сравнительно небольших боярских мирков и сепаратизму местных боярских союзов.

в XII веке торговые пути стали обходить Киев, «путь из варяг в греки», объединявший некогда вокруг

себя славянские племена, постепенно терял своё прежнее значение, т.к. европейских купцов, а также

новгородцев всё более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток.

2. Социально-политические причины:

усиление могущества отдельных князей;

ослабление влияние великого киевского князя;

княжеские усобицы; в основе их лежала сама Ярославова удельная система, которая не могла уже

удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было ясного, чёткого порядка ни в распределении уделов,

ни в их наследовании. После смерти великого киевского князя «стол» по существующему праву доставался не

его сыну, а старшему в роду князю. При этом принцип старшинства приходил в столкновение с принципом

«отчины»: при перемещении князей-братьев с одного «стола» на другой одни из них не желали менять

насиженные места, другие же рвались к киевскому «столу» через головы старших братьев. Таким образом,

сохранявшийся порядок наследования «столов» создавал предпосылки для междоусобных конфликтов. В

середине XII века междоусобицы достигли невиданной остроты, и число их участников многократно возросло

вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств и отдельных земель. В

следующем столетии, накануне нашествия Батыя, - уже 50.

рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров также можно считать

причиной дальнейшего дробления Руси, хотя некоторые историки, напротив, расценивают развитие городов

как следствие этого процесса.

борьба с кочевниками также ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и

Суздале было гораздо спокойнее.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что феодальная раздробленность на Руси ХН-ХШ веков

была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей

прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент:

постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляя их перед лицом внешней

опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием.

 

2.Правление и реформы Петра I

Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в

России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715

годы и 1715—1723.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной

войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным

методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились

обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными.

Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие.

Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Петр не играл

главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной

роли Петра I в проведении тех или иных реформ.

Реформы государственного управления

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового

государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось

ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная

Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку

флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

Областная реформа

В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего

обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с

губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую,

Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую,

Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла

Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территорий губерний войсками. В 1710 году появились новые

административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных

задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на

50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми

Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Судебная реформа

При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и

Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях — хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных

городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела

всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад.

Судебные дела горожан включенных в посад с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так

называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды

были заменены, провинциальными судами, возглавляемыми воеводой..),

Контроль над деятельностью государственных служащих

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась

должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как

высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц.

Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав

Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы

рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх

судей и двух сенаторов

Церковная реформа

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на

ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии

Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового

патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый

титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

Финансовая реформа

Азовские походы, Северная война 1700—1721 годов и содержание постоянной рекрутской армии, созданной Петром I,

требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.

На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким

поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и

т. д.), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное

использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).

                             

3.Создание образование СССР. Государственное строительство в 1922- 1936 гг

22 декабря 1922 г. на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР был

принят Договор об образовании СССР. 30 декабря 1921 Всесоюзный съезд Советов утвердил Договор.

Эта дата и считается датой образования СССР, хотя Совет Народных Комиссаров СССР

(Правительство) и наркоматы (министерства) были созданы только 6 июля 1923.

Договор об образовании СССР — договор об объединении в одно союзное государство — Союз

Советских Социалистических Республик, заключённый в 1922 году Российской Социалистической

Федеративной Советской Республикой, Украинской Социалистической Советской Республикой,

Белорусской Социалистической Советской Республикой и Закавказской Социалистической Федеративной

Советской Республикой.

Структура

Договор состоял из преамбулы и 26 пунктов.

Преамбула договора фиксировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное

государство - Союз Советских Социалистических Республик - управляемое в соответствии с

положениями договора.

пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую помимо всего прочего входило:

представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и прием новых

республик в состав СССР, война и мир, заключение займов и ратификация международных договоров, а

также отмена антиконституционных (по отношению к Договору) актов Съездов Советов,

Центрисполкомов и Совнаркомов республик.

пункты 2-10 определяли структуру высших органов власти СССР. «Верховной властью» Договор

провозглашал Съезд Советов СССР, делегаты которого избирались губернскими (а не республиканскими)

съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал Центральный исполнительный комитет СССР,

являвшийся высшим органом между Съездами и избирающий из своего состава Президиум ЦИК. В

отличие от Конституции 1924 года Договор объявлял ЦИК СССР однопалатным органом из 19 членов.

пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИКом СССР Совет народных

комиссаров СССР и определял его структуру.

пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного

политического управления при СНК СССР.

пункты 13-17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и

СНК СССР)

пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.

пункт 19 определял основы деятельности Высшего совета народного хозяйства, наркоматов по

продовольствию, финансам, труду, а также Рабоче-крестьянской инспекции, пункт 20 регулировал

вопросы бюджетов республик.

пункты 21-23 устанавливали единое гражданство (21), символику (22) и столицу (23) СССР. Последней

был объявлен город Москва

пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором

пункт 25 устанавливал, что утверждение и изменение Договора является исключительной компетенцией Съезда.

пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР.

В годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Летом 1919 г.

ВЦИК РСФСР при участии представителей других республик принял декрет "Оо объединении

республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с империализмом”. Признавая

независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные,

хозяйственные, финансовые усилия и в области железнодорожного транспорта для борьбы с

объединенными силами внутренней и внешней контрреволюции. В сложных условиях войны удалось

создать единую военную организацию республик.

Шесть республик — РСФСР, УССР, БССР, Азербайджан, Армения, Грузия и две народные советские

республики — Бухарская и Хорезмская продолжили сближение и в условиях мира. Укреплялись их

экономические и политические связи.

Активно шел процесс советского национально-государственного строительства в Советской России. Еще

в мае 1918г. в составе Российской Федерации была создана Туркестанская автономная республика; в

марте 1919 г. создается Башкирская автономная республика; в 1920 г. была создана Киргизская, в 1925 г.

— Казахская и Татарская автономные республики. В 1921-1922 гг. в составе Советской России были

образованы Дагестанская, Горская, Якутская, Аджарская и Абхазская автономные республики (две

последние впоследствии вошли в состав Грузинской республики). В процессе национальногосударственного строительства в начале 20-х гг. в России были созданы также одиннадцать автономных

областей. Одновременно продолжали укрепляться межреспубликанские связи в области военного и

хозяйственного строительства. С этой целью были заключены многосторонние договоры о военнохозяйственном союзе.

 

  -11 билет –



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.079 с.)