Девиантное поведение детей: сущность и характеристика. Коррекционно-педагогическая Работа с подростками с отклоняющимся поведением. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девиантное поведение детей: сущность и характеристика. Коррекционно-педагогическая Работа с подростками с отклоняющимся поведением.



Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

Причины девиантного поведения подростков:

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы.

Первая – особенности социальной среды: Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом. Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.

Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Методы коррекционной работы с детьми девиантного поведения можно классифицировать на две группы: педагогические и психотерапевтические, каждая из которых подразделяется на подгруппы.

Педагогические методы:

Методы общественного влияния: коррекция активно-волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей и действий; коррекция бродяжничества; самокоррекция.

Специальные, или частные, педагогические методы: коррекция недостатков поведения детей; коррекция нервного характера и др. Метод коррекции через труд. Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы: внушение и самовнушение; гипноз; метод убеждения;психоанализ.

Реалибитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду.

Выделяют различные виды реалибитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

В работе с семьёй, с целью её реалибитации, используются такие методы, как:

· консультирование с целью рациональной краткосрочной психотерапии, предоставление необходимой информации;

· работа со специалистами (психологами, психотерапевтами, наркологами) по специальным программам до достижения результата;

· групповые тренинги для родителей с целью преодоления проблем, возникших в связи со злоупотреблением алкоголем.

Учителю на уроке при взаимодействии с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

· сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребёнком личностного смысла изучаемого предмета;

· помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;

· ребёнок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно её оспорит;

· использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкульминуток;

· учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;

· при анализе работы и поведения девиантного ребёнка необходимо делать акцент на позитивном;

· учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;

· не требовать от ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства;

· оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;

· не вести борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам;

· нельзя использовать агрессивные методы воздействия (воспитания и наказания), так как агрессивность – это следствие враждебности, а урок – не поле битвы;

· помнить, что главное в работе с детьми девиантного поведения – это толерантное отношение к особенностям их личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.005 с.)