Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Органы следствия в Российской империи в дореформенный период
Дела о государственных преступлениях начинались в России XVIII в. главным образом с подачи заявления («извета»), формула которого («слово и дело государево») окончательно сложилась при Петре I. В случае поступления извета расследование начиналось незамедлительно, причем независимо от социального статуса обвиняемого. В период правления Петра I в нашей стране были впервые созданы три модели следственных органов: 1) вневедомственная модель (вневедомственный следственный аппарат) - «майорские» следственные канцелярии; 2) прокурорская модель (следственный аппарат в структуре органов прокуратуры) - следственная канцелярия генерал-прокуратуры; 3) судебная модель (следственный аппарат при органах правосудия) - Розыскная контора Вышнего суда. Наряду с этим был учрежден квазиследственный орган - фискальская служба 1. 25 июля 1713 г. в городе Санкт-Петербурге царь и великий князь Петр Алексеевич подписал указ о создании канцелярии под началом гвардии майора князя Михаила Ивановича Волконского. Сегодня уже возможно считать неоспоримым тот факт, что эта канцелярия стала первым российским специализированным органом следствия. Несколько лет спустя, с легкой руки самого Петра I, подобные органы стали именоваться «маэорскими» («майорскими») канцеляриями. Одновременно в Наказе от 9 декабря 1717 г. был специально оговорен запрет «майорской» канцелярии заниматься отправлением правосудия, таким образом законодатель впервые отделил предварительное следствие от судебного, вычленив тем самым стадию предварительного расследования в отечественном уголовном судопроизводстве. Согласно Наказу от 9 декабря 1717 г. «майорской» следственной канцелярии предоставлялось право принимать (как от подследственных и свидетелей, так и от сторонних лиц) заявления о преступлениях, совершенных против интересов службы. 2. Закона от 2 марта 1711 г учреждение фискалов. Особым Законом от 16 января 1712 г. устанавливалась полная независимость фискалов от местных административных и судебных органов. Компетенция фискалов заключалась в: первую очередь в выявлении любого нарушения закона - «всяких преступлений указам». Особое внимание фискальским органам надлежало уделять обнаружению преступлений, по современной классификации против интересов службы и против правосудия (получение взятки, казнокрадство, злоупотребление должностными полномочиями, вынесение заведомо неправосудного приговора).
Всю собранную информацию фискалы обязывались направлять на рассмотрение того судебного органа, в подведомственности которого находилось обличаемое лицо. Помимо общего надзора, фискальские органы были наделены полномочиями возбуждать уголовные дела, собирать по ним доказательства, а также выступать с обвинением в суде от имени государства (хотя порядок реализации этих полномочий законодатель не прописал). 3. Следственная канцелярия генерал-прокуратуры и Розыскная контора Вышнего суда В результате с июля 1722 г. в генерал-прокуратуре Правительствующего Сената образовалось новое структурное подразделение, особая следственная канцелярия под руководством непосредственно генерал-прокурора. В конце января 1723 г. расследовавшиеся следственной канцелярией генерал-прокуратуры уголовные дела были переданы в только что основанный Вышний суд, занявший в реформированной судебной системе России место суда высшего звена. Сама же следственная канцелярия была преобразована в Розыскную контору - особое следственное подразделение суда. От следственной канцелярии генерал-прокуратуры 3 Следствие от Екатерины I до Екатерины II В результате в правление Екатерины I и Петра II (1725 - 1730 гг.) оказались ликвидированы многие органы и учреждения, созданные в ходе проведения административной и судебной реформ Петра I (в частности, суды общей юрисдикции, фискальская служба, прокуратура После упразднения в 1726 г. Розыскной конторы Вышнего суда никаких преемственно связанных с ней органов следствия учреждено не было, в связи с чем специализированный следственный аппарат России прекратил существование. Тогда же окончательно утратил юридическую силу Наказ «майорским» канцеляриям от 9 декабря 1717 г., благодаря изданию которого в российском уголовном процессе была впервые обособлена стадия предварительного расследования. В итоге предварительное расследование вновь образовало единую стадию с судебным разбирательством, а предварительное следствие, как и в дореформенные времена, начало вновь осуществлять либо временные, либо неспециализированные для этой деятельности судебные и административные органы и должностные лица.
4 Следствие с Екатерины 2 Судебно-следственные органы периода правления Екатерины II и Павла I можно условно разделить на два вида: органы по борьбе с государственными преступлениями и органы по борьбе с иными преступлениями. К началу правления Екатерины II следствие оказалось слитым, с одной стороны, с судебным разбирательством, а с другой стороны - с розыском преступников. Какие-либо специализированные органы следствия, функционировавшие на постоянной основе, в тогдашнем государственном механизме России отсутствовали. Первой значительной мерой, принятой в описываемый период в организации правоохранительной и судебной системы, явилась ликвидация института сыщиков, состоявшие в их распоряжении воинские команды возвращались к местам постоянной дислокации, а задача искоренения «воров и разбойников и пристанодержателей» вновь возлагалась на воеводские и губернские канцелярии.
Тайные экспедиции осуществляли и предварительное расследование, и судебное следствие в их современном понимании. Столь архаичное смешение функций следствия и суда в компетенции одного органа было связано с тем, что начатые Петром I преобразования, касающиеся создания специализированных следственных органов и укрепления судебной власти, были после его смерти свернуты, а созданные специализированные следственные органы - ликвидированы. К началу правления Екатерины II вновь, как в допетровские времена, предварительное следствие оказалось слитым, с одной стороны, с судебным разбирательством, а с другой стороны - с розыском преступников. После создания в ходе административно-судебной реформы 1775 г. сельской полиции Екатерина II приняла масштабные организационные меры по укреплению и развитию полиции городской Управы благочиния вели розыск преступников, следствие (в случае их задержания), а также рассматривали в судебном порядке незначительные уголовные и гражданские дела (с иском менее 20 рублей). Дела о преступлениях с суммой иска свыше 20 рублей подлежали направлению в органы правосудия («судебные места»). К 1796 г. законодательными актами Екатерины II в Российской империи была установлена достаточно стройная система следствия, суда и розыска преступников, во многом учитывающая разработанные к тому времени зарубежными учеными положения о разделении исполнительной и судебной власти. Не случайно было высказано мнение, что Устав благочиния окончательно отделил судебную власть от следственно-разыскной и передал последнюю в руки общей полиции. 5 Следствие от Александра I до Александра II Именного указа Александра I от 29 августа 1808 г Иными словами, в штате столичной полиции впервые вводились должностные лица, в обязанности которых входило исключительно расследование уголовных дел В § 226 Положения о порядке производства дел исполнительных С.-Петербургской полиции, высочайше утвержденного 1 апреля 1838 г., об обязанностях следственных приставов было сказано сколь емко, столь и исчерпывающе.
Согласно данному Положению должность следственного пристава учреждалась в каждой полицейской части Санкт-Петербурга. Следственный пристав назначался на должность распоряжением военного генерал-губернатора по представлению управы благочиния, одобренному обер-полицмейстером (начальником городской полиции). По высочайше утвержденному 1 апреля 1838 г. штату санкт-петербургской городской полиции в нем предусматривалось 13 должностей следственных приставов, каждому из которых устанавливалось жалованье в 2000 рублей в год. Свода законов Российской империи 1832 г Статья 766 ч. 2 т. 15 окончательно зафиксировала отграничение стадии предварительного расследования от стадии судебного разбирательства. В свою очередь, досудебное производство по уголовному делу было в ч. 2 т. 15 разделено на две стадии: следствие предварительное (которое несколько позднее стало именоваться «дознанием») и формальное (впоследствии - «предварительное»). Надзор за производством предварительного расследования возлагался на прокуратуру 6 Следствие при Александре 2 Согласно ст. 2 «Учреждения судебных следователей» судебные следователи назначались министром юстиции по представлению губернатора, которому, в свою очередь, соответствующие кандидатуры предлагал губернский прокурор. Тем самым следственная реформа 1860 г. означала отказ законодателя от административной модели построения органов следствия и переход к воссозданию судебной модели следственная реформа означала передачу следственного аппарата от Министерства внутренних дел Министерству юстиции. В свою очередь, Следственное отделение 2-го департамента Санкт-Петербургской управы благочиния - первое в истории отечественного государства и права подразделение по управлению органами следствия - было упразднено 14 октября 1865 г. 8 июня 1860 г. Учреждении Судебных Следователей было определено, что Судебные Следователи являются членами Уездного Суда Главная проблема, связанная с созданием института судебных следователей, заключалась в том, что следственная реформа была проведена изолированно, вне связи с преобразованием остальных звеньев правоохранительной и судебной системы России
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.011 с.) |