Органы следствия в Российской империи в дореформенный период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы следствия в Российской империи в дореформенный период



Дела о государственных преступлениях начинались в России XVIII в. главным образом с подачи заявления («извета»), формула которого («слово и дело государево») окончательно сложилась при Петре I. В случае поступления извета расследование начиналось незамедлительно, причем независимо от социального статуса обвиняемого.

В период правления Петра I в нашей стране были впервые созданы три модели следственных органов:

 1) вневедомственная модель (вневедомственный следственный аппарат) - «майорские» следственные канцелярии;

2) прокурорская модель (следственный аппарат в структуре органов прокуратуры) - следственная канцелярия генерал-прокуратуры;

3) судебная модель (следственный аппарат при органах правосудия) - Розыскная контора Вышнего суда.

Наряду с этим был учрежден квазиследственный орган - фискальская служба

1. 25 июля 1713 г. в городе Санкт-Петербурге царь и великий князь Петр Алексеевич подписал указ о создании канцелярии под началом гвардии майора князя Михаила Ивановича Волконского. Сегодня уже возможно считать неоспоримым тот факт, что эта канцелярия стала первым российским специализированным органом следствия. Несколько лет спустя, с легкой руки самого Петра I, подобные органы стали именоваться «маэорскими» («майорскими») канцеляриями.

Одновременно в Наказе от 9 декабря 1717 г. был специально оговорен запрет «майорской» канцелярии заниматься отправлением правосудия, таким образом законодатель впервые отделил предварительное следствие от судебного, вычленив тем самым стадию предварительного расследования в отечественном уголовном судопроизводстве.

Согласно Наказу от 9 декабря 1717 г. «майорской» следственной канцелярии предоставлялось право принимать (как от подследственных и свидетелей, так и от сторонних лиц) заявления о преступлениях, совершенных против интересов службы.

2. Закона от 2 марта 1711 г учреждение фискалов. Особым Законом от 16 января 1712 г. устанавливалась полная независимость фискалов от местных административных и судебных органов.

Компетенция фискалов заключалась в:

первую очередь в выявлении любого нарушения закона - «всяких преступлений указам».

Особое внимание фискальским органам надлежало уделять обнаружению преступлений, по современной классификации против интересов службы и против правосудия (получение взятки, казнокрадство, злоупотребление должностными полномочиями, вынесение заведомо неправосудного приговора).

Всю собранную информацию фискалы обязывались направлять на рассмотрение того судебного органа, в подведомственности которого находилось обличаемое лицо.

Помимо общего надзора, фискальские органы были наделены полномочиями возбуждать уголовные дела, собирать по ним доказательства, а также выступать с обвинением в суде от имени государства (хотя порядок реализации этих полномочий законодатель не прописал).

3. Следственная канцелярия генерал-прокуратуры и Розыскная контора Вышнего суда

В результате с июля 1722 г. в генерал-прокуратуре Правительствующего Сената образовалось новое структурное подразделение, особая следственная канцелярия под руководством непосредственно генерал-прокурора.

В конце января 1723 г. расследовавшиеся следственной канцелярией генерал-прокуратуры уголовные дела были переданы в только что основанный Вышний суд, занявший в реформированной судебной системе России место суда высшего звена.

Сама же следственная канцелярия была преобразована в Розыскную контору - особое следственное подразделение суда. От следственной канцелярии генерал-прокуратуры

3 Следствие от Екатерины I до Екатерины II

В результате в правление Екатерины I и Петра II (1725 - 1730 гг.) оказались ликвидированы многие органы и учреждения, созданные в ходе проведения административной и судебной реформ Петра I (в частности, суды общей юрисдикции, фискальская служба, прокуратура

После упразднения в 1726 г. Розыскной конторы Вышнего суда никаких преемственно связанных с ней органов следствия учреждено не было, в связи с чем специализированный следственный аппарат России прекратил существование. Тогда же окончательно утратил юридическую силу Наказ «майорским» канцеляриям от 9 декабря 1717 г., благодаря изданию которого в российском уголовном процессе была впервые обособлена стадия предварительного расследования. В итоге предварительное расследование вновь образовало единую стадию с судебным разбирательством, а предварительное следствие, как и в дореформенные времена, начало вновь осуществлять либо временные, либо неспециализированные для этой деятельности судебные и административные органы и должностные лица.

4 Следствие с Екатерины 2

Судебно-следственные органы периода правления Екатерины II и Павла I можно условно разделить на два вида: органы по борьбе с государственными преступлениями и органы по борьбе с иными преступлениями. К началу правления Екатерины II следствие оказалось слитым, с одной стороны, с судебным разбирательством, а с другой стороны - с розыском преступников. Какие-либо специализированные органы следствия, функционировавшие на постоянной основе, в тогдашнем государственном механизме России отсутствовали.

Первой значительной мерой, принятой в описываемый период в организации правоохранительной и судебной системы, явилась ликвидация института сыщиков, состоявшие в их распоряжении воинские команды возвращались к местам постоянной дислокации, а задача искоренения «воров и разбойников и пристанодержателей» вновь возлагалась на воеводские и губернские канцелярии.

 

Тайные экспедиции осуществляли и предварительное расследование, и судебное следствие в их современном понимании.

Столь архаичное смешение функций следствия и суда в компетенции одного органа было связано с тем, что начатые Петром I преобразования, касающиеся создания специализированных следственных органов и укрепления судебной власти, были после его смерти свернуты, а созданные специализированные следственные органы - ликвидированы. К началу правления Екатерины II вновь, как в допетровские времена, предварительное следствие оказалось слитым, с одной стороны, с судебным разбирательством, а с другой стороны - с розыском преступников.

После создания в ходе административно-судебной реформы 1775 г. сельской полиции Екатерина II приняла масштабные организационные меры по укреплению и развитию полиции городской

— Управы благочиния вели розыск преступников, следствие (в случае их задержания), а также рассматривали в судебном порядке незначительные уголовные и гражданские дела (с иском менее 20 рублей). Дела о преступлениях с суммой иска свыше 20 рублей подлежали направлению в органы правосудия («судебные места»).

— К 1796 г. законодательными актами Екатерины II в Российской империи была установлена достаточно стройная система следствия, суда и розыска преступников, во многом учитывающая разработанные к тому времени зарубежными учеными положения о разделении исполнительной и судебной власти. Не случайно было высказано мнение, что Устав благочиния окончательно отделил судебную власть от следственно-разыскной и передал последнюю в руки общей полиции.

5 Следствие от Александра I до Александра II

Именного указа Александра I от 29 августа 1808 г Иными словами, в штате столичной полиции впервые вводились должностные лица, в обязанности которых входило исключительно расследование уголовных дел

В § 226 Положения о порядке производства дел исполнительных С.-Петербургской полиции, высочайше утвержденного 1 апреля 1838 г., об обязанностях следственных приставов было сказано сколь емко, столь и исчерпывающе.

Согласно данному Положению должность следственного пристава учреждалась в каждой полицейской части Санкт-Петербурга. Следственный пристав назначался на должность распоряжением военного генерал-губернатора по представлению управы благочиния, одобренному обер-полицмейстером (начальником городской полиции). По высочайше утвержденному 1 апреля 1838 г. штату санкт-петербургской городской полиции в нем предусматривалось 13 должностей следственных приставов, каждому из которых устанавливалось жалованье в 2000 рублей в год.

 Свода законов Российской империи 1832 г Статья 766 ч. 2 т. 15 окончательно зафиксировала отграничение стадии предварительного расследования от стадии судебного разбирательства. В свою очередь, досудебное производство по уголовному делу было в ч. 2 т. 15 разделено на две стадии: следствие предварительное (которое несколько позднее стало именоваться «дознанием») и формальное (впоследствии - «предварительное»). Надзор за производством предварительного расследования возлагался на прокуратуру

6 Следствие при Александре 2

Согласно ст. 2 «Учреждения судебных следователей» судебные следователи назначались министром юстиции по представлению губернатора, которому, в свою очередь, соответствующие кандидатуры предлагал губернский прокурор.

Тем самым следственная реформа 1860 г. означала отказ законодателя от административной модели построения органов следствия и переход к воссозданию судебной модели

следственная реформа означала передачу следственного аппарата от Министерства внутренних дел Министерству юстиции.

В свою очередь, Следственное отделение 2-го департамента Санкт-Петербургской управы благочиния - первое в истории отечественного государства и права подразделение по управлению органами следствия - было упразднено 14 октября 1865 г.

8 июня 1860 г. Учреждении Судебных Следователей было определено, что Судебные Следователи являются членами Уездного Суда

Главная проблема, связанная с созданием института судебных следователей, заключалась в том, что следственная реформа была проведена изолированно, вне связи с преобразованием остальных звеньев правоохранительной и судебной системы России



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.011 с.)