Условия, влияющие на разработку и реализацию смк в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия, влияющие на разработку и реализацию смк в России



 

Применительно к национальному хозяй­ству России разработка и реализация СМК может осуществляться в условиях:

1. функционирования на предприятии СМК, удовлетворяющей требованиям прежней версии стандартов ГОСТ Р ИСО, т.е. необходимо в условиях действующей системы создать современную СМК;

2. отсутствия на предприятии СМК, т.е. необходимо на действующем предприятии, не имеющем оформ­ленной системы, создать современную СМК;

3. формирования нового предприятия из числа действующих при их укрупнении или разукрупнении, т.е. необходимо создать СМК с учетом имеющейся базы в области качества на ранее функционирующем предприятии;

4. строительства нового предприятия, т.е. необходимо создать совершенно новую СМК без какой - либо корпоративной преемственности и имеющихся традиций.

 


СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА

Внутриорганизационное стимулирование качества

 

Особое внимание при создании эффективной СМК в организации необходимо уделить формированию системы мотивации сотрудников, основанной на об­щественном признании заслуг и вознаграждении работни­ков, добившихся успехов в совершенствовании качества.

 

Процесс признания заслуг должен быть направлен на решение следующих задач:

• демонстрацию позитивного отношения организации к высоким достижениям в труде;

• популяризацию высоких достижений в труде;

• использование различных форм общественного признания заслуг работников;

• стимулирование творческой активности сотрудни­ков;

• улучшение морального климата в организации;

• обеспечение процесса повышения трудовой активности.

 

К основным формам признания заслуг сотрудников внутри организации принято относить следующее.

1. Материальное вознаграждение.

2. Общественное признание личности:

2.1. Продвижение по службе.

2.2. Ценные подарки.

2.3. Помещение фотографии на специальном стенде.

2.4. Специальные задания и т. д.

3. Общественное признание коллектива:

3.1. Организация коллективного отдыха за счет фирмы.

3.2. Вручение грамот, значков и знаков в присутствии коллег по фирме.

3.3. Публикация сообщений о достижениях коллекти­ва в прессе.

3.4. Предоставление информации о достижениях на рассмотрение высшего руководства фирмы и т. д.

 

 

Премии качества

 

Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но, в первую очередь, качество бизнес-процессов и системы управления организации.

Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности, как на микро, так и на макроэкономическом уровне.

Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества:

1. признание лучших продуктов и услуг. Победители таких премий, как "Сто лучших товаров России", "Народная марка", "Товар года" производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов.

2.   индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. Среди наиболее уважаемых в мире: премия Акайо (Akao Prize), премии Американского Общества Качества, персональная премия Деминга.

3.   награды для компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность.

Для специалистов в области менеджмента качества профессиональный интерес представляет именно третья категория премий в области качества

Премии качества инициируются преимущественно на государственном уровне, и поэтому носят статус национальных. Методическое и организационно-техническое обеспечение конкурсов возлагается на правительственные или близкие к правительственным организации. Для проведения экспертной оценки конкурсантов привлекаются представители государственного управления, бизнеса и науки.

Организаторы конкурсов качества присуждают премии в различных номинациях: для крупных промышленных предприятий, малых и средних компаний, отдельных бизнес-единиц, сервисных организаций и организаций некоммерческого сектора, отдельно для сферы образования и здравоохранения, для государственных учреждений.

Структура конкурсов на соискание премий качества приблизительно одинакова и включает следующие основные этапы:

1. подготовка отчета о деятельности компании и ее достижениях в области улучшения качества;

2. анализ и оценка отчетов экспертами премии качества;

3. определение лучших компаний по итогам оценки отчетов;

4. обследование и оценка лучших компаний на местах;

5. определение победителей конкурса;

6. оглашение результатов и награждение победителей.

 

Эксперты премий оценивают:

1. используемые конкурсантом подходы, методы;

2. процесс внедрения этих подходов;

3. влияние заявленных инициатив на получаемые результаты.

 

В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии:

1. премия Деминга – японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании;

2. национальная премия качества Малколма Болдриджа, критерии которой сформировали философию не только американского, но мирового бизнеса последних лет;

3. Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством.

На их основе во многих странах учреждены собственные программы качества. В России это премия Правительства Российской Федерации в области качества, построенная на базе Европейской премии качества.

 

Один из важнейших элементов оценочного процесса, благодаря которому многие организации принимают решение об участии в конкурсе – экспертное заключение. Это независимый отчет, в котором оценивается текущее состояние компании, анализируются достигнутые результаты, указываются области, где необходимы первоочередные улучшения, даются рекомендации по совершенствованию деятельности. Кроме того, экспертное заключение содержит балльную оценку по каждой категории, которая позволяет конкурсанту:

- сопоставлять свой уровень с эталонным;

- сопоставлять свой уровень с уровнем победителей;

- отслеживать динамику улучшений относительно прошлых показателей.

 


Премия Деминга

The Deming Application Prize (www.juse.or.jp)

 

"В основе качества продукции лежит качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, т.е. такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы", – такова основная идея лекций профессора Эдварда Деминга – американца, приглашенного в 1950 году выступить перед ведущими промышленниками Японии. В 1951 году Японский союз ученых и инженеров (Union of Japanese Scientists and Engineers – JUSE) в знак благодарности доктору Демингу за разработку программы восстановления японской промышленности и развитию идей качества в Японии, учредил престижную ежегодную премию его имени – Премию Деминга (Deming Prize).

К этому времени контроль качества широко применялся в японской промышленности, а в некоторых компаниях даже трансформировался во Всеобщий Контроль Качества компании (Company Wide Quality Control - CWQC), базирующийся на статистическом контроле качества (SQC). Компании, которые награждались призом Деминга за качество, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности. Приз Деминга присуждался также отдельным лицам или группам, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества.

Премия Деминга является первой и по сегодняшний день одной из самых престижных и уважаемых наград в области качества. Премия Деминга призвана распространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии TQM. Эксперты Премии Деминга ежегодно определяют, насколько успешно компании применяют принципы и методы TQM, оценивая деятельность по обеспечению качества, построению систем внутриорганизационного контроля компании с применением статистических методов контроля качества и организации "кружков качества", а так же достигнутые результаты: улучшение качества продуктов и услуг, повышение производительности, снижение издержек, увеличение продаж, рост прибыли.

Если до 1984 г. рассматривались только японские компании и наиболее отличившиеся люди этой страны, то в 1984 г. Комитетом по присуждению приза Деминга было принято решение о присуждении приза Деминга и для зарубежных компаний, для чего был учрежден специальный приз Японского Комитета - приз Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies - DAPOC), условия присуждения которого были объявлены впервые в 1987 г. О высоких требованиях, предъявляемых этим призом, говорит тот факт, что за период с 1987 по 1994 гг. только две зарубежные компании были отмечены призом Деминга.

Премия Деминга оказала огромное влияние на развитие управления качеством в Японии и многих других странах, особенно юго-восточной Азии. Компании-соискатели постоянно находятся в поиске новых подходов к управлению качеством.

В настоящее время Японский Комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять следующих премий:

· премия Деминга для крупных компаний (The Deming Application Prize), которые достигли значительных успехов за счет применения CWQC с использованием статистических методов;

· премия Деминга для малых предприятий (The Deming Application Prize for Small Enterprise), достигших значительных успехов также за счет применения CWQC с использованием статистических методов;

· премия Деминга для подразделений (The Deming Application Prize for Devision), отличившихся в применении статистических методов и CWQC;

· персональная премия Деминга отдельным лицам или группам (The Deming Prize for Individual Person), внесшим выдающийся вклад в изучение и/ или распространение CWQC, используя статистические методы или изучение и/ или распространение статистических методов для CWQC;

· премия Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies), внесших выдающийся вклад в развитие и применение CWQC.

Подача заявлений на получение приза Деминга похожа на экзамен. Претендент выдержит экзамен только в том случае, если спроектированное и примененное им управление качеством в наибольшей степени соответствует именно его типу и размеру бизнеса, давая наибольший эффект в конкретном случае.

Критериями оценки претендующей компании на приз Деминга являются 48 показателя, объединенные в 10 групп:

1. проведение политики в области качества;

2. организация и управление деятельностью предприятия;

3. сбор и обработка информации о качестве;

4. получение и распространение знаний в области уп­равления качеством;

5. анализ проблем качества;

6. стандартизация;

7. контроль качества;

8. обеспечение качества;

9. достигнутые результаты;

10. планы в отношении качества.

Среди лауреатов Премии Деминга за более чем 50 лет ее существования можно встретить практически все ведущие компании Японии. В разные годы, и зачастую неоднократно, Награды Деминга удостаивались такие всемирно известные компании, как Nippon Electric Co., Kawasaki Steel, Hitachi Ltd., Fugi Photo Film Ltd., Nissan Motor Co., Toyota Limited, Kansai Electric Power Company и Fuji Xerox Co.

 


Национальная Премия Качества Малколма Болдриджа (www.quality.nist.gov)

 

20 августа 1987 года президент Рональд Рейган подписал Закон 100-107, учреждающий Премию Качества Малколма Болдриджа (Malcolm Baldrige National Quality Award). Текст закона начинается словами: "… лидерство США в обеспечении качества изделий и качества процессов оспаривалось (и иногда успешно) зарубежными конкурентами, и темпы роста нашей внутринациональной производительности оказались меньше, чем у наших конкурентов за последние два десятилетия". Этот закон объявил войну низкому качеству с целью защитить американские компании от давления со стороны конкурентов и преодолеть экономический спад 1980-х годов. Первая премия М. Бэлдриджа была присуждена в 1988г.

Этому предшествовала большая работа по подготовке критериев оценки претендентов на премию, которая началась в 1982г. по настоятельной просьбе Р. Рейгана, который всемерно поддерживал и помогал в этом вопросе Американскому Обществу Контроля Качества (American Society for Quality Control - ASQC).

Премия была названа именем Мэлкома Бэлдриджа (Malcom Baldnge), который являлся Секретарем Торговли (Secretary of Commerce) с 1981г. и вплоть до своей трагической смерти в 1987г. в результате несчастного случая. Считается, что М. Бэлдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы.

Ежегодно с 1988 года премия Болдриджа вручается по трем основным категориям: промышленное производство, сфера услуг, малый бизнес. В 1999 году к этим трем базовым категориям были добавлены категории для некоммерческого сектора: образование, здравоохранение.

Премия М. Бэлдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории.

Национальная премия М. Бэлдриджа была инспирирована DAP (призом Деминга), и поэтому требования этих двух премий близки, например в части критериев, оценивающих работу претендента. Однако критерии премии М. Бэлдриджа более детализированы, чем критерии приза Деминга, а системы оценки претендентов различны.

От компаний, претендующих на премию, требуется представить документацию на свою Систему Качества. Компании, прошедшие первую стадию рассмотрения, подлежат более тщательному рассмотрению на последующих стадиях.

Анализ претендентов на премию М. Бэлдриджа проводится в соответствии с семью критериями,  объединяющих 32 показателя:

1. руководство деятельностью в области качества;

2. аналитическая работа;

3. стратегическое планирование качества;

4. обеспечение качества;

5. работа с персоналом;

6. достигнутые результаты;

7. удовлетворение запросов потребителей.

Заявление компании, претендующей на премию М. Бэлдриджа, рассматривается группой людей из Совета ревизоров (экзаменаторов - examiners board), состоящего примерно из 150 экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство и университеты.

Рассмотрение включает в себя изучение представленных претендентами документов на премию М. Бэлдриджа и ознакомление группы ревизоров с работой компании непосредственно в самой компании и за ее пределами у потребителей.

Все претенденты получают письменный отчет о результатах работы группы ревизоров с обязательным указанием сильных и слабых сторон управления качеством у претендента и с предложениями этой группы по улучшению деятельности компании в области качества.

Однако, как показали результаты конкурсов с 1988 по 1993 гг., многим компаниям США оказались не по плечу требования премии М. Бэлдриджа, что свидетельствовало о том, что они еще не перешли в полной мере на работу в условиях TQM, хотя и были сертифицированы. Были даже неоднократные случаи (для сервисных компаний), когда ни одному претенденту не была присуждена премия М. Бэлдриджа.

За годы своего существования Премия Болдриджа выросла из конкурса в принципиально новый подход к управлению организацией. Критерии Болдрижда декларируют современные принципы ведения бизнеса. Философия премии Болдриджа воспринимается всем бизнес-сообществом как практическое руководство для развития и совершенствования систем управления.

Наиболее важным эффектом от учреждения статуса премии М. Бэлдриджа стало то, что многие компании в США при разработке Системы Качества и дальнейшем ее совершенствовании для конкретных условий работы компании ориентировались на критерии премии М. Бэлдриджа. О большом интересе к этим критериям говорит хотя бы такой факт, что в 1990 и 1991 гг. было затребовано 180 000 копий критериев оценки претендентов на премию М. Бэлдриджа, а в конкурсе участвовало за этот же период всего около 100 компаний.

Во всех компаниях, получивших премию М. Бэлдриджа, администрация убедительно показала, что качество для нее очень важно и что она сама активно участвует в процессе его улучшения.

В числе 46 компаний, получивших Премию Болдриджа Xerox, Motorola, Boeing, IBM, Cadillac Motor, FedEx. Дважды лауреатами становились Solectron Corp. и сеть отелей Ritz-Carlton Hotel. В категориях образования и здравоохранения первые премии получили Chugach School District (Alaska); Pearl River School District (New York); University of Wisconsin-Stout (Wisconsin).


Европейская Премия Качества

(European Quality Award) (www. efqm. org)

Европейская премия (награда) качества (EQA) была учреждена в 1992г. Европейским Фондом Управления Качеством (The European Foundation for Quality Management - EFQM) при поддержке Европейской Организации Качества (The European Organisation for Quality - EOQ) и Европейской Комиссии (The European Commission). Это решение было обусловлено самим ходом развития европейского бизнеса.

В начале 1980-х годов европейские компании начали реализовывать свои собственные пути выживания в бизнесе, что привело к огромному вниманию к качеству, ибо оно стало критерием конкурентоспособности. Это не ограничивалось только качеством продукции или услуги. Качество учитывалось и в доставке (логистике), администрировании, сервисе заказчика и других аспектах деятельности компаний. Реализуя необходимые требования TQM, большинство компаний в Европе начали деятельность по улучшению их управления и деловых процессов. Стала очевидной значительная выгода работы в условиях TQM: увеличилась конкурентоспособность, снизились цены, получили большее удовлетворение клиенты и другие заинтересованные стороны.

Признавая необходимость стимулирования дальнейшего развития процесса TQM, 14 ведущих западноевропейских компаний в 1988г. сформировали Европейский Фонд Управления Качеством (EFQM). К июлю 1993г. число членов EFQM возросло и составило более 280.

EFQM играет важную роль, способствуя улучшению позиции западноевропейских компаний на мировом рынке. Это достигается двумя путями:

- возрастанием числа компаний, воспринявших качество как стратегию для обеспечения преимущества в мировой конкуренции;

- стимулированием и содействием развитию деятельности компаний, направленной на улучшение качества.

В соответствии со вторым путем EFQM разработал и опубликовал в 1992г. положение о новой награде европейскому бизнесу - EQA, базирующейся на модели деятельности компании, которая, по мнению разработчиков, в наибольшей степени соответствует модели TQM для Западной Европы. Компания, получающая награду, должна превосходить другие компании на европейском рынке. Чтобы получить награду, претендент за последние несколько лет должен продемонстрировать, что его подход к TQM вносит значительный вклад в удовлетворение потребителей, служащих и других заинтересованных сторон, а применяемая им модель направлена на продолжение улучшения.

Первая награда была вручена в Мадриде в 1992 г. европейскому отделению американской фирмы Xerox - Rank Xerox Limited.

Оценка претендентов на EQA производится по девяти критериям с различными их весовыми значениями, которые могут быть условно разбиты на две группы, одна из которых оценивает возможности компании, а другая - результаты ее бизнеса.

К критериям, оценивающим возможности компании, относятся:

1) роль руководства в управлении качеством;

2) управление персоналом;

3) стратегия и политика в области качества;

4) эффективность использования ресурсов;

5) процессы;

Результаты деятельности компании оцениваются степенью:

6) удовлетворенность персонала работой;

7) удовлетворенность потребителей;

8) результаты деятельности;

9) воздействие на общество.

Критерии результатов имеют отношение к тому, что компания достигла в настоящий момент.

Критерии возможностей имеют отношение к тому, как достигаются результаты.

Для участия в конкурсе на EQA каждый кандидат направляет в EFQM заявку.

Процесс оценки претендента на премию EQA осуществляется командой экспертов, состоящей из шести человек, каждый из которых предварительно прошел идентичную подготовку, обеспечив тем самым максимальную согласованность в подсчете очков. В качестве экспертов используются ученые университетов и профессионалы в области качества из числа опытных менеджеров западноевропейских фирм. Команда экспертов изучает представленные претендентами документы и оценивает их по критериям.

После завершения оценки приложения конкурсным Комитетом компания получает отчет, показывающий сильные ее стороны и области деятельности, подлежащие дальнейшему совершенствованию в управлении качеством. В этом также заключается положительный эффект участия в конкурсе EQA.

На базе этой начальной оценки жюри, выявившее наиболее перспективных претендентов, принимает решение о посещении претендентов. Эти визиты должны прояснить возникшие у жюри вопросы и подтвердить соответствие представленных в документах данных действительности. Визиты включат беседы экспертов с сотрудниками компании и наблюдение качества на практике у ведущих кандидатов на награду.

После окончательного решения жюри присуждаются призы EQA.

Презентация победителей проводится на Форуме Европейского Управления Качеством - EFQM. Победитель признается лучшей компанией Западной Европы в текущем году, продемонстрировавшей наиболее успешное практическое применение TQM в конкретных для данной компании условиях. Победителю предоставляется возможность использовать знак награды EFQM и в рекламных целях.

Признание достижений победителя в TQM позволяет считать его образцовым поставщиком. После присуждения награды победитель делится опытом по TQM на конференциях и семинарах, организуемых EFQM, что служит отличной рекламой для повышения статуса компании как лидера в Западной Европе по TQM. Результатом, как правило, является приток новых покупателей и расширение возможностей для бизнеса.

С 1994 г. EQA включает:

- Европейскую Награду за качество (The European Quality Award), которой награждается наиболее успешный исполнитель TQM в Западной Европе. Награда находится у победителя номинально в течение одного года.

- Европейские призы за качество (The European Quality Prizes), присуждаемые тем компаниям, которые продемонстрировали выдающееся мастерство в управлении качеством, как их основного процесса в непрерывном улучшении.

Европейской Премии Качества присуждается для следующих категорий организаций:

- крупные организации и бизнес-единицы;

- производственные подразделения (с 1997 г.);

- некоммерческие организации (с 1996 г.);

- предприятия малого и среднего бизнеса (с 1997

Среди победителей последних лет компании Siemens, Bosch, Nokia, Volvo, Yellow Pages, TNT и многие другие признанные мировые лидеры.

 


Российская премия качества

(Премия Правительства РФ в области качества)

(www.gost.ru, www.vniis.ru)

 

Российская премия качества (Премия Правительства РФ в области качества) была учреж­дена в апреле 1996 года и вручается с 1997 года на конкурсной основе.

При разработке Россий­ской премии по качеству организаторами, Госстандартом России и ВНИИС, одновременно решались две за­дачи:

1. обеспечение совместимости с зарубежными преми­ями;

2. максимально возможный учет российской специфики.

Приоритетной являлась первая задача, что было обусловлено, во-первых, необходимостью интеграции российской экономики в мировую, а во-вторых, обеспече­нием российским предприятиям возможности сравнения результатов их деятельности в области совершенствова­ния качества с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере.

В основе российской премии лежат модель и критерии Европейской премии качества. Оценка претендентов производится также по девяти критериям, объединённым в две группы:

· Предпосылки:

1. Роль руководства в организации работ — 100 бал­лов.

Оценивается приверженность руководства идее со­вершенствования качества, их личное участие в деятель­ности по управлению качеством, эффективность ру­ководства. Содействие процессу совершенствования ка­чества может осуществляться посредством грамотной расстановки приоритетов, выделения ресурсов для обу­чения, вовлечения персонала в решение проблем каче­ства, стимулирования достижений в области качества.

2. Использование потенциала персонала — 120 баллов.

Оцениваются процедура найма, системы обучения и повышения квалификации, поощрительная система, со­гласованность кадровой политики с политикой каче­ства, уровень общественной активности персонала, сте­пень социальной защиты персонала, его осведомлен­ность в вопросах безопасности труда и экологии.

3. Планирование в области качества — 100 баллов.

Оценке подлежат информационная база планирова­ния, структура планов, целостность системы планиро­вания работ по качеству, процедура разработки планов, степень осведомленности персонала организации о пла­нах, регулярность анализа и корректировки планов.

4. Рациональное использование ресурсов — 100 бал­лов.

По всем видам ресурсов организации (сырьевым, финансовым, информационным и т. д.) оцениваются полнота учета, эффективность использования, непре­рывность контроля, согласованность ресурсной базы с необходимостью совершенствования качества.

5. Управление технологическими процессами — 130 баллов.

Рассматриваются наличие регламентированных тре­бований к производственным процессам, наличие и ка­чество технологических инструкций, эффективность используемых технологических режимов, динамика процесса совершенствования приемов работы, степень владения персонала современными приемами управле­ния технологическими процессами.

· Результаты:

6. Удовлетворенность персонала работой в органи­зации — 90 баллов.

Оценке подлежат мотивированность персонала (воз­можность карьерного роста, участия в управлении, на­личие системы общественного признания заслуг), усло­вия работы (оплата труда, условия найма, рабочий мик­роклимат и т. д.), условия отдыха (система отпусков, медицинское обслуживание и т. п.).

7. Удовлетворенность потребителей — 180 баллов.

Конкретными показателями могут выступать, на­пример, число жалоб или рекламаций на продукцию (услуги), доля постоянных потребителей. Качественны­ми показателями являются отношение потребителей к продукции и услугам (соответствие требованиям, цены, своевременность поставки и т. д.), отношение к серви­су (гарантийное обслуживание, качество документации, техническая помощь и др.), отношение к фирме (активность, отзывчивость, мобильность и т. п.).

8. Результаты деятельности организации — 120 бал­лов.

Рассматриваются показатели прибыли и убытков, объемов продаж, величины заемных средств, размеров фондов, движение финансовых потоков, а также коэффи­циенты ликвидности, финансовой устойчивости и т. д.

9. Безопасность продукции для общества — 60 баллов.

Оценивается, в первую очередь, экологичность продукции.

Однако, существуют различия в балльной оценке критериев. В Российской премии общая балльная оценка пер­вой группы критериев   составляет 550 баллов, а второй - 450 баллов, что говорит о стремлении активизировать ра­боту российских организаций в области совершенство­вания внутрифирменной деятельности, связанной с каче­ством. В то же самое время Европейская премия оцени­вает предпосылки и результаты одинаково.

Начиная с 2002 года, Премия присуждается по двум категориям организаций, в зависимости от их численности:

- не более 250 человек;

- свыше 250 человек.

Среди победителей последних лет ОАО "Нарзан", ОАО "Кондитерский комбинат "Кубань", ОАО "Северсталь", ОАО "Ивтелеком", ОАО "Лакокраска" и другие.

Во многих регионах России появляются городские и региональные премии по качеству, которые являются не только плацдармом для участия в национальном конкурсе, но и стимулируют работ по повышению качества и конкурентоспособности бизнеса, освоению современных эффективных методов управления качеством в российских компаниях.

С основными положениями Российской премии качества можно ознакомиться в Руководстве для организаций-участников конкурса 2008 года. (См. отдельный файл).


Японская премия качества (www.jqac.com)

 

Японская премия качества (Japan Quality Award – JQA) разработана в 1995 году на базе Критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента.

Японская премия качества вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению и разрабатывается с учетом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всем мире.

Японскую премию качества часто противопоставляют премии Деминга, и эти конкурсы рассматриваются как конкурирующие между собой. Однако это не совсем так. Концепции этих двух премий имеют принципиальные различия. В то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе Деминга, нацелены на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии качества не стремятся именно к победе.

Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования.

С 1996 г. Японская премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя.

Модель Японской премии качества построена на взаимосвязи восьми основных критериев:

1. лидерство и принятие решений,

2. социальная ответственность в управлении,

3. понимание клиентов и рынка и работа с ними,

4. разработка и реализация стратегии,

5. обучение и развитие персонала,

6. процесс создания ценностей,

7. информационный менеджмент,

8. результаты работы.

Премия качества ежегодно вручается по трем категориям, в зависимости от специфики организации-участника:

1. промышленное производство,

2. сфера обслуживания,

3. малый и средний бизнес.

В каждой категории участников вручается не более двух премий.

С 2003г. наряду с частными компаниями в конкурсе могут принимать участия муниципальные организации. Этот шаг был сделан с целью повысить уровень менеджмента в некоммерческом секторе.

Среди организаций, получивших Японскую премию качества, есть NEC, Ricoh, Fuji-Xerox, IBM Japan, Pioneer и другие компании с мировым именем. Опыт этих организаций, их оригинальные подходы к улучшению системы менеджмента, получили широкое признание в бизнес-сообществе Японии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.118 с.)