Характеристика этапов стратегического анализа на фирме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика этапов стратегического анализа на фирме



Этапы 1 – Анализ миссии ицелей 2 – Анализ внутренней среды 3 – Анализ внешней среды 4 – Анализ среды в целом
Задачи Идентификациямиссии ицели развития Оценка стратегического потенциала Оценка стратегического климата (условий) Оценка стратегической позицииОценкаконкурентного преимущества
Инструменты • Модель производственно-хозяйственной системы фирмы • Модель системы стратегического управления • "Дерево цели" • ЖЦИзд • ЖЦТов • ЖЦТех • ЖЦОрг; • Схема "БФР" • СХЦ (БЕ, СПЕ); • График Портера "рентабельность - доля рынка" • Кривая обучения • ЖЦОтр • Анализ "поля сил" • STEP-анализ • Стратегические зоны • Контактные аудитории Котлера • Концепция движущих сил • 5 конкурентных сил Портера • Ключевые факторы успеха (КФУ) • Матрица Ансоффа "продукт-рынок" • Матрица БКГ • Матрица ДЭМК • SWOT-анализ • Матрица "покупатель-продавец" • Матрица "ЖЦОтр-КП"
Решения Выбор структуры и редакции миссии Выбор (редакция) цели развития Выбор структуры "дерева цели" Выбор варианта структуры внутренней среды (потенциала) Выбор методов Выбор оценки потенциала Выбор варианта структуры внешней среды (условий) Выбор методов Выбор оценки климата Выбор варианта структуры стратегического пространства Выбор методов; Выбор оценки позиции Идентификация стратегий по позиции

Условные обозначения: ЖЦИзд, ЖЦТов, ЖЦТех, ЖЦОрг, ЖЦОтр - схемы жизненных циклов изделий, товаров, технологий, организации, отрасли. БФР - Бизнес-процессы продуктов - Функции по стадиям жизненного цикла - Ресурсы для исполнения функций. СХЦ - выделение стратегических хозяйственных центров (Бизнес-единиц, Стратегических производственных единиц). График Портера "рентабельность - относительная доля рынка фирмы". Анализ "поля сил" по Ансоффу. STEP-анализ (СТЭП) - анализ сфер макросреды: Социальной, Технической, Экономической, Политической. Стратегические зоны Ансоффа: структуризация микросреды фирмы, ее отрасли, ближайшего окружения на стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), ресурсов (СЗР), капиталовложений (СЗК), технологий (СЗТ), группы стратегического влияния (СГВ). БКГ - Бостонская Консалтинговая Группа. Матрица ДЭМК - матрица "Дженерал Электрик - МакКинси" ("конкурентный статус фирмы - привлекательность рынка". КП - конкурентные преимущества.

Технология стратегического анализа на первой стадии включает разработку миссии и цели, оценку потенциала, климата (условий), позиции и конкурентного преимущества фирмы.

Вторая стадия состоит в подготовке альтернативных и каталога базовых (эталонных) стратегий, а также выбора и принятия предпочтительной цели (как правило, представляющей собой комбинацию разного вида и уровня задач).

Третья стадия предусматривает организационные меры по реализации выбранной стратегии: разработку проекта и плана, реструктуризацию, контроль (мониторинг) аналитического процесса, реализацию решений.

Миссия и цели. Исходный пункт стратегического планирования - выявление и формулировка целей организации. При этом обычно выделяют общую цель, которую определяют как миссию, и конкретные цели более низкого уровня.
Миссия - это четко выраженная общая цель, в которой дается ответ на следующие основные вопросы:

- для чего существует организация (причина ее существования), какая продукция производится и какую потребность удовлетворяет организация;

- кто основные потребители и каково отношение к ним;

- в чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые работниками;

-каковы основные принципы деятельности организации.
Миссия определяет суть деятельности организации, ее базовые цели и принципы деятельности, помогает объединить усилия в одном направлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает основу и контекст для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации.
Главный вопрос, на который отвечает миссия, - это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет организация. Например, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в средствах передвижения; университет - в образовании; мэрия - в создании условий для достойной жизни горожан. Правильный ответ на вопрос о потребностях, которые удовлетворяет организация, уже сам по себе способен привнести много нового в деятельность этой организации. Скажем, автомобильный завод начинает развивать сеть предприятий по обслуживанию потребителей (ремонтные мастерские, авторизованные дилеры, лизинговые схемы продаж), университет расширяет сферу деятельности (краткосрочные курсы, спортивные услуги, услуги библиотек), а мэрия субсидирует услуги Интернета для школьников города.
Часто вопрос формулировки миссии организации кажется слишком очевидным. В коммерческих организациях на вопрос о том, какова миссия организации, можно получить простой, лаконичный и в корне неверный ответ: "Прибыль". Однако дело в том, что миссия отражает не столько внутренние проблемы самой организации, сколько внешние потребности, и прежде всего причины ее существования: "Для чего организация существует, какую потребность людей она удовлетворяет?"
Миссия любого бизнеса состоит в решении проблем потребителя. Поэтому все, что делает компания, должно быть ориентировано на эту цель. То же справедливо и для муниципальной, и для региональной администрации. Их миссия также состоит в решении проблем потребителей их услуг. В государственной сфере очень важно, чтобы государственные служащие представляли, каковы общие цели организации, в которой они работают. Экспресс-опросы среди государственных служащих показывают, что лишь небольшая часть респондентов имеет четкое представление о целях организации, в которой они работают. Это не способствует повышению эффективности и результативности их работы.
Для собственных сотрудников и для внешних контрагентов миссия помогает ответить на самые простые и одновременно самые сложные вопросы:
что такое наша организация?
какой она будет?
какой она должна быть?

Важной составляющей миссии являются принципы работы организации и ценности, которые разделяют сотрудники. Миссия используется не только для последующей разработки целей, но и для формирования корпоративной культуры. Миссия должна быть официально сформулирована, и ее содержание должно быть известно сотрудникам организации.
Миссия служит ориентиром для принятия всех управленческих решений.
Миссия способствует формированию общего видения целей сотрудниками организации. В любой организации, частной или государственной, очень важно иметь общее видение, которое определяет общий взгляд и общий ответ на следующие вопросы:

- кто наши клиенты?

- что мы делаем для людей и для мира, какие предоставляем продукты и услуги?

- каковы области деятельности и сегменты рынка?

- какие технологии используются, каково отношение фирмы к внедрению передовых технологий?

- какие имеются обязательства стабильности существования и развития в части клиентов, продуктов и услуг, рынков и технологий?

- в чем состоит философия и этика ведения бизнеса, какова система ценностей?

-какая концепция управления применяется?

- в чем наши преимущества в сравнении с конкурентами?

- в чем состоят обязательства перед работниками; в чем ценность работника для фирмы?

Все это, сформулированное в нескольких предложениях, становится действенным инструментом эффективного менеджмента.
Государственные учреждения развитых стран также имеют свою организационную культуру. Ее формирование происходит под воздействием многих факторов, в том числе и под влиянием сформулированной миссии, которая включает в себя основную цель и основные принципы работы. Четкая миссия организации способствует формированию позитивной культуры организации, повышает социальную ответственность работников и направляет усилия работников на достижение конечных целей организации.
В российской практике использование четко сформулированной миссии организации пока еще не стало широко распространенным инструментом государственного менеджмента. Однако этот управленческий прием уже достаточно прочно вошел в практику деятельности государственных организаций многих стран мира.
В Великобритании миссия имеется у правительства, у отдельных министерств, департаментов и отделов. Даже лондонское метро имеет свою миссию, которая не только широко известна всем работникам метро, но и доведена до каждого пассажира: на входе в метро каждый может взять листочек с изложением миссии этой организации. В данном случае миссия организации служит одновременно целям повышения эффективности работы персонала метро и установлению положительного образа данной организации в глазах потребителей ее услуг.
На основе миссии вырабатываются цели организации, обладающие следующими характеристиками:

- измеримость: любую, даже качественную цель целесооб
разно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неверно сформулированной цели или даже о ложной цели;

- ориентация во времени: к какому моменту времени планируется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то это то же самое, что ее отсутствие;

- достижимость: цель должна быть реальной. Если цели не достижимы, то страдает мотивация сотрудников;

- взаимосвязь: разные цели должны дополнять друг друга и "работать" друг на друга. Нельзя допускать, чтобы различные цели вступали друг с другом в конфликт.

В любой организации цели служат ориентиром в процессе принятия решений, а также в работе по повышению эффективности ее деятельности. Цели организации определяются ее спецификой. Если это коммерческая организация, то они могут включать в себя достижение конкретных рубежей в положении компании на рынке, в инновационной активности, в прибыльности собственной работы и эффективности использования ресурсов, в отношении своих работников к собственной деятельности, в качестве выпускаемой продукции, в степени социальной ответственности данной организации. Если это региональная администрация, то цели ее работы в основном определяются целями развития региона, включающими цели повышения уровня жизни населения региона.
Например, главной целью развития города может быть устойчивое улучшение качества жизни всех категорий жителей, т.е. развитие его как многофункционального, интегрированного в российскую и мировую экономику и предоставляющего благоприятную внешнюю среду для жизни и экономической активности. В рамках главной цели можно выделить следующие подцели:

-создание благоприятного климата для бизнеса;

-интеграция в мировую экономику;

-улучшение социальной среды.

В свою очередь, эти стратегические цели могут быть дезагрегированы на более подробные цели и подцели.
Таким образом, миссия формулирует общие установки и принципы определяющие предназначение организации и ее- взаимоотношения с другими объектами. Стратегия - система взаимосвязанных решений и установок, определяющих приоритетные направления действий по реализации миссии.

Выбор стратегии

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления. Определение стратегии — это не составление плана действий. Определение стратегии — это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке и т.п.

Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные шаги:

• уяснение текущей стратегии;

• проведение анализа портфеля бизнесов;

• выбор стратегии фирмы и оценка выбранной стратегии.

Уяснение текущей стратегии

Уяснение текущей стратегии очень важно, потому что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится организация и какие стратегии она реализует. Могут быть использованы различные схемы уяснения текущей стратегии. Один из возможных подходов предложен Томпсоном и Стрикландом. Они считают, что существует по пяти внешних и внутренних факторов, которые необходимо оценить, чтобы разобраться с реализуемой стратегией.

Внешние факторы:размах деятельности фирмы и степень разнообразия производимой продукции, диверсифицированность фирмы;общий характер и природа недавних приобретенийфирмыипродаж ею части своей собственности;структура и направленность деятельности фирмы за последний период;возможности, на которые была ориентирована фирма в последнее время;отношение к внешним угрозам,

Внутренние факторы:цели фирмы;критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции;отношение к финансовому риску как со стороны руководства, так и в соответствии с реальной практикой и осуществляемой финансовой политикой;уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР;стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.017 с.)