Тема 1. Место и роль предприятия в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Место и роль предприятия в рыночной экономике



Предприятие: понятие, основные признаки, назначение

Итак, начнем с того, что же из себя представляет предприятие.

Предприятие – это организационно обособленная, экономически самостоятельная единица производственной сферы хозяйства, которая специализируется на изготовлении продукции, предоставлении услуг либо выполнении работ.

На практике часто используются близкие понятия и происходит их подмена – например фирма, предприятие.

Цель любого предприятия – это удовлетворение потребности в определенных видах продукции, а также получение максимальный прибыли при минимуме затрат.

Предприятие имеет экономическую (что, как и для кого производить, цена на продукцию) и юридическую самостоятельность (право на название, собственный счет в банке, печать, право на подписание договоров).

Предприятие как организационное и производственное звено характеризуется определенными признаками. Среди них:

- производственно-техническое единство (специализация выпуска продукции, определенный состав производственных фондов, единая техническая и технологическая политика);

- организационно-социальное единство (наличие единого трудового коллектива, управление единым руководителем, наличие юридических реквизитов);

- финансово-экономическая самостоятельность (самостоятельные распределение прибыли, вольный найм сотрудников, их материальное стимулирование прочее).

Задачи предприятия определяются интересами собственника, размером капитала, условиями внутренней и внешней среды хозяйствования.

Главными задачами для предприятия являются:

- Получение дохода

- Обеспечение потребителя продукцией в соответствии со спросом и условиями договоров.

- Обеспечение выплаты з/п работникам, нормальных условий труда и возможностей повышения профессионального уровня.

- Создание рабочих мест для населения

- Охрана окружающей среды

- Выпуск качественной продукции

- Недопущения снижения объемов производства и выручки предприятия.

К основным функциям предприятия можно отнести:

1. Производственно-технологические

2. Экономические – управление процессом производства и сбыта

3. Социальные

4. Внешнеэкономические

На практике предприятие имеет много разных направлений деятельности, которые можно объединить по общим признакам:

- обычная деятельность и чрезвычайная деятельность (не регулярно либо не предусматривается предприятием)

- операционная (производственная): А. основная (производство и реализация продукции, которое составляет основную часть дохода); Б. другая (реализация запасов, аренда активов);

- инвестиционная деятельность – приобретение и реализация необоротных активов финансовых инвестиций;

- финансовая деятельность – изменение размера и структуры капитала

- инновационная;

- коммерческая – организация сбыта, стимулирование покупателя;

- экономическая – стратегическое и текущее планирование, оценка и учет, ценообразование, ресурсное обеспечение, система оплаты труда;

- социальная – направлена на профессиональную подготовку работников, применение мотивационного механизма.

 

Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующими органами в день предоставления документов либо в 3-х дневный срок с момента получения документов, направленных по почте. В тот же срок заявителю выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.

Тема 1. Место и роль предприятия в рыночной экономике

1. Основные понятия: отрасль, субъект, рынок, потребительский рынок.

2. Отрасли народного хозяйства, их взаимосвязь. Место и роль отрасли в условиях рынка, ее функции.

3. Предприятие: понятие, основные признаки, назначение.

4. Государственное регулирование деятельности предприятий.

5. Предпринимательство: понятие, назначение.

6. Виды предпринимательства.

Отрасль – это совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.

Отрасль – выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по принципу единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг. Отрасль характеризуется также:

- единством и однородностью потребляемого сырья;

- общностью технологической базы и технологических процессов;

- однородным профессиональным составом кадров.

Чем больше совпадение признаков, характеризующих отрасль, тем она «чище». В статистике «чистой» называется отрасль, в рамках которой сосредоточены предприятия наиболее однородной по экономическому предназначению продукции. Если же признаки экономического назначения продукции расширяются, то их организационное единство характеризуется термином «крупная отрасль». Совокупность крупных отраслей образует отраслевые комплексы или комплексные отрасли «чистых» и крупных комплексных отраслей образуют отраслевую структуру народного хозяйства. Управление отраслевой структурой народного хозяйства должно обеспечиваться государством в целях сбережения ресурсов от нерационального использования, повышения степени удовлетворения потребностей населения, повышения выгоды изготовителя от производства продуктов труда и выгоды потребителя от использования этих продуктов.

Рынок – это совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена и передаче прав собственности.

Отраслевой рынок – это предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и одновременно конкурирующих друг с другом в сфере реализации этих продуктов.

Различие между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль характером используемых технологий. Понятие отрасли значительно шире понятия рынка. Например, отрасль может обслуживать ряд рынков, на которых имеется спрос на продукцию разного типа.

Подсистемы рынка:

- рынок рабочей силы;

- финансовый рынок;

- потребительский рынок;

- рынок услуг;

- рынок средств производства;

- рынок технологий;

- рынок духовных благ.

Потребительский рынок (рынок потребительских товаров и услуг) - это система экономических взаимоотношений между его участниками по поводу купли-продажи потребительских товаров.

Потребительский рынок - одна из структурных форм рынка, выделяемая по объектам, в качестве которых выступают предметы потребления (потребительские товары и услуги).

Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления.

Потребительский рынок - понятие многогранное. Оно включает в себя не только сферу торговли, выполнения работ, оказания услуг, но и сферу производства товаров на всех стадиях их жизненного цикла, начиная от проектирования, заканчивая утилизацией.

Существенной характеристикой потребительского рынка служит то, что он является политическим индикатором благополучия государства в целом, критерием надежности проводимой им социально-экономической политики.

Именно от состояния потребительского рынка, в первую очередь, от уровня цен на важнейшие товары и услуги, ассортимента и качества, зависит уровень личного потребления, уровень развития производственных отношений, устойчивость денежного обращения, обеспеченность и уровень жизни населения (поскольку объем и структура личного потребления характеризует возможности участия индивидуума в общественном хозяйстве, т.е. его профессиональную подготовку, интеллектуальный, научный потенциал и т. п.). Если этот рынок не развивается, то теряется общественный смысл отношений обмена, а население обрекается на жизнь в условиях дефицита, очередей и прочих подобных условий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.01 с.)