Упражнение «Знакомство по цепочке» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Знакомство по цепочке»



Ход занятия

Здравствуйте, уважаемые родители!

«Переходный», «трудный», «критический» возраст…Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости. Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, зачастую грубых. Взрослым становится очень трудно найти правильную линию поведения по отношению к подростку. Как это сделать? Как понять своего ребенка? Именно этой проблеме будет посвящена наша первая встреча.

Прежде всего, озвучим правила наших занятий:

1. Умейте слушать и слышать друг друга. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

2. Говорите по существу, не отклоняясь от обсуждаемой встречи.

3. Проявляйте уважение, недопустимо давать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

4. Закон о пунктуальности «ноль-ноль»: все должны собираться строго в назначенное время.

5. Конфиденциальность. То, что происходит на занятиях, остается только между участниками.

 

Упражнение «Знакомство по цепочке»

Цель: знакомство участников, возможность лучше узнать друг друга перед началом совместной работы.

Время проведения: 5-10 минут (в зависимости от кол-ва присутствующих).

Техника проведения: членам группы предлагается представиться. Каждый участник называет свое имя, возраст (по желанию), род деятельности, хобби. Представление проходит по кругу.

 

Мозговой штурм «Портрет современного подростка».

Цель: создать портрет современного подростка.

Время проведения: 15 минут.

Техника проведения: участникам предлагается ответить на простой вопрос, кто же такой современный подросток?  Какие изменения происходят на данном этапе его развития как личности? Какие проблемы возникают при общении с ними? Для этого вам необходимо объединиться в группы по 4-6 человек, написать свои ответы на листках, затем проводится коллективное обсуждение и создается общий психологический портрет подростка.

Упражнение «Мой ребенок: какой он на самом деле?»

Цели: переработка негативных чувств в отношении подростков; формирование объективного представления о подростках.

Материалы и оборудование: листы формата А4, ручки, карандаши.

Время: 15 минут.

Техника проведения: участникам раздаются листы бумаги и предлагается вертикально разделить его пополам. В течение 3-5 минут участники должны подумать и записать в левую колонку отрицательные, по их мнению, качества своего ребенка. На следующем этапе участникам необходимо переформулировать отрицательные качества в положительные. Например, если в левой колонке написано «грубый», то в правой может быть написано «но честный» или «но самостоятельный», в зависимости от того, что участник действительно может сказать о своем ребенке.

 

Рефлексия занятия

Ведущий предлагает участникам закончить следующие предложения:

«Мне понравилось…»

«Я почувствовал (а)…»

«У меня вызывало раздражение…»

«Мне хотелось…»

 

Занятие 2. «Подростковый суицид» (Факторы и признаки суицидального поведения).

Цель: оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.

Ход занятия

Дискуссия на тему «Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида?»

Цель: Формирование активной родительской позиции в оказании помощи ребенку в кризисной ситуации

Время проведения: 10 мин.

Техника проведения: Родителям предлагается на листочках бумаги составить список того, что по их мнению они могут сделать для ребенка в кризисной ситуации, чтобы предотвратить попытку суицида. Предложенные варианты обсуждаются и психолог записывает наиболее подходящие на доске.

Рекомендации для родителей:

1. Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого:

- расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым; 

- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному;

- помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

2. Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

3. Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

4. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

5. Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

6. Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка, нужно лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

7. Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

8. Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

 

Рефлексия занятия

 

 

Занятие 3. «Я тебя слышу» (профилактика детско-родительского конфликта).

Цель: профилактика конфликтных ситуаций в отношениях родителей с подростком.

Ход занятия

1. Упражнение «Внимание, конфликт!»

Цель: введение участников в парадигму понятия «конфликт».

Время: 10 минут.

Материалы и оборудование: листы бумаги (на каждого участника группы), ручки, цветные карандаши.

Техника проведения: участникам предлагается придумать и нарисовать знак, предупреждающий о назревающем конфликте (провести аналогию с дорожными знаками). Затем полученные работы обсуждаются в кругу. Ведущий делает акцент на том, что все работы разные, т.е. каждый для себя определяет понятие «конфликт» по-разному: кто-то вкладывает в него лишь отрицательное, кто-то не забывает и о положительных моментах.

Все участники выкладывают свои работы на стол, организуя свою выставку «Каким я вижу конфликт».

Когда все участники вернутся на свои места, ведущий обращает их внимание на то, что данное упражнение очень хорошо работает в семье для предупреждения конфликтных ситуаций, особенно с детьми и подростками.

 

Рефлексия занятия

Ход занятия

Рефлексия занятия

Ведущий предлагает родителям закончить следующие предложения:

«Мне понравилось…»

«Я смог (смогла)…»

«У меня получилось…»

«Я почувствовал (а)…»

«Я осознал (а)…»

 

Анкеты для родителей (по итогам всеобуча)

Анкета 1.

Уважаемые родители! Будем благодарны Вам за ответы на следующие вопросы:

· Было ли Вам интересно? (да/нет)

· Было ли Вам комфортно? (да/нет)

· Была ли полезна информация? (да/нет)

· Изменилось ли Ваше отношение к данному вопросу? (да/нет)

· Хотели бы Вы посетить наши занятия еще раз? (да/нет)

· Ваши пожелания _______________________________________

Анкета 2.

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, предложенные анкеты. Отразите Ваше мнение о прошедших тренингах. Это очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:

1. Мое настроение до тренинга

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Мое настроение после тренинга

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Насколько мне все было ясно и понятно

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Насколько мне было интересно

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Насколько комфортным для меня был темп занятий

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Сколько личных усилий, эмоций я вложил (а) в группу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Как много я получил (а) от группы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

 

Ход занятия

Здравствуйте, уважаемые родители!

«Переходный», «трудный», «критический» возраст…Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости. Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, зачастую грубых. Взрослым становится очень трудно найти правильную линию поведения по отношению к подростку. Как это сделать? Как понять своего ребенка? Именно этой проблеме будет посвящена наша первая встреча.

Прежде всего, озвучим правила наших занятий:

1. Умейте слушать и слышать друг друга. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

2. Говорите по существу, не отклоняясь от обсуждаемой встречи.

3. Проявляйте уважение, недопустимо давать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

4. Закон о пунктуальности «ноль-ноль»: все должны собираться строго в назначенное время.

5. Конфиденциальность. То, что происходит на занятиях, остается только между участниками.

 

Упражнение «Знакомство по цепочке»

Цель: знакомство участников, возможность лучше узнать друг друга перед началом совместной работы.

Время проведения: 5-10 минут (в зависимости от кол-ва присутствующих).

Техника проведения: членам группы предлагается представиться. Каждый участник называет свое имя, возраст (по желанию), род деятельности, хобби. Представление проходит по кругу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.025 с.)