Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации



Содержание

Введение 4

1 Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации 6      

1.1Этапы реформирования пенсионной системы России 6

1.2Проблемы пенсионного обеспечения 18

1.3Необходимость перехода на пенсионное страхование 27

2 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда 38

3 Варианты совершенствования пенсионной системы РФ 41

3.1 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем 41

Заключение 58

Список источников и литературы 62

 

Введение

Актуальность исследования. Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства. От величины пенсионных выплат зависит уровень жизни от четверти до трети населения различных стран, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Схемы и размеры пенсионного обеспечения существенно влияют на формирование трудовой биографии и трудовую мотивацию отдельных людей, и в этой связи являются одним из факторов микроэкономического поведения. Вместе с тем, доля расходов на пенсионное обеспечение составляет всё большую долю в ВВП различных стран, достигая 10–11 % от ВВП. Поэтому механизм формирования средств на пенсионное обеспечение и использование средств системы пенсионного обеспечения существенно влияет на макроэкономические характеристики конкретной страны. Кроме того, уровень пенсионного обеспечения, поскольку он затрагивает от четверти до трети населения, является одним из наиболее существенных факторов, определяющих уровень благосостояния населения в разных странах. Несмотря на то, что пенсионные системы должны быть достаточно консервативны, поскольку они определяют жизненные перспективы конкретного работника на 20–30 лет вперёд, тем не менее они подвергаются довольно частому, иногда избыточно частому, реформированию. При этом реальные следствия тех или иных реформ исследованы в недостаточной степени, поскольку следствия пенсионной реформы могут иметь принципиально разный характер через 15 или через 30 лет после запуска реформы. Поэтому при анализе реформ вполне вероятны ошибки, дающие неверные исходные данные для проектирования пенсионных реформ в других странах. Так, например, произошло с некритичной попыткой заимствования опыта чилийской пенсионной реформы в России. За последние 20 лет в нашей стране проведено пять реформ пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. В настоящее время переход от одной пенсионной системы к другой не подкрепляется соответствующими исследованиями, что приводит к частым и противоречивым изменениям пенсионного законодательства и методологии в расчёте пенсий. Постоянное и противоречивое изменение пенсионного законодательства оказывает существенное влияние на бюджетную политику в целом и межбюджетные трансферты в частности. Особую остроту проблема совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации приобрела в последние годы в связи с тем, что имеет место снижение количества работоспособного населения как следствие демографического кризиса, а также рост количества нетрудоспособных граждан, главным образом пенсионеров; кроме того, происходит значительное ухудшение здоровья и качества жизни пенсионеров на фоне очевидно недостаточного для их полноценной жизни размера пенсии, которая носит уравнительный характер, отсутствует зависимость от трудового вклада работника. Объект исследования – пенсионная система РФ. Предмет исследования – особенности развития пенсионной системы РФ. Целью исследования является изучение пенсионной системы в Российской Федерации. Методы исследования: теоретический анализ литературы.

 

Варианты совершенствования пенсионной системы РФ

Заключение

Поиски эффективной модели пенсионной системы, вызванные старением населения, ведутся во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми. Примерно десять лет назад начала искать новую модель и Россия. За это время российская пенсионная система пережила не один кризис — затяжной период дефицита Пенсионного фонда, ее главного финансового института, хроническое состояние неплатежей, шок после дефолта 1998 года и т. д. Каждый из этих кризисов влиял на формирование подходов к решению проблемы. На рубеже 2001–2002 годов реформа вступила в стадию реализации: было принято новое пенсионное законодательство, которое существенно изменило отношения в пенсионной системе. Решающими новациями стали ее частичное разгосударствление и введение страховых принципов.

Необходимость реформирования пенсионной системы была ясно осознана в середине 1990-х годов. Страна вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой «социалистического типа», которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на принципе солидарности поколений. Его смысл состоял в изъятии экономических ресурсов у работающего поколения и перераспределении их в пользу людей, переставших работать и вышедших на пенсию по возрасту. С точки зрения охвата населения и институциональной стабильности эта пенсионная система была одной из самых развитых в мире.

Основным направлением пенсионной реформы стало изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Однако, несмотря на реформу, пенсионная система России, как и любого другого государства, еще далека от совершенства.

Основные проблемы пенсионного обеспечения, выявленные еще в период планово-административной экономики, а также новые проблемы рыночного периода хозяйствования России ускорили переход на систему страхования, когда финансовые ресурсы Пенсионного фонда создаются с участием всех заинтересованных сторон.

Однако влияние реформирования на пенсионное обеспечение оказалось недостаточно эффективным.

Рост расходов отражает последствия проведения реформ в области пенсионного обеспечения в России, однако разница суммы доходов и расходов довольно значительная, в 2009 году она составила 1,66, что говорит о дефиците источника покрытия расходов.

Численность пенсионеров с каждым годом растет. В 2007 году этот показатель составил 60454 человек, а к концу 2009 года он уже составил 64929 человек, что на 4475 человек больше. Число работающих пенсионеров также увеличивается, в 2009 году этот показатель составил 25638 человек.

С ростом численности пенсионеров растет также сумма назначенных им пенсий. Так, общая сумма назначенных пенсий по всем категориям пенсионеров выросла на 60,18 млн. руб. за 2007-2008гг. За период 2008-2009 гг. общая сумма пенсий увеличилась на 115,75 млн. руб. Сравнивая этот показатель с прошлым периодом, следует отметить, что рост произошел почти в два раза. Однако не следует забывать, что численность пенсионеров тоже увеличилась.

Анализ пенсионных реформ разных стран позволяет сделать следующие выводы:

- чем выше уровень развития страны, тем менее радикальны реформы: основной акцент делают на сохранении и дальнейшем совершенствовании базовой распределительной системы;

- распределительно-накопительные схемы целесообразны в странах с высоким коэффициентом замещения в распределительной части пенсии или где накопительный элемент создавался постепенно за счет дополнительных средств, остающихся после формирования распределительных пенсий;

- полностью накопительные пенсионные системы себя не оправдали.

При переходе от распределительной пенсионной системы к накопительной возникает так называемый «эффект двойного бремени»: рост затрат на пенсионное обеспечение, связанный с тем, что из взносов работников надо одновременно сформировать пенсии нынешнего поколения пенсионеров и обеспечить накопление пенсионного капитала работающих.

Согласно расчетам, при одинаковых заработной плате и социальных взносах, пенсия гражданина, для которого в полной мере распространяется накопительный принцип, будет меньше, чем у того, кто с 2005 г. полностью находится в рамках распределительной системы и имеет только страховую часть пенсии.

Таким образом, из-за низкой доходности пенсионных накоплений и ее существенного отставания от индексации страховой части пенсии размер пенсий у граждан, имеющих обязательный накопительный элемент, оказывается меньше, чем у тех, кто получает пенсии в рамках распределительной системы.

В заключение следует отметить, что, для обеспечения эффективности обязательного накопительного пенсионного обеспечения необходимо одновременно обеспечить и высокую, превосходящую скорость роста зарплаты, доходность инвестиций, и стабильность пенсионных накоплений. Учитывая взаимную противоречивость поставленных целей (чем выше ожидаемая доходность инвестиций, тем выше волатильность их доходности), решить данную задачу будет непросто. Вместо обеспечения стабильности пенсионных накоплений, возможно, имеет смысл рассмотреть вопрос о гарантии минимального размера накоплений на дату выхода работника на пенсию, чтобы демпфировать эффект возможного падения стоимости активов перед выходом на пенсию. Если то или иное решение не будет найдено, обязательное накопительное пенсионное обеспечение будет неэффективным.

 

Содержание

Введение 4

1 Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации 6      

1.1Этапы реформирования пенсионной системы России 6

1.2Проблемы пенсионного обеспечения 18

1.3Необходимость перехода на пенсионное страхование 27

2 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда 38

3 Варианты совершенствования пенсионной системы РФ 41

3.1 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем 41

Заключение 58

Список источников и литературы 62

 

Введение

Актуальность исследования. Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства. От величины пенсионных выплат зависит уровень жизни от четверти до трети населения различных стран, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Схемы и размеры пенсионного обеспечения существенно влияют на формирование трудовой биографии и трудовую мотивацию отдельных людей, и в этой связи являются одним из факторов микроэкономического поведения. Вместе с тем, доля расходов на пенсионное обеспечение составляет всё большую долю в ВВП различных стран, достигая 10–11 % от ВВП. Поэтому механизм формирования средств на пенсионное обеспечение и использование средств системы пенсионного обеспечения существенно влияет на макроэкономические характеристики конкретной страны. Кроме того, уровень пенсионного обеспечения, поскольку он затрагивает от четверти до трети населения, является одним из наиболее существенных факторов, определяющих уровень благосостояния населения в разных странах. Несмотря на то, что пенсионные системы должны быть достаточно консервативны, поскольку они определяют жизненные перспективы конкретного работника на 20–30 лет вперёд, тем не менее они подвергаются довольно частому, иногда избыточно частому, реформированию. При этом реальные следствия тех или иных реформ исследованы в недостаточной степени, поскольку следствия пенсионной реформы могут иметь принципиально разный характер через 15 или через 30 лет после запуска реформы. Поэтому при анализе реформ вполне вероятны ошибки, дающие неверные исходные данные для проектирования пенсионных реформ в других странах. Так, например, произошло с некритичной попыткой заимствования опыта чилийской пенсионной реформы в России. За последние 20 лет в нашей стране проведено пять реформ пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. В настоящее время переход от одной пенсионной системы к другой не подкрепляется соответствующими исследованиями, что приводит к частым и противоречивым изменениям пенсионного законодательства и методологии в расчёте пенсий. Постоянное и противоречивое изменение пенсионного законодательства оказывает существенное влияние на бюджетную политику в целом и межбюджетные трансферты в частности. Особую остроту проблема совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации приобрела в последние годы в связи с тем, что имеет место снижение количества работоспособного населения как следствие демографического кризиса, а также рост количества нетрудоспособных граждан, главным образом пенсионеров; кроме того, происходит значительное ухудшение здоровья и качества жизни пенсионеров на фоне очевидно недостаточного для их полноценной жизни размера пенсии, которая носит уравнительный характер, отсутствует зависимость от трудового вклада работника. Объект исследования – пенсионная система РФ. Предмет исследования – особенности развития пенсионной системы РФ. Целью исследования является изучение пенсионной системы в Российской Федерации. Методы исследования: теоретический анализ литературы.

 

Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.012 с.)