Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение .функций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение .функций



Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение функций Содержание профессиональной деятельности

Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект.

С точки зрения психофизиологии содержание профессиональной деятельности анализируется по следующим параметрам:

психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и так далее);

• влияние индивидуально-психологических особенностей человека на
эффективность, надежность, безопасность труда;

психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);

функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и другие) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;

психологические закономерности взаимодействия человека и техники;

• инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка)
процесса создания и эксплуатации новой техники и так далее.

При анализе содержания профессиональной деятельности целесообразно учитывать технико-экономические, социальные, социально-психологические и санитарно-гигиенические характеристики условий труда.


Виды рабочих нагрузок

1. По характеру влияния на здоровье и/или условиям труда (в соответствии с Руководством Р 2.2.755—99 "Гигиенические
критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и
напряженности трудового процесса").

оптимальные нагрузки соответствуют 1-му классу условий труда по тяжести и напряженности, сохраняется здоровье
работников, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности

допустимые нагрузки — соответствуют 2-му классу условий труда, возможные изменения функционального состояния
организма (напряжение, утомление) восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не
оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников

вредные нагрузки — 3-му классу условий труда по факторам тяжести и напряженности, оказывают неблагоприятное действие
(перенапряжение) на организм работников.

По характеру деятельности

•   физическая нагрузка — нагрузка на нервно-мышечную систему и опорно-двигательный аппарат;

•  умственная нагрузка — нагрузка на систему перцепции (органы чувств) или высшие отделы центральной нервной системы.
Независимо от вида нагрузки организм человека отвечает единообразно: изменениями в состоянии здоровья (выражается в

уменьшении физиологических резервов организма и снижении уровня его работоспособности и резистентности).

Физическая нагрузка (ФН) Виды физической нагрузки:

*   1. По характеру работы мышц

динамическая (характеризуется периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц с целью перемещения
тела или отдельных его частей, а также выполнения определенных рабочих действий),

статическая (вид мышечных напряжений, характеризующийся непрерывным сокращением (без изменения длины скелетных
мышц) с целью удержания положения тела или отдельных его частей, а также выполнения определенных трудовых действий
(удержание груза, приложение усилий)

смешанная (статика-динамическая) (встречается практически в любом физическом труде).

2. В зависимости от величины мышечной массы, необходимой для выполнения той или иной работы

локальная работа (нагрузка) — работа, в которой участвует менее 1/3 скелетной мускулатуры; нагрузка ложится
преимущественно на мышцы пальцев, кисти и предплечий.

региональная мышечная работа — работа, в которой участвует от 1/3 до 2/3 массы скелетной мускулатуры с
преимущественной нагрузкой на мышцы рук и плечевого пояса.


общая (глобальная) работа — работа, выполняемая более 2/3 массы скелетной мускулатуры при участии обширных групп ^мышц туловища и конечностей. Общие (глобальные) физические нагрузки, как правило, связаны с приложением значительных усилий, подъемом и перемещением груза, наклонами корпуса, работой в неудобных и вынужденных позах.

В условиях механизированного производства преобладают локальные и региональные работы, которые могут носить как динамический, так и статический характер.

Оценка ФН - тяжесть труда (нагрузка на организм при труде, требующем мышечных усилий и соответственно энергетического обеспечения).

Тяжесть труда определяется рядом показателей, факторов труда при динамической и статической работе:

• величиной поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

• количеством стереотипно повторяющихся движений;

• характером рабочей позы;

• количеством глубоких наклонов корпуса;

• величиной статической нагрузки.
Методы измерения ФН
Показатели ФН

• количество потребляемого кислорода

•   теплоотдача тела
<*

Умственная нагрузка (УН) Виды умственной нагрузки:

По характеру умственного труда:

Исполнительская

Операторская

Операторский труд связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Оператором считают любого человека, работающего в системе "человек — машина", в отличие от системы "человек — человек". У операторов преобладают сенсорные рабочие нагрузки. Для операторских профессий характерна высокая нагрузка на зрительный анализатор, связанная с восприятием малых размеров объектов различения, работа с оптическими приборами, видеодисплейными терминалами: чтение и редактирование буквенной, цифровой и графической информации на экране. Нагрузка на слуховой анализатор зависит от разборчивости слов при наличии слуховых помех. Нагрузка на голосовой аппарат характерна для таких операторских профессий, как телефонисты, авиадиспетчеры.

•   Управленческая

Управленческий труд (руководители предприятий, учреждений, организаций). Профессиографические особенности трудовой ^деятельности руководящих работников свидетельствуют, что в данной группе доминируют факторы, обусловленные чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением материальной значимости и личной ответственности за принятие решения. Современному бизнесмену и руководителю необходима большая совокупность различных качеств (организаторских, деловых, личных), широкий круг знаний экономики, управления, техники, психологии. Эта работа характеризуется нестандартными решениями, нерегулярностью нагрузки, сложными межличностными отношениями, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

•   Творческая

Творческий труд— одна из наиболее сложных форм человеческой деятельности; осуществляется на основе многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации. К группе творческого труда относятся конструкторы, научные работники, архитекторы, писатели, композиторы, артисты, художники. Для такой работы характерны интеллектуальные нагрузки, предусматривающие творческую деятельность, решение сложных задач при отсутствии алгоритма, работу по индивидуальному плану при ненормированном рабочем дне. Творческая деятельность предусматривает использование значительного объема долговременной и оперативной памяти, внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Оценка УН - напряженность труда (нагрузка на организм при труде, требующую интенсивной работы мозга по получению и анализу информации).

Напряженность труда определяется наличием: * • интеллектуальных нагрузок (содержание и характер работы),

• сенсорных нагрузок (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов, время работы с оптическими
приборами),

• эмоциональных нагрузок (степень ответственности за принятое решение)

• монотонных нагрузок

• сменностью труда.

Нормальная эффективность труда — такая степень напряженности в процессе труда, которая при производительном использовании всего рабочего времени, наличии техники и высокой интенсивности труда сопровождается затратами физической и нервной энергии, не только не наносящими ущерба здоровью, но и обеспечивающими нормальное функционирование всех его органов, всестороннее использование и развитие физических и умственных способностей работников.

Наибольшая эффективность труда достигается не при непрерывной работе, а при оптимальном чередовании периодов работы и отдыха, которое устанавливается исходя из изменений кривой работоспособности.

В зависимости от характера трудовой деятельности и глубины развития утомления устанавливается длительность и количество

перерывов на отдых. Обязательным является обеденный перерыв продолжительностью от 30 мин до 1 ч. Наиболее правильным

считается назначение обеденного перерыва в середине рабочего дня. В зависимости от изменения работоспособности человека в

течение рабочей смены должны быть короткие регламентированные перерывы (5—15 мин) на отдых, которые способствуют

улучшению и восстановлению физиологических функций, повышению работоспособности и росту производительности труда. При

2


работах, требующих больших физических усилий, целесообразно введение более редких, но достаточно длительных перерывов (15— 20 мин). При работах с большим нервным напряжением необходимо введение более частых, но коротких перерывов (5—10 мин) 3—4 раза в смену, а при монотонных видах деятельности целесообразно введение коротких (5 мин) перерывов через каждый час работы.

Методы измерения УН

Косвенные показатели УН:

• объем, устойчивость внимания (может быть измерено с помощью психодиагностики, например, корректурной пробы)

• время, необходимое для решения задачи, управления техникой

• уровень напряжения (может быть измерено психодиагностически, например, с помощью опросника нервно-психического
напряжения)

• эмоциональное состояние (может быть измерено с помощью психодиагностики эмоциональных состояний)

• субъективное мнение (субъективные мнения могут быть собраны либо с помощью оценочных шкал, либо посредством
^вопросников (анкет) и/или интервью.)

Самый простой способ поручения субъективной оценки — попросить оператора назвать число на произвольной шкале, обычно от 1 до 7 или от 1 до 100. Словесное описание привязывается к концам шкалы в качестве опорных точек. Хотя точное значение отдельного ответа, например 46, неясно, можно сравнить наборы оценок. Лучшими оценками являются те, которые получены от квалифицированных рабочих непосредственно в процессе их деятельности, но если это затруднительно, приемлемые оценки могут быть даны по памяти.

• объем выполнения основной и второстепенной задачи:

Операторам дается инструкция, в соответствии с которой им следует уделять внимание, прежде всего, основной задаче, а второстепенную решать только в тех случаях, когда это никак не влияет на их способность выполнения основной. Снижение успешности решения второстепенной задачи интерпретируется как свидетельство повышенной рабочей нагрузки, создаваемой основной задачей. Таким образом, если данная второстепенная задача может быть успешно решена в 80% случаев совместно с основной задачей А, но только в 50% случаев с основной задачей Б, делается вывод, что задача Б создает большую рабочую нагрузку

Профессиограмма

Термин "профессиография" происходит от лат. "профессио" - постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. "графо" - пишу.

Понятие "профессиография" включает профессиографическое исследование и его результат — профессиограмму. Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом - профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной деятельности). и

Виды профессиограмм
1.      По цели составления:

• Информационная - - предназначена для профконсультационной работы с оптантами - людьми, стоящими перед
необходимостью выбора профессии - предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко,
обобщенно.

• Диагностическая - производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного
качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. - обеспечивает организацию профессиональной
психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-
психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.

• Прогностическая

Применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо

проектирования профессионального роста и карьеры работников

1. Общая характеристика профессии — история и перспективы развития профессии, социально-экономические условия выполнения

профессиональной деятельности, профессиональная среда

^2. Содержание и объем профессионального поля (профессиональное поле - совокупность трудовых действий, входящих в состав ^определенной профессии, а также нескольких родственных профессий) - характеристика профессионального поля, факторы,

определяющие профессиональное поле, прогноз развития профессионального поля

3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации - уровень профессионального образования,
профессиональная подготовка, повышение квалификации

4. Профессиональная мобильность работника - широта профиля специалиста, уровень ключевых квалификаций, возможности
смены специальности и профессии                                          *

5. Оценка перспективности профессии — профессионально-психологический потенциал личности, профессиональная активность
работника, профессиональное самосовершенствование и карьера

•   Методологическая.

Позволяет подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования

1.Содержание деятельности субъекта труда — виды действий и их характеристика, характер планирования и исполнения работы,
эмоциональные проявления, виды помех на рабочем месте, виды ошибок, травм, брака, возникающих в процессе деятельности

2. Условия труда - санитарно-гигиеническая среда, физическая среда, режим труда, форма оплаты труда и поощрения.

•   Образовательно-ориентированная

»                                                                                   2.    По мере общности:

» Общая — описывает общие основы профессиографирования для всех или группы профессий и как правило носит научный характер, а не прикладной.

• Групповая - исследует и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака.

• Монографическая - описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно и применимо в
рамках моей области исследования.

Формализованная схема профессиограммы (Э. Зеер)

- Социальная и профессиопогическая характеристика профессии

1.Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре

2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность

3. Название рабочего поста.

4. Престиж, имидж,, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе

5. Должностной оклад и его оценка

6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей
^ 7. Необходимое образование

 

8. Диапазон квалификации, а также перспективы служебного и профессионального роста

9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или
опосредованное техническими средствами, характер общения.

 

10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности

11.Частота случаев дисквалификации по профнепригодности

12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, особенности
текучести кадров).

- Психограмма

А. Общая характеристика труда

1.Фотография рабочего дня

2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и т.п.)

3. Влияние условий труда на динамические процессы работы

4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.

5. Психологический анализ ошибочных действий
Б. Требования к психическим процессам

»    1. Психомоторика

рабочая поза, статические и динамические нагрузки; рабочие действия - гностические, приспособительные, исполнительские и т.п.; временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций,


связанных с психомоторикой; требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования; особые требования к психомоторике

2. Сенсорная и перцептивная сферы

чувствительность различных сенсорных модальностей; профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, прсотранственного положения и т.п.; особые требования к сенсорной и перцептивной сферам

3. Профессиональные особенности познавательных процессов

влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности; требования к воспроизводящему или творческому воображению; преобладающие типы мышления (наглядно-действенное, образное, теоретическое-абстрактное, "безлимитное" по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени); особенности принятия решений при выполнении работ; требования к стрессоустойчивости; преобладающий вид памяти, требования к памяти, устойчивости памяти; особенности речи, требования к речи; внимание и его особенности В. Требования к эмоционально-волевой сфере

1.Характеристика преобладающих эмоциональных состояний

2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда

3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере

4. Воля и ее особенности, основная направленность волевого процесса
Г. Типичные психологические состояния процессе труда

 

1.Монотония и утомление

2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание)

3. Другие состояния, свойственные данной профессии

Д. Ансамбли профессионально-значимых качеств (ключевые квалификации)

1.Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность
мотивации.

2. Социально-профессиональная ответственность

3. Оптимизм

4. Внушаемость как желательное или нежелательное свойство личности.

5. Нравственно-психологическая устойчивость.

6. Првфессиональные и инновационные способности

7. Особенности характера

Е. Противопоказания и ограничения

1.последствия ошибок и особые требования к безопасности труда

2. характеристика профнепригодности

3. половозрастные ограничения

4. профессиональные вредности и льготы

5. профессиональные деформации личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принципы профессиографии (по В. Бодрову)

1.Специфичность (конкретность) описания определенной деятельности

2. поэтапность изучения деятельности — процессуальная последовательность сбора и анализа материала (этапы - информационный,
аналитический, синтетический, экспериментальный, результирующий

3. направленность описания - соответствие конкретным целям изучения и конкретной практической задаче

4. селективность (избирательность) объекта изучения — концентрация на специфике субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее
сложных задачах трудового процесса

5. многоуровневость (комплексность) изучения субъектно-объектных взаимосвязей на всех уровнях функционирования системы
деятельности

6. динамичность изучения - с учетом развития субъекта и изменения деятельности

7. системность - изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных компонентов деятельности на всех ее иерархических уровнях

8. идентичность методических приемов и программ изучения и описания -для корректного сравнения профессий

9. использование качественно-количественных методов изучения - взаимное дополнение содержательной и статистической
информации.

Для профессиографического описания профессиональной деятельности и определения ее психограммы для решения задач диагностики и прогнозирования может быть применен комплекс методических приемов:

1. изучение рабочих документов

2. наблюдение за рабочим процессом

3. хронометраж деятельности (опосредованное наблюдение)

4. кино-, фоторегистрция трудового процесса.

5. опрос работников

6. биографический метод

7. анализ ошибочных действий

8. алгоритмический анализ деятельности и др.


РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

*

Работоспособность - способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

На основании совместного анализа данных по соотношению изменений в продуктивности деятельности и в психофизиологических показателях в процессе рабочего дня как для физической, так и умственной деятельности на кривой работоспособности были выделены следующие стадии.

Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение функций Содержание профессиональной деятельности

Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект.

С точки зрения психофизиологии содержание профессиональной деятельности анализируется по следующим параметрам:

психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и так далее);

• влияние индивидуально-психологических особенностей человека на
эффективность, надежность, безопасность труда;

психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);

функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и другие) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;

психологические закономерности взаимодействия человека и техники;

• инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка)
процесса создания и эксплуатации новой техники и так далее.

При анализе содержания профессиональной деятельности целесообразно учитывать технико-экономические, социальные, социально-психологические и санитарно-гигиенические характеристики условий труда.


Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение.функций

Рабочая нагрузка- 1) количественная характеристика труда

2) комплекс факторов, обусловливающих функциональное напряжение организма в процессе труда, включающий средства труда, трудовые действия и условия окружающей среды.

Оценка рабочей нагрузки включает в себя оценку:

1) Длительности труда (количество времени, в течение которого выполняется трудовая деятельность (при непрерывной работе или
при суммарной оценке периодов работы за сутки, неделю, месяц и т. д.).

2) Интенсивности труда (количественная оценка рабочей нагрузки в единицу времени (оценивается по показателям,
характеризующим тяжесть труда и напряженность труда).

Признаки повышенной интенсивности труда'.

• Уменьшение времени на отдых в течение смены, суток, недели

• Повышение физической или умственной нагрузки

• Увеличение скорости рабочих движений

• Уменьшение промежутка свободного времени при переходе от одной операции к другой, от одного движения к другому
(микропаузы). Различают рабочий ритм и рабочий темп.

Рабочий ритм — закономерное чередование во времени отдельных элементов работы и пауз между ними Рабочий темп - число повторяющихся законченных циклов рабочих операций в единицу времени.

При работе в низком темпе длительность выполнения операций колеблется то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения, а разброс двигательных реакций резко возрастает.

* При среднем темпе работы длительность выполнения операции уже через 0,5 ч постепенно снижается на фоне незначительных
изменений временных реакций. Оптимален для работы.

Работа в высоком темпе характеризуется устойчивостью длительности выполнения операций, т. е. видимой ритмичностью, но при этом возрастает вариативность временных интервалов двигательных реакций. При высоком темпе отсутствует период постепенного вхождения в работу.

Заданный темп работы (если он обеспечивает сохранение межоперационных микропауз — 15—18% оперативного времени) оказывает положительное влияние на психофизиологическое состояние работников, способствует ритмизации работы и поддержанию оптимального уровня работоспособности. Для некоторых видов работ и для отдельных работников с учетом их личностных особенностей более предпочтительным оказывается свободно регулируемый темп, что необходимо учитывать в реальных условиях труда.

Виды рабочих нагрузок

1. По характеру влияния на здоровье и/или условиям труда (в соответствии с Руководством Р 2.2.755—99 "Гигиенические
критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и
напряженности трудового процесса").

оптимальные нагрузки соответствуют 1-му классу условий труда по тяжести и напряженности, сохраняется здоровье
работников, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности

допустимые нагрузки — соответствуют 2-му классу условий труда, возможные изменения функционального состояния
организма (напряжение, утомление) восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не
оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников

вредные нагрузки — 3-му классу условий труда по факторам тяжести и напряженности, оказывают неблагоприятное действие
(перенапряжение) на организм работников.

По характеру деятельности

•   физическая нагрузка — нагрузка на нервно-мышечную систему и опорно-двигательный аппарат;

•  умственная нагрузка — нагрузка на систему перцепции (органы чувств) или высшие отделы центральной нервной системы.
Независимо от вида нагрузки организм человека отвечает единообразно: изменениями в состоянии здоровья (выражается в

уменьшении физиологических резервов организма и снижении уровня его работоспособности и резистентности).

Физическая нагрузка (ФН) Виды физической нагрузки:

*   1. По характеру работы мышц

динамическая (характеризуется периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц с целью перемещения
тела или отдельных его частей, а также выполнения определенных рабочих действий),

статическая (вид мышечных напряжений, характеризующийся непрерывным сокращением (без изменения длины скелетных
мышц) с целью удержания положения тела или отдельных его частей, а также выполнения определенных трудовых действий
(удержание груза, приложение усилий)

смешанная (статика-динамическая) (встречается практически в любом физическом труде).

2. В зависимости от величины мышечной массы, необходимой для выполнения той или иной работы

локальная работа (нагрузка) — работа, в которой участвует менее 1/3 скелетной мускулатуры; нагрузка ложится
преимущественно на мышцы пальцев, кисти и предплечий.

региональная мышечная работа — работа, в которой участвует от 1/3 до 2/3 массы скелетной мускулатуры с
преимущественной нагрузкой на мышцы рук и плечевого пояса.


общая (глобальная) работа — работа, выполняемая более 2/3 массы скелетной мускулатуры при участии обширных групп ^мышц туловища и конечностей. Общие (глобальные) физические нагрузки, как правило, связаны с приложением значительных усилий, подъемом и перемещением груза, наклонами корпуса, работой в неудобных и вынужденных позах.

В условиях механизированного производства преобладают локальные и региональные работы, которые могут носить как динамический, так и статический характер.

Оценка ФН - тяжесть труда (нагрузка на организм при труде, требующем мышечных усилий и соответственно энергетического обеспечения).

Тяжесть труда определяется рядом показателей, факторов труда при динамической и статической работе:

• величиной поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

• количеством стереотипно повторяющихся движений;

• характером рабочей позы;

• количеством глубоких наклонов корпуса;

• величиной статической нагрузки.
Методы измерения ФН
Показатели ФН

• количество потребляемого кислорода

•   теплоотдача тела
<*

Умственная нагрузка (УН) Виды умственной нагрузки:

По характеру умственного труда:

Исполнительская

Операторская

Операторский труд связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Оператором считают любого человека, работающего в системе "человек — машина", в отличие от системы "человек — человек". У операторов преобладают сенсорные рабочие нагрузки. Для операторских профессий характерна высокая нагрузка на зрительный анализатор, связанная с восприятием малых размеров объектов различения, работа с оптическими приборами, видеодисплейными терминалами: чтение и редактирование буквенной, цифровой и графической информации на экране. Нагрузка на слуховой анализатор зависит от разборчивости слов при наличии слуховых помех. Нагрузка на голосовой аппарат характерна для таких операторских профессий, как телефонисты, авиадиспетчеры.

•   Управленческая

Управленческий труд (руководители предприятий, учреждений, организаций). Профессиографические особенности трудовой ^деятельности руководящих работников свидетельствуют, что в данной группе доминируют факторы, обусловленные чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением материальной значимости и личной ответственности за принятие решения. Современному бизнесмену и руководителю необходима большая совокупность различных качеств (организаторских, деловых, личных), широкий круг знаний экономики, управления, техники, психологии. Эта работа характеризуется нестандартными решениями, нерегулярностью нагрузки, сложными межличностными отношениями, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

•   Творческая

Творческий труд— одна из наиболее сложных форм человеческой деятельности; осуществляется на основе многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации. К группе творческого труда относятся конструкторы, научные работники, архитекторы, писатели, композиторы, артисты, художники. Для такой работы характерны интеллектуальные нагрузки, предусматривающие творческую деятельность, решение сложных задач при отсутствии алгоритма, работу по индивидуальному плану при ненормированном рабочем дне. Творческая деятельность предусматривает использование значительного объема долговременной и оперативной памяти, внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Оценка УН - напряженность труда (нагрузка на организм при труде, требующую интенсивной работы мозга по получению и анализу информации).

Напряженность труда определяется наличием: * • интеллектуальных нагрузок (содержание и характер работы),

• сенсорных нагрузок (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов, время работы с оптическими
приборами),

• эмоциональных нагрузок (степень ответственности за принятое решение)

• монотонных нагрузок

• сменностью труда.

Нормальная эффективность труда — такая степень напряженности в процессе труда, которая при производительном использовании всего рабочего времени, наличии техники и высокой интенсивности труда сопровождается затратами физической и нервной энергии, не только не наносящими ущерба здоровью, но и обеспечивающими нормальное функционирование всех его органов, всестороннее использование и развитие физических и умственных способностей работников.

Наибольшая эффективность труда достигается не при непрерывной работе, а при оптимальном чередовании периодов работы и отдыха, которое устанавливается исходя из изменений кривой работоспособности.

В зависимости от характера трудовой деятельности и глубины развития утомления устанавливается длительность и количество

перерывов на отдых. Обязательным является обеденный перерыв продолжительностью от 30 мин до 1 ч. Наиболее правильным

считается назначение обеденного перерыва в середине рабочего дня. В зависимости от изменения работоспособности человека в

течение рабочей смены должны быть короткие регламентированные перерывы (5—15 мин) на отдых, которые способствуют

улучшению и восстановлению физиологических функций, повышению работоспособности и росту производительности труда. При

2


работах, требующих больших физических усилий, целесообразно введение более редких, но достаточно длительных перерывов (15— 20 мин). При работах с большим нервным напряжением необходимо введение более частых, но коротких перерывов (5—10 мин) 3—4 раза в смену, а при монотонных видах деятельности целесообразно введение коротких (5 мин) перерывов через каждый час работы.

Методы измерения УН

Косвенные показатели УН:

• объем, устойчивость внимания (может быть измерено с помощью психодиагностики, например, корректурной пробы)

• время, необходимое для решения задачи, управления техникой

• уровень напряжения (может быть измерено психодиагностически, например, с помощью опросника нервно-психического
напряжения)

• эмоциональное состояние (может быть измерено с помощью психодиагностики эмоциональных состояний)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.129 с.)