Основные опасения, испытываемые бедными женщинами из бедных городских семей (Тихонова Н.Е., 2003) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные опасения, испытываемые бедными женщинами из бедных городских семей (Тихонова Н.Е., 2003)



  Бедные Достаток выше среднего
1. Потеря здоровья 55,9 57,3
2.Отсутствие средств к существованию 49,2 44,2
3. Теракты и войны 30,8 30,6
4. превращение ребенка в наркомана 30 30,3
5. отсутствие перспектив для детей 30,6 28
6.остаться без работы 29,7 25,7
7. невозможность дать детям хорошее образование 32,4 24,9
8.рост жилищно-коммунальных тарифов 34,5 24,5
9.неясность перспектив на будущее 26,1 21,8
10.одиночество 18,6 18,6
11. ожесточенность в отношениях между людьми 15,3 16,1
12. преступность 16,2 15
13.невозможность получить необходимую медицинскую помощь 17,1 13,9
14.измена любимого человека 11,7 13,5
15. алкоголизм 6,3 11,3
16. не суметь создать или сохранить семью 11,1 11,1
17.старость 6 9,2
18. насилие со стороны кого-то из близких 3,6 3,2
19. нет особых опасений 3,3 4,7

БОГАТЫЕ - СОБСТВЕННОЕ Я (Аргайл М.,1990)

  ОЧЕНЬ БОГАТЫЕ КОНТР. ГРУППА
Время пребывания в хор. настроении в % 77 62
Удовлетворенность жизнью 4,77 3,7
Положительное эмоциональное состояние 15,35 13,97
Отрицательное эмоциональное состояние 4,92 7,65
САМООЦЕНКА 0,66 0,46
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ 0,71 0,55

 

 

  Причины генерирующие бедность различны.

Их можно разбить на несколько групп:

1. Психологические (качества человека, его способности, умения и т. д.)

2. Социальные (положение в обществе, семейное положение)

3. Экономические (политика государства)

4. Ситуационные (успех, неудача)

Психологические теории бедности предоставляют разноречивый материал, однако авторы отдельных публикаций и обзоров выделяют все же некоторые «константы» психологического портрета людей, которые демонстрируют объективную или субъективную переживаемую бедность (человек воспринимает себя как бедного).

Рассмотрим эти устойчивые характеристики бедных:

1. Временная константа: у бедных выражена текущая ориентация и кратковременные виды на будущее, т.е. временная ориентация не представлена как способность личности откладывать удовлетворение своих желаний (отложить текущие менее ценные цели во имя достижения более поздних, но более важных).

2. Пространственная константа: с бедностью чаще сочетается внешний локус контроля, т. е. человек считает, что события его жизни управляются случаем, удачей, более сильными личностями или силами, неподвластными его пониманию, а не обусловлены собственным поведением.

3. Энергетическая константа: слабо выражено стремление к успеху, нет преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудач (люди больше боятся поражений, разочарований, чем желают успеха).

4. Информационная константа: обладание наиболее полной информацией в определенной области, в нашем случае информацией в области действительных причин бедности и богатства, повышает уверенность в себе и, соответственно самооценку. Слабая информированность приводит к снижению самооценки (так же к снижению чувства собственного достоинства, уверенности в себе). [Дейнеко О. Экономическая психология. — М., 2002, с.112-113]

 

Локус контроля и экономические стратегии поведения

Выделяется четыре типа стратегий поведения в зависимости от различного сравнительного уровня развития внешней и внутренней причинности:

· «Рационализм» как примерно равное сочетание интернальных и экстернальных предпочтений в деятельности,

· «Авантюризм» как явное предпочтение интернальных предпочтений с заметной девальвацией субъектом значимости внешних факторов, влияющих на результаты деятельности,

· «Фатализм» как преобладание экстернальных предпочтений в ущерб внутренне причинным установкам и действиям,

· «Инфантилизм» как снижение активности в целом по причине мотивационного вакуума, развивающегося в условиях снижения как внутренней, так и внешней причинности.

Внутренний локус контроля

Так, студенты предвыпускных курсов университета информатики и радиоэлектроники демонстрируют признаки стратегии «фаталиста». Для них характерна ориентация на внешнюю среду как в оценке причин бедности и богатства, так по результатам стандартной методики. Это может быть обусловлено востребованностью приобретаемых ими профессий. Таким образом, студенты предвыпускных курсов университета информатики и радиоэлектроники делают ставку на запросы внешней среды. Их успех или неудача в профессиональном плане могут зависеть от колебаний на рынке труда.

Студентов предвыпускных курсов экономического университета можно охарактеризовать как «рационалистов», т.к. по всем индикаторам они занимают средние позиции.

Примечательно, что это единственная из всех экспериментальных группа, которая получает профессиональное экономическое образование, что делает их своего рода экспертами в вопросах причин бедности и богатства. Можно предположить, что в силу получаемого экономического образования и специфики своей будущей профессиональной деятельности важные события своей жизни они оценивают и как результат воздействия сил извне и как результат собственных усилий. Иными словами, результат рациональной оценки.

Студенты-психологи предвыпускных курсов педагогического университета демонстрируют склонность к «авантюристским» типам поведения, что проявляется в сравнительно более высоких показателях интернальности по методике Роттера, более интернальном восприятии причин бедности и богатства. Они считают, что сами добились всего хорошего, что происходит в их жизни. Студентам-психологам присуща склонность обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Можно предположить, что причиной этому является тот факт, что они более чем остальные испытуемые информированы в области личностных ресурсов. Их отличительная черта — направленность вовнутрь. Можно предположить, что они в будущем будут проявлять склонность переоценивать свой вклад в события, происходящие в их жизни. Возможно, это повлияет на их большую склонность к риску.

 

Исследование материального благосостояния населения города Новосибирска было проведено Т.Ю.Богомоловой, В.С.Тапилиной и А.Р.Михеевой в январе 1991 г., т. е. фактически на «выходе» страны в рыночную экономику и поэтому может рассматриваться как точка отсчета при анализе дальнейших изменений в этой области.

Одним из направлений этого исследования было исследование восприятия причин богатства респондентами. Респондентам был задан вопрос: Что обеспечивает в анализируемый период наибольшие возможности для достижения благополучия? По мнению респондентов, это, во-первых, высокие заработки, большие доходы (62%); во-вторых, место работ, обеспечивающее возможность приобретения товаров и услуг (46%); в третьих, связи, знакомства с нужными людьми (44%); в-четвертых, высокое служебное положение, большая должность (36%).

1. В распределении ответов респондентов на этот вопрос проявилось и «черная мета» того времени. Ни добросовестный труд на своем рабочем месте (6% ответивших), ни особые заслуги перед обществом, знания, награды (2%), ни высшее образование (0,3%) не считаются и не являются каналами, обеспечивающими наибольшие возможности для достижения материального благосостояния. В качестве одного из магистральных путей к благосостоянию (22%) респонденты отметили «Высокое социальное положение родителей», 12% — «происхождение из зажиточной семьи». Исследование так же показало, что наряду с собственными усилиями респондента в достижении высоких материальных статусов значим и вклад социального происхождения. На инициативность, умение добиваться своего уповают 14% респондентов. Наибольшая доля социальных оптимистов среди студентов (46%), работников кооперативов и малых предприятий (26%). [Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Михеева А.Р. Социальная структура: неравенство в материальном благосостоянии — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН. — 1992, с. 76-78]

Таблица 1.
Мнения опрошенных о наибольших возможностях достижения материального благосостояния, %



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.008 с.)