Производственная физическая культура (ПФК), цель, задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственная физическая культура (ПФК), цель, задачи



Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Форма и содержание ПФК определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Задачи ПФК:

• подготовить организм к оптимальному включению в работу;

• поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

• проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов работ;

• профилактика возможного влияния на человека неблагоприятных факторов профессионального труда.

Методические основы ПФК

Основа ПФК – теория активного отдыха. И. М. Сеченов доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее во время активного отдыха, когда движения выполняются другими, неутомленными частями тела.

Методика ПФК находится в зависимости не только от характера и содержания труда, но имеет «контрастный» характер:

• чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

• чем меньше в процесс труда включены большие мышечные группы, тем больше они подключаются в процесс ПФК;

• чем больше эмоциональное и умственное напряжение в процессе труда, тем меньше оно должно быть в разнообразных средствах ПФК.

Формы, методы, средства ПФК

При выборе средств и методов ПФК важно учитывать:

• условия труда (рабочая поза, разнообразие движений, загруженность отдельных функциональных систем);

• динамику, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца, года.

ПФК в рабочее время реализуется через формы

При построении комплексов производственной гимнастики необходимо учитывать:

рабочую позу, положение туловища;

рабочие движения;

характер трудовой деятельности;

степень и характер усталости по субъективным показателям;

возможные отклонения в здоровье;

санитарно-гигиеническое состояние места занятий.

Вводная гимнастика (ВГ)

 ВГ проводится до начала работы, состоит из 5-8 общеразвивающих и специальных упражнений и занимает 5-7 мин.

Цель вводной гимнастики – активизировать функции организма, играющие ведущую роль при выполнении работы.

Вводная гимнастика позволяет:

• легче включиться в рабочий ритм;

• сократить период врабатывания;

• увеличить эффективность в начале рабочего дня;

• снизить отрицательное воздействие резкой нагрузки в начале рабочего дня.

Вводная гимнастика включает специальные упражнения, по своей структуре и характеру имитирующие рабочие действия.

Методика вводной гимнастики

Типовая схема вводной гимнастики (разработана ведущим специалистом производственной гимнастики Л. Н. Нифонтовой):

• упражнения организующего характера;

• упражнения для мышц туловища, рук, ног;

• упражнения общего воздействия;

• упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами; • специальные упражнения.

Вводная гимнастика (ВГ) при различной форме труда

При тяжелом физическом труде комплекс ВГ включает простые по координации движения динамического характера, вовлекающие в работу различные мышечные группы. Нагрузка увеличивается постепенно. При работе средней тяжести включаются динамические упражнения с широкой амплитудой для групп мышц, незадействованных в работе. Максимальная нагрузка приходится на середину комплекса. При работе с малыми физическими нагрузками, но с большой концентрацией внимания, интенсивным умственным трудом рекомендуются комбинированные динамические упражнения на различные мышечные группы. Максимум нагрузки приходится на первую треть комплекса.

При работе в неблагоприятных условиях труда рекомендуются упражнения профилактической направленности ( например, при работе с постоянным наклоном туловища вперед необходимы упражнения, укрепляющие осанку).

Правила вводной гимнастики

Для ВГ используют упражнения с возрастающим темпом движений.

При выполнении комплекса ВГ необходимо соблюдать правила:

• нагрузка посильна и приятна;

• создается легкое тонизирующее состояние основных работающих мышц;

• конец комплекса ВГ снимает излишнее возбуждение и настраивает на предстоящую работу;

• после выполнения комплекса ВГ не должно возникать желания отдохнуть.

Физкультурная пауза

Физкультпауза проводится для активного отдыха, предупреждения или ослабления утомления в течение рабочего дня. Комплекс состоит из  7-8 упражнения, выполняемых за 5-10 мин.

Место физкультпаузы зависит от продолжительности рабочего дня, динамики работоспособности. При обычном 7-8 ч. Рабочем дне рекомендуется проводить 2 физкультпаузы: через 2-2.5 ч. После начала работы и за 1-1.5 ч. До ее окончания.

Задачи физкультпаузы: дать дополнительную нагрузку на системы организма, не принимающие активного участия в работе, и снять напряжения с систем организма, утомленных работой (однообразные виды труда, малая двигательная активность). Примеры физкультпауз для профессий, связанных с работой на компьютере в Приложении 9.

Физкультминутк а – индивидуальная форма кратковременного отдыха для локального воздействия на утомленные группы мышц (2-3 упражнения по 1-2 мин. Несколько раз в течение рабочего дня). Выполняются упражнения именно тогда, когда работник ощущает потребность в кратковременном отдыхе. Упражнения связаны чаще всего с:

• выпрямлением спины и отведением плеч назад,

• выпрямлением ног в положении сидя, смена позы, 

• упражнения в расслаблении, восстановительные позы, 

• наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук, ног,

• маховые движения, вращения головой, плечами, 

• элементы массажа.

Микропаузы активного отдыха

Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультминутках. Микропаузы – самая короткая форма производственной гимнастики – 20-30 секунд.

Цель микропауз – ослабить общее и локальное утомление.

Используются упражнения:

• на напряжение и расслабление мышц;

• для нормального мозгового и периферического кровообращения (напр. Упражнения при утомлении глаз);

• приемы самомассажа;

ППФП в режиме рабочего дня

Специальная психофизическая подготовка к профессиональной деятельности может осуществляться как на стадии профессионального обучения, так и дополнительно уже в режиме рабочего времени.

Некоторые виды работ (геодезисты, геологи, альпинисты, подводники) требуют специальной непосредственной подготовки специалистов. Эта подготовка облегчает задачу эффективного и безопасного выполнения достаточно узких профессиональных задач, она включается в рабочее время исполнителя.

Подобные виды ППФП целесообразно проводить именно на производстве, а не в вузе, т.к. просто нерационально готовить всех студентов факультета к редким профессиональным видам работ.

Примерная схема УГГ (для работников умственного труда):

• активизирующие упражнения (ходьба, медленный бег, потягивание);

• упражнения, активизирующие деятельность сердца (махи, выпады);

• упражнения для дыхания, мозгового кровообращения (вращение, наклоны головы, туловища, повороты);

• упражнения на силу;

• упражнения на гибкость;

• упражнения на брюшной пресс;

• упражнения для ног (приседания, прыжки);

• упражнения на расслабление и восстановление дыхания (ходьба с движением рук).

Специально направленные физические упражнения имеют повышенную нагрузку и профессиональную направленность.

 Занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв

В обеденный перерыв (особенно при «сидячей» работе) необходимо значительно увеличить объем двигательной активности за счет прогулки, пробежки, игры. Хорошие результаты дает игра в обеденный перерыв в настольный теннис (по экспериментальным данным частота пульса у квалифицированных спортсменов за игру достигает 200 уд/мин.).

Попутная тренировка – это индивидуальное использование дополнительной физической нагрузки в обычных условиях труда и быта. Это следующие формы:

• пешее передвижение (вместо езды на транспорте) на работу и обратно;

• подъём по лестничным маршам (вместо лифта), эскалаторам метро; • разные бытовые и хозяйственные работы: уборка квартиры, работа на приусадебном участке; изометрические упражнения на отдельные группы мышц.

Дополнительные средства повышения работоспособности:

• разнообразные тренажёры (включая тренажеры с профессиональной направленностью);

• массажёры (для восстановления);

• водно-тепловые процедуры     (душевые установки с дождевым, восходящим, контрастным и др. вариантами; подводный массаж, русская баня, сауна);

• музыкальное сопровождение;

• комнаты психологической разгрузки (аудио, видео эффекты, специальные кресла);

• аэрация воздуха (запахи цветов, трав, хвойного леса, скошенного сена и др.).

 

3.2. ЛИЧНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К ТРУДУ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ НАДЁЖНОСТИ

Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях

обусловлена влиянием современной технологизации труда и быта на жизнедеятельность человека; медики обращают внимание на основные факторы, отрицательно влияющие не только на здоровье человека, но и на его профессиональную работоспособность: детренированность организма из-за недостаточной двигательной активности; напряженное эмоциональное состояние в условиях повседневного труда; неблагоприятное влияние внешней среды.

Профилактикой негативных профессиональных факторов занимаются в том числе и специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения работоспособности (например, изучают высокий уровень подготовленности космонавтов, выдающиеся достижения спортсменов). Этот опыт применения средств физической культуры важно использовать при подготовке молодежи к современному труду.

Современное производство изменило структуру труда: уменьшило долю простого физического труда; темп, ритм труда задает теперь не сам человек, а технология производства; объектом усилий человека становятся все усложняющиеся машины, автоматизированные системы; значительно повышена ответственность работника; повышена требовательность к чувствительно-двигательной сфере (устойчивость внимания, быстрота и точность реакции и др.); специалисты высокой квалификации руководят высококвалифицированными людьми (по статистике, именно работа с людьми утомляет больше всего). Все этотребует специальной психофизической подготовленности средствами физической культуры.Спортивные игры, единоборства и др. виды спорта моделируют разнообразные жизненные ситуации взаимодействия людей, здесь развиваются не только физические качества, но и психологические свойства личности, способствующие лучшей адаптации людей в коллективе, выполнению роли лидера, руководителя.

Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание ППФП будущего специалиста обусловлено двумя факторами: постоянным преобразованием производства, изменением ориентиров в экономике и политике. Такая смена требует, как разносторонних способностей, так и хорошей физической подготовленности, которую можно достичь в процессе ППФП. Узкая специализация труда, при которой достигается значительная экономическая эффективность, как правило, делает труд монотонным, увеличивает число профессиональных заболеваний.

ППФП в подобной ситуации способствует профилактике профессиональных заболеваний, снятию утомления; более быстрому освоению смежных специальностей. Физиологические границы интенсивности труда человека весьма эластичны и могут изменяться под влиянием средств физической культуры. У занимающихся физической культурой и ведущих активный образжизни уровень функциональных возможностей организма, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Эти люди обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий.

Обеспечение психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда

     Слабая физическая подготовленность неблагоприятно влияет как на учебный труд студента, так и на выполнение требований учебной и производственной практики, таких выпускников вуза часто нельзя использовать по специальности на разных участках производства, проявляется также их недостаточная профессиональная «отдача», вынужденная смена профессии, что приводит к экономическим и моральным издержкам.

Проблема ППФП является наиболее актуальной именно в вузе.Студент должен заблаговременно подготовить себя к избранной профессии, развить те физические и психические качества, которые определят его психофизическую надежность и успех в будущей профессии. Понятие «качество специалиста» включает не только знания и умения в профессии, но и психофизическую надежность, которая зависит от уровня физической подготовленности.

Цель ППФП: психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Она достигается, когда создана готовность: к ускоренному профессиональному обучению; к достижению высокопроизводительного труда; к обеспечению профессионального долголетия; использованию активного отдыха для восстановления работоспособности.

Место ППФП в физическом воспитании студентов.

ППФП осуществляется на базе ОФП, которая является основой дисциплины «Физическая культура» в вузе. Соотношение ОФП и ППФП может меняться в зависимости от профессии. Например, для гуманитариев (1 вариант) хорошая ОФП почти достаточна для подготовки к профессии, в др. случаях – летный состав авиации и др.(2 вариант) – ОФП не может обеспечить подготовку к профессии, необходима специальная ППФП. Уровень ППФП контролируется специальными нормативами. Обычно, эти нормативы отличаются у студентов разных факультетов, курсов. Оценка уровня ППФП входит в комплексную оценку по дисциплине «Физическая культура» наряду с оценкой за теоретические знания и ОФП.

Основные факторы, определяющие содержание ППФП

 Для определения ППФП составляется профессиограмма специалиста, т. е. тот объём и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, психофизических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности. 

Каждая профессиограмма включаетследующие разделы

Презентация профессии 

Тип и класс профессии 

Содержание деятельности 

Требования к знаниям и умениям специалиста 

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Условия труда 

Медицинские противопоказания 

Базовое образование 

Пути получения профессии 

Области применения профессии 

Перспективы карьерного роста 

Профессиональные заболевания

Профессия – вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации) и может служить источником дохода. Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности (предмет труда). Класс профессии указывает на степень сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса: алгоритмический (исполнительский) и творческий (эвристический). 

Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП: индивидуальные особенности будущих специалистов игеографо-климатические условия региона, где предстоит работать.Успешность подготовки к профессии зависит от физиологической и психологической пригодности к профессии, т. е. от индивидуальных способностей, поэтому усилия и время для освоения ППФП у каждого свои. Важно ориентироваться и на возрастные изменения организма человека. Наиболее продуктивный возраст для ППФП от 18 до 35 лет. Продуктивную работу в географо-климатических условиях можно достичь повышенной устойчивостью к холоду, жаре, солнечной радиации, температурным колебаниям и т. д. средствами закаливания, выполнением гигиенических мероприятий.

Профессиональное здоровье выпускников вузов можно представить в виде системы, основными структурными компонентами которой являются клинический, психический и физический статус, обусловливающие уровень функционального состояния, психических и физических качеств, устойчивость выпускников вузов к факторам труда и надежность их деятельности. Таким образом, концепция профессионального здоровья у студентов приводит к необходимости комплексного подхода, который объединяет следующие основные направления:

1) оценку состояния здоровья, влияние на нее профессиональной деятельности, острых, кумулятивных и отдаленных последствий влияния профессиональной деятельности;

2) оценку надежности профессиональной деятельности;

3) изучение уровня мотивационной сферы, духовного и социального благополучия.

В результате интегральная оценка профессионального здоровья должна представлять собой совокупность результатов по всем направлениям и не может быть удовлетворительной при неблагополучии даже одной из позиций, являющихся компонентами профессионального здоровья.

Профессиональное долголетие

Профессионально важные качества

Функциональное состояние (динамическая компонента)

Высокий уровень обучения и подготовки

Надежность и безопасность деятельности

Профессиональное здоровье

Клинический (генотипический) статус

Функциональные резервы

Биологический возраст (базовая компонента)

Так, биологический возрастявляется базовой составляющей системы здоровья студентов и имеет тесную связь с клиническим статусом и профессиональным долголетием. Количественным выражением динамики биологического возраста служат функциональные резервы организма человека. В понятии биологического возраста возрастные изменения физиологических систем конкретного организма сопоставляются со средними популяционными данными. Биологический возраст человека не всегда может совпадать с хронологическим (или паспортным) возрастом, определяемым от рождения до момента регистрации.Концепция биологического возраста имеет определенные ограничения прогностических возможностей, но на ее основе определяется стратегия предупреждения и восстановления наиболее вероятностных или уже наступивших изменений в организме людей. Высокая интенсификация профессиональной деятельности и биологическая агрессивность внешних факторов приводят к более раннему биологическому старению людей. Динамической компонентой профессионального здоровья выпускников вузов являются их функциональное состояние, которое обусловливает успешноеосуществление профессиональной деятельности. Профессиональное здоровье людей следует рассматривать как совокупность многих параметров функциональной системы, призванных обеспечить высокую надежность и профессиональное долголетие специалистов в процессе осуществления профессиональной деятельности в системе «человек – машина». Профессиональное здоровье обеспечивает профессиональное долголетие людей – временной интервал биологического возраста с момента обучения и овладения профессией до времени его выхода на пенсию по возрасту или дисквалификации по состоянию здоровья.

Профессиональное долголетие – это характеристика генетически детер- минированного и эволюционного процесса нормально протекающего биологического старения людей в конкретной социально-экономической формации.

Под «функциональными резервами» людей, определяющими основу функционального состояния, понимается функциональная система, объединяющая психофизиологические резервы, резервы вегетативных функций и резервные возможности регуляторных систем организма. Количественная оценка функциональных резервов определяется в связи с тем, насколько их уровень и объём обеспечивают эффективность и безопасность деятельности и, по существу, оцениваются и прогнозируются функциональные резервы профессиональной работоспособности людей. Однако остается достаточно много места для разночтений состояний, занимающих промежуточное положение между здоровьем и болезнью. Однако следует заметить, что все они представляют собой определенные переживания, жизненные трудности, кризис, неудачу, стресс и т.д. Поэтому, являясь предметом забот и тревог человека, эти психические дезадаптации могут трансформироваться в болезнь. Подобные состояния требуют проведения психопрофилактической помощи. Помощь психолога, специалиста по оздоровительной физической культуре здесь бывает более предпочтительна, чем врача. Устойчивость людей к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности, является интегративным качеством личности с таким сочетанием эмоциональных, волевых и нравственных компонентов, которое способствует успешному решению сложных и ответственных задач в экстремальной обстановке, без значительного отрицательного влияния на самочувствие и работоспособность. Анализ представленных факторов риска возникновения состояний дезадаптации личности у людей позволяет проводить более целенаправленные профилактические мероприятия с использованием средств оздоровительной физической культуры. Таким образом, можно заключить, что профессиональное здоровье представляет собой некий достаточный уровень функционального состояния организма, позволяющий осуществлять трудовую деятельность в усложнённых и экстремальных условиях. При этом здоровьесберегающее поведение играет главную роль в сохранении и поддержании здоровья людей. Поэтому необходимым являются мероприятия по формированию навыков здоровьесберегающего поведения у студентов в процессе их обучения в высших учебных заведениях. На наш взгляд, это позволит обеспечить высокий уровень работоспособности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.038 с.)