Отношения с Западом. Судьба договоров СНВ-1 и СНВ-2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения с Западом. Судьба договоров СНВ-1 и СНВ-2



В конце 1991 – начале 1992 гг. Президент России выступил с внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что ядерные ракеты не направлены на территорию США. Во время визита Ельцина в США в 1992 году была подписана Кэмп-Дэвидская декларация об окончании «холодной войны» и заявлено, что «Россия США не рассматривают друг друга как потенциальных противников».

В 1992 – 1995 гг. развитие отношений со странами Запада шло в русле глобальной политики, проводившейся США и НАТО. Влияние страны в мире продолжало падать. Бывшие восточноевропейские союзники заявили о желании вступить в НАТО.

В этот период произошло несколько встреч президентов США и РФ, подписаны десятки договоров и соглашений, среди которых договор ОСНВ-2 (январь 1993 года), предусматривающий, что к 2003 году ядерные силы двух стран должны быть сокращены до уровня 1/3 от договора ОСНВ-1.

В то же время российско-американские отношения развивались на фоне экономического оживления в США и глубокого кризиса в России. Валовой национальный продукт (ВНП) в США составлял в 1994 году более 6 трлн. долл., тогда как в России он не превышал 800 млрд. долл. У России не было ресурсов, чтобы продолжать играть роль сверхдержавы, что отражалось на ее международном статусе.

В феврале 1996 года Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Смысл этого мероприятия заключался в получении поддержки европейских государств при интеграции нашей страны в мировую экономику.

Особое место в двухсторонних отношениях занимал вопрос о ядерных вооружениях, в частности о вступлении в силу договора СНВ-1. после распада Союза ядерное оружие оказалось на территории Украины, Белоруссии и Казахстана, что должно было превратить двухсторонний договор в многосторонний. В мае 1993 года в Лиссабоне руководители этих стран подписали протокол, которым гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории.

Россия, США, Казахстан и Белоруссия ратифицировали договор, но Украина потребовала дополнительных гарантий своей безопасности. В январе 1994 года в Москве президенты США, России и Украины приняли трехстороннее заявление, в котором дали соответствующие гарантии Украине. После этого договор СНВ-1 вступил в силу 5 декабря 1994 года.

Договор ОСНВ-2, подписанный Ельциным в 1993 году, предусматривал помимо ограничения числа боеголовок, изменение структуры ядерных сил России: уничтожение МБР шахтного базирования – основу ядерных сил страны (в США – основа – МБР морского базирования), а также запрещение использования разделяющихся головных частей индивидуального наведения на наземных ракетах (но не на морских, по которым у США был перевес). Эти односторонние уступки привели к радикальному изменению соотношения ядерной мощи в пользу Америки, что вызвало отрицательную реакцию российского парламента.

Вместе с тем в 1993 году в США действовало около 300 законодательных ограничений на торговлю с Россией, ограничивавших, главным образом, доступ к высоким технологиям.

Расширение НАТО на Восток

Вопрос о расширении НАТО стоял еще с 1991 года по инициативе стран Восточной Европы.

В 1993 году, находясь с визитом в Варшаве, Ельцин подписал российско-польскую декларацию, где говорилось, что решение Польши вступить в НАТО не противоречит интересам России. Подобные заявления были сделаны Ельциным в Чехии и Словакии.

В январе 1994 года совет НАТО одобрил предложенную США программу «Партнерство ради мира», рассматривавшуюся как альтернативу восточному расширению альянса. И Россия и почти все бывшие республики СССР присоединились к ней. Но это не остановило процесс расширения НАТО.

В мае 1997 года в Париже был подписан договор между Россией и странами НАТО об особом партнерстве, а спустя несколько месяцев лидеры России (Ельцин), Франции (Президент Жак Ширак) и Германии (канцлер Гельмут Коль) начали диалог об укреплении партнерства.

В июне того же года лидеры стран «большой семерки» приняли решение о создании «большой восьмерки», включив туда Россию.

На фоне позитивных сдвигов во взаимоотношениях с другими странами, оставались и явления, тормозившие их развитие. Только в 1999 году органами российской контрразведки на территории нашей страны была пресечена противоправная деятельность 65 кадровых сотрудников иностранных спецслужб и организаций, а также предотвращены попытки 30 российских граждан передать иностранным разведкам сведения секретного характера.

Ощутимые изменения во внешней политике России – рост ее самостоятельности стал наблюдаться с 1996 года, когда МИД возглавил бывший руководитель службы внешней разведки Е. Примаков. Уже в феврале Россия заявила об отказе от санкций в отношении боснийских сербов, что было поддержано и другими странами – в октябре Совет Безопасности ООН отменил экономические санкции против Югославии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.004 с.)