Значение решений собора в истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение решений собора в истории



Уния между католической и православной церквами 1439 года как попытка объединения христианских церквей Востока и Запада потерпела полную неудачу, еще более глубоко разделив христиан на православных и католиков. Тем не менее, в одной локальной области — на территории Украины и Белоруссии, тогда принадлежащих Великому Княжеству Литовскому, — это соглашение на много лет определило развитие христианской церкви.

Для России главное последствие унии — обретение автокефалии. Руководствуясь тем, что «Царьград», то есть Константинополь, пошел на поводу у «латинян», «схизматиков», «еретиков», Москва решила отринуть духовное окормление Византии, тем более, что это государство вскоре прекратило свое существование, а престол ее Патриарха утратил влияние. В результате московский митрополит был поставлен без благословения Константинополя, а православная церковь Руси разделилась на две митрополии с центрами в Москве и Киеве.

Если Киев остался верен «колыбели православия», хоть и пребывающей под пятой турок, то Москва принялась из года в год публиковать произведения своих богословов, бичуя «греческих перебежчиков» и прославляя стойкость и непреклонность в вере московских князей.

В случае с Киевской митрополией все было сложнее. Вплоть до начала XVI века римские понтифики принимали прямое участие в ее делах, назначая в соответствии с Флорентийскими соглашениями митрополитов. В условиях, когда и Константинопольский униатский патриарх жил в Риме, статус Киевской епархии пребывал в подвешенном состоянии.

Митрополиты несколько десятилетий не признавали обстоятельства, что документы, на основании которых достигнуто примирение церквей, уже не действуют ни в глазах Рима, ни в глазах Константинополя, ставшего Стамбулом. И лишь более чем через полвека после Собора, ставшего началом унии, они убедились, что высшие католические иерархи Польши и Великого Княжества Литовского считают ее утратившей всякое значение.

Только через полтора столетия Брестская уния 1596 года возродила дух и принципы своей предшественницы, но уже на локальном, а не общецерковном уровне.

 

Реформация в Европе

 

Реформация — церковно-социальное движение ХVI века в Европе против католической церкви, в котором борьба за религиозные идеалы переплелась с классовой борьбой крестьянства и зарождающейся буржуазии с феодалами. Стала катализатором распада феодального общества и возникновения зачаточных форм капитализма

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов:

 

— Католический универсализм отрицал национальность

— Теократическая идея давила государство

— Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия

— Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу

— Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя

— Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали

— Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии

— Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину — налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями

— Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением

— Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам

— Изобретение книгопечатания

— Открытие Америки

— Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви

В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

 

1520-е годы — Германия

1525 — Пруссия, Ливония

1530-е годы — Англия

1536 — Дания

1536 — Норвегия

1540 — Исландия

1527-1544 — Швеция

1518-1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева

1520-1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм

1550-е — Франция: кальвинизм

1540-1560-е годы — Нидерланды

 

Деятели Реформации

Мартин Лютер (1483–1546) — Германия

Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия

Ганс Таусен (1494–1561) — Дания

Олаус Петри (1493–1552) — Швеция

Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария

Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария

Томас Кранмер (1489–1556) — Англия

Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия

Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция

Г. Брисонне (1470-1534) — Франция

М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия

Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.009 с.)