Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Течения и направления в литературе и искусстве
«Серебряный век» - эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, давшая беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков и т.д. В литературе под влиянием эстетики и философских воззрений Вл. Соловьева складывается символизм – направление в искусстве, главными элементами которого были, по мнению Д. Мережковского, «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Это был своеобразный вызов критическому реализму. Как направление символизм оформляется с появлением стихов Константина Бальмонта «В безбрежности» и «Тишина». В 1894-1895 гг. Валерий Брюсов издает сборник «Русские символисты», куда, кроме произведений вышеуказанных авторов, вошли творения Федора Сологуба, Зинаиды Гиппиус и др. Они объединяются вокруг журнала «Мир искусства». В начале века внутри символистов раскол в связи с появлением «младосимволистов»: Александра Блока, Андрея Белого (Бориса Бугаева), Вячеслава Иванова, ориентировавшихся на национальные традиции, идеи народности, веры в особую миссию России. Александр Блок был кумиром молодежи, его нравственные идеалы были связаны с революционным брожением в стране. Образовалось два течения: «петербургское» (Мережковский и Иванов) с религиозно-мистической ориентацией и «московское» (Брюсов и Белый), склонное к философским обобщениям. Объединяло их то, что все они считали: искусство должно служить пробуждению мифологического – единственно истинного сознания, ибо оно объединяет человечество на основе этого сознания. К 1909 году символизм как направление распадается в связи с оторванностью от реальности и изменением теоретических установок авторов: Мережковский и Гиппиус занимают все более консервативные позиции, углубляясь в мистику (декаданс), Блок и Белый эволюционизируют в сторону осмысления «вечных» тем: любви, смерти, обличения уродливого мира, обращения к историческому прошлому. Октябрьскую революцию Д. Мережковский и его жена З. Гиппиус приняли как событие, похоронившее культуру России, а в своей родине они увидели «царство Антихриста». Акмеизм ( или адамизм) (греч.-«расцвет») – возврат к материальным образам, принятие мира, какой есть, требование ясности, гармонии, заявил о себе в 1912 году с выходом журнала «Гиперборей» и сборника 1913г. «Цех поэтов». Главным центром акмеистов стал журнал «Аполлон». Теоретики – Николай Гумилев и Сергей Городецкий. К ним примкнули Анна Ахматова, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам и др. Для их творчества характерны гуманизм, художественная зоркость, психологическая глубина, затаенная жертвенность. Особенно это ярко проявилось в творчестве А. Ахматовой (1889-1966). Её муж и основатель акмеизма Николай Гумилев трагически погиб – обвинен в заговоре против Советской власти и расстрелян в 1921 году.
Футуризм (кубофутуризм) (лат.«будущее») – полное неприятие существующих порядков, традиций, создание принципиально нового языка – своеобразный бунт против респектабельного буржуазного миросозерцания, заявил о себе сборником 1912 года «Пощёчина общественному вкусу», куда вошли опусы Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Бурлюка и др. Их парадоксальное сознание и мышление было стремлением к созданию «своей» формы выражения новой знаковой системы (язык, цвет, звук) и надеждой на гибель дряхлеющего общества. Этим объясняются их многочисленные «Манифесты» и призывы «сбросить с парохода современности» Пушкина, Достоевского, Толстого. Видный русский поэт Игорь Северянин (Лотарев), которого Александр Блок называл «поэтом открытой души» стал признанным лидером провозглашенного им эгофутуризма. Противоречивую позицию по отношению к новым веяниям занимали писатели-реалисты: Максим Горький (для некоторых произведений которого характерен неоромантизм), Иван Бунин, Александр Куприн, Лев Толстой. В начале века усиливаются сатирические начала в литературе. В журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» работали талантливые сатирики: Саша Чёрный (Александр Гликберг), Аркадий Аверченко, Тэффи (Надежда Лохвицкая). Появляется новое течение в литературе – пролетарское. Писатели Подъячев, Вольнов, Шкулев, поэты Радин, Коц, Демьян Бедный выступали на страницах большевистских газет с актуальными публицистическими заметками. Крестьянскими поэтами – продолжателями традиций Кольцова и Никитина были Борис Клюев, Сергей Есенин.
В изобразительном искусстве реалистические традиции русской культуры продолжают И. Репин, В. Серов, А. и В. Васнецовы и др. Главной тенденцией творчества становится обращение к истокам национальной самобытности. И.Е Репин с 1909 по 1916 г. пишет множество портретов: П.А. Столыпина, Л.Н. Толстого и др. С 1917 г. художник оказался в эмиграции, отказавшись вернуться в Россию после получения Финляндией независимости. На рубеже веков появляется историко-бытовой жанр. Художники этого направления А. Рябушкин («Русские женщины 17 столетия в церки», «Свадебный поезд в Москве 17 века»), А.В. Васнецов («Улица в Китай-городе. Начало 17 века»), М. Нестеров ( «Видение отроку Варфоломею»). Заметную роль в развитии русского искусства сыграло направление «Мир искусства», возникшее в Петербурге в конце 19 века. В 1897-1898 гг. Сергей Дягилев организовал и провел в Москве 3 выставки, а в 1899 г. создал вышеуказанный журнал, давший название направлению. Вокруг журнала объединились художники Н. Бенуа (версальские версии), К. Сомов («Эхо прошедшего времени», «Осмеянный поцелуй»), Е. Лансере («Никольский рынок в Петербурге»), Б. Кустодиев («Купчиха»), З. Серебрякова («Пьеро/Автопортрет в костюме Пьеро») идр.Главной особенностью «мироискуссников» был универсализм. Они выступали и как критики, и как искусствоведы, театральные режиссеры, декораторы, писатели. Значительное влияние на них оказал символизм, что проявилось в создании «надмирного «искусства, создание «новых реальностей». В форме искусствоведческих статей они призывали создать идеальное искусство – художественный синтез всех направлений. Русский авангард стал особым явлением общественной жизни. Абстракционисты (лат.-«удаление,отвлечение») В. Кандинский, К. Малевич ниспровергли традиционное художественное мышление, провозгласили асоциальность, абсолютизацию творческого «Я». Для Малевича характерен трагизм «немоты» («Черный квадрат»). Он родоначальник такого направления как супрематизм – беспредметность, внеземное измерение. Кандинский в своих живописных «импровизациях» стремился выразить духовные абсолюты в соответствии с глубинами психики. Импрессионисты В. Серов («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»), К. Коровин («Париж», «Сирень»), И. Левитан («Березовая роща», «Март»)стремились в своем творчестве к отражению реального мира в его изменчивости через мимолетное впечатление. Главная идея русских импрессионистов – внутренняя замкнутость и абсолютная свобода художника. Экспрессионизм, т.е. отражение духовного мира человека через его эмоции, мысли, настроение представлены в литературных произведениях Леонида Андреева («Царь Голод»).Родоначальником модернизма («нового стиля») в России можно считать М. Врубеля. Художник почти никогда не обращался к бытовому жанру, а обращал свой интерес к «вечным» героям – Демону («Демон сидящий», «Демон поверженный»), Пророку, Фаусту. Культ красоты был для него религией, с которой граничила другая крайность – отчаяние и тоска. В творчестве В. Борисова-Мусатова наблюдается переход от импрессионизма к постимпрессионизму («Майские цветы», «Призраки», «Весна»). Художники, исповедовавшие близкие взгляды на искусство, объединялись для совместных выставок: 1907 г. – «Голубая роза»: выставлены работысимволистов П. Кузнецова («Мираж в степи»), М. Сарьяна («Финиковая пальма»), К. Петрова-Водкина, для которых характерны туманно-мистические мотивы и поэзия бытия Востока, а картина Константина Петрова-Водкина «Купание красного коня» как бы предвосхищала приход революции;
1910 г. – «Бубновый валет»: выставка работ постимпрессионистов и кубистов П. Кончаловского, И. Машкова, Р.Фалька («У пианино»)и др., где главная мысль – деформация натуры, материально-чувственная выразительность предметного мира. В 1910 г. в живописи зарождается примитивистская тенденция, связанная со слиянием стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки. Представители этого направления М. Ларионов («Отдыхающий солдат»), Н. Гончарова («Мытье холста»), М. Шагал («Венчание»), П. Филонов («Восток и запад»), Большую роль имели контакты с западным искусством, частые поездки русских в Париж с выставками, организованными меценатами Морозовым, Мамонтовым, Рябушинским. В 1909 году начались гастроли русского балета – «Русские сезоны Дягилева», который до этого безуспешно пытался пропагандировать новые формы в искусстве, но именно балет, с его точки зрения, был лучшим проповедником этих идей: объединение музыки, живописи, пантомимы и танца делало его, балет, понятным для зрителей любой страны. Имена великих танцовщиков – Вацлава Нежинского, Сержа Лифаря и балерины Анны Павловой знали все почитатели этого вида искусства. Театр приобретает в конце Х1Х века новое качество: он становится художественно-общедоступным. Главный жанр – сценический реализм. В 1898 году Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко основывают Московский художественный академический театр (МХАТ), где воплощают в жизнь принципы реалистического искусства. В 1902 году из театра уходит Всеволод Мейерхольд, пропагандирующий символизм с помощью созданного им метаморфического театра. Лучшие музыкальные традиции продолжаются в Мариинском и Большом театрах. Здесь работали Ф. Шаляпин, Л. Собинов, Н. Нежданова. Музыка. В начале века продолжает свою работу композитор Н.А. Римский-Корсаков, создавший оперы-сказки «Сказка о царе Салтане» (1900г.) и «Золотой петушок» (1907 г.). В творчестве молодых композиторов чувствуется усиление интереса к философско-эстетическим проблемам (С. Рахманинов – опера «Алеко», А. Скрябин – «Божественная поэма», И. Стравинский – балеты «Жар-птица» и «Весна священная»). А. Скрябин и И. Стравинскийстремились к новому сочетанию музыкальных форм и цвета и положили начало цветомузыке.
В архитектуре главным стилем становится модерн – соединение реального и идеального, красоты и практичности, что проявляется в архитектуре особняков, доходных домов для обеспеченных людей. Характерные черты этого стиля: свободная планировка, использование при отделке витражей и мозаики с растительным орнаментом. В модерне выделяется несколько направлений. Неорусский стиль, ориентирующийся на древнерусское и народное искусство. Характерной чертой данного направления является контраст внешнего облика и назначения здания. Лучшие образцы – здание Ярославского вокзала в Москве, построенное в 1903 г. архитектором Ф. Шехтелем, здание Казанского вокзала, построенное в 1913-1924 гг. архитектором А. Щусевым, здание Третьяковской галереи, построенное В.М. Васнецовым. Для любителей классики в архитектуре предназначался неоклассицизм с его стилизацией под старину (усадьба Липки, построенная архитектором Жолтовским). Еще одним направлением модерна был предконструктивизм (Торговый дом Московского купеческого общества, построенный Ф. Шехтелем). Происходит подлинный переворот в строительстве – появляются новые строительные материалы: железобетон и металлоконструкции. Скульптура попадает под сильное влияние импрессионизма. Представителями этого направления были П. Трубецкой (бюст Л.Н. Толстого, памятник Александру Третьему), Д. Андреев (памятник Гоголю в Москве). Но были и скульпторы, стремящиеся найти свое место в искусстве. Таким был С. Коненков, для которого характерно многообразие стилей и жанров («Самсон, разрывающий узы» и «Рабочий-боевик»). Кино. Начало века – это появление нового вида искусства – кинематографа. С 1903 года в России стали появляться первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914 г. их было около 4 тыс. В 1908 году была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 году – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1914 году в России было около 30 кинофирм. Появляются деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов. Несомненной заслугой кинематографа, в отличие от других видов искусств, была его доступность для всех слоев населения. «Серебряный век» - сложный и противоречивый взлет культуры, положивший начало созданию культуры нового типа, где отсутствовало господствующее направление, но, к сожалению, в очень скором времени и произведения и их авторы оказались, в основном, вне России – в эмиграции.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.012 с.) |