Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность общественных организаций и церкви
Это было заметное и интересное явление русской жизни. Появляется большое количество организаций, имеющих разную направленность: - благотворительные: «Организация покровительства беспризорным детям», «Организация дневных приютов для детей рабочих», «Попечительство слепых» и т.п. Были организации помощи бывшим заключенным, бедным, инвалидам и т.д. Благотворительность положительно сказывалась на нравственной обстановке в обществе; - спортивные: яхт-клубы, теннисные, рабочие спортклубы. Особенно массовый характер приобрело катание на коньках, особенно после того, как Николай Панин-Коломёнкин в 1908 году принес России первую золотую олимпийскую медаль в фигурном катании; - молодежные: «Всероссийский гимназический союз», «Всероссийский союз семинаристов», организации бойскаутов и «соколов» способствовали росту общественной активности подрастающего поколения; - женские: «Союз русских хозяек», «Союз равноправия женщин» боролись за эмансипацию женщин, принимали активное участие в общественной жизни; - союзы специалистов интеллектуального труда сосредотачивали внимание на профессиональных проблемах. В декабре 1913 г. в Петербурге состоялся Первый учительский съезд (присутствовало 7 тыс. делегатов), где обсуждались проблемы развития образования. Церковь принимала активное участие в жизни страны: занималась просветительской и благотворительной деятельностью, охраной памятников культуры, развитием философской науки (Сергей Булгаков и Павел Флоренский). При этом, на вооружение взят принцип веротерпимости (но в рамках христианства). Несмотря на «столыпинскую реакцию» в России сложились предпосылки для формирования гражданского общества. Подъем общественной активности и экономический подъем позволяли надеяться на экономический и политический расцвет страны. В русской культуре произошел значительный взлет, что и позволило назвать этот период ее развития «серебряным веком». Вместе с тем все острее вставал вопрос о выборе, а точнее, выработке новой общенациональной идеологии.
Положение в либеральном движении Третьеиюньский государственный переворот и «новый курс» Столыпина привел к организационному кризису всех политических сил страны. Революционная эйфория закончилась, партийные ряды стали таять. Либералы оказались в довольно сложном положении. Кадеты еще во Второй думе подчеркивали свою приверженность интересам государства и голосовали за увеличение расходов на тюрьмы. Октябристы вообще поддержали действия правительства 3 июня 1907 года и объявили о союзе со Столыпиным, но союз оказался непрочным, т.к. Гучков постоянно критиковал придворные круги и самого премьера. В этих условиях либералы занялись поиском новой общенациональной идеологии, которая должна была сменить «уваровскую трехчленку».
1909 г. – выход сборника «Вехи» - сборник статей философов С. Булгакова, Н. Бердяева, С. Франка, экономиста П. Струве, историка М. Гершензона и др.: - общая идея: глубокая и искренняя любовь к России, ее истории, потрясение хаосом 1905 г., стремление предотвратить его в будущем; - страна вступила на буржуазный путь развития, который при ответственном поведении самой буржуазии, может стать плодотворным для России; - государство должно быть надклассовым, правовым и историческим, способным не допустить социального взрыва; - большинство интеллигенции заражено утопическими идеями социального равенства, не признающими права как такового. Идолопоклонство заменило служение истине. Обвинение во всех бедах в адрес правительства – позиция самая удобная, но и самая опасная, т.к. провоцирует низы на борьбу с ним, в ходе которой сгинет и сама интеллигенция; - власть охраняет интеллигенцию от «ярости народной», поэтому порядки надо сохранять. Революционный путь развития губителен. Это был духовный манифест российского либерального консерватизма, имевший скандальный успех и множество откликов как справа так и слева. Милюков, Ковалевский и др. («контрвеховцы») издали сборник «Интеллигенция России»: интеллигенция – достойнейшая часть русского общества, способная осуществлять власть и обеспечить ее единство с народом. Д. Мережковский предсказывал торжество «грядущего хама» и сравнивал интеллигенцию с рабочей лошадью, а «веховцев» с мужиком, забивающим ее насмерть. Эсеры в статье «Вехи», как знамение времени» обличали существующую власть, обвиняли «веховцев» в предательстве народного дела.
В.И. Ленин назвал «Вехи» «энциклопедией либерального ренегатства» и «ведром помоев, вылитых на голову революции». Никто не хотел замечать, что эта полемика никак не пресекалась властью, что само по себе разрушало стереотип ее жестокости. К «веховцам» примыкали приверженцы философско-религиозного и нравственного учения Л.Н. Толстого, т.н. «этического христианского анархизма». Идеи толстовства сформулированы в религиозно-философских сочинениях Л.Н. Толстого «Церковь и государство»(1879), «Исследование догматического богословия»(1880) и др. Главные черты толстовства: - опора на принципы Евангелия (или по Толстому на «чистое учение Христа») – 5 основных заповедей: не гневись, не блуди, не клянись, не противься злому, не воюй; - отрицание всякого насилия; - разумное отношение к идее Бога. Высшим законом для человечества Толстой и его последователи считали любовь, а основной заповедью «непротивление злу насилием». Толстовцы отрицали право, государство, собственность. Единственный путь преобразования общества – религиозно-нравственное усовершенствование: «Люди, познавшие истину, должны убедить возможно большее число других людей в том, как необходимо образование; путем отказа в повиновении (отказа от несения военной службы, от присяги, от участия в суде присяжных и т.д.) будут уничтожены право, государство, собственность, и установлен новый порядок вещей». Толстовство стало определенной альтернативой революционным теориям6 революционеры борются с правительством, а толстовцы не борются, а изнутри разрушают его основы. Толстовцы предприняли попытку распространения своих идей в рабочей среде, но безуспешно. Слабость этой идеологии в том, что это, по выражению Н. Бердяева, «призыв в никуда». Слабостью и «веховцев» и толстовцев было отсутствие позитивной программы, за что их критиковали и правые и левые.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.005 с.) |