Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование революционной ситуации в 1901-1904 гг.
В начале ХХ века в России сложилась 3-я революционная ситуация. - финансовая политика самодержавия в конце 19 века в значительной степени базировалась на иностранных займах, что привело в начале 20 века к обострению финансового положения страны: сумма платежей по иностранным займам оказалась выше суммы импорта капиталов, и деньги уходили из страны. Налогообложение достигло критической точки и, в результате, сбор налогов отставал от роста государственных расходов. В 1904 году правительство сделало новые займы, произвело рост косвенных налогов, что вызвало недовольство в стране; - кризис аграрной политики имел объективную основу – господство помещичьего землевладения, что усугубляло положение деревни: падала платежеспособность из-за попадания крестьян в долговую кабалу; росли недоимки (в 1871-1875 гг. – 29 млн.руб., в 1891-1900 гг. – 119 млн.руб.); аграрное перенаселение составляло 23 млн.человек, что привело к малоземелью, особенно в центральных губерниях России; крестьяне не имели возможности совершенствовать агрикультуру; - острая борьба за министерские посты объяснялась неспособностью Николая Второго разбираться в людях. После убийства В.К. Плеве наиболее вероятной кандидатурой была кандидатура С.Ю. Витте, но из-за неприязни царской четы к «опасному масону», МВД в течение 1,5 месяцев было без министра; б) обострение выше обычного нужды и бедствий народа - крестьянство: неурожаи 1891,1902 гг. усугубляли проблему перенаселения деревни, экономический кризис 1899-1903 гг. привел к прекращению оттока сельского населения в города, начавшаяся русско-японская война вела к росту налогов; - рабочий класс: раннекапиталистические формы найма (натуральная плата), огромный рынок свободной рабочей силы (угроза увольнения), тяжелые условия труда и низкая зарплата (в 1902-1904 гг. на оборонных предприятиях работала специальная комиссия, которая установила, что уровень зарплаты настолько низок, что сносно жить рабочие не имеют возможности), из-за неурожая 1902г. выросли цены на продукты питания; в) революционный подъем масс - рабочий класс: к началу ХХ века произошли качественные изменения в рабочем классе. 1)Сформировалось основное ядро индустриального рабочего класса, шел процесс соединения рабочего движения с социализмом. Если в 1880-е годы рабочие составляли 15% арестованных за общественную деятельность, то в 1901-1904 гг. – 50%; 2) рабочее движение становится массовым – в 1901-1904 гг. ежегодно бастовало 125-170 тыс.чел., несмотря на кризис и войну; 3) борьба рабочих приобретала всероссийский характер: были волнения в 69 губерниях, прошел ряд всеобщих стачек: в 1902 году стачка в Ростове-на-Дону в масштабе города, в 1903 году всеобщая стачка на юге России (началась в Баку, затем в Тифлис, Батум, Одессу, Киев, Харьков, участвовало 200 тыс.чел., были посланы войска); 4) меняется характер и формы борьбы рабочих: появляются требования: 8-часового рабочего дня, празднования 1 Мая, политических свобод (за 1901-1904гг. – 7% стачек – политические).Это было связано с трудностью проведения экономических стачек в период кризиса, систематическим вмешательством правительства на стороне хозяев (что позволяло рабочим оценить его классовый характер)(в 1901 году – «Обуховская оборона»: во время стачки на Обуховском военном заводе в Питере, в которой участвовало 3,5 тыс.чел., рабочие вступили в схватку с полицией; в 1903 году – столкновения в Златоусте – расстреляна рабочая депутация из 60 человек), агитацией революционных демократов (в 1900 году в Харькове – «майские дни»: десятитысячная демонстрация под красными знаменами под руководством социал-демократов); 5) появляется партия рабочего класса – РСДРП;
- крестьянство: в начале ХХ века пассивно. Но в 1902 г. произошла «пугачевщина» в Левобережной Украине - волнения в Полтавской и Харьковской губерниях, во время которых было разгромлено 56 помещичьих имений, имущество и скот растащены. Против крестьян посланы войска – бунтовщики биты розгами, но у крестьян был достаточно высок запас ненависти, что привело к покушению на руководителя карательной экспедиции князя Оболенского. В 1901-1904 гг. – 670 волнений, что объяснялось неурожаем, ростом налогов и эсеровской пропагандой; - солдаты: считались главной опорой режима. В 1901-1904 гг. – около 100 солдатских выступлений, которые были следствием борьбы крестьян и рабочих, а также воздействием революционной пропаганды;
- демократическая интеллигенция и учащаяся молодежь выступали довольно активно. В 1899 году – всеобщая студенческая забастовка в связи с выходом Временных правил об отдаче непокорных студентов в армию (студентов даже не пугала перспектива быть отправленными в солдаты). Система высшего образования была парализована на 3 месяца. В 1900 году студентом Карповичем, исключенным из университета, был убит министр народного просвещения Боголепов, а 19 февраля 1901 года прошла совместная демонстрация рабочих и студентов. Действия студентов поддерживали деятели культуры – Л.Н. Толстой, А.М. Горький, В.Г. Короленко; - национально- освободительное движение проявилось в Финляндии (требование независимости), Закавказье и Сибири (буряты и алтайцы). Уровень крестьянского, солдатско-матросского и студенческого движения был гораздо ниже уровня движения промышленных рабочих. Третья революционная ситуация в России отличалась от предыдущих: - самодержавие имело не столь широкую социальную базу, - революционное движение было оформлено в политические партии, - не существовало альтернативного пути развития, кроме широких демократических реформ, - Россия была настоящим «узлом» противоречий, что делало революцию неизбежной, хотя правительство искало выход из тупика.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.006 с.) |