Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития культуры народов России
Во второй половине века получили развитие те культурные процессы, которые начались в его начале, а также имели место в самой России. На Украине в начале 50-60-х гг. стали возникать «воскресные школы», которые организовывал профессор Киевского университета В.В. Павлов. Его поддерживал Н.И. Пирогов, который был в то время попечителем Киевского учебного округа. Для этих школ (в 1862 году их было 67) Т.Г. Шевченко написал и издал «Букварь южнорусский». По закону 1876 года было запрещено преподавать в школах на украинском языке, что затормозило процесс распространения грамотности. В художественном творчестве продолжателями дела Шевченко стали писатели Марко Вовчок, И.Я. Франко, Леся Украинка. Развивался украинский национальный театр, для которого писали пьесы И. Кпрпенко-Карый (1845 – 1907 гг.) («Бурлачка», «Наймичка» и др.), М. Кропивницкий. Были заложены и основы украинской национальной музыки. Оперы выдающегося композитора М.В. Лысенко (1842 – 1912 гг.) («Тарас Бульба», «Наталка Полтавка») имели огромный успех. В 1863 году в Петербурге была поставлена опера ученика Глинки С.С. Гулак-Артемовского (1813 – 1873 гг.) «Запорожец за Дунаем», в основу которой легли мелодии украинских народных песен. В то же время зародилась и буржуазно-националистическая культура, имеющая явно антирусскую направленность (П. Кулиш – роман «Черная рада»). В Белоруссии из лиц, окончивших университеты России, формировалась национальная интеллигенция. Крупными писателями и общественными деятелями были К.С. Калиновский, Янко Лучина (И. Неслуховский), В. Дунин-Марцинкович. В Прибалтике значительную роль в развитии просвещения и культуры играло немецкое население. Однако складывалась и местная интеллигенция. Выпускниками Петербургского университета были великий латышский поэт Ян Райнис и видный революционер Петр Стучка. Эстонский ученый-языковед М. Веске работал в Казанском университете. Культура народов Кавказа испытывала благотворное влияние общественного подъема в стране. В грузинской литературе большую роль играли писатели Акакий и Георгий Церетели. На литературное поприще вступил, став знаменитым, писатель и поэт Важа Пшавела. В 1851 году в Тифлисе был открыт оперный театр с русской труппой. В эти же годы композитор М. Баланчивадзе создал первую грузинскую оперу «Коварная Тамара».
В армянской литературе последователями Налбандяна стали Ованес Туманян (1869 – 1923 гг.), А Ширванадзе и др. в Тифлисе усилиями классика – драматурга Г. Сундукяна (1825 – 1912 гг.) был открыт первый армянский театр, который позже переехал в Эривань. В деле развития просвещения среди армян значительную роль сыграли Лазаревский институт восточных языков в Москве (открыт на средства богатой армянской семьи Лазаревых) и Нерсесянское училище в Тифлисе. В Азербайджане вместе с М. Ахундовым вел большую просветительскую работу публицист, критик и педагог Г. Зардаби (Меликов), основавший азербайджанский театр. Главным итогом культурного подъема в Закавказье было создание национальной интеллигенции. Возникают просветительские и научные общества, новые учебные заведения. Издавались газеты и журналы на родных языках. Молдавская культура испытала влияние декабристов, Пушкина, украинской и румынской литератур. Идеи просветительства пропагандировали и претворяли в жизнь писатели-демократы Василе Александри и Михаил Эминеску. Жизнь молдавского села описал в своих книгах Ион Крянге. В Кишиневе открылись театр, учебные заведения, возникли различные общества. Развитие культур народов Средней Азии шло под влиянием ислама и русской культуры. Большое значение имело использование богатого наследия, отразившегося в народном фольклоре, национальном песенном творчестве народных поэтов-акынов.
Россия на рубеже веков
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.007 с.) |