Особенности нравственного и умственного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности нравственного и умственного воспитания



Воспитание для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».

Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни.

С тревогой наблюдая картины бездуховности в окружающей жизни, он писал: «Мне кажется, что общество болеет страшной болезнью - девальвацией человеческих ценностей»

По сути, речь идет либо об отсутствии, либо о слабом развитии духовно-нравственной культуры учащихся. Но духовности и нравственности нельзя научить. Она «внутри» каждого человека. «Чувства - это плоть, кровь и сердце моральной убежденности: без чувств нравственность превращается в сухие слова, способные воспитать лицемеров». Поэтому процесс нравственного воспитания личности рассматривался им как «воспитание чувств человека, чтобы добрые поступки воспитанников основывались на этих чувствах».

Из контекста его произведений как бы «высвечиваются» четыре бинарных (т.е. парных, взаимосвязанных) чувства: совесть - стыд, долг - ответственность (перед Родиной, другими людьми, самим собой). Все другие нравственные чувства, в том числе и гуманные, так или иначе, основываются на определенном уровне развития совести, стыда, долга и ответственности. Подлинное мастерство воспитания, считал павлышский педагог, состоит в развитии нравственных чувств у ребенка таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу, и испытывал от этого радость.

Важное значение в этом процессе имеют дошкольный и младший школьный возраст. «Упустить младший возраст, - писал В.А. Сухомлинский, - значит, упустить все». «Детство и отрочество должны стать школой доброты, сердечности, чуткости. Только при этом условии в сердце человека будет вся гамма добрых чувств».

Сухомлинский указывал на важность для развития нравственных чувств такой особенности младшего возраста, как повышенная эмоциональная восприимчивость детей: «У маленьких детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями». Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств - сочувствия, сострадания, отзывчивости.

Другой особенностью этих возрастных периодов является конкретность восприятия моральных норм, «когда нравственные понятия доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядной очевидности морального смысла того, что он видит и делает». Поэтому именно в младшем возрасте в Павлышской школе начиналось проведение этических бесед, разъяснение «общечеловеческих норм нравственности», которые раскрывались перед детьми в яркой и эмоциональной форме. «Создание добра для людей начинается с заботы ребенка о красоте», -- писал В.А. Сухомлинский, подчеркивая, что «эстетические чувства в младшем возрасте -- один из самых богатых источников чувств моральных».

Реализуя на практике идеи гуманистического воспитания, В.А. Сухомлинский разработал творческие подходы к методике этого процесса, которые в значительной мере предвосхитили тенденции современной гуманистической педагогики.

По Сухомлинский, умственное воспитание - это "приобретения знаний и формирования научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработки культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике". (Выбор. Произведения. В 5-ти т. М.: Сов. Школа, 1979-1980.- Т.4.-с.214).

Умственное воспитание происходит в процессе приобретения знаний, но не сводится лишь к их накоплению. Знания должны стать убеждениями личности, ее духовным богатством, влиять на идейные взгляды, результаты деятельности человека, на его гражданскую активность и интересы.

Важнейшим средством умственного воспитания является обучение, в процессе которого происходит умственное развитие.

В. Сухомлинский считает, что умственное воспитание невозможно без специального, спланированного, постоянного развития умственных сил и способностей детей. Этой работой Василий Александрович руководил более 20 лет, учителя начинали ее за два года до поступления детей-в школу, причем параллельно с процессом изучения мышления ребенка, дискретности его мозга, способности "думать о своих мыслях".

С целью улучшения дискретности мозга ребенка в Павлышской школе проводят специальные уроки мышления. С 5 до 10 лет детям нужно открывать больше непонятного, интересного. Чем больше непонятного, тем ярче интерес. У ребенка возникает много "почему?". В такие моменты "ребенок думает, наблюдая, и наблюдает, думая" (т1, с.106).

Большая роль в умственном воспитании предоставлялась сказкам, "Казка- это свежий ветер, раздувает огонек детской мысли и речи", - писал В. А. Сухомлинский (т.н., с.34). Уже на четвертом месяце существования "школы радости" в Павлыше было создано комнату сказок, в которой детская фантазия была неисчерпаемой. Каждый предмет в ней рожал фантастическую воображение. Детское воображение начинала играть, глаза загорались, плавная речь текла потоком.

В умственном воспитании Сухомлинский место отводил рисованию, черчению, музыке, творчестве. Уже через неделю после занятий в "школе радости" Василий Александрович предложил детям принести альбом и карандаши для рисования. Дети садились удобно на лужайке школьной усадьбы, самостоятельно выбирали объекты для рисования. В рисунках на полную силу проявлялась детская фантазия, что пробуждала мнение. На уроках изобразительного искусства, советовал В. Сухомлинский, нужно не только учить детей законам пропорции, перспективы, пение размерности, но и давать простор для воображения, не ломать детской речи сказочного видения мира.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Другой идеал воспитания -- труд как основа воспитания нового человека - в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогической мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием. Системе трудового воспитания в сельской школе была посвящена кандидатская диссертация Сухомлинского (1955 г.). В течение последующих пятнадцати лет эта система непрерывно совершенствовалась, обеспечивала учащимся все большие возможности для удовлетворения своих трудовых интересов и склонностей, самореализации и самоопределения, подготовки к профессиональной деятельности.

Главное же заключалось в том, что педагогически организованный труд выступал ничем не заменимым средством воспитания. «Что означает идея: труд - основа всестороннего гармонического развития? В практической работе с детьми и подростками это означает, что от труда идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию, к становлению идейной, гражданской основы личности».

Сухомлинский высоко оценивал возможности трудового воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов. Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных воспитательных задач прежде всего потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством.

С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. “Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений”.

Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.005 с.)